Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 20:54, контрольная работа
Песня и танец — древнейшие виды искусства. Они всегда были самым тесным образом связаны с жизнью народа. И у белорусов древние обряды и праздники календарного года (Коляды, весенний цикл празднеств, Ку-: пала), празднование начала и окончания сельскохозяйственных работ (зажинки, дожинки), семейно-бытовая обрядность (свадьба, родины) всегда, сопровождались песнями, играми, хороводами, плясками.
В танце в художественной форме проявились ощущение красоты жизни, эмоциональность, темперамент и характер народа.
Особенности белорусского танцевального искусства складывались в процессе формирования и развития белорусской народности и ее культуры (XIV—XVI вв.), корнями своими уходящей в недра древней общерусской культуры.
Введение
1. Исторические сведения, бытовые условия, характерные особенности национальной культуры белорусского народа.
1.1. Исторические сведения, бытовые условия народа.
1.2.Циклы обрядового творчества.
2.Структура музыки.
3.Сведения о национальных костюмах.
4.Описание танца.
5.Схема танца.
6.Иллюстрация женского и мужского костюма.
Заключение
Список используемой литературы
На основе этой одежды ныне создаются многочисленные варианты богато декорированных сценических костюмов.5
4.Описание танца «Кружачок».
Танец парно-массовый, исполнять его может любое количество пар, двигающихся главым образом по кругу (отсюда и название танца). Большая часть фигур «Кружачка» построена на своеобразном основном ходе этого танца. Кроме того, в «Кружачке» встречаются: притопы, присядки, парные вращения, вращения девушек. Другие движения белорусской хореографии мало характерны для «Кружачка». Выполняется танец в едином ритме, без замедлений и убыстрений, ровно, четко, легка, без нарочитости. Юноша полон внимания к девушке. Порядок фигур и сама композиция танца строго не установлены.6 Также и начинаться танец может по-разному: исполнители могут выйти в парах с одной стороны или с разных сторон, могут выйти девушки с одной стороны, юноши с другой, а затем соединиться в пары. В предлагаемой композиции исполнители выходят в парах с разных сторон из последней кулисы: четыре пары — справа, четыре пары — слева, в затылок друг за другом.
Основной ход танца.
Исполнитель делает подскок с проскальзывающим вперед на низких полупальцах одной ноги, поднимая вперед другую ногу, согнутую в колене, затем три шага вперед на низких полупальцах.
Исходное положение ног: 6 позиция.
Затакт – и – Исполнитель, чуть подскочив, проскальзывает вперед на низких полупальцах левой ноги, колено присогнуто. Правая нога поднимается вперед, согнутая в колене, колено направлено вперед, подъем вытянут.
- раз – Небольшой шаг правой ногой вперед на низкие полупальцы, колено присогнуто.
- и – Небольшой шаг левой ногой вперед на низкие полупальцы, колено присогнуто.
- два – Небольшой шаг правой ногой вперед на низкие полупальцы, колено присогнуто.
- и – Исполнитель, чуть подскочив, проскальзывает вперед на низких полупальцах правой ноги, колено присогнуто. Как на «затакт».
Ход продолжается с левой ноги. Движение выполняется спокойно, ровно, задорно, с продвижением вперед, по прямой, по кругу или с вращением на месте.
Музыкальный размер: 2/4.
1-я фигура. Ход по кругу. 24 такта.
Положение рук.
Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения, юноша слева и чуть позади девушки. Правой рукой юноша держит правую руку девушки, руки подняты вверх и чуть вправо, сомкнутые кисти находятся над правым плечом девушки. Левой рукой юноша держит левую руку девушки, поднятую во вторую позицию.
1-й—8-й такты. Исполнители выходят из последних кулис: четыре пары справа, четыре пары слева, основным ходом и двигаются вдоль задника сцены, проходят одни мимо других со стороны левого плеча. Затем пары заворачивают по кругу: вышедшие справа — против хода часовой стрелки, вышедшие слева — по ходу часовой стрелки, и к концу 8-го такта выстраиваются в полукруг, лицом к зрителю.
9-й—11-й такты. Каждая пара, оставаясь в полукруге, не разъединяя рук, основным ходом вращается на месте влево, делая один полный поворот.
12-й такт. Все пары делают притоп, начиная с левой ноги, причем наклоняют корпус вперед, как бы кланяясь.
13-й—20-й такты. Пары продолжают двигаться основным ходом «Кружачка» по кругу, в затылок друг за другом: одни — по часовой стрелке, другие — против часовой стрелки. На авансцене пары проходят одна мимо другой со стороны левого плеча, затем выстраиваются в полукруг лицом к центру сцены. Положение рук № 8.
21-й 23-й такты. Каждая пара основным ходом вращается на месте влево, делая один полный поворот.
24-й такт. Все пары делают притоп, начиная с левой ноги, наклоняя корпус вперед, как бы кланяясь.
2-я фигура. «3вездочка». 12 тактов.
1-й 4-й такты. Девушки сходятся к центру полукруга основным ходом начиная с правой ноги, и образовывают «звездочку». Левые руки соединяются в центре, правые руки лежат сбоку на талии. Юноши, стоя на месте в полукруг, хлопают в ладоши на счет «раз» каждого такта.
5-й 8-й такты. «Звездочка» вращается против часовой стрелки тем же ходом. Юноши продолжают хлопать в ладоши.
9-й 10-йтакты. Девушки, резко повернувшись и соединив правые руки, образовывают «звездочку» в другом направлении, которая вращается по часовой стрелке. Юноши хлопают в ладоши.
11-й такт Девушки, положив руки сбоку на талию, двигаются лицом к юноше своей пары тем же ходом.
12-й такт Девушки перед юношей своей пары делают притопы начиная с левой ноги, и слегка наклоняют корпус вперед, как бы кланяясь юноше.
3-я фигура. Ход юношей по кругу. 12 тактов.
1й 4-й такты. Юноши сходятся к центру полукруга присядкой с подтягиванием ноги на носок с левой ноги и выполняя ее четыре раза. Руки скрещены на груди. Корпус прямой.
Девушки остаются на месте в полукруге.
5-й 8-й .Юноши, образовав небольшой круг в центре, двигаются против часовой стрелки в затылок друг за другом основным ходом начиная с правой ноги. Корпус прямой. Голова поворачивается влево к центру круга, исполнители смотрят друг на друга.
9-й 10-й такты. Юноши, резко повернувшись влево, тем же ходом двигаются по кругу в обратном направлении по часовой стрелке, головы поворачиваются вправо к центру круга.
11-й такт. Каждый юноша двигается лицом к девушке своей пары основным ходом.
12-й такт Юноши делают притопы (движение № 5), начиная с левой ноги, и входят в полукруг, становясь рядом с девушкой своей пары лицом к центру.
4-я фигу а. Перемена мест. 12 тактов.
1-й такт. Расположенные в полукруг исполнители на счет «раз» делают один приток: девушки правой ногой, юноши левой ногой, поворачиваясь на четверть круга: девушки вправо, юноши влево, лицом к рядом стоящим исполнителям соседней пары. Положение рук № 1.
2-й такт. Исполнители делают второй притоп той же ногой, поворачиваясь обратно лицом к центру полукруга.
3-й такт. Исполнители делают третий притоп той же ногой, поворачиваясь на четверть круга: девушки влево, юноши вправо, лицом к рядом стоящему юноше или девушке своей пары.
4-й такт. Исполнители делают четвертый притоп той же ногой, поворачиваясь обрат»
лицом к центру.
5-й—8-й. В каждой паре девушка и юноша меняются местами, двигаясь основным ходов, оставаясь лицом к центру полукруга. Девушка начинает ход с левой ноги и проходит впереди юноши, спиной к нему, юноша начинает ходе правой ноги и проходит позади девушки, лицом к ней. К концу 8-го такта исполнители в парах поменялись местами и вновь образовался полукруг.
9-й – 11-й такты. В каждой паре девушка и юноша тем же движением меняются местами, возвращаясь на свои места; девушка, проходя впереди, юноша позади, оба оставаясь все время лицом к центру полукруга.
12 такт. Исполнители, расположенные в полукруг, делают притоп девушки, начиная с левой ноги, юноши с правой, корпус слегка наклоняется вперед.
5-я фигура. Ход по кругу 12 тактов.
1-й 2-й такты. Все пары основным ходом, начиная с правой ноги, двигаются по кругу против часовой стрелки, быстро замыкая круг. Положение рук как в 1-й фигуре.
3-й 4-й такты. Каждая пара основным ходом вращается на месте влево, делая один полный поворот.
5-й 6-й такты. Пары тем же ходом продолжают двигаться по кругу против часовой стрелки.
7-й 8-й такты. В каждой паре девушка кладет левую руку сбоку на талию и под поднятыми, соединенными правыми руками вращается тем же движением влево, в сторону юноши, делая два полных поворота. Юноша выполняет движение основного хода на месте, глядя на девушку.
9-й 10-й такты. Юноша левой рукой вновь берет левую руку девушки, и пары продолжают тем же ходом двигаться по кругу против часовой стрелки.
11-й такт. Девушка кладет левую руку сбоку на талию и под поднятыми правыми руками движением основного хода делает один полный поворот влево.
12-й такт. Юноша вновь берет левой рукой левую руку девушки и оба
делают притопы, начиная с левой ноги. Корпус наклоняется вперед.
6 фигура. Движение по кругу и уход. 12 тактов.
1-й 4-й такты. Пары продолжают двигаться по кругу против часовой стрелки основным ходом.
5-й 8-й такты. Каждая пара движением основного хода делает полный поворот влево.
9-й 12-йтакты. Пары в затылок одна за другой, основным ходом уходят за кулисы: четыре пары, находившиеся ближе к зрителю, — в первую кулису справа, четыре пары, находившиеся дальше от зрителя,— в последнюю кулису слева.
5.Схема танца.
6.Иллюстрация костюма.
Заключение
В белорусском танце может быть обнаружено общее с танцами других народов, в первую очередь с русским и украинским, и это не нарушает его этнического своеобразия. «Невозможно представить себе культуру какого бы то ни было народа, которая складывалась и на протяжении своей истории развивалась изолированно, вне взаимосвязей, а значит, и вне взаимодействий культур соседних и нередко даже географически отдаленных народов. В таком именно смысле самобытной культуры не существует».
Испытанная веками братская дружба белорусского, русского, украинского, польского народов, а также народов Прибалтики сблизила их культуры, обусловила их взаимовлияние. Поэтому народные обряды, поверья, обычаи, легенды, песни и танцевальный фольклор этих народов имеют много общих черт. В процессе взаимного культурного обогащения народов культура каждого народа сохраняет свой национальный колорит, самобытный облик. И это закономерно, так как заимствуя, народ не просто копирует, а творчески перерабатывает культурные ценности.
Искусство танца постоянно развивается. Движения танца, переходившие из поколения в поколение, с изменением социально-бытовых условий жизни народа нередко видоизменяются и усложняются, приобретая новый характер исполнения. Движения, заимствованные из танцев других народов, сливаются с доминирующим национальным стилем и расширяют выразительные возможности хореографической лексики. Белорусские танцы - это всегда энергия, динамичность, жизнерадостность.
Список используемой литературы
1.Алексютович Л. К.
2. Лобачевская О. А. Зимина З. И. Белорусский народный костюм. Минск: «Беларуская навука» 2009 – 279 с
3. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси 1987
4.Т. С. Ткаченко Народный танец, М., Искусство , 1976
5. Чурко Ю. Белорусский народный танец. Минск, 1972.
6. Интернет источник http://www.schastje.ru
1 Интернет источник http://www.schastje.ru
2 Интернет источник http://www.schastje.ru
3 Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси 1987
4 . Лобачевская О. А. Зимина З. И. Белорусский народный костюм. Минск: «Беларуская навука» 2009 – 279 с
5 . Лобачевская О. А. Зимина З. И. Белорусский народный костюм. Минск: «Беларуская навука» 2009 – 279 с
6 Т. С. Ткаченко Народный танец, М., Искусство , 1976