Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 14:44, реферат
Звягинцев по профессии актер. Учился сначала в родном Новосибирске (где, кстати, состоялась российская премьера «Возвращения»), потом в ГИТИСе. В 90-е играл в театре, служил дворником и даже официантом, делал рекламные ролики. В 1992 году пытался поставить короткометражку, но проект закрыли. В 2000-м по приглашению генерального продюсера REN TV Дмитрия Лесневского снял три новеллы для сериала «Черная комната». А в 2001-м Лесневский, известный своим хорошим вкусом, предложил Звягинцеву сценарий Владимира Моисеенко и Александра Новотоцкого под названием «Ты», впоследствии чего был снят фильм и назван Звягинцевым «Возвращением».
Звягинцев по профессии актер. Учился сначала в родном Новосибирске (где, кстати, состоялась российская премьера «Возвращения»), потом в ГИТИСе. В 90-е играл в театре, служил дворником и даже официантом, делал рекламные ролики. В 1992 году пытался поставить короткометражку, но проект закрыли. В 2000-м по приглашению генерального продюсера REN TV Дмитрия Лесневского снял три новеллы для сериала «Черная комната». А в 2001-м Лесневский, известный своим хорошим вкусом, предложил Звягинцеву сценарий Владимира Моисеенко и Александра Новотоцкого под названием «Ты», впоследствии чего был снят фильм и назван Звягинцевым «Возвращением».
Моисеенко и Новотоцкий до этого писали сценарии к весьма среднего качества телепродуктам («Маросейка, 12», «КОБРА»), еще приложили руку к рязановским «Старым клячам», но здесь создали превосходную основу для арт-хаусного («авторского») фильма.
Картина дебютанта Андрея Звягинцева стала главной сенсацией мирового кинематографического года. До выхода на экран о «Возвращении» не знал никто, кроме коллектива студии «REN-фильм», где картина была сделана в качестве первого продюсерского опыта. Дмитрий Лесневский, вкладывая деньги в художественный фильм, понимал, что сильно рискует их потерять. Правда, бюджет «Возвращения» был скромным — 400 тысяч долларов плюс 50 тысяч долларов на рекламную кампанию.
Но
произошло чудо. Фильм стал обладателем
«Золотого льва» и приза за
лучший дебют на Венецианском кинофестивале-2003.
Лауреатом премии «Золотой орел-2003» (лучший
игровой фильм). Номинантом на премию Голливудской
ассоциации иностранной прессы «Золотой
Глобус».
Впрочем, работая над сценарием, Звягинцев основательно изменил его, переписав завязку и финал, а также превратив братьев Арчила и Давида соответственно в Андрея и Ивана. Пересмотрели сотни кандидатов. «Я ведь ждал встречи, — говорит Звягинцев. — И с Ваней Добронравовым, и с Володей Гариным эта встреча произошла сразу, когда я их первый раз увидел, у меня было такое ощущение, что это не они у меня на кастинге, а я у них. Почувствовал взрослые души. Ваня жил в Москве, Володя — в Петербурге…»
Есть
сведения, что по сценарию Андрей должен
был в конце утонуть, но режиссер спас
его от кинематографической смерти, не
сумев, правда, уберечь от смерти физической:
в июне через 2 месяца после окончания
съемок (через год после начала съемок),
Володя Гарин, игравший Андрея, утонул
на Ладоге – там, где и разворачивалось
действие фильма.
Андрей
Звягинцев - человек не публичный. Не
любит давать интервью. Мало говорит
о своем фильме. На просьбу журналиста
объяснить, что же, собственно, происходит
в его фильме, Звягинцев заявил,
что дал себе зарок ничего такого
не объяснять - зритель сам разберется.
Один на один с картиной и героями.
Это можно расценивать как
проявление высшего уважения к зрителю,
можно - как эстетическое кокетство,
можно - как хитрость (поскольку в
фильме так и не объясняются некоторые
ключевые вещи).
В маленьком приморском городке живут два мальчика: один, Андрей - постарше (лет 14-15), другой, Иван - поменьше (лет 12-13). Их семья - это мама и бабушка. Отца они никогда не видели. Мать сказала им, что папа - летчик. Мальчишки живут своей нормальной жизнью, проводят дни в компании местных сверстников, и им очень хорошо с мамой и бабушкой. И вдруг - призрачный летчик материализуется в реального незнакомого им мужчину. Отец вернулся! Это событие как гром поражает всех. Отец неулыбчив, но явно мужественен. Зачем он вернулся, нам и предстоит догадаться.
В маленьком городке папа задерживаться не намерен. Взяв с собой сыновей, он отправляется с ними в поход. Якобы отдохнуть, пообщаться, узнать друг друга. На самом деле, причина их уезда довольно непонятна. Отдыха никакого не предвиделось, поскольку с первых минут путешествия отец звонил по телефону, вел какие-то серьезные переговоры неизвестно с кем, однажды чуть не заставил вернуться мальчиков домой, сославшись на важные дела. Общения тоже не получилось: папа груб, крайне немногословен, и единственное его стремление - построить сыновей по своим понятиям. Возможно, ему кажется, что они из-за женского воспитания растут не такими, какими положено расти мужчинам, и он хочет исправить упущенное, пока еще не поздно. Возможно, ему просто хочется успокоить свою душу - поскольку, не испытывай он угрызений совести за уход из семьи, вряд ли вернулся бы после 12-летнего отсутствия. А порой возникает даже мысль, что мальчики нужны ему для успеха в некой загадочной операции, которую он должен выполнить в местах, не столь удаленных от родного городка.
Эту загадку, между прочим, нам тоже никак не объяснят. Антон Павлович Чехов был категорически неправ со своей знаменитой фразой о ружье, которое обязательно выстрелит. Здесь же выстрелило другое ружье, которое пряталось в шкафу от зрительских глаз, но не от подсознания. Звягинцев папину загадку нам так и не объяснит. Возможно, просто незачем? В самом деле, его отношения с мальчиками - куда более важны для всех, в том числе - и для нас с вами.
Порой
кажется, что отец совершенно равнодушен
к сыновьям. В финале, правда, мы убедимся,
что это совершенно не так. Он странный
человек. Его трудно понять, поскольку
таких персонажей в кинематографе вообще
не так уж много, особенно сейчас. В 50-60-е
годы на экранах таких водилось гораздо
больше. Фильм Звягинцева сделан именно
в той, неореалистичной стилистике, с минимум
выразительных средств. Просто, как жизнь.
И жутко, как жизнь.
И все же - зачем отцу понадобилось забирать сыновей из их семейного гнезда, далеко не идеального, но вполне насиженного? Этот вопрос задает ему младший сын, Ваня. Отец на него не отвечает, оставляя нас в состоянии углубляющейся неопределенности. Он вообще редко отвечает на вопросы Вани, с которым у него возникали конфликты с первых же минут общения. Андрей характеризует брата весьма емко: "Упрямый, как осел". Своим поведением Ваня полностью подтверждает эту оценку. Обозлившись на отца, он уходит в глухую оппозицию, и оттуда его не извлечь уже ничем, поскольку отец не собирается делать никаких шагов навстречу. Противники достойны друг друга. Дуэль этих характеров, собственно, и создала сюжет. Причем, честное слово, не всегда сочувствуешь мальчику, который, вроде бы - сторона страдательная.
Отношения отца и младшего сына (покладистый Андрей до самых последних минут в сюжете выполняет роль мебели) демонстрируют замечательную способность человека к отторжению себе подобного. Удивительно то, с какой силой и достоверностью показал это юный Иван Добронравов. Играющий отца Константин Лавроненко на его фоне порою выглядит бледновато. Но и по замыслу в своих проявлениях он не так ярок. Все-таки, если подумать хорошенько, следует признать, что дуэт отца и Вани получился крайне удачным.
«Если бы ты был другим, я бы любил тебя, но ты – ничто», – кричит Иван, когда отец бьет Андрея за то, что тот ослушался и не сдержал слово. Они пытаются найти общий язык, но, наверное, у них нет общего языка. Поэтому отец гибнет, пытаясь удержать сына от самоубийственного прыжка с вышки, который сделал бы его, сына, свободным: от страха высоты, за который его презирают сверстники, и от противостояния с тем, кто дал ему жизнь. Поэтому даже тело мертвого отца сыновья не в силах сохранить – оно тонет вместе с давшей течь лодкой. Поэтому возвращение – это путь из одного одиночества в другое, отягощенное смертью и виной.
За
счет изъятия различных сюжетных
привязок, дававших представление о
месте и времени происходящего,
Звягинцев превратил
Но зачем все-таки отец приехал в семью, зачем он взял с собой мальчишек? Эти вопросы то и дело возникают при просмотре фильма и еще больше мучают по его окончании. "Возвращение" - удивительный фильм: в нем многое остается непонятным, но это не раздражает. Потому что он по-настоящему берет за душу. И становится понятно, в конце концов, что это абсолютно не принципиальны побудительные мотивы отца. Важно другое - кем стали мальчики после общения с этим странным мужчиной. Они стали другими - это факт. И это главное. Может, он этого все же и добивался?
Движение
героя и его сыновей по направлению
к самим себе пролегает через
окраинные дороги, маленькие города,
проселки, леса - и трагическим образом
заканчивается на пустынном острове.
Обретение отца происходит через
предельно жесткий
«Наша
картина сделана дебютантами: звукооператор,
художник по костюмам, композитор, продюсер
— это была их первая работа в
кино; актеры тоже. Оператор Михаил Кричман
окончил полиграфический институт, работал
монтажером на телевидении. Он учился
операторской работе по специализированным
журналам. На «Возвращении» ему помогал
опытный второй оператор — Евгений Майоров.
Исполнитель роли отца участвовал как-то
в съемках в 1984 году, но уже забыл об этом,
— говорит Андрей Звягинцев. — Мне кажется,
что энергия дебютантов, энергия людей,
которые дерзают и хотят сделать что-то
новое, очень благотворная сила. Эти люди
не требуют к себе много внимания, больших
гонораров — они просто хотят снимать
кино!»
Источник: Интернет ресурсы.
Київський
міжнародний університет
Реферат на тему:
«Режисер
Андрій Звягінцев. Кінострічка
«Повернення»
Виконала студентка КТМ – 1М
театру:
Янковська В.О.
Київ 2010