Цвет в интерьере

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:43, реферат

Краткое описание

Цель работы - не столько добиться визуального эффекта, но и воссоздать максимально комфортную ауру для человека.
Задача работы заключается в том, чтобы изучить, как влияют цвета на психику человека и как правильно оформлять интерьер.

Оглавление

Введение
1 Интерьер
1.1 Восприятие цвета
2 Воздействие цвета на человека
2.1 Символика цвета
2.2 Проблемы цвета в интерьере
2.3Цвет в трудовой деятельности
2.4Свойства цвета
3 Особенности оформления интерьеров
4 Виды стилей в современном стиле
5 Современный стиль в интерьере
6 Искусство применения зеркал
7 Знаменитые дизайнеры
Заключение

Файлы: 1 файл

цвет в интерьере.docx

— 58.63 Кб (Скачать)

 

2 Воздействие  цвета на человека

2.1 Символика  цвета

Известны случаи, когда люди жаловались на холод в  помещениях, окрашенных в голубые или темно-зеленые цвета, хотя температура в них была в пределах нормы. После перекраски помещений в светло-оранжевые и красно-желтые тона недовольство пропадало. Темные цвета, как правило, вызывают бодрое настроение - их очень часто называют активными, холодные же, наоборот, успокаивают, их называют пассивными.

Большая интенсивность  цвета, действующая на человека длительное время, утомляет зрение, яркая окраска  надоедает и раздражает. Кроме  того, при синем освещении снижается  острота зрения и скорость зрительного  восприятия, которые повышаются при  желтоватом и белом свете. Выяснено, что в числе условий нормального  функционирования человеческого организма  важную роль играет психофизиологическое воздействие цвета. Суммирующий  результат таких воздействий  обычно проявляется в разной степени  физического и эмоционального состояния, чувстве бодрости или утомления, приподнятости или подавленности. Эмоциональность восприятия в отношении  к цвету проявляется через  его ассоциативное влияние. Связь  определенных явлений и предметов  со своими характерными цветами трансформировалась в сознании человека в определенные чувственные ощущения, возникающие  при восприятии цвета - символа [13]. Так, солнце, огонь - желтый и красный цвета - создавали ощущение тепла и стали "теплыми"; небо, воздух, лед - голубые, синие цвета стали "холодными". На этой основе образовались новые ассоциации: радостный - печальный, легкий - тяжелый, громкий (звучный) - тихий, динамичный - статичный и т.д. Стали устойчивыми оптические иллюзии с отступающими (холодными) и приближающимися (теплыми) цветами [10]. Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека. В этом аспекте установлен ряд закономерностей - по предпочтительности цветового тона, по образной ассоциативности цветов, по гармоничности цветосочетаний. Предпочтительное отношение к определенным цветам заметно проявляется в разных возрастных группах. В общем виде для детей предпочтительны теплые цвета яркой насыщенности (чистый цвет), для взрослых - холодные цвета средней насыщенности и более смешанные, для пожилых - ахроматические цвета пастельных тонов.

Цвет может  успокоить и взволновать, радовать и печалить. Цветом можно лечить, вызвать чувства голода и холода, легкости и тяжести [11].

2.2 Проблемы цвета  в интерьере

Проблемы, связанные  с использованием цвета в интерьере, можно условно разделить на функциональные, эстетические и композиционно-художественные. На цветовое решение влияет ряд факторов: назначения помещения, его размеры и конфигурация, освещенность и ориентация, продолжительность пребывания человека в помещении. Полихромия интерьера должна отвечать утилитарно-технологическим требованиям и психологическому комфорту человека. Психологический комфорт человека складывается из комфортных условий зрительной работы и комфортных условий функциональной организации пространства.

Комфортность  зрительной работы определяется цветом объекта наблюдения и цветом фона. Рабочее место имеет две разновидности  фона: плоский, расположенный рядом с объектом рабочего внимания, и пространственный, созданный компонентами ближайшего окружения. Цветовая характеристика плоского фона определяется при создании рабочего места, а цветовая характеристика пространственного фона является компенсатором утомляющего действия цвета на рабочем месте. Комфортность функциональной организации процесса в интерьере зависит от такого цветового решения, при котором снижается физическая утомляемость, активизируется психологический настрой и повышается эмоциональный тонус. Цветовое решение может компенсировать также неблагоприятный микроклимат помещения, улучшить санитарно-гигиенические условия и ориентацию в пространстве. В зависимости от пространственной ориентации помещения на север или юг используется либо теплые, либо холодные цвета. Применение светлых цветовых тонов обеспечивает поддержание санитарно-гигиенических условий, связанных с чистотой помещения. Цветом обеспечивается удобство ориентации в пространстве с помощью цветового выделения функциональных зон - путей комуникационного движения, технологических групп с определенным процессом.

Продолжительность пребывания человека в помещении  зависят от его производительной деятельности, которая может сопровождаться побочными вредностями: выделением избыточной теплоты, холодом, шумом. В  этом случае роль цвета заключается  в компенсации неблагоприятного фактора (например, теплые цвета снижают  слуховую чувствительность).

Цвет - это средство создания композиции интерьера, а основными  цветовыми носителями являются архитектурные  поверхности: стены, пол, потолок. Окраска  предметов и элементов оборудования (дополнительные носители цвета) решается в цветовой гармонии по отношению  к основным цветам. Плоскости, ограждающие  внутреннее пространство, попадают в  поле зрения человека не одновременно: сначала - стены и наблюдаются  постоянно, затем внимание привлекает пол и в последнюю очередь  потолок. Активную роль в цветовой композиции играют стены. Они могут быть однотонными, но создать однотонный интерьер сложно, так как в условиях естественной освещенности стены освещаются неодинаково. С помощью цвета можно выделить одну стену, сделав ее главной в композиции. Расположением цвета на стене  можно корректировать пропорции  помещения (расширить его или  сузить), а также расчленить помещение  на горизонтальные и вертикальные уровни. Цвет стен влияет на выбор цвета  пола. Пол, одинаковый по яркости со стенами, создает впечатление единства внутреннего пространства. Если стены  решены по цвету однотонно, то пол  может быть орнаментированным. При  этом мелкий орнамент создает впечатление  однотонности рисунка и его цельности, а крупный - иллюзию расширения площади  пола. Выбор цвета потолка определяется нормами освещенности помещения. Если необходимы высокие уровни освещенности, то рекомендуется белая окраска  потолка, так как потолок является не только ограждающей, но и основной отражающей поверхностью. Потолок может  решаться в цвете стен или контрастно по отношению к ним. Одним цветом может быть решен потолок, и часть  примыкающей к потолку стены.

Для восприятия пространства имеет значение месторасположения  господствующего цвета на архитектурной  поверхности: наверху или внизу, на горизонтальных или вертикальных поверхностях. Цвет является характеристикой  материальной основы архитектурной  среды. Цвет одних материалов является их природным качеством и может  использоваться в композиции интерьера  в чистом виде, для других цвет придается  различными способами отделки или  покраской [14].

2.3 Цвет в трудовой  деятельности

Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности труда и цвета. Он установил, что при работе, рассчитанной на короткий срок, производительность труда увеличивается при красном свете, а при синем - снижается. При длительной работе повышению производительности труда способствует зеленый свет, а индиго и фиолетовый снижают ее. Эти исследования относятся, прежде всего, к физическому труду, к мышечной работе, но их результаты следует учитывать и при умственном труде. Румынский врач Стефанеску - Гоанга исследовал влияние цвета на дыхание и частоту пульса. Согласно полученным данным, частота дыхания и пульса увеличивается при пурпурном, красном, оранжевом и желтом цветах, в то время как при воздействии зеленого, индиго и фиолетового пульс и дыхание замедляются. Физиологическое воздействие должно сводиться, прежде всего, к силе выразительности, то есть сами цвета вызывают определенные физиологические реакции. Стальные опоры должны быть окрашены в светлые цвета, низкие помещения могут стать "выше", если окрасить потолки в светло - зеленый или светло - голубой цвет. Контрастные цвета (желтый, - черный) особенно подходят для маркировки опасных участков на предприятии. В целях информации следует отметить, что различается множество оттенков цветов, например, темные холодные цвета (темно - синий, темно - зеленый) и светлые теплые цвета (ярко - розовый, солнечно - желтый). Освещение цветных предметов также имеет значение. При этом важны цвет освещение, его интенсивность и характер поверхности предметов. При оформлении товаров и помещений следует учитывать, что надписи, символы и формы предметов должны привлекать внимание. Определенную роль играет здесь контрастное и раздражающее размещение предметов. Контрастные размещения вызывают у человека состояния напряжения, пробуждающие интерес к предмету. Однако длительное воздействие контрастов может вызвать состояние стойкого напряжения, что вредно отражается на здоровье. Люди могут не только воспринимать цвета, но и вызывать их в своем воображении. Процесс репродуцирования принятой информации всегда сопровождается переживаниями. Впечатления о красоте человека, рабочего места, ландшафта, непосредственно после того, как они были восприняты, но и в виде мысленных представлений, доступных человеку в любой момент. Цвет черпает свою значимость из реальной действительности, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека.

Следовательно, рекомендуется окрашивать в синий  цвет и голубые тона помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно. Однако при окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, так как однообразие надоедает, вызывая охранительное торможение. Цвет окрашенных поверхностей влияет и на условие работы. Если человеку постоянно приходиться иметь дело с желтыми предметами, а стены помещения окрашены в тот же цвет, это утомляет зрение. Если в помещении присутствуют различные хроматические цвета, то его следует окрашивать в ахроматический цвет, обычно светло-серый.

Предупреждает развитие утомления рациональное освещение  залов и рабочих мест (достаточная  освещенность, благоприятный спектр, равномерность), художественное оформление интерьера зала, красивая и удобная  форма (если она введена в учебном  заведении). Несомненно, что окраска  стен в помещении не должна носить гнетущий, казенный вид, способный усилить  тревогу и волнение. Вестибюли, холлы, залы, кабинеты становятся приветливыми и уютными, когда их оживляют произведения изобразительного искусства. Художественно  выполненные и умело подобранные  по тематике картины способны поднять  настроение, сделать его оптимистичным, снизить внутреннее напряжение, снять  утомление и т. д. При подборе  картин необходимо проявлять максимум требовательности к их художественному совершенству и тщательно учитывать соответствие их содержания тем или иным условиям.

Так, например, удачно подобранные и развешанные в  помещении столовой натюрморты могут  возбуждать аппетит. Однако если обилием  и качеством съестного они  будут значительно превышать  то, что предлагает меню столовой, то это ведет к снижению аппетита [15].

2.4 Свойства цвета

При отделке  поверхностей в 2 цвета в нижнюю часть  следует помещать темный цвет, а  в верхнюю - более светлый, что  создает большую устойчивость. Однако иногда тяжелые цвета можно помещать и вверху, тогда верхняя часть поверхности (темная) должна быть меньше нижней (светлой).

Чтобы установить размеры поверхностей под отделку, на листе серой бумаги вырезают рамку  и в нее помещают 1 из имеющихся  цветных образцов. На него сверху постепенно надвигают образец другого цвета  так, чтобы добиться наиболее удачного соотношения. Если небольшие красные  и серые кружки диаметром около 1 см расположить на черном фоне и  смотреть на них с расстояния 1 метра, нам будет казаться, что кружки лежат в двух разных плоскостях: красные - ближе, а серые - дальше. Как  правило, теплые тона обладают свойством "приближаться", а холодные "удаляться". При отделке интерьера помещения  подбором цвета окраски поверхности  можно достичь кажущегося уменьшения или увеличения помещения. Кроме  того, всякое членение стен по горизонтали, например, устройство панели, фриз, бордюров, зрительно снизит высоту помещения, причем, чем больше площадь помещения  и чем шире фриз. Бордюр или панель, тем ниже оно будет казаться. Поэтому  при небольшой высоте помещения  цветовую окраску стен и оклеивания обоями следует делать как можно  ближе к потолку и полу. Гармоничное  сочетание цветов применяется при  окраске одной и той же поверхности  стены, разделенной на гобелены и  панели, путем подбора цветовых тонов  перед окраской. Подбор нужного цветового  тона достигается с помощью разбелов и затемнений одного и того же пигмента либо колера [12].

Цвет оказывает  влияние на зрительное восприятие размеров помещения, влияет на настроение человека, на его ощущения. Фиолетовый и красный  цвета действуют на нервную систему  возбуждающе, утомляет ее, снижают работоспособность  человека. У красного цвета есть почти, что пальцами ощущаемая сила, происходящая из его теплоты. Красный  цвет не только уменьшает пространство, но и поглощает, подавляет многие другие краски. Из всех других цветов он - самый неотделимый от поверхности, поэтому использовать его надо очень  осторожно, небольшими цветовыми пятнами  в оформлении гостиных, кухонь, коридоров. Зеленый и голубой цвета действуют на человека благотворно, способствуют успокоению нервной системы, увеличивают работоспособность, не утомляют зрение, повышают слуховую чувствительность, дают ощущение свежести и влажности. Зеленый цвет, как и все в природе, не смотрится один, ему "идет" быть фоном для теплоты желтого или прохлады синего. Лучше всего, когда зеленый сочетается с деревом, а особенно - с живыми пейзажами. У синего или голубого - словно два "лика" с одной стороны, эти цвета символизируют природу, небо, море, безоблачные летние вечера, поэтому хороши для отдыха. С другой стороны, голубой - холодный цвет, дающий психологическую и визуальную отстраненность, раздвигающий архитектурное пространство. Он подходит для спальни или гостиной с большими окнами и хорошим видом из них. Желтый цвет - цвет хорошего настроения, также способен успокоить нервную систему. Желтый цвет - льющийся, никогда не прикрепленный к поверхности.

Лимонно - желтый, теплый абрикосовый, почти шафрановый - эти цвета хорошо смотрятся там, где нет солнца, на северной стороне, - Вы оказываетесь в приятном, как  бы зовущем за собой пространстве. Одно из главных свойств цвета - активность интенсивных, в особенности теплых тонов, и пассивность малонасыщенных и холодных. Чем светлее цвет стен, тем просторнее кажется комната, тем легче в ней дышится, тем лучше работается. Особенно это ощущается при окраске очень светлыми холодными тонами: нежно - голубыми, голубовато - зеленоватыми и т.п. Стены, окрашенные в такие цвета, как бы отступают. Таким образом, с помощью цвета можно исправить пропорции помещения, зрительно увеличить объем. Теплые тона - красные, оранжевые, желтые - обладают свойством как бы приближать окрашенные поверхности. При помощи цвета можно также зрительно уменьшить или увеличить высоту помещений. Если в небольшой по площади, но высокой комнате потолок окрасить в теплый цвет, а стены в холодный, комната будет казаться ниже и просторнее.

Низкая комната  с потолком, окрашенным в светлым  холодным цветом, зрительно кажется  более высокой. Если комната очень вытянута в длину, дальнюю стену нужно окрасить несколько более интенсивно. Таким образом можно стену "приблизить", и комната утратит впечатление вытянутости. Небольшие по размеру комнаты лучше окрашивать в светлые пастельные тона. Тогда комната будет казаться просторнее. В однокомнатных и небольших двухкомнатных квартирах, особенно со смежными комнатами, стены комнат, передней и коридора лучше всего окрашивать в один цвет, чтобы не нарушать целостности композиции. При таком решении квартира будет казаться просторнее. В больших квартирах отдельные комнаты, а также подсобные помещения могут иметь разную окраску, но и в этом случае не следует нарушать цветового единства. При отделке стен обоями нельзя оклеивать смежные помещения обоями с разномасштабным рисунком. При высоте 2,5-2,7м стены следует окрашивать или оклеивать на всю высоту, оставляя сверху узкую полосу в 2-3 см цвет потолка для того, чтобы сгладить его неровности. В данном случае членение стен по горизонтали нежелательно, так как это зрительно снижает высоту помещения. При высоте 3,0 м и более окраску или оклейку рекомендуется начинать на 40 - 60 см от потолка. Потолки чаще всего окрашивают в белый цвет, усиливающий цвет стен. Если окна комнаты ориентированы на юг, юго - восток или юго-запад. Потолки хорошо слегка подсинить, что усилит их белизну. При ориентации помещений на северо-восток и северо-запад этого не следует делать. При выборе цвета для отделки помещений следует также учитывать их назначение по сторонам света [9].

Информация о работе Цвет в интерьере