Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:13, курсовая работа
Основной целью разработки настоящего пособия является не только углубленного изучения темы «Преступления в сфере компьютерной информации», но и преодоление трудностей в усвоении материала, поскольку все три нормы Уголовного кодекса РФ, предусматривающие ответственность за совершение данных преступлений являются бланкетными. Сказанное означает, что квалификация преступлений, предусмотренных статьями 272, 273 и 274 УК РФ, невозможна без знания норм права, содержащихся в иных законах. Кроме того, трудности практического применения названных норм вызывает и то, что они являются сравнительно новыми для российского уголовного права и к настоящему времени пока не накоплено достаточного опыта их реализации.
Таким образом, расследуя преступления в сфере компьютерной информации, необходимо строить процесс с учетом их специфики, но, не забывая при этом выполнять требования УПК РФ, прочих нормативных актов и традиционных криминалистических разработок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итог, считаю необходимым сделать ряд выводов. Все без исключения сферы жизнедеятельности человека неразрывно связаны с высокотехнологичной информационной сферой. Любое нарушение в сфере информационной безопасности, даже возникшее без чьего-то злого умысла, незамедлительно проявляется отрицательными, если не сказать больше, последствиями. Одного лишь только уголовно-правового регулирования общественных отношений в сфере информации, явно недостаточно. Ведь информация выступает не только и далеко не всегда, в качестве предмета или орудия преступления. Она может быть объектом авторского права и смежных прав, гражданского оборота (например, гражданские правоотношения в сфере интеллектуальной собственности). Следовательно, информационная сфера должна четко регулироваться взаимодействующими между собой, различными отраслями права. Например, гражданским, административным, финансовым, экологическим и т.д. Основным недостатком законодательного регулирования вышеобозначенных правоотношений, служит явная перегруженность нормативными актами, большинство из которых являются подзаконными и регулируют отдельные, зачастую, довольно узкие группы правоотношений. Все это создает объективные трудности для правоприменителя. По моему мнению (которое я не собираюсь представить, как единственно верное) нужно усовершенствовать законодательную технику. А именно, необходимо прибегнуть к кодификации нормативных актов, регулирующих информационную сферу и ее отдельные институты, разработав, например, Информационный кодекс Российской Федерации, которым будет регулироваться сфера гражданского оборота информации. Санкции же за правонарушения и преступления должны, как и в настоящее время, должны быть предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ. Здесь мне могут возразить, что информационная сфера не универсальна, ее институты строго специфичны для каждой из разнообразных сфер жизнедеятельности. Однако контраргументом здесь будет само по себе существование и действие Гражданского кодекса РФ, ни у кого возражений не вызывающее, хотя он также регулирует разнообразнейшие, не похожие друг на друга общественные отношения. В главе 3 настоящей работы мною отмечено, что в большинстве случаев, преступления в сфере компьютерной информации, встречаются не в «чистом» виде, а в совокупности с другими преступлениями, прежде всего корыстной направленности. Считаю, что ряд статей Особенной части УК РФ о преступлениях против собственности и экономики, должен быть дополнен квалифицирующими признаками, предусматривающими повышенную ответственность за совершение общественно-опасного деяния с применением средств компьютерной техники и (или) компьютерной информации. В обоснование такой точки зрения, поясню, что подобного рода преступления тяжело раскрываемы из-за того, что у виновного есть реальная возможность действовать на любом расстоянии и также на расстоянии оказывать активное противодействие. Более того, нет никаких гарантий того, что преступник, почувствовав безнаказанность и уверенность в собственных силах, не решится пойти на совершение гораздо более опасного преступления, например, такого, как терроризм (ст.205 УК), путем отключения систем безопасности на стратегически важных и потенциально опасных объектах, либо диверсия (ст.281 УК). Следовательно, преступление, орудием которого служат средства компьютерной техники, отличается повышенной степенью общественной опасности.
Необходимо более четкое законодательное регулирование интернет-рекламы (спама), которая является не просто досадным «компьютерным мусором», а может представлять реальную угрозу нормальному функционированию компьютера. Например, спам нередко содержит в себе программы, которые самоустанавливаются на компьютер получателя без его согласия, а то и ведома.
Как уже упоминалось, одной из трудностей в расследовании данного вида преступлений, является элементарное незнание следователями понятий, приводимых в диспозициях статей 272-274 УК РФ. Итогом такого пробела в профессиональной подготовке, являются случаи необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения по нему производства. Другими словами, следователь, для того, что бы не создавать себе лишних хлопот по овладению новым материалом, любыми путями старается избавиться от производства. В целях повышения профессионального уровня следователей (дознавателей), руководство соответствующих подразделений должно регулярно организовывать семинары в целях овладению компьютерной грамотностью либо по повышению ее уровня. Преподаватели криминалистики юридических учебных заведений и факультетов, должны в обязательном порядке включать в учебные планы и программы частные методики расследования преступлений в сфере компьютерной информации. Причем не будет излишним, если преподаватели правовой информатики разъяснят студентам как наиболее типичные способы совершения компьютерных правонарушений и преступлений, так и методы противодействия им.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
I. Нормативные акты:
II. Литература:
15.// «Домашний адвокат», № 6, 2003 г.
1 Понятие ЭВМ законодательно не определено. В данном случае приводится определение из научно-практического комментария к ст.274 УК РФ, разработанное Ю.В. Гаврилиным.
2 Распечатка перечня одних только названий подзаконных нормативных актов, так или иначе регулирующих информационную сферу, занимает более шести листов.
3 Данное утверждение не следует понимать таким образом, что все преступления, предусмотренные гл.28 УК РФ совершаются только в совокупности с другими преступлениями.
4 Используемые в настоящей главе определения понятий приведены в гл. 1 настоящей работы.
5 Иванов В.Д., Иванов П.В. «Уголовное право»./Учебник для средних учебных заведений. М., 2001. С.356.
6 По материалам Следственного комитета МВД РФ.
7 Сверчков В.В. Уголовное право: Особенная часть. Краткий курс лекций. М.: ЮРАЙТ, 2004 г. С.233
8 В данном разделе будут рассмотрены лишь объективные стороны преступлений, их непосредственные объекты и предметы, позволяющие осуществить дифференциальную квалификацию.
9 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Изд. 3-е, измененное и дополненное./Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001 г. С.700.
10 Способности уничтожать, блокировать, копировать, модифицировать информацию могут быть и у легальных программ.
11 В такой ситуации, деяние следует квалифицировать по совокупности ст.273 и соответствующей статьи Особенной части УК.
12 Чаще всего данное преступление совершается в целях незаконного доступа к сети Интернет.
13 Жельников В. Криптография от папируса до компьютера. М.: 1996. С.291.
14 Более подробно этот вопрос будет отражен в главе 3 настоящей работы.
15 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред. Скуратова Ю.И. и Лебедева В.М. М.: ИНФРА - М – НОРМА, 2000 г. С. 643.
16 Расследование неправомерного доступа к компьютерной информации: научно-практическое пособие/ Под ред. Шурухнова Н.Г. М.: 1999. С. 93-102
17 По материалам Следственного комитета при МВД РФ.
18 В случае, если провайдером предусмотрен не монопольный, а многопользовательский режим доступа под одним именем и паролем, то блокирования информации не происходит.
19 Характеристики неотложных следственных действий приводятся в общем виде, поскольку их особенности будут зависеть от признаков конкретного преступления.
20 Здесь специально употребляется понятие «место происшествия», а не «место преступления», поскольку первое понятие является более емким и среди прочего подразумевает осмотр места обнаружения следов преступления или преступного результата.
21 Имеется ввиду замаскированная форма осмотра, являющаяся оперативно-розыскным мероприятием, предусмотренным ст.6 ФЗ «Об ОРД», которое осуществляется сотрудником оперативного аппарата по поручению следователя. Сами по себе результаты такого осмотра имеют не доказательственное, а лишь ориентирующее значение для следователя – инициатора ОРМ.
22 Спам (spam) – электронные сообщения, рассылаемые адресату, которые не связаны с его интересами и вопросами, обсуждаемыми в чатах. Другими словами, это незапрашиваемое электронное письмо, в основном содержащее информацию коммерческого характера.
23 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 05.07.1995 (в ред. ФЗ от 02.12.2005). Ст.6
24 Курушин В.Д., Минаев В.А. Компьютерные преступления и информационная безопасность. М.: Новый Юрист. 1998. С. 157.
25 УПК РФ, в отличие от УПК РСФСР, не запрещает лицу, которое участвовало по данному уголовному делу в качестве специалиста, в последующем выступать экспертом.
Информация о работе Преступления в сфере компьютерной информации