Программирование тестовой программы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Информатика-это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.
Из этого определения видно, что информатика очень близка к технологии, поскольку отвечает на вопрос как…?
Как принимать и хранить информацию?
Как обрабатывать информацию и преобразовывать ее в форму, удобную для человека?
Как использовать вычислительную технику с наибольшей эффективностью?
Как использовать достижения других наук для создания новых средств вычислительной техники?
Как управлять техническими средствами с помощью программ?

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 5
1.1. История 5
1.2. Обзор компонентов Borland Delphi 6
1.2.1. TMainMenu 6
1.2.2. TPanel 6
1.2.3. TImage 6
1.2.4. TLabel 6
1.2.5. TEdit 7
1.2.6. TButton 7
Глава 2. Программирование тестовой программы 8
2.1 Постановка задачи 8
2.2. Построение алгоритма 9
2.3. Анализ и тестирование 10
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

основной материал.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Предмет «Информатика»  изучает компьютеры и информационные технологии. В свете быстро развивающегося технического процесса и все большего внедрения компьютеров в нашу жизнь этот предмет наряду с основными предметами, такими как математика и физика, приобретает все большее значение. Знание компьютеров и программирования уже необходимо не только на специфических предприятиях, но и на заводах и в простом офисе, где вся бухгалтерия ведется на компьютерах.

Информатика-это техническая  наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а  также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

Из этого определения видно, что информатика очень близка к технологии, поскольку отвечает на вопрос как…?

    • Как принимать и хранить информацию?
    • Как обрабатывать информацию и преобразовывать ее в форму, удобную для человека?
    • Как использовать вычислительную технику с наибольшей эффективностью?
    • Как использовать достижения других наук для создания новых средств вычислительной техники?
    • Как управлять техническими средствами с помощью программ?

Поэтому не случайно предмет, изучением которого занимается информатика, нередко называют информационной технологией или компьютерной технологией.

Важным в нашем определении  является то, что у информатики  есть как бы две стороны. С одной  стороны, она занимается изучением  устройств и принципов действия средств вычислительной техники, а с другой стороны - систематизацией приемов и методов работы с программами, управляющими этой техникой.

Итак, информатика-это  наука, изучающая все аспекты  получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.

Теоретическая информатика-это часть информатики, связанная с разработкой теорий, таких как: теория информации, теория алгоритмов, теория кодирования, теория автоматов, теория сетей и т.д., в том числе теоретических вопросов, связанных с проблемой создания искусственного интеллекта.

Целью данной курсовой работы является создание программного продукта «программы-теста». Эту программу я смог составить после того, как просмотрел несколько различных примеров создания программы-теста и изучил их основные принципы. Тест-программа предназначена для проверки знаний по различным темам, в зависимости от того какие вопросы будут находится в базе данных.

Глава 1.  Теоретическая часть

1.1. История

Язык программирования – это способ записи программ решения  различных задач на ЭВМ в понятной для компьютера форме.

Значительным событием в истории языков программирования стало создание в 1971 г. языка Паскаль. Его автор – швейцарский профессор  Н. Вирт – разрабатывал Паскаль как  учебный зык структурного программирования.

Наибольший успех в  распространении этого языка обеспечили персональные компьютеры. Фирма Bortland International, Inc (США) разработала систему программирования Турбо Паскаль для ПК. Турбо Паскаль – это не только язык и транслятор с него, но еще и операционная оболочка, обеспечивающая пользователю удобство работы. Турбо Паскаль вышел за рамки учебного предназначения и стал языком профессионального программирования с универсальными возможностями.

Delphi 2007 — это современная система программирования, в основе которой лежит объектно-ориентированный язык Раsса1 и визуальные средства программирования. Система Delphi 2007 относится к классу средств ускоренной разработки программ. Это ускорение достигается за счет двух характерных свойств Delphi: визуального конструирования форм и использования библиотеки визуальных компонентов. Еще одно достоинство Delphi — мощность и гибкость. Это неудивительно, так как в основе Delphi лежит мощный объектно-ориентированный язык Object Раsса1, пригодный для создания программ любой сложности. Кроме того, программы созданные в среде Delphi 2007, могут работать не только под управлением Windows.

1.2. Обзор  компонентов Borland Delphi

1.2.1. TMainMenu позволяет Вам поместить главное меню в программу. При помещении TMainMenu на форму это выглядит, как просто иконка. Иконки данного типа называют "невидимыми компонентом", поскольку они невидимы во время выполнения программы. Создание меню включает три шага: (1) помещение TMainMenu на форму, (2) вызов Дизайнера Меню через свойство Items в Инспекторе Объектов, (3) определение пунктов меню в Дизайнере Меню.

1.2.2. TPanel - управляющий элемент, похожий на TGroupBox, используется в декоративных целях. Чтобы использовать TPanel, просто поместите его на форму и затем положите другие компоненты на него. Теперь при перемещении TPanel будут передвигаться и эти компоненты. TPanel используется также для создания линейки инструментов и окна статуса.

1.2.3. TImage – используя методы и свойства этого компонента, можно отобразить на форме графический файл с расширениями BMP, JPG, JPEG и WMF. Свойства компонента TImage:

- AutoSize: Boolean – если установить значение True, то размеры компонента настраиваются по размерам загружаемого рисунка;

- Stretch: Boolean – если свойство установлено в значении True, то будут изменяться размеры изображения, в этом случае оно как бы «натягивается» на клиентскую область, при необходимости уменьшая или увеличивая свои размеры;

- Center: Boolean – если это свойство установлено в значении True, изображение центрируется в пределах клиентской области, иначе оно располагается в ее верхнем левом углу.

1.2.4. TLabel служит для отображения текста на экране. Вы можете изменить шрифт и цвет метки, если дважды щелкнете на свойство Font в Инспекторе Объектов. Вы увидите, что это легко сделать и во время выполнения программы, написав всего одну строчку кода.

1.2.5. TEdit - стандартный управляющий элемент Windows для ввода. Он может быть использован для отображения короткого фрагмента текста и позволяет пользователю вводить текст во время выполнения программы.

1.2.6. TButton позволяет выполнить какие-либо действия при нажатии кнопки во время выполнения программы. В Delphi все делается очень просто. Поместив TButton на форму, Вы по двойному щелчку можете создать заготовку обработчика события нажатия кнопки. Далее нужно заполнить заготовку кодом:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

end;

Все описанные выше компоненты Delphi в данной курсовой работе использовались для создания программы-теста.

Глава 2. Программирование тестовой программы

2.1 Постановка задачи

Составить программу  в виде теста, позволяющую проводить  проверку знаний студентов.

Описание программы:

Программа должна считывать  вопросы из файла базы данных. При  считывании вопросов программа каждый раз начинает с любого вопроса, то есть в различном порядке, а не так как они (вопросы) последовательно расположены в файле. У каждого вопроса есть четыре варианта ответа, причем один только правильный. Количество вопросов в тесте указывается в программном коде. В зависимости от того как ответил пользователь, на экран после каждого ответа выводится табличка с надписью «Ответ правильный» или «Ответ неправильный». Прежде чем начать проходить тестирование, вам предложат внести свои данные – фамилия, имя, номер группы. После прохождения полностью всего теста, появляется окно, информирующее о том, что вы закончили тест, и показывает ваши баллы. По окончании теста ваши результаты (фамилия, имя, группа, набранные баллы, и время прохождения теста) будут записаны в текстовый файл.

2.2. Построение алгоритма


2.3. Анализ и тестирование

Программа запускается  с помощью файла TestOS. После запуска открывается окно предлагающее начать тест или покинуть программу (рис.1).

Рис. 1

При нажатии на кнопку «Начать тест», предлагается ввести свои данные для авторизации (рис. 2).

Рис. 2

Далее следует нажать кнопку «Начать». Если вы уже проходили этот тест, то увидите табличку с отказом (рис. 3).

Рис. 3

Если же вы проходите  тест первый раз, то сразу же после  авторизации появится окно с тестовыми  вопросами (рис. 4).

Рис. 4

Вам нужно выбрать  правильный ответ из предложенных четырех  вариантов и нажать на кнопку «Принять ответ». В зависимости от того как вы ответили, появится табличка, информирующая о правильности (рис. 5) или не правильности (рис. 6) вашего ответа.

   

     Рис. 5           Рис. 6

После прохождения всего  теста, вам будет выдана информация о количестве набранных вами баллов (рис. 7).

Рис. 7

Также для удобства можно  пользоваться главным меню вверху формы (рис. 8).

Рис. 8

В закладке «Файл» находятся такие команды, как «Начать тестирование» и «Выход», в закладке «Действие» - команда «Принять ответ» (рис. 9). А с помощью закладки «Помощь» можно просмотреть информацию о программе и об авторе этой программы (рис. 10).

 

Рис. 9

Рис. 10

Вопросы для тестирования программа считывает из файла  базы данных Voprosy1.db. После прохождения теста результат записывается в текстовый файл database.txt (рис. 11).

Рис. 11

Заключение

В настоящее время  в нашу жизнь широко внедряются информационные технологии. На сегодняшний день, наверное, не осталось такой области, где бы они ни применялись.

Постоянно растет объем и сложность обрабатываемой информации, требуются все новые и новые виды ее представления. Как показывает практика, большинство пользователей уже не представляет себе, как бы они выполняли свою работу, с которой прекрасно справлялись еще 5 – 10 лет назад, без помощи компьютера.

В ходе курсового проектирования разработана тестирующая программа. Проектирование выполнено в системе Delphi. В пояснительной записке:

  • представлена информация о создании языка программирования;
  • приведен теоретический материал о компонентах, используемых в программе;
  • представлена блок-схема алгоритма работы тестовой программы;
  • приведен анализ и тестирование программы с подробным описанием;
  • представлен листинг программы.

Данная программа может  применяться в различных учебных организациях для проверки знаний по различным темам (в зависимости от того, какие вопросы будут представлены в базе данных). Её пользовательский интерфейс делает её простой, понятной и доступной.

Список литературы

    1. Чеснокова О.В., Delphi 2007. Алгоритмы и программы. Самоучитель. – М.: НТ Пресс, 2008 – 368 с.
    2. Алексеев Е.Р., Чеснокова О.В., Турбо Паскаль 7.0, - М.: НТ Пресс, 2006 – 320 с.
    3. Бобровский С., Delphi 5: учебный курс, - СПб: Питер, 2001 – 640 с.
    4. Карчевская М.П., Рамбургер О.Л., Тархов С.В., Хамзина Е.А., Разработка приложений в среде Borland Delphi: лабораторный практикум по дисциплине "Информатика",- Уфа: УГАТУ, 2005.
    5. Интернет-издание, 32 урока: Borland Delphi или о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
    6. Электронная книга. Архангельский А.Я., 100 компонентов общего назначения библиотеки Delphi 5.

Приложение

unit MainForm;

 

interface

 

uses   about,

  Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, Menus, NameEntr, jpeg, ExtCtrls;

const put_k_voprosam1='Voprosy1.db';  // файл с вопросами

      put_k_voprosam2='';

      put_k_data_base='database';  //файл для записи рез-ов

      rasshirenie_file_data_base='.txt';  // тип файла рез-в

      voprosov_v_teste=20;  // воспроизводимое количество

вопросов в  тесте

      max_variantov=4;  // количество вариантов

      max_otvetov=50;  // количество ответов

      kluch='314159';

      max_voprosov=100;  // общее количество вопросов

      put_k_parolu='c:\windows\system32\OSPassword.db';

      strok_v_voprose=10;  // мах кол-во строк в вопросе

      bukv_stroke_voprosa:integer=63; // кол-во символов в

воспроизводимой строке вопроса

type

 

  tstudents=record  // тип данных о тестируемом

             name,familiya,group,resultat:string;

 

            end;

  tvse_voprosy=record

         vopros:array[1..10] of string;

         оtvety:array[1..max_otvetov] of string;

               end;

  TForm1 = class(TForm)

    nachalo: TButton;  // кнопка – начать тест

    Cancel: TButton;  // кнопка - выход

    otvet: TEdit;  // окно ввода ответа

    Labelotvet: TLabel;  // информирующая область

    Otvetgotov: TButton;  //кнопка – принять ответ

    MainMenu1: TMainMenu;  // главное меню

    Labelvopros: TLabel;  // область вывода вопроса

    N1: TMenuItem;  // семь пунктов главного меню

    N2: TMenuItem;

    N3: TMenuItem;

    N4: TMenuItem;

    N5: TMenuItem;

    N6: TMenuItem;

    N7: TMenuItem;

    vopros: TLabel;  // информирующая область

    procedure chtenie_voprosov;  // считывание вопросов

    procedure CancelClick(Sender: TObject);  // выход

    procedure nachaloClick(Sender: TObject); // начать тест

    procedure vivod_voprosa;  // вывод вопроса

    procedure vivod_poley_voprosa; // границы полей вопроса

Информация о работе Программирование тестовой программы