Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:29, курсовая работа
Информатика-это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.
Из этого определения видно, что информатика очень близка к технологии, поскольку отвечает на вопрос как…?
Как принимать и хранить информацию?
Как обрабатывать информацию и преобразовывать ее в форму, удобную для человека?
Как использовать вычислительную технику с наибольшей эффективностью?
Как использовать достижения других наук для создания новых средств вычислительной техники?
Как управлять техническими средствами с помощью программ?
Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 5
1.1. История 5
1.2. Обзор компонентов Borland Delphi 6
1.2.1. TMainMenu 6
1.2.2. TPanel 6
1.2.3. TImage 6
1.2.4. TLabel 6
1.2.5. TEdit 7
1.2.6. TButton 7
Глава 2. Программирование тестовой программы 8
2.1 Постановка задачи 8
2.2. Построение алгоритма 9
2.3. Анализ и тестирование 10
Заключение 14
Список литературы 15
Содержание
Предмет «Информатика» изучает компьютеры и информационные технологии. В свете быстро развивающегося технического процесса и все большего внедрения компьютеров в нашу жизнь этот предмет наряду с основными предметами, такими как математика и физика, приобретает все большее значение. Знание компьютеров и программирования уже необходимо не только на специфических предприятиях, но и на заводах и в простом офисе, где вся бухгалтерия ведется на компьютерах.
Информатика-это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.
Из этого определения видно, что информатика очень близка к технологии, поскольку отвечает на вопрос как…?
Поэтому не случайно предмет, изучением которого занимается информатика, нередко называют информационной технологией или компьютерной технологией.
Важным в нашем определении является то, что у информатики есть как бы две стороны. С одной стороны, она занимается изучением устройств и принципов действия средств вычислительной техники, а с другой стороны - систематизацией приемов и методов работы с программами, управляющими этой техникой.
Итак, информатика-это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.
Теоретическая информатика-это часть информатики, связанная с разработкой теорий, таких как: теория информации, теория алгоритмов, теория кодирования, теория автоматов, теория сетей и т.д., в том числе теоретических вопросов, связанных с проблемой создания искусственного интеллекта.
Целью данной курсовой работы является создание программного продукта «программы-теста». Эту программу я смог составить после того, как просмотрел несколько различных примеров создания программы-теста и изучил их основные принципы. Тест-программа предназначена для проверки знаний по различным темам, в зависимости от того какие вопросы будут находится в базе данных.
Язык программирования – это способ записи программ решения различных задач на ЭВМ в понятной для компьютера форме.
Значительным событием
в истории языков программирования
стало создание в 1971 г. языка Паскаль.
Его автор – швейцарский
Наибольший успех в распространении этого языка обеспечили персональные компьютеры. Фирма Bortland International, Inc (США) разработала систему программирования Турбо Паскаль для ПК. Турбо Паскаль – это не только язык и транслятор с него, но еще и операционная оболочка, обеспечивающая пользователю удобство работы. Турбо Паскаль вышел за рамки учебного предназначения и стал языком профессионального программирования с универсальными возможностями.
Delphi 2007 — это современная система программирования, в основе которой лежит объектно-ориентированный язык Раsса1 и визуальные средства программирования. Система Delphi 2007 относится к классу средств ускоренной разработки программ. Это ускорение достигается за счет двух характерных свойств Delphi: визуального конструирования форм и использования библиотеки визуальных компонентов. Еще одно достоинство Delphi — мощность и гибкость. Это неудивительно, так как в основе Delphi лежит мощный объектно-ориентированный язык Object Раsса1, пригодный для создания программ любой сложности. Кроме того, программы созданные в среде Delphi 2007, могут работать не только под управлением Windows.
1.2.1. TMainMenu позволяет Вам поместить главное меню в программу. При помещении TMainMenu на форму это выглядит, как просто иконка. Иконки данного типа называют "невидимыми компонентом", поскольку они невидимы во время выполнения программы. Создание меню включает три шага: (1) помещение TMainMenu на форму, (2) вызов Дизайнера Меню через свойство Items в Инспекторе Объектов, (3) определение пунктов меню в Дизайнере Меню.
1.2.2. TPanel - управляющий элемент, похожий на TGroupBox, используется в декоративных целях. Чтобы использовать TPanel, просто поместите его на форму и затем положите другие компоненты на него. Теперь при перемещении TPanel будут передвигаться и эти компоненты. TPanel используется также для создания линейки инструментов и окна статуса.
1.2.3. TImage – используя методы и свойства этого компонента, можно отобразить на форме графический файл с расширениями BMP, JPG, JPEG и WMF. Свойства компонента TImage:
- AutoSize: Boolean – если установить значение True, то размеры компонента настраиваются по размерам загружаемого рисунка;
- Stretch: Boolean – если свойство установлено в значении True, то будут изменяться размеры изображения, в этом случае оно как бы «натягивается» на клиентскую область, при необходимости уменьшая или увеличивая свои размеры;
- Center: Boolean – если это свойство установлено в значении True, изображение центрируется в пределах клиентской области, иначе оно располагается в ее верхнем левом углу.
1.2.4. TLabel служит для отображения текста на экране. Вы можете изменить шрифт и цвет метки, если дважды щелкнете на свойство Font в Инспекторе Объектов. Вы увидите, что это легко сделать и во время выполнения программы, написав всего одну строчку кода.
1.2.5. TEdit - стандартный управляющий элемент Windows для ввода. Он может быть использован для отображения короткого фрагмента текста и позволяет пользователю вводить текст во время выполнения программы.
1.2.6. TButton позволяет выполнить какие-либо действия при нажатии кнопки во время выполнения программы. В Delphi все делается очень просто. Поместив TButton на форму, Вы по двойному щелчку можете создать заготовку обработчика события нажатия кнопки. Далее нужно заполнить заготовку кодом:
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
…
end;
Все описанные выше компоненты Delphi в данной курсовой работе использовались для создания программы-теста.
Составить программу в виде теста, позволяющую проводить проверку знаний студентов.
Описание программы:
Программа должна считывать вопросы из файла базы данных. При считывании вопросов программа каждый раз начинает с любого вопроса, то есть в различном порядке, а не так как они (вопросы) последовательно расположены в файле. У каждого вопроса есть четыре варианта ответа, причем один только правильный. Количество вопросов в тесте указывается в программном коде. В зависимости от того как ответил пользователь, на экран после каждого ответа выводится табличка с надписью «Ответ правильный» или «Ответ неправильный». Прежде чем начать проходить тестирование, вам предложат внести свои данные – фамилия, имя, номер группы. После прохождения полностью всего теста, появляется окно, информирующее о том, что вы закончили тест, и показывает ваши баллы. По окончании теста ваши результаты (фамилия, имя, группа, набранные баллы, и время прохождения теста) будут записаны в текстовый файл.
Программа запускается с помощью файла TestOS. После запуска открывается окно предлагающее начать тест или покинуть программу (рис.1).
Рис. 1
При нажатии на кнопку «Начать тест», предлагается ввести свои данные для авторизации (рис. 2).
Рис. 2
Далее следует нажать кнопку «Начать». Если вы уже проходили этот тест, то увидите табличку с отказом (рис. 3).
Рис. 3
Если же вы проходите тест первый раз, то сразу же после авторизации появится окно с тестовыми вопросами (рис. 4).
Рис. 4
Вам нужно выбрать правильный ответ из предложенных четырех вариантов и нажать на кнопку «Принять ответ». В зависимости от того как вы ответили, появится табличка, информирующая о правильности (рис. 5) или не правильности (рис. 6) вашего ответа.
Рис. 5 Рис. 6
После прохождения всего теста, вам будет выдана информация о количестве набранных вами баллов (рис. 7).
Рис. 7
Также для удобства можно пользоваться главным меню вверху формы (рис. 8).
Рис. 8
В закладке «Файл» находятся такие команды, как «Начать тестирование» и «Выход», в закладке «Действие» - команда «Принять ответ» (рис. 9). А с помощью закладки «Помощь» можно просмотреть информацию о программе и об авторе этой программы (рис. 10).
Рис. 9
Рис. 10
Вопросы для тестирования программа считывает из файла базы данных Voprosy1.db. После прохождения теста результат записывается в текстовый файл database.txt (рис. 11).
Рис. 11
В настоящее время в нашу жизнь широко внедряются информационные технологии. На сегодняшний день, наверное, не осталось такой области, где бы они ни применялись.
Постоянно растет объем и сложность обрабатываемой информации, требуются все новые и новые виды ее представления. Как показывает практика, большинство пользователей уже не представляет себе, как бы они выполняли свою работу, с которой прекрасно справлялись еще 5 – 10 лет назад, без помощи компьютера.
В ходе курсового проектирования разработана тестирующая программа. Проектирование выполнено в системе Delphi. В пояснительной записке:
Данная программа может применяться в различных учебных организациях для проверки знаний по различным темам (в зависимости от того, какие вопросы будут представлены в базе данных). Её пользовательский интерфейс делает её простой, понятной и доступной.
unit MainForm;
interface
uses about,
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, Menus, NameEntr, jpeg, ExtCtrls;
const put_k_voprosam1='Voprosy1.db';
put_k_voprosam2='';
put_k_data_base='database'; //файл для записи рез-ов
rasshirenie_file_data_base='.
voprosov_v_teste=20; // воспроизводимое количество
вопросов в тесте
max_variantov=4; // количество вариантов
max_otvetov=50; // количество ответов
kluch='314159';
max_voprosov=100; // общее количество вопросов
put_k_parolu='c:\windows\
strok_v_voprose=10; // мах кол-во строк в вопросе
bukv_stroke_voprosa:integer=
воспроизводимой строке вопроса
type
tstudents=record // тип данных о тестируемом
name,familiya,group,resultat:
end;
tvse_voprosy=record
vopros:array[1..10] of string;
оtvety:array[1..max_otvetov] of string;
end;
TForm1 = class(TForm)
nachalo: TButton; // кнопка – начать тест
Cancel: TButton; // кнопка - выход
otvet: TEdit; // окно ввода ответа
Labelotvet: TLabel; // информирующая область
Otvetgotov: TButton; //кнопка – принять ответ
MainMenu1: TMainMenu; // главное меню
Labelvopros: TLabel; // область вывода вопроса
N1: TMenuItem; // семь пунктов главного меню
N2: TMenuItem;
N3: TMenuItem;
N4: TMenuItem;
N5: TMenuItem;
N6: TMenuItem;
N7: TMenuItem;
vopros: TLabel; // информирующая область
procedure chtenie_voprosov; // считывание вопросов
procedure CancelClick(Sender: TObject); // выход
procedure nachaloClick(Sender: TObject); // начать тест
procedure vivod_voprosa; // вывод вопроса
procedure vivod_poley_voprosa; // границы полей вопроса