Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:28, доклад
АНДРЕЙ РУБЛЕВ, русский художник конца 14 — первой трети 15 в., создатель фресок, икон, миниатюр; преподобный (канонизирован в 1988, память 17 июля). Был известен при жизни, знаменит после смерти (источники 1430-1460-х годов), особо прославляем с конца 15 в. («Отвещание...» Иосифа Волоцкого); в 16 в. его работы становятся обязательными образцами для подражания (постановление Стоглавого собора 1551).
АНДРЕЙ
РУБЛЕВ, русский художник конца 14 —
первой трети 15 в., создатель фресок, икон,
миниатюр; преподобный (канонизирован
в 1988, память 17 июля). Был известен при жизни,
знаменит после смерти (источники 1430-1460-х
годов), особо прославляем с конца 15 в.
(«Отвещание...» Иосифа Волоцкого); в 16 в.
его работы становятся обязательными
образцами для подражания (постановление
Стоглавого собора 1551).
Биографические сведения Имя Андрея Рублева обросло легендами, а в 20 в. — научными гипотезами. Реальные представления о его искусстве появляются после реставрационной расчистки его иконы «Троица» в 1904, но в полной мере — начиная с 1918, когда были расчищены фрески Успенского собора во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина. Первое упоминание о нем — в 1405: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублев назван «чернецом», т. е. монахом, и числится последним в перечне имен, т. е. был младшим. По позднему источнику — «Сказанию о святых иконописцах» (17 в.) известно, что Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392). Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи (по другой гипотезе — в Андрониковом монастыре в Москве). В 1408, по свидетельству летописи, расписывает вместе с Даниилом Черным древний (12 в.) Успенский собор во Владимире; назван вторым после Даниила. В 1420-х гг. по свидетельству «Жития Сергия Радонежского» (редакция Епифания Премудрого и Пахомия Серба) и «Жития Никона» — источников 1430-50-х гг. — оба мастера расписывают церковь св. Троицы в Троицком монастыре, построенную в 1423-24 над гробом Сергия Радонежского вместо старой деревянной (1411). После смерти Даниила, похороненного в Троицком монастыре, Андрей Рублев возвращается в Москву в Андроников монастырь, где исполняет свою последнюю работу — роспись церкви Спаса (ок. 1426-27), законченную ок. 1428. Умер 29 января 1430 в Андрониковом монастыре (дата установлена П. Д. Барановским по |
копии
18 в. с надписи на утраченной надгробной
плите).
Проблемы атрибуции Из указанных в источниках произведений Андрея Рублева, сохранилось крайне мало: фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря. Из двух дат написания «Троицы», предлагаемых источниками, — 1411 и 1425-27 — более вероятной представляется последняя. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не Андрею Рублеву, а ученикам — членам артели, возглавляемой Даниилом Черным и Андреем Рублевым (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря). Андрею
Рублеву приписывают также |
долей
допустимости — фрески в Успенском соборе
на Городке.
Образы и стиль Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 в., которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе). Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы 14 в. с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 — нач. 13 вв. Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского искусства ок. 1400 и первой трети 15 в., но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте. Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные. Почти
все персонажи погружены в
состояние безмолвного
Классическое чувство |
искусстве,
всякая форма предстает у Андрея
Рублева перевоплощенной, одухотворенной
Божественными энергиями. Это достигнуто
приемами, общими для всего искусства
византийского круга: лаконичные контуры
и силуэты, придающие фигурам
невесомость; замкнутые параболические
линии, сосредотачивающие мысль и настраивающие
на созерцание; тонкие очертания складок
одежд, сообщающие тканям хрупкость; световая
насыщенность каждого цвета, делающая
колорит сияющим, и др. Однако эти общевизантийские
черты стиля раннего 15 в. Андрей Рублев
видоизменяет, ибо идеальные классические
формы, привычные для греческих мастеров
с античных времен, не являются для него
самостоятельной ценностью. Кроме того,
качествам, свойственным всему византийскому
искусству, Андрей Рублев сообщает черты,
характерные для русского искусства кон.
14 — нач. 15 вв.: линии становятся певучими,
ритмы — музыкальными, повороты фигур
и наклоны голов — мягкими, одеяния —
воздушными, красочная гамма — светлой
и нежной. Во всем — отблески гармонии
Рая и одновременно — расположенность
к человеку, доброта.
Истоки
присущей Андрею Рублеву созерцательной
глубины восприятия — в духовной
ситуации позднего 14 в., при Сергии Радонежском,
и раннего 15 в., при его учениках.
Это было время сильнейшего Творчество
Андрея Рублева определило в 15 в. расцвет
национальной школы русской живописи,
оригинальной по отношению к Византии.
Оно оказало огромное влияние на все
русское искусство московского круга
вплоть до Дионисия. |
КАЗАНСКИЙ
СОБОР в Санкт-Петербурге, памятник
архитектуры русского классицизма. Построен
архитектором А. Н. Воронихиным в 1801-11.
Образцом для проекта собора, утвержденного Павлом I, послужил собор св. Петра в Ватикане. Однокупольное здание Казанского собора в плане имеет форму латинского креста. К его боковому северному фасаду, обращенному к Невскому проспекту, примыкает грандиозная полукруглая колоннада (96 коринфских колонн с каннелюрами, поставленных в 4 ряда) с 6-колонным портиком, являющимся ее композиционным центром. Дуга колоннады, завершенная с обеих сторон монументальными проездными порталами с аттиками, охватывает площадь, образованную в результате смещения собора вглубь улицы (Невского проспект). Такая же колоннада согласно проекту должна была примыкать и к южной (главной) стороне собора, но недостаток средств помешал этому. Над колоннадой возвышается легкий купол на высоком барабане. С западной и южной стороны — портики с колоннами коринфского ордера. Храм построен из желто-серого известняка и украшен многочисленными барельефами работы И. П. Мартоса, И. П. Прокофьева и др. Внутреннее пространство собора представляет собой величественный 3-нефный колонный зал, общая высота которого составляет 62 м. Два ряда парных гранитных колонн (гладкие коринфские) образуют равные по высоте нефы (длина главного нефа 69 м). Каждая колонна украшена капителью и базой. Иконостас главного алтаря выполнен из серебра (тонкая чеканная работа) с четырьмя колоннами сибирской яшмы; царские врата и балюстрада также серебряные. Часть серебра, необходимого для создания алтаря, было подарено собору донскими казаками (оно в виде церковной утвари было отбито в 1812 у разграбивших российские храмы французов). В росписи собора, а также в написании икон принимали участие В. Л. Боровиковский, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев; в оформлении использована скульптура работы И. П. Мартоса, И. П. Прокофьева, В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, С. С. Пименова. По проекту Воронихина Малая площадь перед главным входом в 1810-1812 была обнесена чугунной решеткой с ромбовидными орнаментальными накладками и |
растительным
узором.
Собор
предназначался для перенесения
в него древней иконы Казанской
Божией Матери (отсюда и название), что
и было сделано при его освещении в 1811.
В соборе хранились также боевые знамена
и трофеи Отечественной войны 1812 года.
В 1813 там был похоронен фельдмаршал Кутузов
(ограда его могилы — это последняя работа
в соборе Воронихина). На площади перед
собором в 1837 были установлены памятники
М. И. Кутузову (1829-1835) и М. Б. Барклаю-де-Толли
(1829-1836, оба — бронза) работы скульптора
Б. И. Орловского (архитектор В. П. Стасов).
С 1932 в здании собора размещался Музей
истории религии и атеизма. В конце 1990-х
годов был возвращен Русской православной
церкви. |
ФЕОФАН ГРЕК (ок. 1340
- после 1405), живописец, работавший в
Византии и Др. Руси. Писал фрески,
иконы, миниатюры. Исполнил ряд росписей
в церквах в Константинополе,
Галате, Халкедоне, Кафе (Феодосия). На
Руси расписал Спаса на Ильине церковь
в Новгороде (1378), вместе с Симеоном Чёрным
- церковь Рождества богоматери (1395), Архангельский
собор (1399), вместе с Андреем Рублёвым и
Прохором с Городца - Благовещенский собор
(1405) - все в Московском Кремле. Работал
также в Серпухове, Нижнем Новгороде и,
возможно, в Коломне и Переславле-Залесском.
Феофан Грек приписывают иконы деисусного
чина иконостаса Благовещенского собора
в Московском Кремле - "Спас", "Богоматерь",
"Иоанн Предтеча", а также "Архангел
Гавриил", "Апостол Павел", "Иоанн
Златоуст" (с помощниками). Следы его
поправок сохранились на ликах архангела
Михаила и Василия Великого на иконах
того же чина. По прорисям Феофана Грека,
а некоторые и по его непосредственному
рисунку, исполнены иконы праздничного
чина того же собора. Мастерской Феофана
Грека (по мнению ряда исследователей
- самому Ф. Г.) приписываются иконы "Богоматери
Донской" с "Успением" на обороте
(1380 или 1392), "Четырёхчастная" и "Преображение"-
из Переславля-Залесского (все в Третьяковской
гал.) и инициалы рукописи "Евангелия
Кошки" (ок. 1392, Б-ка СССР им. В. И. Ленина,
Москва). Для произведений Феофана Грека
характерны одухотворённая патетика образов,
драматическая динамика и оригинальность
приёмов письма, смелая живописность,
сочетающаяся с мастерством пластической
лепки и чётким конструктивным рисунком.
Творчество и личность Феофана Грека были
высоко оценены в Др. Руси, где его называли
"философом". Созданная им в Москве
мастерская стимулировала деятельность
местных живописцев, выработавших, однако,
отличный от феофановского стиль. |