Барокко в
XVII—XVIII веках
- Баро́кко (итал. barocco — «странный», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы»; существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».
"
Эпоха Барокко
- Успехи математики, астрономии, естествознания, географии расширили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Научное обоснование, данное немецким астрономом И. Кеплером движению планет по эллипсу и постоянному расположению небесных тел несмотря на их вечное движение. Открытие этих основополагающих законов привело художников и писателей к мысли о том, что эта краткая и хрупкая жизнь — не более чем иллюзия.
Мадам де Монтеспан,
женщина эпохи барокко.
Холст, масло. "Торговец
дичью.
- Человек и всё многообразие действительности стали предметом творческого осмысления в литературе и изобразительном искусстве. Искусство XVII в. значительно расширило сферу своих интересов по сравнению с Ренессансом. Усиливается интерес к конкретной личности, ко всем индивидуальным особенностям физического облика и характера человека, что приводит к необычайному расцвету портретного искусства, появлению психологического портрета.
Барокко, болонский академизм.
Мировая художественная культура
"Постоялый двор"
3-я четверть XVII в. Гаага.
- Более усложненным становится восприятие природы.. Появляются новые жанры пейзажа, такие как эпический и национальный.
- Творческое познание природы привело к важнейшим открытиям в передаче пространства, освещения, настроения. И именно эти особенности пейзажа XVII в. стали основой развития пейзажной живописи последующих эпох.
Образ человека остается
по-прежнему в центре внимания
художника. Но в отличие от
титанических устойчивых образов
Возрождения художник стремится
уловить меняющуюся сущность
человека. В длинной веренице
автопортретов Рембрандт показывает
бесконечность своей личности, ее
изменяемые внешние проявления.
- Основные жанры барокко в живописи — монументально-декоративные росписи (плафоны), алтарные картины, аллегорические композиции, парадный портрет.
- В живописи стиль барокко проявляется в том, что уничтожается контур: фигуры сливаются с фоном, выступают лишь отдельные освещенные поверхности. Противопоставление линейного и объемного сменяется противопоставлением плоского и пространственного. Нарушается симметрия и преобладает диагональная композиция.
2-я пол. XVII в
"Кабинет царя (от барокко к реализму)". Бельгия.