Александр Порфирьевич Бородин и опера «Князь Игорь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:45, лекция

Краткое описание

Бородин был один из виднейших композиторов в «Могучей кучке».Он был ученым, педагогом, дирежором и композитором. Основны его произведений было: показать защитника русской земли. Бородин родился в 1833 году Петербурге. В семь лет у него открылся музыкальный талант.

Файлы: 1 файл

Александр Порфирьевич Бородин.docx

— 19.20 Кб (Скачать)

                Александр Порфирьевич  Бородин  
 
 
Бородин был  один  из виднейших композиторов  в «Могучей кучке».Он был ученым, педагогом, дирежором и композитором. Основны его произведений  было: показать защитника русской земли. Бородин  родился в 1833  году Петербурге. В семь  лет  у него  открылся  музыкальный  талант. Первые  уроки  фортепиано  ему давала  мама. Кроме  музыки маленького  мальчика  интересовала  еще иностранные языки. Когда ему исполнилось 17  лет он  успешно поступает в медико-хирургическую академию.  В 1859  Александр Порфирьевич отправляется  за  границу, в Германию. Там он  познакомился с Менделеевым, Листом. В 1862 он возвращается на родину. В тоже  время он  ставиться Профессором медико-хирургической академии.  Много сил Бородин отводил медицине, поэтому многие его произведения  не завершены. В 1887  году  он  умирает. 
 
                            Опера «Князь  Игорь» 
 
 
 
8 апреля 1869 года на музыкальном вечере у Л. И. Шестаковой В. В. Стасов предложил композитору в качестве оперного сюжета «Слово о полку Игореве». А. П. Бородин с интересом взялся за работу, побывал в окрестностях Путивля, изучал исторические и музыкальные источники, связанные с описываемым временем.

Опера писалась в течение 18 лет, но в 1887 году композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершилиАлександр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. Александр Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую он слышал в авторском исполнении на фортепиано, закончил и оркестровал третье действие. Н. А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и половецкий марш.

 
 
Особенно ярко это проявилось в последние месяцы жизни. Именно тогда напряжение вокруг Бородина достигло предела.

При смерти далеко в Москве находилась любимая жена. Бородин  буквально разрывался между Москвой  и Петербургом, где требовали  его сил и внимания научные, общественные, педагогические дела.  Не выдерживало подорванное непосильной ношей сердце.

Проф. Дианин, видя внешние  признаки ухудшения здоровья, обследовал состояние сердечной деятельности и ужаснулся – Бородин мог  умереть в любой момент. Он не нашел сил сказать это любимому Учителю, но вскоре понял, что Бородин  все знает. Именно в этот период –  чуть больше полугода -  творческое горение достигло предельного накала. То, что занимало раньше месяцы, делалось теперь за недели, за дни. Именно тогда из последних сил торопился Бородин завершить «Князя Игоря» - первую русскую героико-эпическую оперу.

 

Игорь – прирожденный воин и полководец, цельная, могучая натура. Подчеркивая  его воинскую отвагу и мужество, душевное благородство и верность долгу, Бородин создает героический  образ.

С этой стороны Игорь показан  уже при первом появлении в  опере (пролог, обращение к войску) и особенно – в коротком, решительном  ариозо после затмения. В прологе  же, в сцене прощания с Ярославной приоткрываются иные черты характера  князя: Бородин наделяет его отзывчивой и щедрой на чувства душой, рисует как любящего, верного супруга.

Наиболее полно Игорь предстает  перед нами в большой, развернутой  арии второго акта – «музыкальном портрете», где композитор, следуя традициям  Глинки, в ярких музыкальных темах, концентрированно выражает все существенное в характере действующего лица. В  центре арии – широко известная  тема, которую мы назвали темой  «свободы и родины» Ее волевые, энергичные интонации встречаются в ряде эпизодов, раскрывающих мужество, душевную стойкость Игоря и Ярославны, – в призыве Игоря, вдохновляющего рать на битву в решительной отповеди Ярославны Галицкому. Но в арии Игоря  эти интонации приобретают драматическую  окраску и сочетаются с интона¬циями устремления, порыва, что создает высокий эмоциональный тонус, – так раскрывается сила чувств героя. Неторопливая, при всей своей активности и на¬пряженности, тема «свободы и родины» – подлинное высокое обобщение. В ней, так же как и в народных хорах, запечатлен патриотический пафос произведения.

Замечательна по художественным качествам  и лирическая тема арии в сравнении  с предыдущей, в ней меньше речевых, декламационно-призывных интонаций, она более песенна, кантиленна. Тема воплощает горячее чувство любви и нежности к другу, к «голубке-ладе».

Но выделяя главное, типичное в  образе Игоря, Бородин с замечательным  мастерством сумел показать в  той же арии и состояние героя в настоящий момент. Речитатив и медленные, тяжеловесные «шаги» в оркестре – так начинается и заканчивается ария – передают страдания томящегося в плену князя.

Охарактеризованная музыка представляет собой уже второй вариант арии Игоря. Первоначальный вариант, отнюдь не слабый в музыкальном отношении, был забракован композитором именно потому, что господствующее место  в нем отводилось душевным мукам  Игоря, то есть временное, преходящее в  характеристике вытесняло существенное, основное.

Как и при создании монументальных хоровых полотен, композитор следовал здесь своим четким принципам  – он стремился к письму «крупным штрихом».


Информация о работе Александр Порфирьевич Бородин и опера «Князь Игорь»