Андрей Рублев

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:28, доклад

Краткое описание

АНДРЕЙ РУБЛЕВ, русский художник конца 14 — первой трети 15 в., создатель фресок, икон, миниатюр; преподобный (канонизирован в 1988, память 17 июля). Был известен при жизни, знаменит после смерти (источники 1430-1460-х годов), особо прославляем с конца 15 в. («Отвещание...» Иосифа Волоцкого); в 16 в. его работы становятся обязательными образцами для подражания (постановление Стоглавого собора 1551).

Файлы: 1 файл

Андрей Рублёв.doc

— 59.50 Кб (Скачать)
     
     АНДРЕЙ  РУБЛЕВ, русский художник конца 14 — первой трети 15 в., создатель фресок, икон, миниатюр; преподобный (канонизирован в 1988, память 17 июля). Был известен при жизни, знаменит после смерти (источники 1430-1460-х годов), особо прославляем с конца 15 в. («Отвещание...» Иосифа Волоцкого); в 16 в. его работы становятся обязательными образцами для подражания (постановление Стоглавого собора 1551).

     Биографические  сведения

     Имя Андрея Рублева обросло легендами, а в 20 в. — научными гипотезами. Реальные представления о его искусстве появляются после реставрационной расчистки его иконы «Троица» в 1904, но в полной мере — начиная с 1918, когда были расчищены фрески Успенского собора во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина.

     Первое  упоминание о нем — в 1405: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублев назван «чернецом», т. е. монахом, и числится последним в перечне имен, т. е. был младшим.

     По  позднему источнику — «Сказанию о святых иконописцах» (17 в.) известно, что Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392). Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи (по другой гипотезе — в Андрониковом монастыре в Москве). В 1408, по свидетельству летописи, расписывает вместе с Даниилом Черным древний (12 в.) Успенский собор во Владимире; назван вторым после Даниила.

     В 1420-х гг. по свидетельству «Жития Сергия Радонежского» (редакция Епифания Премудрого и Пахомия Серба) и «Жития Никона» — источников 1430-50-х гг. — оба мастера расписывают церковь св. Троицы в Троицком монастыре, построенную в 1423-24 над гробом Сергия Радонежского вместо старой деревянной (1411). После смерти Даниила, похороненного в Троицком монастыре, Андрей Рублев возвращается в Москву в Андроников монастырь, где исполняет свою последнюю работу — роспись церкви Спаса (ок. 1426-27), законченную ок. 1428. Умер 29 января 1430 в Андрониковом монастыре (дата установлена П. Д. Барановским по

     
копии 18 в. с надписи на утраченной надгробной плите).

     Проблемы  атрибуции

     Из  указанных в источниках произведений Андрея Рублева, сохранилось крайне мало: фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона  «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря. Из двух дат написания «Троицы», предлагаемых источниками, — 1411 и 1425-27 — более вероятной представляется последняя. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не Андрею Рублеву, а ученикам — членам артели, возглавляемой Даниилом Черным и Андреем Рублевым (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря).

     Андрею  Рублеву приписывают также следующие  произведения, о которых нет исторических свидетельств: 1) некоторые миниатюры и инициалы евангелия Хитрово, нач. 15 в.; 2) две иконы из Деисуса и семь икон из Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля; 3) Звенигородский чин: три иконы (Христос, архангел Михаил и апостол Павел) из Деисуса, состоявшего, по меньшей мере, из семи икон, нач. 15 в.; 4) икона Богоматери «Умиление» из Успенского собора во Владимире, ок. 1408 (сейчас в музее г. Владимира); 5) три иконы из Деисуса (Христос, Иоанн Предтеча и апостол Павел) и одна икона из праздничного ряда («Вознесение») из иконостаса Успенского собора во Владимире, 1408; 6) фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) с изображениями Флора, Лавра, Варлаама и Иоасафа, преподобного Пахомия и явившегося ему ангела в монашеской схиме; 7) фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре около Звенигорода, 1415-20 гг., с изображением преподобных отшельников Антония Великого и Павла Фивейского; 8) несколько икон из Деисуса Троицкого собора Троицкого монастыря и одна из его Праздничного ряда («Крещение»), ок. 1428; 9) маленькая иконка «Спас в силах» нач. 15 в. (Государственная Третьяковская галерея). Из всего перечня несомненно принадлежащими Андрею Рублеву можно считать только миниатюры евангелия Хитрово, Звенигородский чин и икону «Богоматерь «Умиление» из Владимира, а также — с известной

     
 
долей допустимости — фрески в Успенском соборе на Городке.

     Образы  и стиль

     Андрей  Рублев воспринял традиции классицизма  византийского искусства 14 в., которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе). Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы 14 в. с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 — нач. 13 вв.

     Образы  Андрея Рублева в целом адекватны  образам византийского искусства ок. 1400 и первой трети 15 в., но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте. Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные.

     Почти все персонажи погружены в  состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием»  или «божественным умозрением»; какие-либо внутренние аффекты им не свойственны. Кроме тихого глубокого созерцания Андрей Рублев иногда сообщает своим образам духовный восторг, вызывающий сияние глаз, блаженные улыбки, свечение всего облика (трубящий ангел во фресках Успенского собора), иногда — высокое вдохновение и излучающуюся силу (апостолы Петр и Павел в «Шествии праведных в Рай», там же).

       Классическое чувство композиции, ритмов, всякой отдельной формы,  воплощенное в ясности, гармонии, пластическом совершенстве, у Андрея  Рублева столь же безупречно, как у греческих мастеров первой трети 15 в. При этом некоторые черты классической системы Андрей Рублев как будто специально приглушает: округлость формы не подчеркивается, иллюзионистические моменты (например, анатомически верная передача суставов) отсутствуют, благодаря чему объемы и поверхности кажутся преображенными, — как и в византийском

     
искусстве, всякая форма предстает у Андрея Рублева перевоплощенной, одухотворенной Божественными энергиями. Это достигнуто приемами, общими для всего искусства  византийского круга: лаконичные контуры  и силуэты, придающие фигурам  невесомость; замкнутые параболические линии, сосредотачивающие мысль и настраивающие на созерцание; тонкие очертания складок одежд, сообщающие тканям хрупкость; световая насыщенность каждого цвета, делающая колорит сияющим, и др. Однако эти общевизантийские черты стиля раннего 15 в. Андрей Рублев видоизменяет, ибо идеальные классические формы, привычные для греческих мастеров с античных времен, не являются для него самостоятельной ценностью. Кроме того, качествам, свойственным всему византийскому искусству, Андрей Рублев сообщает черты, характерные для русского искусства кон. 14 — нач. 15 вв.: линии становятся певучими, ритмы — музыкальными, повороты фигур и наклоны голов — мягкими, одеяния — воздушными, красочная гамма — светлой и нежной. Во всем — отблески гармонии Рая и одновременно — расположенность к человеку, доброта.

     Истоки  присущей Андрею Рублеву созерцательной глубины восприятия — в духовной ситуации позднего 14 в., при Сергии Радонежском, и раннего 15 в., при его учениках. Это было время сильнейшего распространения  исихазма в Византии, получившего широкий отклик на Руси. Интонация райской гармонии, пронизывающая творчество Андрея Рублева, характерна для искусства всего христианского мира первой половины 15 в. — Византии (фрески Пантанассы в Мистре, ок. 1428), Сербии (фрески Манасии до 1418 и Каленича ок. 1413), Западной Европы (Гентский алтарь Яна Ван Эйка, 1432; создания Фра Беато Анджелико).

     Творчество  Андрея Рублева определило в 15 в. расцвет  национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Оно оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия. 
 
 

     
 
     КАЗАНСКИЙ СОБОР в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры русского классицизма. Построен архитектором А. Н. Воронихиным в 1801-11.

     Образцом  для проекта собора, утвержденного Павлом I, послужил собор св. Петра в Ватикане. Однокупольное здание Казанского собора в плане имеет форму латинского креста. К его боковому северному фасаду, обращенному к Невскому проспекту, примыкает грандиозная полукруглая колоннада (96 коринфских колонн с каннелюрами, поставленных в 4 ряда) с 6-колонным портиком, являющимся ее композиционным центром. Дуга колоннады, завершенная с обеих сторон монументальными проездными порталами с аттиками, охватывает площадь, образованную в результате смещения собора вглубь улицы (Невского проспект). Такая же колоннада согласно проекту должна была примыкать и к южной (главной) стороне собора, но недостаток средств помешал этому. Над колоннадой возвышается легкий купол на высоком барабане. С западной и южной стороны — портики с колоннами коринфского ордера. Храм построен из желто-серого известняка и украшен многочисленными барельефами работы И. П. Мартоса, И. П. Прокофьева и др.

     Внутреннее  пространство собора представляет собой  величественный 3-нефный колонный зал, общая высота которого составляет 62 м. Два ряда парных гранитных колонн (гладкие коринфские) образуют равные по высоте нефы (длина главного нефа 69 м). Каждая колонна украшена капителью и базой. Иконостас главного алтаря выполнен из серебра (тонкая чеканная работа) с четырьмя колоннами сибирской яшмы; царские врата и балюстрада также серебряные. Часть серебра, необходимого для создания алтаря, было подарено собору донскими казаками (оно в виде церковной утвари было отбито в 1812 у разграбивших российские храмы французов). В росписи собора, а также в написании икон принимали участие В. Л. Боровиковский, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев; в оформлении использована скульптура работы И. П. Мартоса, И. П. Прокофьева, В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, С. С. Пименова. По проекту Воронихина Малая площадь перед главным входом в 1810-1812 была обнесена чугунной решеткой с ромбовидными орнаментальными накладками и

     
растительным  узором.

     Собор предназначался для перенесения  в него древней иконы Казанской  Божией Матери (отсюда и название), что и было сделано при его освещении в 1811. В соборе хранились также боевые знамена и трофеи Отечественной войны 1812 года. В 1813 там был похоронен фельдмаршал Кутузов (ограда его могилы — это последняя работа в соборе Воронихина). На площади перед собором в 1837 были установлены памятники М. И. Кутузову (1829-1835) и М. Б. Барклаю-де-Толли (1829-1836, оба — бронза) работы скульптора Б. И. Орловского (архитектор В. П. Стасов). С 1932 в здании собора размещался Музей истории религии и атеизма. В конце 1990-х годов был возвращен Русской православной церкви. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
 
     ФЕОФАН ГРЕК (ок. 1340 - после 1405), живописец, работавший в  Византии и Др. Руси. Писал фрески, иконы, миниатюры. Исполнил ряд росписей в церквах в Константинополе, Галате, Халкедоне, Кафе (Феодосия). На Руси расписал Спаса на Ильине церковь в Новгороде (1378), вместе с Симеоном Чёрным - церковь Рождества богоматери (1395), Архангельский собор (1399), вместе с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца - Благовещенский собор (1405) - все в Московском Кремле. Работал также в Серпухове, Нижнем Новгороде и, возможно, в Коломне и Переславле-Залесском. Феофан Грек приписывают иконы деисусного чина иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле - "Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", а также "Архангел Гавриил", "Апостол Павел", "Иоанн Златоуст" (с помощниками). Следы его поправок сохранились на ликах архангела Михаила и Василия Великого на иконах того же чина. По прорисям Феофана Грека, а некоторые и по его непосредственному рисунку, исполнены иконы праздничного чина того же собора. Мастерской Феофана Грека (по мнению ряда исследователей - самому Ф. Г.) приписываются иконы "Богоматери Донской" с "Успением" на обороте (1380 или 1392), "Четырёхчастная" и "Преображение"- из Переславля-Залесского (все в Третьяковской гал.) и инициалы рукописи "Евангелия Кошки" (ок. 1392, Б-ка СССР им. В. И. Ленина, Москва). Для произведений Феофана Грека характерны одухотворённая патетика образов, драматическая динамика и оригинальность приёмов письма, смелая живописность, сочетающаяся с мастерством пластической лепки и чётким конструктивным рисунком. Творчество и личность Феофана Грека были высоко оценены в Др. Руси, где его называли "философом". Созданная им в Москве мастерская стимулировала деятельность местных живописцев, выработавших, однако, отличный от феофановского стиль. 
     
      

Информация о работе Андрей Рублев