Белорусские танцы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 20:54, контрольная работа

Краткое описание

Песня и танец — древнейшие виды искусства. Они всегда были самым тесным образом связаны с жизнью народа. И у белорусов древние обряды и праздники календарного года (Коляды, весенний цикл празднеств, Ку-: пала), празднование начала и окончания сельскохозяйственных работ (зажинки, дожинки), семейно-бытовая обрядность (свадьба, родины) всегда, сопровождались песнями, играми, хороводами, плясками.
В танце в художественной форме проявились ощущение красоты жизни, эмоциональность, темперамент и характер народа.
Особенности белорусского танцевального искусства складывались в процессе формирования и развития белорусской народности и ее культуры (XIV—XVI вв.), корнями своими уходящей в недра древней общерусской культуры.

Оглавление

Введение
1. Исторические сведения, бытовые условия, характерные особенности национальной культуры белорусского народа.
1.1. Исторические сведения, бытовые условия народа.
1.2.Циклы обрядового творчества.
2.Структура музыки.
3.Сведения о национальных костюмах.
4.Описание танца.
5.Схема танца.
6.Иллюстрация женского и мужского костюма.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Белорусские танцы.docx

— 557.96 Кб (Скачать)

     На основе этой одежды ныне создаются многочисленные варианты богато декорированных сценических костюмов.5

 

 

 

 

 

  

 

 4.Описание танца «Кружачок».

        Танец парно-массовый, исполнять его может любое количество пар, двигающихся главым образом по кругу (отсюда и название танца). Большая часть фигур «Кружачка» построена  на своеобразном основном ходе этого танца. Кроме того, в «Кружачке» встречаются: притопы, присядки, парные вращения, вращения девушек. Другие движения белорусской хореографии мало характерны для «Кружачка». Выполняется танец в едином ритме, без замедлений и убыстрений, ровно, четко, легка, без нарочитости. Юноша полон внимания к девушке. Порядок фигур и сама композиция танца строго не установлены.6 Также и начинаться танец может по-разному: исполнители могут выйти в парах с одной стороны или с разных сторон, могут выйти девушки с одной стороны, юноши с другой, а затем соединиться в пары. В предлагаемой композиции исполнители выходят в парах с разных сторон из последней кулисы: четыре пары — справа, четыре пары — слева, в затылок друг за другом.

        Основной ход танца.

      Исполнитель делает подскок с проскальзывающим вперед на низких полупальцах одной ноги, поднимая вперед другую ногу, согнутую в колене, затем три шага вперед на низких полупальцах.

Исходное положение ног: 6 позиция.

      Затакт – и – Исполнитель, чуть подскочив, проскальзывает вперед на низких полупальцах левой ноги, колено присогнуто. Правая нога поднимается вперед, согнутая в колене, колено направлено вперед, подъем вытянут.

      - раз – Небольшой шаг правой ногой вперед на низкие полупальцы, колено присогнуто.

     - и – Небольшой шаг левой ногой вперед на низкие полупальцы, колено присогнуто.

    - два – Небольшой шаг правой ногой вперед на низкие полупальцы, колено присогнуто.

    - и – Исполнитель, чуть подскочив, проскальзывает вперед на низких полупальцах правой  ноги, колено присогнуто. Как на «затакт».

      Ход продолжается с левой ноги. Движение выполняется спокойно, ровно, задорно, с продвижением вперед, по прямой, по кругу или с вращением на месте.

      Музыкальный размер: 2/4.

        1-я фигура. Ход по кругу. 24 такта.

        Положение рук.

         Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения, юноша слева и чуть позади девушки. Правой рукой юноша держит правую руку девушки, руки подняты вверх и чуть вправо, сомкнутые кисти находятся над правым плечом девушки. Левой рукой юноша держит левую руку девушки, поднятую во вторую позицию.

       1-й—8-й такты. Исполнители выходят из последних кулис: четыре пары справа, четыре пары слева, основным ходом и двигаются вдоль задника сцены, проходят одни мимо других со стороны левого плеча. Затем пары заворачивают по кругу: вышедшие справа — против хода часовой стрелки, вышедшие слева — по ходу часовой стрелки, и к концу 8-го такта выстраиваются в полукруг, лицом к зрителю.

       9-й—11-й такты. Каждая пара, оставаясь в полукруге, не разъединяя рук, основным ходом вращается на месте влево, делая один полный поворот.

      12-й такт. Все пары делают притоп, начиная с левой ноги, причем наклоняют корпус вперед, как бы кланяясь.

      13-й—20-й такты. Пары продолжают двигаться основным ходом «Кружачка» по кругу, в затылок друг за другом: одни — по часовой стрелке, другие — против часовой стрелки. На авансцене пары проходят одна мимо другой со стороны левого плеча, затем выстраиваются в полукруг лицом к центру сцены. Положение рук № 8.

     21-й 23-й такты. Каждая пара основным ходом вращается на месте влево, делая один полный поворот.

     24-й такт. Все пары делают притоп, начиная с левой ноги, наклоняя корпус вперед, как бы кланяясь.

    2-я фигура. «3вездочка». 12 тактов.

      1-й 4-й  такты. Девушки сходятся к центру полукруга основным ходом начиная с правой ноги, и образовывают «звездочку». Левые руки соединяются в центре, правые руки лежат сбоку на талии. Юноши, стоя на месте в полукруг, хлопают в ладоши на счет «раз» каждого такта.

       5-й 8-й такты. «Звездочка» вращается против часовой стрелки тем же ходом. Юноши продолжают хлопать в ладоши.

      9-й 10-йтакты. Девушки, резко повернувшись и соединив правые руки, образовывают «звездочку» в другом направлении, которая вращается по часовой стрелке. Юноши хлопают в ладоши.

      11-й такт Девушки, положив руки сбоку на талию, двигаются лицом к юноше своей пары тем же ходом.

      12-й такт Девушки перед юношей своей пары делают притопы начиная с левой ноги, и слегка наклоняют корпус вперед, как бы кланяясь юноше.

             3-я фигура. Ход юношей по кругу. 12 тактов.

          1й 4-й такты. Юноши сходятся к центру полукруга присядкой с подтягиванием ноги на носок с левой ноги и выполняя ее четыре раза. Руки скрещены на груди. Корпус прямой.

Девушки остаются на месте  в полукруге.

        5-й 8-й .Юноши, образовав небольшой круг в центре, двигаются против часовой стрелки в затылок друг за другом основным ходом начиная с правой ноги. Корпус прямой. Голова поворачивается влево к центру круга, исполнители смотрят друг на друга.

       9-й 10-й такты. Юноши, резко повернувшись влево, тем же ходом двигаются по кругу в обратном направлении по часовой стрелке, головы поворачиваются вправо к центру круга.

      11-й такт. Каждый юноша двигается лицом к девушке своей пары основным ходом.

      12-й такт Юноши делают притопы (движение № 5), начиная с левой ноги, и входят в полукруг, становясь рядом с девушкой своей пары лицом к центру.

       4-я фигу а. Перемена мест. 12 тактов.

       1-й такт. Расположенные в полукруг исполнители на счет «раз» делают один приток: девушки правой ногой, юноши левой ногой, поворачиваясь на четверть круга: девушки вправо, юноши влево, лицом к рядом стоящим исполнителям соседней пары. Положение рук № 1.

      2-й такт. Исполнители делают второй притоп той же ногой, поворачиваясь обратно лицом к центру полукруга.

      3-й такт. Исполнители делают третий притоп той же ногой, поворачиваясь на четверть круга: девушки влево, юноши вправо, лицом к рядом стоящему юноше или девушке своей пары.

          4-й такт. Исполнители делают четвертый притоп той же ногой, поворачиваясь обрат»

лицом к центру.

          5-й—8-й. В каждой паре девушка и юноша меняются местами, двигаясь основным ходов, оставаясь лицом к центру полукруга. Девушка начинает ход с левой ноги и проходит впереди юноши, спиной к нему, юноша начинает ходе правой ноги и проходит позади девушки, лицом к ней. К концу 8-го такта исполнители в парах поменялись местами и вновь образовался полукруг.

        9-й – 11-й такты. В каждой паре девушка и юноша тем же движением меняются местами, возвращаясь на свои места; девушка, проходя впереди, юноша позади, оба оставаясь все время лицом к центру полукруга.

         12 такт. Исполнители, расположенные в полукруг, делают притоп девушки, начиная с левой ноги, юноши с правой, корпус слегка наклоняется вперед.

         5-я фигура. Ход по кругу 12 тактов.

         1-й 2-й такты. Все пары основным ходом, начиная с правой ноги, двигаются по кругу против часовой стрелки, быстро замыкая круг. Положение рук как в 1-й фигуре.

          3-й 4-й такты. Каждая пара основным ходом вращается на месте влево, делая один полный поворот.

          5-й 6-й такты. Пары тем же ходом продолжают двигаться по кругу против часовой стрелки.

          7-й 8-й такты. В каждой паре девушка кладет левую руку сбоку на талию и под поднятыми, соединенными правыми руками вращается тем же движением влево, в сторону юноши, делая два полных поворота. Юноша выполняет движение основного хода на месте, глядя на девушку.

          9-й 10-й такты. Юноша левой рукой вновь берет левую руку девушки, и пары продолжают тем же ходом двигаться по кругу против часовой стрелки.

          11-й такт. Девушка кладет левую руку сбоку на талию и под поднятыми правыми руками движением основного хода делает один полный поворот влево.

         12-й такт. Юноша вновь берет левой рукой левую руку девушки и оба

делают притопы, начиная с левой ноги. Корпус наклоняется вперед.

         6 фигура. Движение по кругу и уход. 12 тактов.

         1-й 4-й такты. Пары продолжают двигаться по кругу против часовой стрелки основным ходом.

         5-й 8-й такты. Каждая пара движением основного хода делает полный поворот влево.

         9-й 12-йтакты. Пары в затылок одна за другой, основным ходом уходят за кулисы: четыре пары, находившиеся ближе к зрителю, — в первую кулису справа, четыре пары, находившиеся дальше от зрителя,— в последнюю кулису слева.

 

 

 

                      

 

 5.Схема танца.

 

 

 

 

6.Иллюстрация костюма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

Заключение

        В белорусском танце может быть обнаружено общее с танцами других народов, в первую очередь с русским и украинским, и это не нарушает его этнического своеобразия. «Невозможно представить себе культуру какого бы то ни было народа, которая складывалась и на протяжении своей истории развивалась изолированно, вне взаимосвязей, а значит, и вне взаимодействий культур соседних и нередко даже географически отдаленных народов. В таком именно смысле самобытной культуры не существует».

     Испытанная веками братская дружба белорусского, русского, украинского, польского народов, а также народов Прибалтики сблизила их культуры, обусловила их взаимовлияние. Поэтому народные обряды, поверья, обычаи, легенды, песни и танцевальный фольклор этих народов имеют много общих черт. В процессе взаимного культурного обогащения народов культура каждого народа сохраняет свой национальный колорит, самобытный облик. И это закономерно, так как заимствуя, народ не просто копирует, а творчески перерабатывает культурные ценности.

       Искусство танца постоянно развивается. Движения танца, переходившие из поколения в поколение, с изменением социально-бытовых условий жизни народа нередко видоизменяются и усложняются, приобретая новый характер исполнения. Движения, заимствованные из танцев других народов, сливаются с доминирующим национальным стилем и расширяют выразительные возможности хореографической лексики. Белорусские танцы - это всегда энергия, динамичность, жизнерадостность.

 

    

 

      Список используемой литературы

1.Алексютович Л. К. Белорусские  народные танцы, хороводы, игры. Мн. «Вышейшая школа» 1978

2. Лобачевская О. А.  Зимина З. И. Белорусский народный костюм. Минск: «Беларуская навука» 2009 – 279 с

3. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси 1987

4.Т. С. Ткаченко Народный танец, М., Искусство , 1976

5. Чурко Ю. Белорусский народный танец. Минск, 1972.

6. Интернет источник http://www.schastje.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 


1 Интернет источник http://www.schastje.ru

2 Интернет источник http://www.schastje.ru

3 Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси 1987

4 . Лобачевская О. А.  Зимина З. И. Белорусский народный костюм. Минск: «Беларуская навука» 2009 – 279 с

5 . Лобачевская О. А.  Зимина З. И. Белорусский народный костюм. Минск: «Беларуская навука» 2009 – 279 с

6 Т. С. Ткаченко Народный танец, М., Искусство , 1976

 

                                                                                     2


Информация о работе Белорусские танцы