Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:44, реферат
Целью моего реферата является рассмотрение информационной культуры общества как одной из составляющих общей культуры общества.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику информационной культуры общества;
- проанализировать основные понятия, которые включает в себя информационная культура общества;
Введение 2
1. Понятие информационной культуры общества 3
2. Состав информационной культуры общества 7
3. Основные факторы развития информационной культуры общества 11
4. Формы информационной культуры 12
Заключение 14
Литература
- ориентирование в правовом поле информатизации, в проблемах авторского права, свободы слова, информационной безопасности личности и т. д.;
- понимание характера и особенностей современных информационных ресурсов, отдельных документов, массивов документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);
- представление о возможностях декодирования различных носителей информации, достоинствах и недостатках традиционных и электронных средств сбора, систематизации, хранения и поиска информации;
- умение использовать современные информационные технологии, стремление постоянно повышать свою компьютерную грамотность (5, с. 432).
3. Основные факторы развития информационной культуры общества
Основными факторами развития информационной культуры современного общества являются следующие:
- система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей;
- информационная инфраструктура общества, определяющая возможности людей получать, передавать и использовать необходимую им информацию, а также оперативно осуществлять те или иные информационные коммуникации;
- демократизация общества, которая определяет правовые гарантии людей по доступу к необходимой им информации, развитие средств массового информирования населения, а также возможности граждан использовать альтернативные, в том числе зарубежные источники информации;
- развитие экономики страны, от которого зависят материальные возможности получения людьми необходимого образования, а также приобретения и использования современных средств информационной техники (телевизоров, персональных компьютеров, радиотелефонов и т. п.).
Таким образом, информационная культура общества непосредственно зависит от важнейших характеристик развития самого общества и поэтому может служить интегральным показателем уровня этого развития (7, с. 166-167).
4. Формы информационной культуры
С целью повышения своей практической значимости и в зависимости от способов жизнедеятельности людей информационная культура выступает в самых разнообразных формах – научной, промышленной, политической, художественной, образовательной и т.д., которые, в свою очередь , имеют дальнейшее членение. Так, сегодня в компаниях можно встретить четыре разновидности информационной культуры. Каждая влияет на способ использования информации, информационное поведение и отражает приоритеты руководителей компании в использовании информации для достижения успеха или предотвращения провалов.
1. Функциональная культура. В таких организациях информацию используют прежде всего для влияния на других. Менеджеры используют информацию, чтобы управлять подчиненными и влиять на них. Эта культура в наибольшей степени присуща жестко иерархизированным компаниям, где информация служит, прежде всего, для управления и контроля.
2. Культура взаимодействия. В культуре
взаимодействия менеджеры и
3. Культура исследования. В культуре исследования менеджеры и служащие стремятся к пониманию будущих тенденций и нахождению лучшего способа отразить возможную угрозу. Здесь господствующим информационным поведением является предвидение. Мёнеджеры и служащие ищут информацию, чтобы лучше понимать будущее и то, как изменить собственную деятельность и приспособиться к будущим тенденциям. Сегодня во многих компаниях существуют "зоны" исследовательской культуры в службах, связанных с обслуживанием клиентов, с исследованиями рынка, с технологическими исследованиями и разработками и со сбором информации.
4. Наконец, есть культура
В заключение хочется подчеркнуть, что информационная культура служит интегральным показателем уровня развития общества и индивида. Она является важнейшим движущим фактором этого развития. Информационная культура – условие устойчивого и безопасного развития в принципиально новом культурно-образовательном пространстве.
1. Жизнь в эпоху интернета. Дайсон Э. - М: Бизнес и компьютер. - 1998.- 400 с.
2. Информатизация культуры. Донской государственный технический университет. Негодаев И.А. - Ростов-на-Дону, 2002.
3. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. Тоффлер Э. - М: ООО "Издательство АСТ". - 2001. - 669 с.
4. Новый подход к взаимосвязи истории. Информации и культуры: пример России// Вопр. Философии. Ракитов А.И. - 1994. - № 4. - С. 14-34.
5. Справочник библиотекаря / под ред. Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб.: Профессия, 2000.
6. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. – М., Межрегиональный центр библиотечного содружества. 2006.
7. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов. Колин К.К. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
Информация о работе Понятие информационной культуры общества