Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:26, контрольная работа
Северные земли, омываемые Баренцевым и Белым морями, стали осваиваться в глубокой древности. К первобытному периоду обычно относят каменный век (20-25 тысячелетий до наших дней – V-IV тысячелетия до Р.Х.) и эпоху раннего металла (III-I тысячелетия до Р.Х.). Постепенно на смену палеолита, мезолита, неолита и бронзового века пришли железный век (середина I тысячелетия до Р.Х. - середина I тысячелетия по Р.Х.) и раннее средневековье (после 500 г.).
Северные земли, омываемые Баренцевым и Белым морями, стали осваиваться в глубокой древности. К первобытному периоду обычно относят каменный век (20-25 тысячелетий до наших дней – V-IV тысячелетия до Р.Х.) и эпоху раннего металла (III-I тысячелетия до Р.Х.). Постепенно на смену палеолита, мезолита, неолита и бронзового века пришли железный век (середина I тысячелетия до Р.Х. - середина I тысячелетия по Р.Х.) и раннее средневековье (после 500 г.).
Хозяйство первобытных времен Севера характеризовалось примечательным фактором - выходом древних охотников, рыболовов и собирателей на морское и океаническое побережье. Отдельные группы людей проникли даже на острова морей Северного Ледовитого океана.
Суровый климат и неплодородные
земли отнюдь не способствовали созданию
необходимых условий для
Постепенно сложилось
языческое мировоззрение
Некоторые археологические находки подтверждают, что на определенной ступени развития первобытного общества начали зарождаться религиозные представления. Первобытный человек был бессилен в борьбе с природой. Не умея объяснить природные явления (дождь, гром, наводнение, смерть и т.д.) их действительными причинами, он наделял природу душой и пытался задобрить непонятные ему силы подношением даров, колдовскими заклинаниями и магией.
В представлении первобытного человека его род происходил от того или иного животного (а иногда от рыбы, от растения, даже от камня), и он поклонялся этим изображениям. На Севере обычно были распространены изображения лебедя и утки: и на глиняных горшках (Кубенино, Кузнечиха), и в виде небольших скульптурок из кремня, кости и глины, и, конечно, в наскальных рисунках. Встречаются также изображения животных - лося, тюленя, бурого и белого медведя. Очень интересна фигурка человека с копытами, найденная в Кубенино. Сделанная из рога, она, очевидно, изображала одно из первобытных божеств, «хозяина леса», лесной дух, которого почитал суеверный охотник эпохи неолита. В эпоху бронзы и раннего железа на Севере появляются идолы. Например, в Кузомени найден бронзовый идол, а на известняковых стенах Кургинского грота на реке Пинеге «пляшущих человечков» - изображения тех же идолов и божеств.
С религиозными верованиями связаны древние могильники. На территории Архангельской области известно лишь несколько захоронений в Кубенинской стоянке. Умерших хоронили в земле, а в погребальную яму клали то, что могло пригодиться охотникам и рыболовам в потустороннем мире, - орудия труда, керамику и украшения.
На островах Соловецкого архипелага сохранились древние саамские святилища. Археологи обследовали около тридцати каменных лабиринтов, сотни каменных груд и курганов, десятки каменных гряд, дольменов (каменных ящиков) и сейдов (культовых камней). В 1977 году на полуострове Колгуй (Анзерский остров) обнаружен большой саамский могильник. Очевидно, первобытные охотники на лабиринтах проводили различные магические обряды, чтобы обеспечить успех и безопасность морского промысла. В каменных ящиках и каменных грудах, под каменными выкладками хоронили умерших. На святилищах выполняли общие ритуальные пляски2.
Первобытная религия была неразрывно связана с реалиями жизни древних охотников и рыболовов. В своей практической деятельности люди отвоевывали себе у матери-природы одну тайну за другой. Сообща, коллективно преодолевая огромные трудности и жизненные лишения, они осваивали приполярный Север.
Рассмотрев древнейшую историю Поморья, в следующем пункте контрольной работы охарактеризуем колонизацию Севера в XII-XV вв.
В IX–XI вв. началось освоение Севера новгородцами, и к концу XII столетия весь северный край превратился в обширную новгородскую колонию. А с середины XII в. началась и так называемая низовая колонизация, идущая «с низу», из Ростово-Суздальских земель.
Между тем Новгород все больше укреплялся в Заволочье. Из Двинского Поморья новгородцы вывозили «мягкую рухлядь» (меха), «рыбий зуб» (моржовые клыки), шкуры и сало морских зверей, речной жемчуг, красную рыбу (преимущественно семгу), ягоды (в особенности морошку, клюкву и бруснику), соленые и сушеные грибы, пух с птичьих базаров и др. Эти товары пользовались большим спросом не только в Новгороде, но и в Европе и даже в восточных странах.
Новгородцы дорожили своими северными вотчинами и старались закрепить их за собой на вечные времена. Новгородские наместники всячески препятствовали проникновению сюда великокняжеских бояр и тиунов. В договоре (1264 г.) Новгорода с тверским князем Ярославом Ярославичем было недвусмысленно заявлено: «А се волости Новгородские: Вологда, Заволоцье, Колоперемь, Тре, Югра, Печора». Тверской же князь, в свою очередь, обещал «не сбирати» дани с Заволочья, «не владети» там какими-либо землями и не посылать туда «своих людей».3
Земли бассейна рек Северной Двины и Онеги новгородцы нарекли Заволочьем. Это была их вотчина, и чтобы попасть сюда, им приходилось преодолевать целую систему водных и волоковых путей: подниматься по одним рекам, верховья которых близко сходятся с истоками других, переволакивать лодки по суше, иногда десятки километров. Иного пути в лесных глухих дебрях и болотных топях не было.
Издревле
Север представлял собой край
бесконечных, непроходимых лесов, где
продвигаться можно было только водными
путями, а всё развитие этого района
было обусловлено наличием такого природного
рубежа, как водораздел, поделивший
реки Северного и Балтийско-
Дремучие леса Заволочья изобиловали пушным зверем, а реки - рыбой. Поэтому к освоению Северного края с его богатыми пушными, рыбными и соляными промыслами издавна стремились его предприимчивые соседи. Так, уже в XI в. на Двинскую землю началось упорное наступление новгородцев, и к началу XII в., несмотря на сопротивление местного населения, почти весь Северный край превратился в обширную новгородскую колонию4.
Этимология слова не вызывает сомнений: Заволочье - это земли, расположенные «за волоком». По мнению Н.П.Барсова, «волоком обозначался преимущественно лесистый водораздел между северными притоками Волги... с одной стороны и Озерной областью... и Беломорским бассейном с другой»5. Теперь попробуем обозначить территориальные границы легендарного Заволочья. Профессор истории Н.П.Барсов считал, что «бассейны Онеги, Северной Двины, Мезени и Печоры еще в XI в. носили название Заволочье»6.
Историк В.О. Ключевский в территорию Заволочья включал только бассейны рек Онеги и Северной Двины7. Известные специалисты по истории Русского Севера М.М. Богословский и А.Н. Насонов стали считать Заволочьем только земли, расположенные в бассейне Северной Двины и её притоков8.
Историк П.Н. Милюков в своей фундаментальной работе «Очерки по истории русской культуры» пишет о том, что «само понятие «Заволочье»... постепенно отодвигалось вслед за походами новгородских ватаг. Сперва, к середине XI в., так называлась страна за ближайшим «волоком» озерного бассейна; потом – с половины XII в., когда новгородцы стали твёрдой ногой на правом берегу Северной Двины, - это было «Задвинье». Наконец, к середине XIII в. название перешло к Печорскому краю, где упрочилась власть новгородцев над местными инородцами».
Свое мнение
по данной проблеме высказал известный
исследователь истории Севера С. Огородников:
«Как простой географический термин, само
название Заволочья имеет в разные периоды
различное по пространству географическое
значение; может быть, не ошибочно будет
думать и так, что понятие новгородцев
о протяжении Заволочья изменялось и расширялось
по мере того, как они с разных сторон проникали
в эту страну»9. В то
же время многие российские историки игнорировали
тот факт, что Заволочье – не просто какая-то
северная земля, а территориально-
В XIII – XIV вв. название «Заволочье» распространяется и на Нижнее Подвинье, именуемое зачастую Двиной или Двинской землей. В XIV – XV вв. термины «Заволочье» и «Двина» нередко заменяют друг друга, обозначая Двинскую и Важскую земли вместе.
С присоединением Великого Новгорода и его владений к Москве понятие «Заволочье» становится ещё более широким, обозначая Поонежье, Двину с Вагой и земли к востоку от Двины до Печоры.
Название «Заволочье» бытует до XVI в., уступая постепенно более широкому понятию «Поморье», а наименования «Двина» и «Вага» в XVI в. преобразуются в названия уездов10. Далее рассмотрим Поморье в XVI-XVII веках.
3.ПОМОРЬЕ В XVI-XVII ВЕКАХ
Поморье в XVI-XVII веках связано с таким именем, как Афанасий Холмогорский. В 1682 году, в только что учрежденную епархию, был назначен архиепископом Афанасий в миру Алексей Артемьевич Любимов, уроженец Тобольска (1641г.)
Это был довольно грамотный и образованный по тем временам человек, знавший 24 языка. Им была собрана большая библиотека на немецком, греческом, латинском и других языках. Это были, в большинстве, рукописные книги по самым различным областям знаний.
Афанасий не только собирал и обменивался книгами, но и сам сочинял их. Он был активным сподвижником Петра I и ярым поборником его реформ.
Афанасий, например, оказал содействие в строительстве Новодвинской крепости, впоследствии преградившая путь захватчикам. Он покровительствовал и оказывал помощь в снабжении матросов и «работных людей» в Холмогорах и в Архангельске лекарственными снадобьями. Афанасий сам занимался приготовлением лекарств, а его книга, написанная по применению лекарственных трав, нашла применение у тех, кто был грамотным и был заинтересован в оказании помощи больным людям.
С прибытием Афанасия в Холмогоры началось возведение храмов на Севере. Он был организатором, а иногда и архитектором, в их возведении. В 1691 году в Холмогорах был построен Спасо-Преображенский собор. По величию и убранству был самым большим и богатым в то время на всем русском Севере.
О том, что архиепископ
был одним из образованнейших
людей своего времени, говорит и
такой факт. С постройки колокольни
в 1693 году он проводит наблюдения за небесными
светилами с помощью «
По его указанию ежедневно делались отметки о погоде в Холмогорах, записывались события, происходящие в природе. Спрос на «вчерашнюю погоду» не уступает потребности в синоптических прогнозах. Интерес к ней проявляют не только историки, литераторы, кинематографисты чтобы точнее воссоздать картину ушедшей эпохи. Сотни различных организаций страны постоянно запрашивают в Архангельском гидрометцентре сведения о погоде прошлых лет. Этот архив содержит более 250 миллионов наблюдений. Сюда стекаются данные со всех метеостанций русского Севера. Они нужны специалистам многих отраслей народного хозяйства.
Результаты многолетних наблюдений ложатся в основу математических расчетов при проектировании мостов, зданий, линии электропередачи, определения потребности в топливе.
Афанасий был свидетелем интересного явления в природе, описанного в Двинской летописи. «1697 год. Декабря в 20 день, в среду, видно было на небе затемнение. В 4 часу ночи небо как бы отворилось и оттого пламень был и искры сыпались. А видно было то знамение на Холмогорах возле Архиерейского дома, над Курцевскими дворами и над девичьем Успенским монастырем».
Архиепископ Афанасий, известный в литературе как архиепископ Холмогорский и Важский, похоронен в Спасо-Преображенском соборе. Там есть могилы и других архиепископов. Портрет Афанасия можно увидеть, посетив музей изобразительных искусств в Архангельске. Следующим пунктом контрольной работы является рассмотрение Поморья в XVIII веке.
4. ПОМОРЬЕ В XVIII ВЕКЕ
Как известно, в Поморье в XVIII веке произошло большое событие - Северная война. Северная война (1700-1721) - война между Российским царством и Швецией за господство на Балтике. Первым успехом русских в Северной войне стал бой под Архангельском 25 июня 1701 г. Шведский вице-адмирал Эрик Шееблад (Шеблад) разработал план нападения на Архангельск. Этот северный порт имел большое стратегическое значение для России, только через него поддерживались морские торговые связи с Западной Европой. Захват Архангельска позволял лишить Россию подвоза европейских товаров. Карл одобрил этот замысел.