Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:36, шпаргалка
Информационная система — это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации компьютера. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.
1. Определение информационной системы (ИС).
2. Классификация ИС.
3. Состав и структура ИС.
4. Организация функционирования ИС.
5. Общая схема документальной ИС.
6. Информационные системы управления.
7. Информационно-поисковые языки.
8. Система индексирования.
9. Критерии оценки документальных ИС.
10. Программные средства документальных ИС.
11. Предметная область фактографических ИС.
12. Модели данных.
13. Представление данных в памяти ЭВМ.
14. Языки общения пользователя с системой.
15. Технология обработки данных.
16. Целостность и защита данных.
17. Программные средства ИС.
18. Общесистемные программные средства.
19. СУБД.
20. CASE-технология.
21. OLAP-технология.
22. OLTP-технология.
23. Создание форм и отчетов.
24. Прикладные программы.
25. Коллективная разработка приложений.
26. Справочная система приложений.
27. Доступ к данным.
28. Основы технологии COM.
29. Элементы ActiveX.
30. Комплекс технических средств в ИС.
31. Организационно-правовое обеспечение ИС.
32. Мировые информационные ресурсы.
«Информационные системы»
1) Определение информационной системы (ИС).
Информационная система
— это взаимосвязанная совокупн
Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации компьютера. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.
Необходимо понимать
разницу между компьютерами и
информационными системами. Компьютеры,
оснащенные специализированными
В нормативно-правовом смысле
информационная система определяется
как «организационно
4)системы хранения, обработки
и передачи информации в
2) Классификация ИС
Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Классификация ИС по функциональному признаку и уровням управления: производственные системы; системы маркетинга; финансовые и учетные системы; системы кадров.
Классификация по степени автоматизации: Ручные, Автоматические, автоматизированные.
Классификация по характеру использования информации: Информационно-поисковые системы. Информационно-решающие системы. Управляющие ИС. Советующие ИС.
Классификация по сфере применения: Информационные системы организационного управления. ИС управления технологическими процессами (ТП). ИС автоматизированного проектирования (САПР). Интегрированные (корпоративные) ИС.
3) Состав и структура ИС
ИС можно представить в виде совокупности обеспечивающих подсистем – отдельных частей ИС, выделенных по какому-либо признаку.
1) Техническое обеспечение
— комплекс технических
2) Математическое обеспечение
— совокупность математических
методов, моделей, алгоритмов
и программ для реализации
целей и задач ИС, а также
нормального функционирования
3) ПО:
- системное (программы, ориентированные на пользователя и предназначенные для решения типовых задач)
- специальное (программы, разработанные для конкретной ИС)
4) Информационное обеспечение — совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
5) Организационное обеспечение
— совокупность методов и
6) Правовое обеспечение
— совокупность правовых норм,
определяющих создание, юридический
статус и функционирование
4) Организация функционирования ИС.
Функции, которые должны выполнять информационные системы для решения стоящих перед ними задач, связанны с поддержкой динамической информационной модели предметной области и с удовлетворением информационных потребностей ее пользователей.
К числу этих функций относятся сбор и регистрации информационных ресурсов, их хранение, обработка, актуализация, а также обработка запросов пользователей.
5) Общая схема документальной ИС
6) Информационные системы управления
7) Информационно-поисковые языки
Информационно-поисковый язык (ИПЯ) — искусственный язык, представляющий совокупность средств для описания формальной и содержательной структуры для поиска (путем индексирования) по запросу пользователя.
Поисковое пространство строится на основе языков баз данных, называемых информационно-поисковыми языками(ИПЯ). Формализация лексики и создание различных ИПЯ вызвано необходимостью устранения "избыточности" и "недостаточности" естественного языка для целей информационного поиска, а также ликвидации присутствующий в нем синонимии и омонимии (см. ниже) для реализации "однозначности" информационного поиска.Любой абстрактный ИПЯ состоит из алфавита (списка элементарных символов), правил образования и правил интерпретации. Правила образования устанавливают, какие комбинации элементарных символов допускаются при построении слов и выражений, а правила интерпретации — как надлежит понимать эти слова и выражения.
В ИПЯ можно выделить алфавит, лексику и грамматику.
Алфавит — совокупность определенных символов для записи слов и выражений. Во многих языках для этого используются символы естественного языка.
Лексика — совокупность всех использующихся в языке слов — лексических единиц.
Грамматика — правила составления выражений. Грамматика во многих ИПЯ формальна, а в некоторых вообще отсутствует.
8) Система индексирования
1. Анализ содержания
индексируемого материала и
2. Формирование перечня ключевых слов, используемых при свободном индексировании ;
3. Нормализацию ключевых
слов по форме и содержанию
при помощи словаря
4. Избыточное индексирование;
5. Заполнение рабочего листа с введением в него грамматических средств.
Тезаурус представляет
собой специальным образом
По области или по сфере применения информационно-поисковых языков можно выделить:
1. Коммуникативные (
2. Локальные (внутренние)
ИПЯ - предназначенные для
3. Внешние ИПЯ - используемые
в других системах и
13) Представление данных в памяти ЭВМ
Вся информация, которую обрабатывает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр — 0 и 1. Эти два символа принято называть двоичными цифрами, или битами. С помощью двух цифр 1 и 0 можно закодировать любое сообщение. Это явилось причиной того, что в компьютере обязательно должно быть организовано два важных процесса:
0 — отсутствие электрического
сигнала или сигнал имеет
1 — наличие сигнала или сигнал имеет высокий уровень.
Эти состояния легко различать. Недостаток двоичного кодирования — длинные коды. Но в технике легче иметь дело с большим числом простых элементов, чем с небольшим количеством сложных. В настоящее время существуют разные способы двоичного кодирования и декодирования информации в компьютере. В первую очередь это зависит от вида информации, а именно, что должно кодироваться: текст, числа, графические изображения или звук. Кроме того, при кодировании чисел важную роль играет то, как они будут использоваться: в тексте, в расчетах или в процессе ввода-вывода. Накладываются также и особенности технической реализации.
19 ) СУБД
Система управления базами данных (СУБД) — совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных.
Основные функции СУБД
Обычно современная СУБД содержит следующие компоненты:
Классификации СУБД - По модели данных. По степени распределённости. По способу доступа к БД. В файл-серверных СУБД файлы данных располагаются централизованно на файл-сервере. На данный момент файл-серверная технология считается устаревшей.Примеры: Microsoft Access, Paradox, dBase, FoxPro, Visual FoxPro.
Клиент-серверная СУБД располагается на сервере вместе с БД и осуществляет доступ к БД непосредственно, в монопольном режиме. Все клиентские запросы на обработку данных обрабатываются клиент-серверной СУБД централизованно. Недостаток клиент-серверных СУБД состоит в повышенных требованиях к серверу. Достоинства: потенциально более низкая загрузка локальной сети; удобство централизованного управления; удобство обеспечения таких важных характеристик как высокая надёжность, высокая доступность и высокая безопасность. Примеры: Oracle, Firebird, Interbase, IBM DB2, Informix, MS SQL Server, Sybase Adaptive Server Enterprise, PostgreSQL, MySQL, Caché, ЛИНТЕР.
Встраиваемая СУБД — СУБД, которая может поставляться как составная часть некоторого программного продукта, не требуя процедуры самостоятельной установки. Встраиваемая СУБД предназначена для локального хранения данных своего приложения и не рассчитана на коллективное использование в сети. Физически встраиваемая СУБД чаще всего реализована в виде подключаемой библиотеки. Доступ к данным со стороны приложения может происходить через SQL либо через специальные программные интерфейсы. Примеры: OpenEdge, SQLite, BerkeleyDB, Firebird Embedded, Microsoft SQL Server Compact, ЛИНТЕР.