Понятие информационной культуры общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:44, реферат

Краткое описание

Целью моего реферата является рассмотрение информационной культуры общества как одной из составляющих общей культуры общества.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику информационной культуры общества;
- проанализировать основные понятия, которые включает в себя информационная культура общества;

Оглавление

Введение 2
1. Понятие информационной культуры общества 3
2. Состав информационной культуры общества 7
3. Основные факторы развития информационной культуры общества 11
4. Формы информационной культуры 12
Заключение 14
Литература

Файлы: 1 файл

Реферат по соц.информатике.docx

— 36.98 Кб (Скачать)

- ориентирование в правовом поле информатизации, в проблемах авторского права, свободы слова, информационной безопасности личности и т. д.;

- понимание характера и особенностей современных информационных ресурсов, отдельных документов, массивов документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

 - представление о возможностях декодирования различных носителей информации, достоинствах и недостатках традиционных и электронных средств сбора, систематизации, хранения и поиска информации;

- умение использовать современные информационные технологии, стремление постоянно повышать свою компьютерную                    грамотность (5, с. 432).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   3. Основные факторы развития информационной культуры общества

Основными факторами развития информационной культуры современного общества являются следующие:

- система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей;

- информационная инфраструктура общества, определяющая возможности людей получать, передавать и использовать необходимую им информацию, а также оперативно осуществлять те или иные информационные коммуникации;

-  демократизация общества, которая определяет правовые гарантии людей по доступу к необходимой им информации, развитие средств массового информирования населения, а также возможности граждан использовать альтернативные, в том числе зарубежные источники информации;

- развитие экономики страны, от которого зависят материальные возможности получения людьми необходимого образования, а также приобретения и использования современных средств информационной техники (телевизоров, персональных компьютеров, радиотелефонов и т. п.).

Таким образом, информационная культура общества непосредственно  зависит от важнейших характеристик  развития самого общества и поэтому  может служить интегральным показателем уровня этого                       развития (7, с. 166-167).

 

 

 

 

 

             

 

                        4. Формы информационной культуры

С целью  повышения своей практической значимости и в зависимости от способов жизнедеятельности  людей информационная культура выступает  в самых разнообразных формах – научной, промышленной, политической, художественной, образовательной и  т.д., которые, в свою очередь , имеют дальнейшее членение. Так, сегодня     в компаниях можно   встретить   четыре   разновидности    информационной культуры.   Каждая   влияет  на  способ   использования   информации,   информационное поведение    и    отражает    приоритеты    руководителей    компании    в    использовании информации для достижения успеха или предотвращения провалов.

            1. Функциональная культура. В таких организациях информацию используют прежде всего для влияния на других. Менеджеры используют информацию, чтобы управлять подчиненными и влиять на них. Эта культура в наибольшей степени присуща жестко иерархизированным компаниям, где информация служит, прежде всего, для управления и контроля.

          2. Культура взаимодействия. В культуре  взаимодействия менеджеры и специалисты  в достаточной степени доверяют  друг другу и потому могут  обмениваться информацией, важной  для совершенствования процессов  и роста эффективности. Прямой  обмен информацией о возможных  срывах и провалах необходим  для устранения проблем и адаптации  к изменениям.                      

         3. Культура исследования. В  культуре  исследования  менеджеры  и   служащие стремятся к пониманию будущих тенденций и    нахождению   лучшего   способа   отразить   возможную   угрозу.   Здесь господствующим информационным поведением является предвидение. Мёнеджеры и служащие  ищут информацию,  чтобы  лучше  понимать  будущее  и  то,  как  изменить собственную деятельность и приспособиться к будущим тенденциям. Сегодня во   многих   компаниях   существуют   "зоны"   исследовательской   культуры   в службах,    связанных    с    обслуживанием    клиентов,    с    исследованиями    рынка,    с технологическими исследованиями и разработками и со сбором информации.

           4. Наконец, есть культура открытости. Здесь менеджеры и служащие  открыты для нового понимания  природы кризисов и радикальных  перемен, ищут способы прорыва  к конкурентоспособности. Эти  компании сознательно отбрасывают  старые подходы к бизнесу, чтобы  освободиться для поиска новых  перспектив и идей, обещающих  создание новых продуктов и  услуг, которые могли бы изменить  условия конкуренции новых рынков  и отраслей. Подобной компанией  является корпорация Microsoft, которая одновременно конкурирует на рынках онлайновой информации, развлечений и продажи видеопродукции, чем радикально изменила традиционное представление о производителе программного обеспечения. Компания не просто предвидит изменения или адаптируется к ним, но перекраивает саму базу конкуренции в самых разных отраслях. Немало компаний обладают "зонами" культуры открытости, где собирают и обрабатывают информацию, разрабатывают новые продукты и сценарии развития бизнеса, добиваются партнерских отношений с потребителями и поставщиками. Но пока что есть только считанное число таких компаний, как Microsoft, которые сделали культуру нововведений неотъемлемой частью своей стратегии [2, с. 221-222].

 

                                  Заключение

В заключение хочется подчеркнуть, что информационная культура  служит интегральным показателем уровня развития общества и индивида. Она является важнейшим движущим фактором этого развития. Информационная  культура – условие  устойчивого и безопасного развития в принципиально новом культурно-образовательном  пространстве.

 

                                          Литература

1.  Жизнь в эпоху интернета. Дайсон Э.  - М: Бизнес и                          компьютер. - 1998.- 400 с.

2. Информатизация культуры. Донской государственный технический университет. Негодаев И.А. - Ростов-на-Дону, 2002.

3. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге  XXI века. Тоффлер Э.  - М: ООО "Издательство  АСТ". - 2001. - 669 с.

4. Новый подход к взаимосвязи истории. Информации и культуры: пример России// Вопр. Философии. Ракитов А.И.   -  1994. - № 4. - С. 14-34.

5. Справочник библиотекаря / под ред. Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб.: Профессия, 2000.

6. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины /               Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. – М., Межрегиональный центр библиотечного содружества. 2006.

7. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов. Колин К.К. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

 

 

 


Информация о работе Понятие информационной культуры общества