Шпаргалка по "Информационным системам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:36, шпаргалка

Краткое описание

Информационная система — это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации компьютера. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

Оглавление

1. Определение информационной системы (ИС).
2. Классификация ИС.
3. Состав и структура ИС.
4. Организация функционирования ИС.
5. Общая схема документальной ИС.
6. Информационные системы управления.
7. Информационно-поисковые языки.
8. Система индексирования.
9. Критерии оценки документальных ИС.
10. Программные средства документальных ИС.
11. Предметная область фактографических ИС.
12. Модели данных.
13. Представление данных в памяти ЭВМ.
14. Языки общения пользователя с системой.
15. Технология обработки данных.
16. Целостность и защита данных.
17. Программные средства ИС.
18. Общесистемные программные средства.
19. СУБД.
20. CASE-технология.
21. OLAP-технология.
22. OLTP-технология.
23. Создание форм и отчетов.
24. Прикладные программы.
25. Коллективная разработка приложений.
26. Справочная система приложений.
27. Доступ к данным.
28. Основы технологии COM.
29. Элементы ActiveX.
30. Комплекс технических средств в ИС.
31. Организационно-правовое обеспечение ИС.
32. Мировые информационные ресурсы.

Файлы: 1 файл

Информационные системы.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

 «Информационные системы»

 

 

  1. Определение информационной системы (ИС).
  2. Классификация ИС.
  3. Состав и структура ИС.
  4. Организация функционирования ИС.
  5. Общая схема документальной ИС.
  6. Информационные системы управления.
  7. Информационно-поисковые языки.
  8. Система индексирования.
  9. Критерии оценки документальных ИС.
  10. Программные средства документальных ИС.
  11. Предметная область фактографических ИС.
  12. Модели данных.
  13. Представление данных в памяти ЭВМ.
  14. Языки общения пользователя с системой.
  15. Технология обработки данных.
  16. Целостность и защита данных.
  17. Программные средства ИС.
  18. Общесистемные программные средства.
  19. СУБД.
  20. CASE-технология.
  21. OLAP-технология.
  22. OLTP-технология.
  23. Создание форм и отчетов.
  24. Прикладные программы.
  25. Коллективная разработка приложений.
  26. Справочная система приложений.
  27. Доступ к данным.
  28. Основы технологии COM.
  29. Элементы ActiveX.
  30. Комплекс технических средств в ИС.
  31. Организационно-правовое обеспечение ИС.
  32. Мировые информационные ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Определение  информационной системы (ИС).

Информационная система  — это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание  информационной системы предполагает использование в качестве основного  технического средства переработки информации компьютера. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и  информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой  и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

В нормативно-правовом смысле информационная система определяется как «организационно упорядоченная  совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том  числе и с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы»

4)системы хранения, обработки  и передачи информации в специально  организованной форме

2) Классификация  ИС

Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Классификация ИС по функциональному  признаку и уровням управления: производственные системы; системы маркетинга; финансовые и учетные системы; системы кадров.

Классификация по степени  автоматизации: Ручные, Автоматические,  автоматизированные.

Классификация по характеру  использования информации: Информационно-поисковые системы. Информационно-решающие системы. Управляющие ИС. Советующие ИС.

Классификация по сфере  применения: Информационные системы организационного управления. ИС управления технологическими процессами (ТП). ИС автоматизированного проектирования (САПР). Интегрированные (корпоративные) ИС.

 

3) Состав и  структура ИС

ИС можно представить в виде совокупности обеспечивающих подсистем – отдельных частей ИС, выделенных по какому-либо признаку.

1) Техническое обеспечение  — комплекс технических средств,  предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документация  на эти средства и технологические процессы.

2) Математическое обеспечение  — совокупность математических  методов, моделей, алгоритмов  и программ для реализации  целей и задач ИС, а также  нормального функционирования комплекса  технических средств.

3) ПО:

- системное (программы, ориентированные на пользователя и предназначенные для решения типовых задач)

- специальное (программы,  разработанные для конкретной  ИС)

4) Информационное обеспечение  — совокупность единой системы  классификации и кодирования  информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

5) Организационное обеспечение  — совокупность методов и средств,  регламентирующих взаимодействие  работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

6) Правовое обеспечение  — совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический  статус и функционирование информационных  систем, регламентирующих порядок  получения, преобразования и использования информации.

 

4) Организация  функционирования ИС.

Функции, которые должны выполнять информационные системы  для решения стоящих перед  ними задач, связанны с поддержкой динамической информационной модели предметной области  и с удовлетворением информационных потребностей ее пользователей.

К числу этих функций  относятся сбор и регистрации  информационных ресурсов, их хранение, обработка, актуализация, а также  обработка запросов пользователей.

5)  Общая  схема документальной ИС

6) Информационные системы управления

 

7) Информационно-поисковые  языки

Информационно-поисковый  язык (ИПЯ) — искусственный язык, представляющий совокупность средств  для описания формальной и содержательной структуры для поиска (путем индексирования) по запросу пользователя.

Поисковое пространство строится на основе языков баз данных, называемых информационно-поисковыми языками(ИПЯ). Формализация лексики  и создание различных ИПЯ вызвано  необходимостью устранения "избыточности" и "недостаточности" естественного  языка для целей информационного поиска, а также ликвидации присутствующий в нем синонимии и омонимии (см. ниже) для реализации "однозначности" информационного поиска.Любой абстрактный ИПЯ состоит из алфавита (списка элементарных символов), правил образования и правил интерпретации. Правила образования устанавливают, какие комбинации элементарных символов допускаются при построении слов и выражений, а правила интерпретации — как надлежит понимать эти слова и выражения.

В ИПЯ можно выделить алфавит, лексику и грамматику.

Алфавит — совокупность определенных символов для записи слов и выражений. Во многих языках для  этого используются символы естественного  языка.

Лексика — совокупность всех использующихся в языке слов — лексических единиц.

Грамматика — правила  составления выражений. Грамматика во многих ИПЯ формальна, а в некоторых вообще отсутствует.

 

8) Система индексирования

1. Анализ содержания  индексируемого материала и выбор  из него т.н. номинативных лексических  единиц, существенных для его  понимания;

2. Формирование перечня ключевых слов, используемых при свободном индексировании ;

3. Нормализацию ключевых  слов по форме и содержанию  при помощи словаря используемого  ИПЯ пред- или посткоординатного  типа;

4. Избыточное индексирование;

5. Заполнение рабочего  листа с введением в него грамматических средств.

Тезаурус представляет собой специальным образом организованную совокупность основных и лексических  единиц, понятий предметной области  и описание парадигматических отношений  между ними.

По области или по сфере применения информационно-поисковых языков можно выделить:

1. Коммуникативные (общесистемные)  ИПЯ - предназначенные для обеспечения  взаимодействия между различными (информационными, библиотечными  и др.) системами (в т.ч. распределенными  по государственной, ведомственной или территориальной принадлежности);

2. Локальные (внутренние) ИПЯ - предназначенные для использования  в рамках отдельной системы;

3. Внешние ИПЯ - используемые  в других системах и предназначенные  для взаимодействия только с  ними.

 

13) Представление данных в памяти ЭВМ

Вся информация, которую  обрабатывает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр — 0 и 1. Эти два символа принято  называть двоичными цифрами, или  битами. С помощью двух цифр 1 и 0 можно  закодировать любое сообщение. Это явилось причиной того, что в компьютере обязательно должно быть организовано два важных процесса:

  • кодирование, которое обеспечивается устройствами ввода при преобразовании входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, то есть в двоичный код;
  • декодирование, которое обеспечивается устройствами вывода при преобразовании данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.

0 — отсутствие электрического  сигнала или сигнал имеет низкий  уровень;

1 — наличие сигнала или сигнал  имеет высокий уровень.

Эти состояния легко  различать. Недостаток двоичного кодирования  — длинные коды. Но в технике  легче иметь дело с большим  числом простых элементов, чем с  небольшим количеством сложных. В настоящее время существуют разные способы двоичного кодирования и декодирования информации в компьютере. В первую очередь это зависит от вида информации, а именно, что должно кодироваться: текст, числа, графические изображения или звук. Кроме того, при кодировании чисел важную роль играет то, как они будут использоваться: в тексте, в расчетах или в процессе ввода-вывода. Накладываются также и особенности технической реализации.

 

19 ) СУБД

Система управления базами данных (СУБД) — совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных.

Основные функции СУБД

  • управление данными во внешней памяти (на дисках);
  • управление данными в оперативной памяти с использованием дискового кэша;
  • журнализация изменений, резервное копирование и восстановление базы данных после сбоев;
  • поддержка языков БД (язык определения данных, язык манипулирования данными).

Обычно современная  СУБД содержит следующие компоненты:

  • ядро, которое отвечает за управление данными во внешней и оперативной памяти, и журнализацию,
  • процессор языка базы данных, обеспечивающий оптимизацию запросов на извлечение и изменение данных и создание, как правило, машинно-независимого исполняемого внутреннего кода,
  • подсистему поддержки времени исполнения, которая интерпретирует программы манипуляции данными, создающие пользовательский интерфейс с СУБД
  • а также сервисные программы (внешние утилиты), обеспечивающие ряд дополнительных возможностей по обслуживанию информационной системы.

Классификации СУБД - По модели данных. По степени распределённости. По способу доступа к БД. В файл-серверных  СУБД файлы данных располагаются  централизованно на файл-сервере. На данный момент файл-серверная технология считается устаревшей.Примеры: Microsoft Access, Paradox, dBase, FoxPro, Visual FoxPro.

Клиент-серверная СУБД располагается на сервере вместе с БД и осуществляет доступ к БД непосредственно, в монопольном  режиме. Все клиентские запросы на обработку данных обрабатываются клиент-серверной СУБД централизованно. Недостаток клиент-серверных СУБД состоит в повышенных требованиях к серверу. Достоинства: потенциально более низкая загрузка локальной сети; удобство централизованного управления; удобство обеспечения таких важных характеристик как высокая надёжность, высокая доступность и высокая безопасность. Примеры: Oracle, Firebird, Interbase, IBM DB2, Informix, MS SQL Server, Sybase Adaptive Server Enterprise, PostgreSQL, MySQL, Caché, ЛИНТЕР.

Встраиваемая СУБД — СУБД, которая может поставляться как составная часть некоторого программного продукта, не требуя процедуры самостоятельной установки. Встраиваемая СУБД предназначена для локального хранения данных своего приложения и не рассчитана на коллективное использование в сети. Физически встраиваемая СУБД чаще всего реализована в виде подключаемой библиотеки. Доступ к данным со стороны приложения может происходить через SQL либо через специальные программные интерфейсы. Примеры: OpenEdge, SQLite, BerkeleyDB, Firebird Embedded, Microsoft SQL Server Compact, ЛИНТЕР.

Информация о работе Шпаргалка по "Информационным системам"