Виды обеспечения автоматизированных информационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 11:53, реферат

Краткое описание

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется переходом к так называемому информационному обществу, в котором в результате процессов информатизации и компьютеризации информационные технологии во всех сферах деятельности играют более важную роль, нежели индустриальные, аграрные и др. Как отмечал академик А.П.Ершов, информатизация — всеобщий неизбежный период развития цивилизации, период освоения информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и обработки информации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
2. Основные понятия и определения 4
3. Классификация автоматизированных информационных систем 7
3.1 Виды обеспечения автоматизированных информационных систем 7
4. Техническое обеспечение АИС 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 12

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 28.52 Кб (Скачать)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

2. Основные понятия и определения 4

3. Классификация автоматизированных информационных систем 7

3.1 Виды обеспечения  автоматизированных  информационных систем 7

4. Техническое обеспечение АИС 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 12

 

ВВЕДЕНИЕ

     Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется переходом к так называемому информационному обществу, в котором в результате процессов информатизации и компьютеризации информационные технологии во всех сферах деятельности играют более важную роль, нежели индустриальные, аграрные и др. Как отмечал академик А.П.Ершов, информатизация — всеобщий неизбежный период развития цивилизации, период освоения информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и обработки информации.

     В связи с этим решением проблем рационального использования современных и перспективных методов и средств обработки информации в практической (профессиональной) деятельности людей приобретает первостепенное значение. Естественно, что такой сложный и многообразный процесс, как информатизация, нуждается в методологическом обосновании, являющемся результатом исследований в рамках научно-технического направления и науки, получивших название «информационные системы».

     Предметом изучения информационных систем являются информационные технологии, которые  реализуются на практике в автоматизированных информационных системах (АИС) различного назначения, выступающих в качестве объекта информатики. Таким образом, АИС позволяют автоматизировать ту или иную сферу профессиональной деятельности людей за счет использования  компьютерных средств и технологий. Иными словами, в качестве основных средств автоматизации профессиональной деятельности людей сегодня выступают средства электронно-вычислительной техники и связи.

 

  1. Основные  понятия и определения

     Будучи  достаточно сложным процессом, автоматизация  любой деятельности человека при  решений практических задач должна иметь научное — прежде всего методологическое — обеспечение. Как уже было отмечено во введении, наукой, изучающей наиболее общие закономерности внедрения средств автоматизации (компьютеризации) во все сферы жизни общества и последствия этого, является информатика. В рамках этой научной дисциплины автоматизация профессиональной деятельности определяется как процесс создания, внедрения и использования технических, программных средств и математических методов, освобождающих человека от непосредственного участия в получении, преобразовании и передаче энергии, материалов и (или) информации в профессиональной деятельности.

     Основные виды автоматизируемой профессиональной деятельности: производственные процессы, проектирование, обучение, научные исследования, управление. Основу автоматизации профессиональной деятельности в современных условиях составляют средства электронно-вычислительной техники (ЭВТ) и связи. Весьма важными и особенно интересными для широкого круга специалистов в области организационного управления представляются особенности автоматизации управленческой деятельности как процесса создания, внедрения и использования технических, программных средств и математических методов, предназначенных для автоматизированного сбора, хранения, поиска, переработки и передачи информации, используемой при управлении эргатическими системами, в ходе реализации новых информационных технологий управления.

     Целью автоматизации управленческой деятельности является повышение эффективности  управления (качества управленческих решений, оперативности, производительности управленческого труда и т. д.). Информатика является одной и: отраслей общей (теоретической) информатики и изучает цели, способы и средства автоматизации деятельности должностных лиц на базе ЭВТ при управлении персоналом, разработке новых систем оружия, совершенствовании видов, форм и способов боевых действий, обучении личного состава. Как и всякая другая научная дисциплина, информатика имеет свой объект и предмет.

     В качестве объекта информатики выступает  автоматизированная информационная система, представляющая собой совокупность технических программных средств  и организационных мероприятий, предназначенных для автоматизации  информационных процессов в профессиональной деятельности.

     Основным  техническим средством АИС является ЭВМ. Объектом информатики является АИС, предназначенная для автоматизации военно-профессиональной деятельности должностных лиц и органов управления. Используя термин "информация", мы, как правило, не задумываемся о том, что такое информация. До настоящего времени в науке не выработано строгого определения понятия информации. Говоря об информационных процессах в АИС, мы пока будем понимать под информацией некоторую совокупность данных (текстовых, числовых, графических) и связей между ними. Под переработкой информации понимаются все возможные информационные процессы, сопровождающие профессиональную деятельность: сбор информации, хранение информации, поиск информации, представление информации на определенном носителе в определенном виде (визуальном, графическом, текстовом, звуковом) получение новой информации (например, в результате проведения расчетов), передача информации по каналам связи различным адресатам и др.

     Автоматизированная  информационная система должна рассматриваться  как инструмент в руках должностных  лиц, реализующих переработку информации в процессе профессиональной деятельности. Можно сказать, что наличие этого  инструмента фактически определяет новую технологию осуществления  профессиональной деятельности. Понятие "технология" означает комплекс знаний о способах, приемах труда, наборах  материально-технических факторов, способах их соединения для создания какого-либо продукта или услуги. Применительно  к промышленному производству используется понятие "производственная индустриальная технология". Применение понятия "технология" к информационным процессам привело к возникновению понятия "информационная технология" — совокупность знаний о способах автоматизированной переработки информации с использованием ЭВМ для автоматизации управленческой деятельности.

     Создание  новых информационных технологий и  внедрение их в профессиональную деятельность является одной из основных задач информатики. Именно поэтому в качестве предмета информатики целесообразно рассматривать информационные технологии, определяющие рациональные способы разработки и применения АИС.

 

  1. Классификация автоматизированных информационных систем

По направлению  деятельности различают:

     • производственные системы;

     • административные системы (человеческих ресурсов);

     • финансовые и учетные системы;

     • системы маркетинга.

Производственные  системы подразделяются на:

     • автоматизированные системы управления производством;

     • автоматизированные системы управления технологическими процессами;

     • автоматизированные системы управления техническими средствами.

3.1 Виды обеспечения автоматизированных информационных систем

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

     Подсистема  — это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Общую структуру информационной системы  можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном  признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем, среди которых обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

Различают:

     • Программно-техническое обеспечение (платформа).

     • Информационное обеспечение.

     • Математическое обеспечение (иногда –  алгоритмическое).

     • Организационно-методическое обеспечение.

Иногда  объединяют математическое и программное  обеспечение, иногда выделяют лингвистическое  обеспечение. 

  1. Техническое обеспечение АИС

     Техническое обеспечение (ТО) - комплекс технических  средств, предназначенных для работы информационной системы, а также  соответствующая документация на эти  средства и технологические процессы.

Комплекс технических  средств составляют:

  • компьютеры любых моделей;
  • устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;
  • устройства передачи данных и линий связи;
  • оргтехника и устройства автоматического съема информации;
  • эксплуатационные материалы и др.

     Документацией оформляются предварительный выбор  технических средств, организация  их эксплуатации, технологический процесс  обработки данных, технологическое  оснащение. Документацию можно условно  разделить на три группы:

  • общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;
  • специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;
  • нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

   К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования  технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.

   Централизованное  техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.

   Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем  на персональных компьютерах непосредственно  на рабочих местах.

     Перспективным подходом следует считать, по-видимому, частично децентрализованный подход - организацию технического обеспечения  на базе распределенных сетей, состоящих  из персональных компьютеров и большой  ЭВМ для хранения баз данных, общих  для любых функциональных подсистем.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Индустрия разработки автоматизированных информационных систем управления зародилась в 1950-х - 1960-х годах и к концу века приобрела вполне законченные формы.

     На  первом этапе основным подходом в  проектировании ИС был метод "снизу-вверх", когда система создавалась как  набор приложений, наиболее важных в данный момент для поддержки  деятельности предприятия. Основной целью  этих проектов было не создание тиражируемых продуктов, а обслуживание текущих  потребностей конкретного учреждения. Такой подход отчасти сохраняется  и сегодня. В рамках "лоскутной  автоматизации" достаточно хорошо обеспечивается поддержка отдельных функций, но практически полностью отсутствует  стратегия развития комплексной  системы автоматизации, а объединение  функциональных подсистем превращается в самостоятельную и достаточно сложную проблему.

     Создавая  свои отделы и управления автоматизации, предприятия пытались "обустроиться" своими силами. Однако периодические  изменения технологий работы и должностных  инструкций, сложности, связанные с  разными представлениями пользователей  об одних и тех же данных, приводили  к непрерывным доработкам программных  продуктов для удовлетворения все  новых и новых пожеланий отдельных  работников. Как следствие - и работа программистов, и создаваемые ИС вызывали недовольство руководителей  и пользователей системы.

     Следующий этап связан с осознанием того факта, что существует потребность в  достаточно стандартных программных  средствах автоматизации деятельности различных учреждений и предприятий. Из всего спектра проблем разработчики выделили наиболее заметные: автоматизацию  ведения бухгалтерского аналитического учета и технологических процессов. Системы начали проектироваться "сверху-вниз", т.е. в предположении, что одна программа  должна удовлетворять потребности  многих пользователей.

     Сама  идея использования универсальной  программы накладывает существенные ограничения на возможности разработчиков  по формированию структуры базы данных, экранных форм, по выбору алгоритмов расчета. Заложенные "сверху" жесткие рамки  не дают возможности гибко адаптировать систему к специфике деятельности конкретного предприятия: учесть необходимую  глубину аналитического и производственно-технологического учета, включить необходимые процедуры  обработки данных, обеспечить интерфейс  каждого рабочего места с учетом функций и технологии работы конкретного  пользователя. Решение этих задач  требует серьезных доработок  системы. Таким образом, материальные и временные затраты на внедрение  системы и ее доводку под требования заказчика обычно значительно превышают  запланированные показатели.

Информация о работе Виды обеспечения автоматизированных информационных систем