высшее образование
Мировой тенденцией развития
высшего образования сегодня
является распространение англосаксонской
модели двухуровневой подготовки
специалистов в различных областях
знаний и сферах профессиональной
деятельности, в том числе в
области техники и технологий.
В этой модели первый уровень
образования и профессиональной
подготовки соответствует присуждаемой
степени « бакалавр » второй
уровень – степени « магистр
»
Процессы информатизации современного
общества и тесно связанные
с ними процессы информатизации
всех форм образовательной деятельности
характеризуются процессами совершенствования
и массового распространения
современных информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ).
Понятие информационных
и коммуникационных технологий
Подобные технологии активно
применяются для передачи информации
и обеспечения взаимодействия
преподавателя и обучаемого в
современных системах открытого
и дистанционного образования. Современный
преподаватель должен не только
обладать знаниями в области
ИКТ, но и быть специалистом
по их применению в своей
профессиональной деятельности.
Использование современных средств
ИКТ во всех формах обучения
может привести и к ряду
негативных последствий, в числе
которых можно отметить ряд
негативных факторов психолого-педагогического
характера и спектр факторов
негативного влияния средств
ИКТ на физиологическое состояние
и здоровье обучаемого.
Негативные последствия Воздействия средств ИКТ на обучающегося
Индивидуализация свертывает и
так дефицитное в учебном процессе
живое диалогическое общение
участников образовательного процесса
- преподавателей и студентов, между
собой.
В частности, чаще всего
одним из преимуществ обучения
с использованием средств ИКТ
называют индивидуализацию обучения.
Однако, наряду с преимуществами
здесь есть и крупные недостатки,
связанные с тотальной индивидуализацией.
В течение всего срока обучения
студент занимается, в основном,
тем, что молча потребляет информацию.
В целом орган объективизации
мышления человека - речь оказывается
выключенным, обездвиженным в течение
многих лет обучения. Студент
не имеет достаточной практики
диалогического общения, формирования
и формулирования мысли на
профессиональном языке.
Использование информационных
ресурсов, опубликованных в сети
Интернет, часто приводит к отрицательным
последствиям. Чаще всего при
использовании таких средств
ИКТ срабатывает свойственный
всему живому принцип экономии
сил: заимствованные из сети Интернет
готовые проекты, рефераты, доклады
и решения задач стали сегодня
уже привычным фактом, не способствующим
повышению эффективности обучения
и воспитания.
Дистанционная технология обучения
- совокупность
методов и средств обучения и администрирования
учебных процедур, обеспечивающих проведение
учебного процесса на расстоянии на основе
использования современных информационных
и телекоммуникационных технологий.
Дистанционные технологии обучения
Дистанционное обучение в виде
заочного обучения зародилось
в начале 20-го столетия. Сегодня
заочно можно получить высшее
образование, изучить иностранный
язык, подготовиться к поступлению
в вуз и т.д. Однако в связи
с плохо налаженным взаимодействием
между преподавателями и студентами
и отсутствием контроля над
учебной деятельностью студентов-заочников
в периоды между экзаменационными
сессиями качество подобного
обучения оказывается хуже того,
что можно получить при очном
обучении.
Необходимая часть системы дистанционного
обучения - самообучение. В процессе
самообучения студент может изучать
материал, пользуясь печатными изданиями,
видеопленками, электронными учебниками
и справочниками. К тому же студент
должен иметь доступ к электронным библиотекам
и базам данных, содержащим огромное количество
разнообразной информации.
Мультимедиа - особый обобщающий вид информации,
которая объединяет в себе как традиционную
статическую визуальную (текст, графику),
так и динамическую информацию разных
типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию
и т.п.).
Понятие мультимедиа
Понятие мультимедиа, вообще, и
средств мультимедиа, в частности,
с одной стороны тесно связано
с компьютерной обработкой и
представлением разнотипной информации
и, с другой стороны, лежит в
основе функционирования средств
ИКТ, существенно влияющих на
эффективность образовательного
процесса.
Таким образом, в широком смысле
термин "мультимедиа" означает
спектр информационных технологий,
использующих различные программные
и технические средства с целью
наиболее эффективного воздействия
на пользователя (ставшего одновременно
и читателем, и слушателем, и зрителем).
Разработка хороших мультимедиа
учебно-методических пособий —
сложная профессиональная задача,
требующая знания предмета, навыков
учебного проектирования и близкого
знакомства со специальным программным
обеспечением
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ
16