А.Звягинцев "Возвращение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 14:44, реферат

Краткое описание

Звягинцев по профессии актер. Учился сначала в родном Новосибирске (где, кстати, состоялась российская премьера «Возвращения»), потом в ГИТИСе. В 90-е играл в театре, служил дворником и даже официантом, делал рекламные ролики. В 1992 году пытался поставить короткометражку, но проект закрыли. В 2000-м по приглашению генерального продюсера REN TV Дмитрия Лесневского снял три новеллы для сериала «Черная комната». А в 2001-м Лесневский, известный своим хорошим вкусом, предложил Звягинцеву сценарий Владимира Моисеенко и Александра Новотоцкого под названием «Ты», впоследствии чего был снят фильм и назван Звягинцевым «Возвращением».

Файлы: 1 файл

Возвращение Звягинцев.docx

— 21.87 Кб (Скачать)

    Звягинцев по профессии актер. Учился сначала  в родном Новосибирске (где, кстати, состоялась российская премьера «Возвращения»), потом в ГИТИСе. В 90-е играл в театре, служил дворником и даже официантом, делал рекламные ролики. В 1992 году пытался поставить короткометражку, но проект закрыли. В 2000-м по приглашению генерального продюсера REN TV Дмитрия Лесневского снял три новеллы для сериала «Черная комната». А в 2001-м Лесневский, известный своим хорошим вкусом, предложил Звягинцеву сценарий Владимира Моисеенко и Александра Новотоцкого под названием «Ты», впоследствии чего был снят фильм и назван Звягинцевым «Возвращением».

      Моисеенко и Новотоцкий до этого писали сценарии к весьма среднего качества телепродуктам («Маросейка, 12», «КОБРА»), еще приложили руку к рязановским «Старым клячам», но здесь создали превосходную основу для арт-хаусного («авторского») фильма.

    Картина дебютанта Андрея Звягинцева стала  главной сенсацией мирового кинематографического года. До выхода на экран о «Возвращении»  не знал никто, кроме коллектива студии «REN-фильм», где картина была сделана  в качестве первого продюсерского  опыта. Дмитрий Лесневский, вкладывая деньги в художественный фильм, понимал, что сильно рискует их потерять. Правда, бюджет «Возвращения» был скромным — 400 тысяч долларов плюс 50 тысяч долларов на рекламную кампанию.

    Но  произошло чудо. Фильм стал обладателем  «Золотого льва» и приза за лучший дебют на Венецианском кинофестивале-2003. Лауреатом премии «Золотой орел-2003» (лучший игровой фильм). Номинантом на премию Голливудской ассоциации иностранной прессы «Золотой Глобус». 

    Впрочем, работая над сценарием, Звягинцев основательно изменил его, переписав завязку и финал, а также превратив братьев Арчила и Давида соответственно в Андрея и Ивана. Пересмотрели сотни кандидатов. «Я ведь ждал встречи, — говорит Звягинцев. — И с Ваней Добронравовым, и с Володей Гариным эта встреча произошла сразу, когда я их первый раз увидел, у меня было такое ощущение, что это не они у меня на кастинге, а я у них. Почувствовал взрослые души. Ваня жил в Москве, Володя — в Петербурге…»

    Есть  сведения, что по сценарию Андрей должен был в конце утонуть, но режиссер спас его от кинематографической смерти, не сумев, правда, уберечь от смерти физической: в июне через 2 месяца после окончания съемок (через год после начала съемок), Володя Гарин, игравший Андрея, утонул на Ладоге – там, где и разворачивалось действие фильма.  

    Андрей  Звягинцев - человек не публичный. Не любит давать интервью. Мало говорит  о своем фильме. На просьбу журналиста объяснить, что же, собственно, происходит в его фильме, Звягинцев заявил, что дал себе зарок ничего такого не объяснять - зритель сам разберется. Один на один с картиной и героями. Это можно расценивать как  проявление высшего уважения к зрителю, можно - как эстетическое кокетство, можно - как хитрость (поскольку в  фильме так и не объясняются некоторые  ключевые вещи). 

    В маленьком приморском городке живут два мальчика: один, Андрей - постарше (лет 14-15), другой, Иван - поменьше (лет 12-13). Их семья - это мама и бабушка. Отца они никогда не видели. Мать сказала им, что папа - летчик. Мальчишки живут своей нормальной жизнью, проводят дни в компании местных сверстников, и им очень хорошо с мамой и бабушкой. И вдруг - призрачный летчик материализуется в реального незнакомого им мужчину. Отец вернулся! Это событие как гром поражает всех. Отец неулыбчив, но явно мужественен. Зачем он вернулся, нам и предстоит догадаться.

    В маленьком городке папа задерживаться не намерен. Взяв с собой сыновей, он отправляется с ними в поход. Якобы отдохнуть, пообщаться, узнать друг друга. На самом деле, причина их уезда довольно непонятна. Отдыха никакого не предвиделось, поскольку с первых минут путешествия отец звонил по телефону, вел какие-то серьезные переговоры неизвестно с кем, однажды чуть не заставил вернуться мальчиков домой, сославшись на важные дела. Общения тоже не получилось: папа груб, крайне немногословен, и единственное его стремление - построить сыновей по своим понятиям. Возможно, ему кажется, что они из-за женского воспитания растут не такими, какими положено расти мужчинам, и он хочет исправить упущенное, пока еще не поздно. Возможно, ему просто хочется успокоить свою душу - поскольку, не испытывай он угрызений совести за уход из семьи, вряд ли вернулся бы после 12-летнего отсутствия. А порой возникает даже мысль, что мальчики нужны ему для успеха в некой загадочной операции, которую он должен выполнить в местах, не столь удаленных от родного городка.

    Эту загадку, между прочим, нам тоже никак  не объяснят. Антон Павлович Чехов  был категорически неправ со своей  знаменитой фразой о ружье, которое  обязательно выстрелит. Здесь же выстрелило другое ружье, которое пряталось в шкафу от зрительских глаз, но не от подсознания. Звягинцев папину загадку нам так и не объяснит. Возможно, просто незачем? В самом деле, его отношения с мальчиками - куда более важны для всех, в том числе - и для нас с вами.

    Порой кажется, что отец совершенно равнодушен к сыновьям. В финале, правда, мы убедимся, что это совершенно не так. Он странный человек. Его трудно понять, поскольку таких персонажей в кинематографе вообще не так уж много, особенно сейчас. В 50-60-е годы на экранах таких водилось гораздо больше. Фильм Звягинцева сделан именно в той, неореалистичной стилистике, с минимум выразительных средств. Просто, как жизнь. И жутко, как жизнь.  

    И все же - зачем отцу понадобилось забирать сыновей из их семейного гнезда, далеко не идеального, но вполне насиженного? Этот вопрос задает ему младший сын, Ваня. Отец на него не отвечает, оставляя нас в состоянии углубляющейся неопределенности. Он вообще редко отвечает на вопросы Вани, с которым у него возникали конфликты с первых же минут общения. Андрей характеризует брата весьма емко: "Упрямый, как осел". Своим поведением Ваня полностью подтверждает эту оценку. Обозлившись на отца, он уходит в глухую оппозицию, и оттуда его не извлечь уже ничем, поскольку отец не собирается делать никаких шагов навстречу. Противники достойны друг друга. Дуэль этих характеров, собственно, и создала сюжет. Причем, честное слово, не всегда сочувствуешь мальчику, который, вроде бы - сторона страдательная.

    Отношения отца и младшего сына (покладистый  Андрей до самых последних минут  в сюжете выполняет роль мебели) демонстрируют замечательную способность человека к отторжению себе подобного. Удивительно то, с какой силой и достоверностью показал это юный Иван Добронравов. Играющий отца Константин Лавроненко на его фоне порою выглядит бледновато. Но и по замыслу в своих проявлениях он не так ярок. Все-таки, если подумать хорошенько, следует признать, что дуэт отца и Вани получился крайне удачным.

    «Если бы ты был другим, я бы любил тебя, но ты – ничто», – кричит Иван, когда  отец бьет Андрея за то, что тот ослушался  и не сдержал слово. Они пытаются найти общий язык, но, наверное, у  них нет общего языка. Поэтому  отец гибнет, пытаясь удержать сына от самоубийственного прыжка с вышки, который сделал бы его, сына, свободным: от страха высоты, за который его  презирают сверстники, и от противостояния с тем, кто дал ему жизнь. Поэтому  даже тело мертвого отца сыновья не в силах сохранить – оно  тонет вместе с давшей течь лодкой. Поэтому возвращение – это  путь из одного одиночества в другое, отягощенное смертью и виной.

    За  счет изъятия различных сюжетных привязок, дававших представление о  месте и времени происходящего, Звягинцев превратил первоначальный текст (в широком смысле этого  слова) в чистой воды притчу. От символов частных (мертвая птица на берегу, фигуры людей, снятые в рамке окна, уподобленного картине) режиссер почти сразу перешел к центральному символу – вышке, в каковой угадываются как Вавилонская башня, где Господь смешал человеческие языки, так и лестница Иакова, по которой в видении одного из ветхозаветных патриархов сходили и восходили ангелы. Именно по этой вышке отец поднимается вслед за сыном, чтобы перестать быть чужим и непонятым, но терпит неудачу и падает вниз. Однако на той же самой лестнице сын преодолевает страх высоты, и это восхождение можно понять как метафору восхождения к Богу. Правда, Бог – тоже Отец, только в высшем смысле слова, и гибель земного отца, какой бы репрессивной структурой он ни был, закрывает путь к Отцу Небесному. Потому что Отец – это инстанция, наделяющая речью и смыслом, в отличие от матери, дающей физическую жизнь и первородное животное тепло. Поэтому мать появляется лишь в первых кадрах фильма, чтобы уступить сыновей вернувшемуся отцу. Сам же режиссер говорит об этом так: «В «Возвращении» есть все четыре главные стихии: вода, огонь, земля и воздух. Земля – это мама, вода – это отец… старший, Андрей, – это воздух, а Иван – огонь. Но если вам кажется, что всё иначе, – всё иначе». 

    Но  зачем все-таки отец приехал в  семью, зачем он взял с собой мальчишек? Эти вопросы то и дело возникают при просмотре фильма и еще больше мучают по его окончании. "Возвращение" - удивительный фильм: в нем многое остается непонятным, но это не раздражает. Потому что он по-настоящему берет за душу. И становится понятно, в конце концов, что это абсолютно не принципиальны побудительные мотивы отца. Важно другое - кем стали мальчики после общения с этим странным мужчиной. Они стали другими - это факт. И это главное. Может, он этого все же и добивался?

    Движение  героя и его сыновей по направлению  к самим себе пролегает через  окраинные дороги, маленькие города, проселки, леса - и трагическим образом  заканчивается на пустынном острове. Обретение отца происходит через  предельно жесткий драматический  конфликт.  

    «Наша картина сделана дебютантами: звукооператор, художник по костюмам, композитор, продюсер — это была их первая работа в  кино; актеры тоже. Оператор Михаил Кричман окончил полиграфический институт, работал монтажером на телевидении. Он учился операторской работе по специализированным журналам. На «Возвращении» ему помогал опытный второй оператор — Евгений Майоров. Исполнитель роли отца участвовал как-то в съемках в 1984 году, но уже забыл об этом, — говорит Андрей Звягинцев. — Мне кажется, что энергия дебютантов, энергия людей, которые дерзают и хотят сделать что-то новое, очень благотворная сила. Эти люди не требуют к себе много внимания, больших гонораров — они просто хотят снимать кино!»  
 

    Источник: Интернет ресурсы.

 Київський міжнародний університет 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

 «Режисер  Андрій Звягінцев. Кінострічка  «Повернення» 
 
 
 

                     Виконала  студентка КТМ  – 1М

                                                 Факультету  телебачення, кіно і

                     театру:

       Янковська В.О. 
 
 
 

Київ 2010

Информация о работе А.Звягинцев "Возвращение"