Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:33, курсовая работа
Существует ряд задач оптимального планирования, в которых переменные могут принимать лишь целочисленные значения. Такие задачи связаны с определением количества единиц неделимой продукции, числа станков при загрузке оборудования, численности работников в структурных подразделениях предприятия и т.д. Достаточно часто возникают задачи с так называемыми булевыми переменными, решениями которых являются суждения типа “да-нет”. Если функция и ограничения в таких задачах линейны, то мы говорим о задаче линейного целочисленного программирования.
Введение
1. Метод отсекающих плоскостей
2. Применение метода отсекающихплоскостей
3. Геометрическая интерпретация метода Гомори
4. Компьютерная реализация
Литература
Приложение
Модуль Graph находится библиотека, состоящая из более чем 50 графических подпрограмм от побитовых до подпрограмм высокого уровня.
Procedure SetColor(Color : Word);
Устанавливает текущий цвет, используя палитру. SetColor(5) делает пятый цвет в палитре цветом текущего рисунка. Цвет может быть задан числом от 0 до 15 (для стандартных драйверов), в зависимости от текущего графического драйвера и текущего графического режима.
Procedure Line(X1, Y1, X2, Y2 : Integer);
Рисует линию из точки с координатами (X1, Y1) в точку с координатами (X2, Y2). Рисует линию стилем и толщиной, определенными SetLineStyle и использует цвет, установленный обращением к процедуре SetColor. Последовательность операторов
MoveTo(100, 100); LineTo(200, 200);
является эквивалентной
Line(100, 100, 200, 200); MoveTo(200, 200);
Procedure OutTextXY(X, Y : Integer; TextString : String);
Посылает строку на устройство вывода. Отображает TextString в позиции (X, Y). Строка TextString усекается на границе области просмотра, если она слишком длинная. Если один из штриховых шрифтов активен, то строка TextString усекается на границе экрана, если она слишком длинная. Если заданный по умолчанию (растровый шрифт активен, и строка слишком длинная, чтобы поместиться на экране, то текст не отображается вообще.
Процедура OutTextXY использует набор шрифтов SetTextStyle. Чтобы поддерживать совместимость кода при использовании нескольких шрифтов, используйте TextWidth и TextHeight для определения размера строки.
Procedure SetFillStyle(Pattern : Word; Color : Word);
Устанавливает цвет и стиль закраски. Устанавливает шаблон и цвет для всех операций закраски, производимых FillPoly, Bar, Bar3D и PieSlice. Доступно несколько предопределенных шаблонов закраски. Заданный по умолчанию шаблон = Solid и заданный по умолчанию цвет - цвет с максимальным номером в палитре. Если в SetFillStyle переданы недопустимые параметры, то в переменной GraphResult возвращается значение grError, и текущие установки закраски не будут изменены.
Если Pattern равняется UserFill, то активным шаблоном закраски станет шаблон, определяемый пользователем (устанавливаемый с помощью процедуры SetFillPattern).
Procedure FloodFill(X, Y : Integer; Border : Word);
Закрашивает замкнутую область, используя текущие стиль и цвет закраски. Закрашивает замкнутую область на растровых устройствах. Точка с координатами (X, Y) - начальная точка внутри замкнутой области, с которой начнется закраска. Текущий шаблон закраски устанавливается процедурами SetFillStyle и SetFillPattern. Закрашивается область, ограниченная цветом с номером Border. Если точка (X, Y) находится внутри замкнутой области, то закраска будет происходить внутри области. Если же эта точка находится снаружи замкнутой области, то будет закрашено все пространство вне области.
Более подробное описание программы содержится в комментариях к исходному тексту.
1. Абрамов Л.М., Капустин В.Ф. Математическое программирование. Л., Изд-Ленингр. ун-та, 1976. - 184 с.
2. Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах: Учеб. пособие - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк. ,1993 - 336 с.
3. Ашманов С.А.Линейное программирование. - М.: Наука, 1981.
4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. -4-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 416 с.
5. Баканов М.И., Шеремет А.Д.Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999. -656 с.
6. Банди Б. Основы линейного программирования: Пер. с англ. - М.: Радио и связь, 1989. -176 с.
7. Солодовников А.С. Введение в линейную алгебру и линейное программирование. М., Изд. "Просвещение", 1966. - 184 с.
8. Схрейвер А. Теория линейного и целочисленного программирования: В 2-х т. Т.1: Пер с англ. - М.: Мир, 1991. -360 с.
9. Тынкевич М.А. Экономико-математические методы (исследование операций). Изд. 2, испр. и доп. - Кемерово, 2000. - 177 с.
{$A+,B-,D+,E+,F-,G-,I+,L+,N+,
{$M 16384,0,655360}
program Kurs1;{Геометрическая интерпретация решения задач}
uses
CRT, Graph;{используемы модули}
{Типы}
type
TNerav = record{коэффициенты неравенств а1х+а2y<=b}
x: Real;{a1}
y: Real;{a2}
b: Real; {b}
end;
TMatrix = array[1..100] of TNerav;{Количество неравенств}
{Константы}
const
MaxX: Integer = 640-30; {максимальное значение X на экране}
MaxY = 20; {максимальное значение Y на экране}
MinX = 40; {x=0 минимальное значение X на экране}
MinY: Integer = 480-40;{y=0 минимальное значение Y на экране}
MASHT = 15; {Масштаб при 15: maxY=28, MaxX=38}
STEP = 1; {шаг изменения свободного члена целевой функчии}
{Переменные}
var
Gd, Gm: Integer; {Иниц. гафики}
Matr: TMatrix; {Матрица неравенств}
c: Real; {Свободный член целевой ф-ии}
N: TNerav; {Коэффициенты неравенств}
i: 0..100; {Счетчик кол-ва неравенств}
MainF: TNerav; {Коэффициенты целевой ф-ии}
XResult,YResult: Real; {Ответ(кординаты)}
procedure ShowXOY;{Проц. показа координатных осей}
Begin
SetColor(White);
Line(MinX, MaxY,MinX-4, MaxY+7);{стрелочки у Y}
Line(MinX, MaxY,MinX+4, MaxY+7);
OutTextXY(MinX-15, MaxY, 'У');
MoveTo(MinX, MaxY);
LineTo(MinX, MinY);{Сами оси}
LineTo(MaxX, MinY);
Line(MaxX, MinY, MaxX-7, MinY-4);{стрелочки у X}
Line(MaxX, MinY, MaxX-7, MinY+4);
OutTextXY(MaxX, MinY+5, 'X');
End;
procedure ShowLine(_iN:TNerav);
var s: String;
Begin
if _iN.b/_iN.y<0 then begin{если коэффиц. при Y меньше 0}
MoveTo(MinX+Round((_iN.b-(
SetColor(15);
LineTo(MinX+Round(_iN.b/_iN.x*
end;
if _iN.b/_iN.x<0 then begin{если коэффиц. при X меньше 0}
MoveTo(MinX,MinY-Round(_iN.b/_
SetColor(15);
LineTo(MaxX,MinY-Round((_iN.b-
end;
SetColor(LightGreen);
Str(_iN.b/_iN.x:3:1,s);
OutTextXY(MinX+Round(_iN.b/_
Str(_iN.b/_iN.y:3:1,s);
OutTextXY(MinX-40,MinY-Round(_
MoveTo(MinX,MinY-Round(_iN.b/_
SetColor(15);{Рисуем саму линию}
LineTo(MinX+Round(_iN.b/_iN.x*
End;
procedure EnterNerav;{процедура ввода неравенств до нажатия Esc}
procedure GetNerav;{подпроцедура ввода коэф-тов одного неравенства}
var j,k: Real;
Begin
repeat
SetFillStyle(1,0); Bar(0,0,GetMaxX,MaxY-1);
OutTextXY(7,3,'Введите коэффициенты неравенств: ');
Window(34,1,80,1);
Read(N.x, N.y, N.b);{вводим коэффициенты}
j:=N.x;
k:=N.y;
repeat{далее идет сокращение коэффициентов если это возможно}
if (Frac(N.b / j) = 0) then
if (Frac(N.x / j) = 0) then Break;
j:=j-1;
until (j<=0);
if J>=0 then
repeat
if (Frac(N.b / k) = 0) then begin
if (Frac(N.y / k) = 0) then
if (j=k) then begin
N.b:=N.b / k;
N.x:=N.x / k;
N.y:=N.y / k;
Break;
end
end;
k:=k-1;
until (k<=0);
until (N.x<>0) and (N.y<>0); {Ограничение чтоб небыло нулей}
Inc(i); {Увеличиваем счетчик}
Matr[i]:=N;{Добавляем в матрицу коэффициенты}
ShowLine(N);{Вызываем процедуру рисования линии}
SetFillStyle(1,0); Bar(0,0,GetMaxX,MaxY-1);
OutTextXY(7,3,'Ввести еще? (Enter=Да/Esc=Нет)');
End;
var
Key:Char;
Begin
GetNerav;
repeat
key:=#0;
if KeyPressed then begin
key:=ReadKey;
case key of
#13: GetNerav;{ввод еще одного нер-ва}
end;
end;
Until Key in [#27];{до нажатия Esc}
End;
procedure EnterMainF;
{эта процедура предлагает выбрать пользователю выбрать выход из ОДЗ}
var key: Char;
j: 0..100;
S: String;
Begin
SetFillStyle(3,1); FloodFill(MinX+1, MinY-1, 15);
SetFillStyle(1,0); Bar(0,0,GetMaxX,MaxY-1);
SetColor(White);
OutTextXY(7,3,'Введите коэффициенты целевой функции: ');
Window(40,1,80,25); Read(MainF.x, MainF.y);
End;
procedure GetResult;
var
k,j: 0..100;
X: Real;
Y: Real;
XTmp: Real;
YTmp: Real;
cTmp: Real;
boolAnswer: Boolean;
key: Char;
STmp: String;
Result: String;{Строка для вывода на экра результата}
procedure SolveOprtel(inN, inMainF: TNerav; ic:Real; var outX, outY: Real);
{в этой подпроцедуре подностью вычисляется определитель}
var
_d: Real;{Дельта определителя}
dx: Real;{Дельта X определителя}
dy: Real;{Дельта Y определителя}
Begin
_d:=(inN.x*(inMainF.y)) - (inN.y*inMainF.x);
dx:=(inN.b*(inMainF.y)) - (inN.y*ic);
dy:=(inN.x*ic) - (inN.b*inMainF.x);
if _d <> 0 then begin{исклюсаем бесчисленное мн-во решений}
outX:=dx/_d;
outY:=dy/_d;
end;
if (_d = 0) and ((dx = 0) xor (dy = 0)) then begin{исклюсаем - нет решений}
SetColor(Red);
OutTextXY(300,230,'Нет решений!!!');
ReadKey;
CloseGraph;
Halt;
end;
End;
Begin
Bar(0,0,GetMaxX,MaxY-1);
SetColor(White);
OutTextXY(7,3,'Пожалуйста подождите... (Esc - Отмена)');
{считаем координаты выхода}
c:=0;
cTmp:=0;
repeat
if i=1 then SolveOprtel(Matr[1], MainF, c, XResult, YResult)
else
for j:=1 to i-1 do begin
SolveOprtel(Matr[j], MainF, c, XTmp, YTmp);
for k:=j+1 to i do begin
SolveOprtel(Matr[k], MainF, c, X, Y);
if X=XTmp then XResult:=X;
if Y=YTmp then YResult:=Y;
end;
end;
{далее мы находим максимум функции}
BoolAnswer:=False;
for k:=1 to i do begin
N:=Matr[k];
if (N.x*XResult+N.y*YResult<=N.b) then begin
{Если в ОДЗ}
c:=cTmp;
boolAnswer:=True;
end;
{далее проверяем вышла ли cTmp за ОДЗ}
if (N.x*XResult+N.y*YResult>N.b) then begin Exit
end;
end;
cTmp:=cTmp+STEP;{Увеличиваем cTmp на STEP}
if keyPressed then key:=ReadKey;{если Esc нажата, то прерываем}
until (key=#27) or (cTmp>=10000);
if boolAnswer then begin
{пишем ответ:}
{1. Рисуем целевую ф-ю в нужном месте}
c:=MainF.x*XResult+MainF.y*
MoveTo(MinX+1,MinY-Round(C/
SetColor(Red);{рисуем целевую линию на экр. красным}
LineTo(MinX+Round(C/MainF.x*
SetLineStyle(1,0,NormWidth);
SetColor(Yellow);
{2. Считаем max(f)}
Str(MainF.x*XResult+MainF.y*
Result:='max(f)='+Stmp;
{3. Рисуем значение на оси X}
Line(MinX+Round(XResult)*
Str(XResult:2:1,STmp);
OutTextXY(MinX+Round(XResult)*
Result:=Result+' при x='+Stmp;
{4. Рисуем значение на оси Y}
Line(MinX+Round(XResult)*
Str(YResult:2:1,STmp);
OutTextXY(MinX-30,MinY-Round(
Result:=Result+' y='+Stmp;
SetColor(White);
SetLineStyle(0,0,NormWidth);
OutTextXY(300,230,Result);{Выв
end
else
OutTextXY(7,3,'Вычисления не закончены!!!');
{Завешение программы}
Bar(0,0,GetMaxX,MaxY-1);
SetColor(White);
OutTextXY(7,3,'Нажмите любую клавишу для выхода');
ReadKey;
End;
BEGIN
i:=0;{Начальное значение кол-ва неравенств}
Gd:=Detect;
InitGraph(Gd, Gm, 'C:\BP\BGI'); { Путь к BGI драйверам }
if GraphResult <> grOk then Halt(1);
ShowXOY;
EnterNerav;
EnterMainF;
GetResult;
CloseGraph;
END.
23
Информация о работе Реализация целочисленных моделей принятия решений