Создание базы данных Медицинского центра АУРА

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

В курсовом проекте будет разработана БД для хранения и обработки информации данных о сотрудниках, клиентах, оказываемых услугах, медикаментах. Указанная база данных позволяет легко ориентироваться между проектами и дает возможность быстро получать нужную информацию, как о клиентах, так и сотрудниках каждого звена. Использование БД значительно упростит и облегчит работу руководству организации и позволит уменьшить количество бумажных документов.

Оглавление

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ……………………………………….……
1.1Техничекое задание ……………………………
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ БД …………………………….
2.1 ER-Диаграмма ……………………..
2.2 Построение отношений……………………………………..
2.3 Нормализация отношений
3 Требования к надежности…………………………………
3. СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ В ACCESS……………………………
3.1 Построение схемы данных……………………………..
4. РАЗРАБОТКА ЗАПРОСОВ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА
4 Описание ситуаций ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовик информатика.doc

— 563.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный политехнический  университет»

  • Факультет экономики и менеджмента
  • Кафедра «Предпринимательство и коммерция»
  •  

     

     

     

    КУРСОВОЕ ПРОЕКТ

     

    по дисциплине «Информатика»

                      

                     на тему: «Создание базы данных                                   Медицинского центра АУРА»

     

              

     

     

             выполнила: студентка группы з1077/20    Архипова В.А

    принял:  к.ф.-м.н. доцент Попов Е.О

     

    «__» _________ 2011 года

     

     

     

     

     

    Санкт – Петербург

    2011

    СОДЕРЖАНИЕ

     

     ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 

    1. ПОСТАНОВКА  ЗАДАЧИ……………………………………….……

    1.1Техничекое задание                 …………………………… 

    2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ БД  ……………………………. 

                  2.1 ER-Диаграмма ……………………..

                  2.2  Построение отношений……………………………………..

                  2.3 Нормализация отношений             

                  3     Требования к надежности………………………………… 

    3. СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ В  ACCESS……………………………

                  3.1   Построение схемы данных……………………………..             

    4. РАЗРАБОТКА ЗАПРОСОВ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА

                  4      Описание ситуаций  ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение 

     

    В курсовом проекте будет разработана БД для хранения и обработки информации данных о сотрудниках, клиентах, оказываемых услугах, медикаментах. Указанная база данных позволяет легко ориентироваться между проектами и дает возможность быстро получать нужную информацию, как о клиентах, так и сотрудниках каждого звена. Использование БД значительно упростит и облегчит работу руководству организации и позволит уменьшить количество бумажных документов.

     

     

     

     

     

    Глава 1

    Требования к БД

     

    1.1. Состав хранимой в БД информации

     

    1.Информация о центре

      • Услуги
      • Название
      • Стоимость
      • График
      • Количество

     

    2. Информация о сотрудниках:

      • Врачи
      • ФИО
      • Номер кабинета
      • Рабочий телефон
      • График работы

     

    3.Информация о клиентах:

      • Номер записи
      • ФИО
      • Дата рождения
      • Адрес

     

    4. Медикаменты:

      • Номер партии
      • Наименование
      • Страна производителя
      • Поставщики

     

     

     

    Глава 2. Проектирование СУБД

     

    2.1. ER- диаграмма

     

    Создание ER- диаграммы необходимо для визуального представления структура базы данных (см. Рис.1).

     

     

                                                      

     

                                                          Рис.1. ER-диаграмма

     

     

    2.2 Построение отношений

     

    Данные в БД представляются в  виде отношений, поэтому необходимо создание таблицы предварительных  отношений

     

    Отношения устанавливаются, согласно правилам (для бинарной связи).

    ПРАВИЛО 1. Если степень связи 1:1и класс принадлежности обеих сущностей обязательный,

    то такая связь преобразуется  в ОДНО отношение, первичным ключом которого становится ключ любой из сущностей.

     

    ПРАВИЛО 2. Если степень связи 1:1 и класс принадлежности одной из сущностей – обязательный,

    а другой – необязательный, то формируются ДВА отношения, по одному для каждой сущности.

    Ключ каждой сущности становится первичным ключом соответствующего отношения. Ключ сущности с необязательным классом принадлежности добавляется как атрибут в отношение для сущности с обязательным классом принадлежности.

     

    ПРАВИЛО 3. Если степень связи 1:1 и класс принадлежности обеих сущностей необязательный,

    то необходимы ТРИ отношения: по одному для каждой сущности и одно для связи. Ключами первых двух отношений будут ключи сущностей, а ключом третьего – ключ любой из сущностей.

     

    ПРАВИЛО 4. Если степень связи 1:n и класс принадлежности n-связной сущности обязательный,

    то необходимы ДВА отношения, по одному для каждой сущности. Ключами этих отношений станут ключи

     

     

     

     каждой сущности. Ключ односвязной сущности добавится как атрибут в отношение для n-связной сущности.

     

    ПРАВИЛО 5. Если степень связи 1:n и класс принадлежности n-связной сущности необязательный,

    то необходимы ТРИ отношения: по одному для каждой сущности и одно для связи. В отношении для связи среди атрибутов должны быть ключи каждой сущности. Ключами первых двух отношений будут ключи сущностей, а ключом третьего – ключ n-связной сущности.

     

     

    ПРАВИЛО 6. Если степень связи m:n, то необходимы ТРИ отношения: по одному для каждой сущности и одно для связи. В отношении для связи среди атрибутов должны быть ключи каждой сущности. Ключами первых двух отношений становятся ключи сущностей, а ключом третьего - ключи обеих сущностей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                                       

    Предварительные отношения  Таблица 1

     

    Отношение

    Ключевые атрибуты

    Правила

    Услуги

    НазУслуги,

     

    Оказывают

    Услуги, ФИО

    Пр.6

    Врачи

    ФИО, НазДолж

     

    Лечат

    НомЗаписи, ФИО

    Пр.6

    Клиенты

    НомЗаписи, ФИО, НазЛекарства

     

    Получают

    Услуги, ФИО

    Пр.6

         
         
         
         
         

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     
         
         
         

     

    2.3. Нормализация отношений

     

    Создание таблицы окончательных  отношений, нормализуем отношения  в таблице предварительных отношений, руководствуясь правилами.

    Первая нормальная форма (1НФ) - это обычное отношение. Согласно определению отношений, любое отношение автоматически уже находится в 1НФ.

    Отношение находится во второй нормальной форме (2НФ) тогда и только тогда, когда отношение находится в 1НФ, и нет, неключевых атрибутов, зависящих от части сложного ключа.

    Отношение находится в третьей нормальной форме (3НФ) тогда и только тогда, когда отношение находится в 2НФ и все неключевые атрибуты взаимно независимы.

    Отношение находится в нормальной форме Бойса-Кодда (НФБК) тогда и только тогда, когда детерминанты всех функциональных зависимостей являются потенциальными ключами.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


                             

     

    Окончательные отношения  Таблица 2


    Глава 3

    Создание БД

     

    3.1.Схема данных

     

    Создание схемы данных на основе таблиц в представленной БД по теме: «Медицинский центр «Аура»  (см. Рис.2).

     

                                                                                                        Рис.2.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3.2. Разработка запросов

    1. Запрос на выборку

     SELECT Врачи.ФИО, Врачи.[Номер кабинета]

    FROM Врачи;

    1. Запрос на выборку с группировкой

    SELECT Клиенты.[Номер записи], Клиенты.[Дата  рождения], Клиенты.Район

    FROM Клиенты

    GROUP BY Клиенты.[Номер записи], Клиенты.[Дата рождения], Клиенты.Район

    HAVING (((Клиенты.Район)="Петроградский"))

    ORDER BY Клиенты.[Номер записи], Клиенты.[Дата  рождения] DESC;

    1. Запрос на основе связанных таблиц

    SELECT Клиенты.[Номер записи], Клиенты.[Дата  рождения], Клиенты.Район

    FROM Клиенты

    GROUP BY Клиенты.[Номер записи], Клиенты.[Дата  рождения], Клиенты.Район

    HAVING (((Клиенты.Район)="Петроградский"))

    ORDER BY Клиенты.[Номер записи], Клиенты.[Дата  рождения] DESC;

    1. Запрос с параметром

    SELECT Клиенты.ФИО, Клиенты.[Дата рождения], Клиенты.Адрес, Клиенты.Район

    FROM Клиенты

    WHERE (((Клиенты.ФИО)=[Введите ФИО]));

    1. Запрос на добавление

    INSERT INTO Лечат ( [Номер записи], ФИО, [Дата рождения] )

    SELECT Клиенты.[Номер записи], Клиенты.ФИО,  Клиенты.[Дата рождения]

    FROM Клиенты

    WHERE (((Клиенты.[Номер записи])>"4"));

    1. Запрос на обновление

    UPDATE Услуги SET Услуги.стоимость = 700

    WHERE (((Услуги.стоимость)<600));

     

    1. Запрос на объединение

    SELECT ФИО,Должность

    FROM Врачи

    UNION ALL SELECT ФИО,Адрес

    FROM Клиенты;

    1. Запрос на создание таблицы

    SELECT Врачи.ФИО, Врачи.[рабочий телефон], Врачи.Должность INTO Врачи1

    FROM Врачи;

    1. Запрос на удаление

    DELETE медикаменты.[номер партии]

    FROM медикаменты

    WHERE (((медикаменты.[номер партии])<"150000"));

    1. Перекрестный запрос

    TRANSFORM Count(Клиенты.Адрес) AS [Count-Адрес]

    SELECT Клиенты.ФИО, Клиенты.[Номер  записи]

    FROM Услуги, Клиенты

    GROUP BY Клиенты.ФИО, Клиенты.ФИО, Клиенты.[Номер  записи]

    PIVOT Услуги.график;

     

    4.Описание операций

     

    После того как произошла загрузка  БД,  в главной кнопочной форме (рис.3,4) необходимо выбрать нужный режим работы, выбирая соответствующий пункт меню:

    - Номер кабинета врача;

    - Выборка по району;

    - Услуги по врачам;

    - Информация о пациентах;

    - Добавление пациентов;

    - К следующему разделу

    - Выйти из программы MS ACCESS.

    Для выбора необходимо щелкнуть кнопкой мыши на соответствующей кнопке. Цель кнопочной формы - избавить пользователя от необходимости открывать отчеты, запросы и форма. Одним нажатием кнопки он получит быстрый результат – открытие необходимых данных.

     

                                                                    Рис.3.

     

    При нажатии кнопки «К следующему разделу» открывается страница со следующим  меню (рис.4):

    - Увеличение стоимости;

    - Объединение списков;

    - Выборка по врачам;

    - Удаление данных о медикаментах;

    - Очередность пациентов;

    - К предыдущему разделу.

     

                                                               Рис.4.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение

    В соответствии с заданием в курсовом проекте была разработана база данных для Медицинского центра «АУРА», которая позволяет автоматизировать обработку информации при оформлении, изменении цен на услуги, обновление клиентской базы, поступление новых лекарственных препаратов. Она обеспечивает поиск сведений о врачах, выборку сведений, расчет стоимости оказанных услуг, вывод необходимых документов на печать.

    На основании технического задания  и ER -диаграммы

    была разработана база данных, сформированы к ней запросы и оформлен пользовательский интерфейс.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список использованной литературы

     

    1. Правила оформления курсовых проектов и работ: Метод. указания / Сост.: В.А. Дуболазов, Н.В. Павлов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. 25 с.
    2. Информатика. Основы работы в Microsoft Windows и Интернет: Метод. указания / Сост.: Н.В. Павлов, Е.О. Попов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. 50 с.
    3. Бекаревич, Юрий Борисович. Microsoft Access 2003 : самоучитель / Ю. Б. Бекаревич, Н. В. Пушкина. Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2004. 780 с.

    Информация о работе Создание базы данных Медицинского центра АУРА