Жизненный цикл программного обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 05:45, курсовая работа

Краткое описание

Жизненный цикл программного обеспечения — период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания программного продукта и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации. Этот цикл — процесс построения и развития ПО.
В ходе жизненного цикла ПО проходит анализ предметной области, сбор требований, проектирование, кодирование, тестирование, сопровождение и другие виды деятельности. Каждый вид представляет собой достаточно однородный набор действий, выполняемых для решения одной задачи или группы тесно связанных задач в рамках разработки и поддержки эксплуатации ПО.

Оглавление

1. Введение
2. Стандарты жизненного цикл
2.1 Стандарт ГОСТ 34.601-90
2.2 Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 (ISO/IEC 12207)
3. Процессы жизненного цикла ПО
4. Стадии жизненного цикла ПО
5. Модели жизненного цикла ПО
5.1 Каскадная (Водопадная) модель
5.2 Итерационная модель
5.3 Спиральная модель
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая БД.docx

— 303.63 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  автономное образовательное

Учреждение высшего профессионального  образования

«УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Высшая школа экономики  и менеджмента

Кафедра систем управления энергетикой и промышленными  предприятиями

 

 

 

 

 

Курсовой проект

По дисциплине:

«Информационные технологии в менеджменте»

На тему:

«Жизненный цикл программного обеспечения»

 

 

 

 

   Научный руководитель Гаврилова Т.Б.

Курс, группа            ЭМ-210703

  Студент Жаурова Т.Б

 

                                                  Екатеринбург

2012

Содержание

  1. Введение
  2. Стандарты жизненного цикл

2.1 Стандарт ГОСТ 34.601-90

2.2 Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 (ISO/IEC 12207)

  1. Процессы жизненного цикла ПО
  2. Стадии жизненного цикла ПО
  3. Модели жизненного цикла ПО
    1. Каскадная (Водопадная) модель
    2. Итерационная модель
    3. Спиральная модель
  4. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

                                          1.Введение

Появление понятия жизненного цикла ПО было связано с кризисом программирования, который наметился в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века. Суть кризиса состояла в том, что программные проекты все чаще стали выходить из-под контроля: нарушались сроки, превышались запланированные объемы финансирования, результаты не соответствовали требуемым. Многие проекты вообще не доводились до завершения. Кроме того, оказалось, что недостаточно разработать программу, а надо ее еще сопровождать и этап сопровождения часто требует больше средств, чем разработка.

Ситуация была вызвана  ростом сложности проектов. Масштабы ее нарастали. Необходимо было принимать меры для радикального усовершенствования принципов и методов разработки ПО с учетом его развития и сопровождения. Заговорили о том, что надо обратиться к опыту промышленного проектирования и производства, где был накоплен опыт успешной разработки не менее сложных проектов.

Методологическую основу промышленной инженерии составляет понятие жизненного цикла изделия (продукта) как совокупности всех действий, которые надо выполнить на протяжении всей «жизни» изделия. Смысл жизненного цикла состоит во взаимосвязанности всех этих действий.

Жизненный цикл программного обеспечения — период времени, который  начинается с момента принятия решения  о необходимости создания программного продукта и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации. Этот цикл — процесс построения и развития ПО.

В ходе жизненного цикла  ПО проходит анализ предметной области, сбор требований, проектирование, кодирование, тестирование, сопровождение и другие виды деятельности. Каждый вид представляет собой достаточно однородный набор действий, выполняемых для решения одной задачи или группы тесно связанных задач в рамках разработки и поддержки эксплуатации ПО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.Стандарты жизненного цикла

Стандарт определяет структуру  ЖЦ , содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания и использования ПО .

      2.1 Стандарт ГОСТ 34.601-90

Стандарт ГОСТ 34.601-90 предусматривает  следующие стадии и этапы создания автоматизированной системы:

  1. Формирование требований к АС
  • Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС
  • Формирование требований пользователя к АС
  • Оформление отчета о выполнении работ и заявки на разработку АС
  1. Разработка концепции АС
  • Изучение объекта
  • Проведение необходимых научно-исследовательских работ
  • Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователей
  • Оформление отчета о проделанной работе
  1. Техническое задание
  • Разработка и утверждение технического задания на создание АС
  1. Эскизный проект 
  • Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям
  • Разработка документации на АС и ее части
  1. Технический проект
  • Разработка проектных решений по системе и ее частям
  • Разработка документации на АС и ее части
  • Разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий
  • Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта
  1. Рабочая документация
  • Разработка рабочей документации на АС и ее части
  • Разработка и адаптация программ
  1. Ввод в действие
  • Подготовка объекта автоматизации
  • Подготовка персонала
  • Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями)
  • Строительно-монтажные работы
  • Пусконаладочные работы
  • Проведение предварительных испытаний
  • Проведение опытной эксплуатации
  • Проведение приемочных испытаний
  1. Сопровождение АС.
  • Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами
  • Послегарантийное обслуживание

Эскизный, технический проекты  и рабочая документация — это  последовательное построение все более  точных проектных решений. Допускается  исключать стадию «Эскизный проект»  и отдельные этапы работ на всех стадиях, объединять стадии «Технический проект» и «Рабочая документация»  в «Технорабочий проект», параллельно выполнять различные этапы и работы, включать дополнительные.

Данный стандарт не вполне подходит для проведения разработок в настоящее время: многие процессы отражены недостаточно, а некоторые  положения устарели.

          2.2 Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 (ISO/IEC 12207)

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии РФ 01.03.2012 г. взамен ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 принят стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 «Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств», идентичный международному стандарту ISO/IEC 12207:2008 «System and software engineering — Software life cycle processes».

Данный стандарт, используя  устоявшуюся терминологию, устанавливает  общую структуру процессов жизненного цикла программных средств, на которую можно ориентироваться в программной индустрии. Стандарт определяет процессы, виды деятельности и задачи, которые используются при приобретении программного продукта или услуги, а также при поставке, разработке, применении по назначению, сопровождении и прекращении применения программных продуктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    3.Процессы жизненного цикла ПО

Стандарт группирует различные  виды деятельности, которые могут  выполняться в течение жизненного цикла программных систем, в семь групп процессов. Каждый из процессов  жизненного цикла в пределах этих групп описывается в терминах цели и желаемых выходов, списков  действий и задач, которые необходимо выполнять для достижения этих результатов.

  • процессы соглашения — два процесса;
  • процессы организационного обеспечения проекта — пять процессов;
  • процессы проекта — семь процессов;
  • технические процессы — одиннадцать процессов;
  • процессы реализации программных средств — семь процессов;
  • процессы поддержки программных средств — восемь процессов;
  • процессы повторного применения программных средств — три процесса.

Каждый процесс включает ряд действий. Например, процесс  приобретения охватывает следующие  действия:

  1. Инициирование приобретения
  2. Подготовка заявочных предложений
  3. Подготовка и корректировка договора
  4. Надзор за деятельностью поставщика
  5. Приемка и завершение работ

Каждое действие включает ряд задач. Например, подготовка заявочных предложений должна предусматривать:

  1. Формирование требований к системе
  2. Формирование списка программных продуктов
  3. Установление условий и соглашений
  4. Описание технических ограничений (среда функционирования системы и т. д.)

 

 

                         4.Стадии жизненного цикла ПО

Стадия — часть процесса создания ПО, ограниченная определенными  временными рамками и заканчивающаяся  выпуском конкретного продукта (моделей, программных компонентов, документации), определяемого заданными для  данной стадии требованиями.

На каждой стадии могут  выполняться несколько процессов, определенных в стандарте ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99, и наоборот, один и тот же процесс может выполняться на различных стадиях. Соотношение между процессами и стадиями также определяется используемой моделью жизненного цикла ПО.

Модель ЖЦ ПО включает в себя:

  • Стадии;
  • Результаты выполнения работ на каждой стадии;
  • Ключевые события — точки завершения работ и принятия решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           5.Модели жизненного цикла ПО

Моделью жизненного цикла  ИС называют некоторую структуру, определяющую последовательность осуществления процессов, действий и задач, выполняемых на протяжении жизненного цикла ИС, а также взаимосвязи между этими процессами, действиями и задачами.

В настоящее время используются следующие модели жизненного цикла:

  • каскадная (водопадная, waterfall) или последовательная;
  • итеративная и инкрементальная — эволюционная (гибридная,

смешанная);

  • спиральная (spiral) или модель Боэма

 

5.1Каскадная (Водопадная) модель

Принципы каскадной  модели

Данная модель предполагает строго последовательное (во времени) и однократное выполнение всех фаз проекта с жестким (детальным) предварительным планированием в контексте предопределенных или однажды и целиком определенных требований к программной системе. На рис. 1 изображены типичные фазы каскадной модели жизненного цикла и соответствующие активы проекта, являющиеся для одних фаз выходами, а для других — входами.

Основными принципами каскадной  модели являются:

  • строго последовательное выполнение фаз;
  • каждая последующая фаза начинается лишь тогда, когда полностью завершено выполнение предыдущей фазы;
  • каждая фаза имеет определенные критерии входа и выхода: входные и выходные данные;
  • каждая фаза полностью документируется;
  • переход от одной фазы к другой осуществляется посредством формального обзора с участием заказчика;
  • основа модели — сформулированные требования (ТЗ), которые меняться не должны;
  • критерий качества результата — соответствие продукта установленным требованиям.

Информация о работе Жизненный цикл программного обеспечения