Развитие информационных технологий в налогообложении

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:48, реферат

Краткое описание

При сдаче отчетности по электронной почте применяется специальная технология электронного документооборота, обеспечивающая не только защиту информации, но и корректное разрешение конфликтных ситуаций.
Налогоплательщик осуществляет обмен электронными документами только с налоговым органом и оператором связи

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Характеристика системы представления налоговых деклараций в электронном виде……………………………………………………………. 6
2. Условия перехода на систему представления электронных налоговых деклараций ……………………………………………………………………….8
3. Последовательность действий при отправке отчетности в электронном виде…………………………………………………………… 10
4. Преимущества системы представления электронных налоговых деклараций…………………………………………………….…………………11
5. Правовая база …………………………………………………………12
6.Оператор связи …………………………………………………………14
7.Взаимодействие участников информационного обмена……….. ……15
Заключение……………………………………………………………….17
Библиографический список……………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Налоговые декларации в электронном виде.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

· протокол, подписанный  ЭЦП налогового органа, о результатах  проверки на соответствие формату.

Такой порядок  создает основу для корректного  разрешения нештатных или же спорных ситуаций, связанных со сдачей отчетности.

   Преимущества системы представления  электронных налоговых деклараций.  

Как уже отмечалось, подобная схема взаимоотношений отрабатывалась в рамках пилотных проектов. В Москве, например, около 1000 налогоплательщиков, а также работники 8 налоговых инспекций имели возможность на практике оценить преимущества системы представления отчетности в электронном виде с использованием электронной почты. Работникам налоговых органов не надо тратить время на ввод данных с бумажных носителей в компьютерные базы данных. Кроме того, декларации, поступающие от налогоплательщиков, не содержат арифметических ошибок и неточностей в оформлении обязательных реквизитов. Для налогоплательщиков эта система дает не менее ощутимые преимущества: нет необходимости тратить время в очередях; отчетность точно соответствует всем утвержденным требованиям; обновления форм отчетности налогоплательщикам передаются разработчиками программного обеспечения по каналам связи. Кроме того, по тем же каналам связи налогоплательщики получают из инспекций все информационные материалы, которые обычно размещаются в инспекциях на досках объявлений. И, наконец, главное: в рамках этой системы у налогоплательщиков появляется возможность посылать в инспекции по электронной почте запросы об информации о состоянии своих расчетов с бюджетами разных уровней и оперативно получать соответствующие выписки. Таким образом, речь идет уже не просто о системе сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности, а о более широкой системе информационного обмена между налогоплательщиками и налоговыми органами.

В настоящее  время Россия присоединилась к ведущим  странам мира, активно использующим систему организации обмена конфиденциальной информацией между налогоплательщиками и налоговыми органами по телекоммуникационным сетям связи. В Москве эксперимент удался.

          Правовая база.                          

Законодательную базу для перехода к безбумажной технологии сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) формируют следующие нормативные правовые акты:

1) Федеральный  закон от 10.01.2002 N1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», согласно которому документ в электронном виде, подписанный ЭЦП, приобретает юридический статус, т.е. имеет такую же юридическую силу, как и бумажный документ с собственноручной подписью и печатью;

2) Федеральный  закон от 28.12.2001 N 180-ФЗ «О внесении изменения и статью 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому представление налоговой декларации в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме возможно на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, налогоплательщик получил возможность представлять налоговую отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, при этом днем ее представления считается дата отправки файла;

3) Федеральный  закон от 28.03.2002 N 32-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», которым регламентируется представление бухгалтерской отчетности в электронном виде: «Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации»;

4) Приказ ФНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, которым утвержден Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В нем определены общие принципы организации информационного обмена при использовании системы безбумажной технологии. Согласно Порядку формы налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями законодательства, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению в архиве юридически значимых документов и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в судебном порядке. Представление налоговой отчетности в электронном виде должно осуществляться строго через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику; при этом налогоплательщик уже не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе;

5) Приказ ФНС России от 10.12.2002 NБГ-3-32/705, которым утверждены.

Методические  рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Рекомендации содержат требования к программно-аппаратным средствам, регламентируют процедуру сопровождения формата представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, требования к специализированным операторам связи, правила использования ЭЦП и средств шифрования, порядок электронного документооборота и др.;

6) Приказ ФНС России от 31.12.2002 N БГ-3-06/756 «О порядке ввода в действие новых форм налоговых деклараций», согласно которому форма налоговой декларации и формат представления ее в электронном виде должны разрабатываться и утверждаться одновременн

        Оператор связи.                          

Оператор связи  — компания, предоставляющая налогоплательщикам и налоговым органам следующие услуги:

- поддержка  обмена электронными документами  — электронная почта, мониторинг выполнения регламента электронного документооборота, подтверждение даты сдачи отчетности;

- распространение  СКЗИ в системе и управление  ключевой информацией —

создание, сертификация и распределение в системе  ключей СКЗИ, плановая и внеплановая замена ключей;

- поддержка  актуальных форматов налоговых  деклараций и форм бухгалтерской отчетности. Согласно Методическим рекомендациям выбор специализированных операторов связи  осуществляет региональное управление по налогам и сборам. Оператором может стать любая коммерческая организация, удовлетворяющая установленным требованиям Методических рекомендаций: наличие ряда лицензий ФАПСИ, Минсвязи России, сертификатов программных средств, телекоммуникационной инфраструктуры и др. Свои функции специализированные операторы выполняют на основе соглашений с налоговыми органами. Например, в московском регионе действует пока только один специализированный оператор связи — ООО «Такском»

            Взаимодействие участников информационного обмена            

При сдаче отчетности по электронной почте применяется  специальная технология электронного документооборота, обеспечивающая не только защиту информации, но и корректное разрешение конфликтных ситуаций.

Налогоплательщик  осуществляет обмен электронными документами только с налоговым органом и оператором связи в следующем порядке:

1) после подготовки  отчетности в соответствии с  утвержденным форматом подписывает ее своей ЭЦП и отправляет в адрес налогового органа по месту учета;

2) в течение  суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки отчетности получает:

- квитанцию  о приеме отчетности в электронном  виде;

- протокол входного  контроля отчетности;

- подтверждение  оператора связи;

3) подтверждает  подлинность ЭЦП налогового органа  на квитанции о приеме отчетности в электронном виде и сохраняет квитанцию в своем компьютере;

4) подтверждает  подлинность ЭЦП налогового органа  на протоколе входного контроля, заверяет его ЭЦП налогоплательщика. После чего один экземпляр в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) высылает в адрес налогового органа, второй — сохраняет в своем компьютере:

5) при наличии  в протоколе сообщения о том,  что отчетность не прошла входной контроль, устраняет указанные ошибки и повторяет всю процедуру сдачи исправленных форм отчетности;

6) в случае  неполучения от налогового органа  в установленное время квитанции о приеме отчетности в электронном виде и/или протокола входного контроля сообщает об этом факте налоговому органу и/или оператору связи и при необходимости повторяет процедуру сдачи отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Рассмотрев  развитие и внедрение информационных технологий в налогообложение, можно сделать вывод, что представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде не только повысит эффективность работы налоговиков и избавит организации от дополнительных неудобств, но имеет и другие положительные стороны, к примеру:

- значительно  упрощается процедура подготовки  и сдачи отчетности;

- декларации, поступающие  от налогоплательщиков, не содержат  арифметических ошибок и неточностей в оформлении обязательных реквизитов;

- при предоставлении  налоговой отчетности по электронной почте, обновления форм отчетности налогоплательщикам передаются разработчиками программного обеспечения по каналам связи;

- по тем же  каналам связи можно получать  из инспекций все информационные материалы, которые обычно размещаются в инспекциях на стендах;

- в рамках  этой системы у налогоплательщиков  появляется возможность посылать в инспекции по электронной почте запросы о состоянии своих расчетов с бюджетами разных уровней и оперативно получать соответствующие выписки;

- при представлении  налоговой декларации в электронном  виде по телекоммуникационным каналам связи дата ее представления будет подтверждаться специализированным оператором;

- в случае  представления данных по электронной почте отпадает необходимость вообще посещать налоговую инспекцию;

- унификация  и предоставление налогоплательщикам  программного обеспечения единого формата по всем регионам России, исключающего возможность несовмещения, «непонимания» разных программных продуктов.

                    Библиографический список.

               

   1. Левин В.И. История информационных технологий. Учебное пособие

   2. Мишустина М.В.      Налоговые декларации в электронном виде: решения и перспективы»//Российский      налоговый курьер. 2002. N4.

            3.http://www.r48.gnivc.ru/document.php?id=26568&topic=er48


Информация о работе Развитие информационных технологий в налогообложении