Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:45, лекция
Бородин был один из виднейших композиторов в «Могучей кучке».Он был ученым, педагогом, дирежором и композитором. Основны его произведений было: показать защитника русской земли. Бородин родился в 1833 году Петербурге. В семь лет у него открылся музыкальный талант.
Александр Порфирьевич Бородин
Бородин был один из виднейших
композиторов в «Могучей кучке».Он
был ученым, педагогом, дирежором и композитором.
Основны его произведений было: показать
защитника русской земли. Бородин
родился в 1833 году Петербурге. В семь
лет у него открылся музыкальный
талант. Первые уроки фортепиано
ему давала мама. Кроме музыки маленького
мальчика интересовала еще иностранные
языки. Когда ему исполнилось 17 лет
он успешно поступает в медико-хирургическую
академию. В 1859 Александр Порфирьевич
отправляется за границу, в Германию.
Там он познакомился с Менделеевым,
Листом. В 1862 он возвращается на родину.
В тоже время он ставиться Профессором
медико-хирургической академии. Много
сил Бородин отводил медицине, поэтому
многие его произведения не завершены.
В 1887 году он умирает.
Опера «Князь
Игорь»
8 апреля 1869 года на музыкальном вечере у Л. И. Шестаковой
В. В. Стасов предложил композитору в качестве
оперного сюжета «Слово о полку Игореве».
А. П. Бородин с интересом взялся за работу,
побывал в окрестностях Путивля, изучал исторические и музыкальные
источники, связанные с описываемым временем.
Опера писалась в течение
18 лет, но в 1887 году композитор скончался, и опера
осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина
работу завершилиАлександр Глазунов и
Особенно ярко это проявилось в последние
месяцы жизни. Именно тогда напряжение
вокруг Бородина достигло предела.
При смерти далеко в Москве находилась любимая жена. Бородин буквально разрывался между Москвой и Петербургом, где требовали его сил и внимания научные, общественные, педагогические дела. Не выдерживало подорванное непосильной ношей сердце.
Проф. Дианин, видя внешние
признаки ухудшения здоровья, обследовал
состояние сердечной
Игорь – прирожденный воин и полководец, цельная, могучая натура. Подчеркивая его воинскую отвагу и мужество, душевное благородство и верность долгу, Бородин создает героический образ.
С этой стороны Игорь показан уже при первом появлении в опере (пролог, обращение к войску) и особенно – в коротком, решительном ариозо после затмения. В прологе же, в сцене прощания с Ярославной приоткрываются иные черты характера князя: Бородин наделяет его отзывчивой и щедрой на чувства душой, рисует как любящего, верного супруга.
Наиболее полно Игорь
Замечательна по художественным качествам
и лирическая тема арии в сравнении
с предыдущей, в ней меньше речевых,
декламационно-призывных
Но выделяя главное, типичное в образе Игоря, Бородин с замечательным мастерством сумел показать в той же арии и состояние героя в настоящий момент. Речитатив и медленные, тяжеловесные «шаги» в оркестре – так начинается и заканчивается ария – передают страдания томящегося в плену князя.
Охарактеризованная музыка представляет собой уже второй вариант арии Игоря. Первоначальный вариант, отнюдь не слабый в музыкальном отношении, был забракован композитором именно потому, что господствующее место в нем отводилось душевным мукам Игоря, то есть временное, преходящее в характеристике вытесняло существенное, основное.
Как и при создании монументальных хоровых полотен, композитор следовал здесь своим четким принципам – он стремился к письму «крупным штрихом».
Информация о работе Александр Порфирьевич Бородин и опера «Князь Игорь»