Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:39, биография
Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926), художник, один из
основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (где его наставником был И.Н.Крамской) и Академии художеств (1868–1875). Васнецов -основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна
Введение………………………………………………………………….. 3
Основная часть………………………………………………………….. 5
Анализ работ………………………………………………….. 6
"С квартиры на квартиру" (1876)…………………………... 6
"После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880)…………………………………………………………………… 7
"Аленушка" (1881)……………………………………………. 8
"Богатыри" (1898)……………………………………………… 9
Владимирский собор в Киеве……………………………. 10
Заключение……………………………………………………………… 15
Готовясь
к работам в храме, Васнецов знакомился
с памятниками раннего
Работая в соборе, Васнецов, безусловно, не мог опираться лишь на свои собственные представления, художественный опыт и знания. Он должен был постоянно проверять согласны ли его работы с духом Церкви, с каноном и многое уже нарисованное он должен был отбрасывать, если эскизы казались ему недостаточно церковными. Ведь помимо всего, эскизы должны были приниматься церковным Советом.
Художник
болезненно осознавал несоответствие
своих сил грандиозности
Ему было дано воплотить образ Божьей Матери по-новому, никого не повторяя, "с теплотой, искренностью и смелостью". Богоматерь, идущую по облакам с Младенцем, он написал в апсиде алтаря. Глубоко личные душевные переживания художника позволили ему с необыкновенной простотой и человечностью, воплотить в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. Идеальный женский образ получил наконец свое завершение. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX - начале XX века.
Работая над воплощением образов князей Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Михаила Черниговского, Михаила Тверского, княгини Ольги, летописца Нестора, иконописца Алипия и многих, многих других, художник продолжил свои размышления об историческом прошлом России. Воинами, отстаивающими независимость родной земли, представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский.
Народные
представления об умных, волевых, решительных
и непреклонных правителях воплотились
в образах князя Владимира
и княгини Ольги. К образу великого
князя Владимира, во имя которого
был освящен собор, Васнецов обратился
трижды - в композиции Крещение Святого
князя Владимира, Крещение киевлян
и в иконописном образе Святого
князя Владимира. При торжественности
и некоторой патетичности, соответствующих
значительности сцен, во всех трех случаях
образ князя Владимира наделен
ярко выраженными
В
большинстве орнаментов, вобравших
впечатления Васнецова от древних
фресок и мозаик, от росписей московских
и ярославских церквей, проявилась
яркая одаренность художника
в области орнаментальной импровизации.
Именно эта особенность, очевидно, обеспечивала
единство художественного впечатления
от росписей, ибо все, писавшие о
Владимирском соборе, отмечали, что
стенопись сливается в зрелище
яркое и праздничное, в единое
декоративное целое подобно ростово-
Когда сняли леса и в августе 1896 года в присутствии царской семьи и двора собор был освящен, вокруг работы Васнецова разгорелись яростные споры.
"Его
душа рвется к небу, но прикреплена
к земле", - сказал о Васнецове
его искренний почитатель отец
Сергий Булгаков, безоговорочно
приняв его религиозную
Успех васнецовских росписей был огромен. Им была посвящена небывалая по многочисленности литература - исследования, статьи, заметки. В них видели начало возрождения русского религиозного искусства, а в Васнецове - "гениального провозвестника нового направления в религиозной живописи". Они приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX - начале XX века во множестве храмов в России.
Анализируя вклад Васнецова в решение новых живописных задач, художественный критик Сергей Маковский отмечал следующее. «Новый дух прорывается везде в образах Васнецова. Он перетолковал художественные традиции по-своему со всей непокорностью самостоятельного таланта; совершил волшебство – узкие рамки школьной иконописи, мертвенной иконописи, как мертвенно все, что неподвижно веками, расширились. Открылись новые пути, невиданные области для религиозного воображения. Византийская живопись была до сих пор строго церковной, в ней царило одно настроение беспрерывной отвлеченности. Васнецов, соединив народный сказочный элемент с древними формами, вдохнул в византийское искусство новую жизнь. Наш народ – сказочник по натуре; он проникнут суеверием преданий и легенд, стремлением к чудесному. Глядя на образа Васнецова, понимаешь связь между русской сказкой и русской верой... Сделанная им попытка, попытка связать народно-фантастический элемент с церковным каноном, во всяком случае – интересное художественное явление. Васнецов действительно «расширил» рамки школьной иконописи, показал возможность «новых путей» для декоративного храмового искусства. Но он не справился с задачей».
Характерно
сохранившееся в воспоминаниях
мнение самого художника о своей
деятельности в соборе, высказанное
им уже в конце жизни: "Я сам
думал, что я проник в дух русской
иконы и что я выразил
По окончании работ в киевском Владимирском соборе Васнецов получил многочисленные заказы на оформление храмов в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве. Наиболее значительной среди них была декорировка церкви завода хрустального стекла в имении Нечаева-Мальцева в Гусь-Хрустальном в 1904 году. Художник создал там росписи не на стенах, как в Киевском соборе, а на холстах, укреплявшихся на стенах, - и сделал эскизы для мозаичных изображений. Васнецовский талант монументалиста-декоратора с наибольшей силой проявился в полотне "Страшный суд". В огромной композиции (700 х 690 см), посвященной теме последнего судилища, он воплотил рожденное его могучей фантазией представление о вселенной и человечестве. Он разделил полотно на три яруса и, как в сложных многофигурных иконах, легко и свободно заполнил его большими группами фигур. Масса эпизодов, сцен, фигур объединена здесь в цельную, строго симметричную и уравновешенную картину, согласованную с архитектурой церкви.
Васнецов,
страстно искавший эстетический и нравственный
идеал в национальном характере
русского народа, в его духовных
традициях, сумел пронести свой "символ
веры" через все творчество, настойчиво
внедряя его в сознание современного общества,
в окружающую жизнь. Он находил живой отклик
у своих современников. Его называли "первопроходцем".
И как первооткрыватель, творчество которого
является переходным, сочетающим в себе
разные элементы, Васнецов вызывал у современников
противоречивые чувства и оценки - недоумение
и восторг, резкую критику и преклонение,
но он никогда и никого не оставлял равнодушным,
всегда был предметом размышлений и споров.
"Ваше творчество, - писал ему известный
деятель "Мира искусства" Сергей
Дягилев, - и оценка его уже много лет -
самое тревожное, самое жгучее и самое
нерешенное место в спорах нашего кружка".
И он же говорил художнику: "Из всего
поколения наших отцов Вы ближе к нам,
чем все остальные..." Мы не найдем другого
художника, который был бы близок представителям
самых противоположных эстетических течений,
но каждому близок какой-то особой гранью
своего творчества и никому не близок
полностью, до конца. Одни отдавали ему
дань как "типисту" и видели его силу
в жанровой живописи, другие ценили более
всего его обращение к народному эпосу
и сказке, третьи его главный вклад в развитие
русского искусства видели в его роли
"провозвестника нового направления
в религиозной живописи", четвертые
- в том, что "он первый из художников
вновь обратился к украшению жизни".
Но для всех деятелей русской культуры,
размышлявших о путях развития национального
искусства, Васнецов был одной из ключевых
фигур в процессе перехода от эпохи передвижничества
к искусству начала XX века и, конечно же,
одним из главных деятелей русской художественной
культуры XIX века. "Десятки русских выдающихся
художников, - писал в 1916 году Михаил Нестеров, - берут свое начало
из национального источника - таланта
Виктора Васнецова".
Васнецов
был одним из первых мастеров русской
живописи, кому стали тесны рамки
станковой картины и кто "обратился
к украшению жизни", взялся за
самые разнообразные области
искусства - театральную декорацию,
архитектуру, прикладное искусство
и иллюстрацию, что было в то время
для многих необъяснимо и воспринималось
как "разменивание таланта". Таким
путем Васнецов пришел к решению
принципиально новых задач, центральной
из которых была задача создания единого,
охватывающего разные виды искусства,
стиля, основанного на национальных
традициях. Впоследствии он говорил: "Я
всегда был убежден, что в жанровых и исторических
картинах, статуях и вообще каком бы то
ни было произведении искусства - образа,
звука, слова - в сказках, песне, былине,
драме и прочем сказывается весь целый
облик народа, внутренний и внешний, с
прошлым и настоящим, а может быть, и будущим".
Именно поэтому художник в своем творчестве
обращался к уже найденным в русском фольклоре,
древнерусском искусстве и архитектуре
способам выражения, прежде всего к образной
системе русского искусства, а затем и
к его стилистике.