Понятие информационное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:43, реферат

Краткое описание

Природа информационной революции пока до конца не исследована, однако ее смысл становится все более понятным. Наступает век экономической глобализации, и существуют самые разные мнения по поводу того, какое влияние этот процесс может оказать на развитие отдельных стран и человеческой цивилизации в целом. Резко возрастает влияние общественного мнения на политические и экономические решения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….стр 2
Понятие «информационного общества»………………………...стр 3
Информационное общество: история и этапы развития………..стр 5
Правовая политика Российской Федерации в информационной
сфере………………………………………………………………..стр 9
Заключение………………………………………………………………..стр 15
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

инф систем.docx

— 34.53 Кб (Скачать)

     Данными Указами принимались неотложные решения в сфере информатизации и информационных ресурсов, однако правовое поле в данной сфере было еще не сформировано. В период с 1992 по 1994 годы указанные выше Комитеты разрабатывали проекты законов, которые должны были регулировать правоотношения в информационной сфере. Результатом их работы стало принятие в 1995 году целого пакета законодательных актов, основным из которых являлся Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Этот законодательный акт являлся основополагающим базовым актом в данной сфере правового регулирования.

     В ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» были впервые  закреплены обязанности государства  в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации. Принятие закона стало значительной вехой на пути формирования правовой политики в области информации и информатизации.

     В ходе второго этапа формирования правовой политики в информационной сфере основное внимание государства было направлено на реализацию закрепленных в ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» основных направлений государственной политики. Данный этап проходил с 1995 по 2000 год и закончился принятием Доктрины информационной безопасности РФ.

     Начало  второго этапа характеризовалось  принятием в конце 1995 года «Концепции формирования и развития единого  информационного пространства России и соответствующих государственных  информационных ресурсов», одобренной решением Президента РФ от 23.11.1995 №  Пр-1694. Указанная Концепция была первой в нашей стране «долговременной  концептуальной программой, формирующей  основные направления информатизации российского общества». Концепцией было определено, что необходимо разработать  законодательные и нормативные  акты, определяющие права и обязанности  юридических и физических лиц  по формированию и использованию  информационных ресурсов, средств их обработки и доставки. При разработке законодательства об информационных ресурсах Концепция предписывала основное внимание уделить вопросам защиты авторских прав и права собственности на информационные ресурсы, а также создание условий равенства всех форм собственности при формировании информационных ресурсов.

     Отдельно  необходимо выделить «Концепцию государственной  информационной политики», которая  была призвана сыграть роль организующего  и координирующего документа, представляющего  основу для подготовки государственной  программы по вхождению России в  информационное общество. На основе данной Концепции происходило дальнейшее формирование правовой политики государства  в информационной сфере.

     Из  задач, поставленных Концепцией государственной  информационной политики, можно выделить задачу по эффективному формированию и использованию национальных информационных ресурсов и обеспечению широкого, свободного доступа к ним. Кроме  того, впервые в качестве государственного приоритета прозвучала задача формирования информационного права как правового  фундамента и необходимой нормативно-правовой базы построения информационного общества. Определенные в Концепции цели, задачи и основные направления информационной политики получили дальнейшее развитие в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.

     Принятие  Доктрины информационной безопасности РФ стало логичным итогом работы всех государственных структур, принимавших  участие в формировании правовой политики РФ в информационной сфере. Данная Доктрина представляет собой  совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности РФ применительно к  информационной сфере. Таким образом, она основана на двух Концепциях - по информационной политике и национальной безопасности.

     Третий  этап формирования правовой политики РФ в информационной сфере берет  свое начало в 2000 году. В период прохождения данного этапа положения Доктрины информационной безопасности РФ, касающиеся информатизации и информационной сферы, были значительно конкретизированы.

     В 2002 году принята федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 СЗ РФ. 04.02.2002. № 5. Ст. 531.. Одной из задач целевой программы названо обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационных и коммуникационных технологий.

     На  первом этапе реализации программы (2002 год) была запланирована подготовка пакета законопроектов, направленных на решение проблем, связанных:

     ·с созданием и распространением электронных документов;

     ·с  развитием электронной торговли;

     ·с снижением административных барьеров, препятствующих выходу российских организаций на рынки информационных и коммуникационных технологий;

     · гармонизацией законодательства РФ в сфере информационных и коммуникационных технологий с положениями международных  конвенций и законодательством  стран Европейского союза.

     Одним из основных направлений реализации целевой программы является совершенствование  законодательства и системы государственного регулирования в сфере информационных и коммуникационных технологий. Целью  мероприятий этого направления  является создание правовых предпосылок  для широкого использования информационных и коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни, в экономике, во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и организациями.

     Программа определила, что одной из основных задач, реализуемых в рамках данного  направления, является создание правовой базы для решения проблем, связанных  с производством и распространением документов в электронной цифровой форме. Одновременно были закреплены принципы, на которых должно быть основано правовое регулирование в данной сфере. К  ним, в частности, относится создание правовых условий для использования  электронных документов в государственном  управлении и гражданско-правовой сфере. Указанные положения федеральной  целевой программы «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» позволяют утверждать, что по итогам ее реализации в РФ должны быть сформированы государственные  информационные ресурсы открытого  доступа, предназначенные для информирования граждан и организаций о политике государства, что является реализацией  положений Доктрины информационной безопасности РФ.

     В результате внедрения федеральной  целевой программы предполагается довести долю электронного документооборота в общем объеме документооборота до 65% внутри ведомств и до 40% в межведомственном документообороте. Кроме того, вследствие особой географической протяженности  и организационной централизации  информационных ресурсов России планируется  реализовать возможность подключения  к удаленным информационным системам для обеспечения граждан и  хозяйствующих субъектов необходимыми сведениями.

     В 2005 году Распоряжением Правительства  РФ от 09.06.2005 № 748-р была одобрена «Концепция создания системы персонального учета населения РФ» СЗ РФ. 13.06.2005. № 24. Ст. 2414.. Данная Концепция определяет роль и место системы персонального учета в структуре государственных информационных систем и ресурсов, цели, принципы, структуру, функции и основные этапы создания и развития системы персонального учета, а также источники финансирования. Концепция также содержит предложения по формированию нормативной правовой базы, необходимой для функционирования системы персонального учета и обеспечения защиты, конституционных прав и свобод граждан при сборе и использовании их персональных данных.

     В 2006 годы были приняты Федеральный  закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451. и Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.. Данные законы упорядочили правоотношения в области оборота информации и персональных данных.

     Подводя итог рассмотрению правовой политики РФ в информационной сфере, можно  сделать следующие выводы:

     1. На первом этапе были определены  основные приоритеты государства  в информационной сфере и принят  «базовый» ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». 

     2. На втором этапе была сформирована  правовая политика в области  информационной безопасности. Этот  этап завершился принятием Доктрины  информационной безопасности РФ.

     3. На третьем этапе были приняты  концептуальные документы, которые  определяют общее направление  развития информатизации государства  на ближайшие годы. В настоящий  момент происходит доработка  положений и реализация правовой  политики РФ по отношению к  отдельным вопросам информационной  сферы и информатизации. 
 
 
 
 
 

Заключение

     Необходимость перехода к информационному обществу тесно связана с изменением характера  воздействия научно-технического прогресса  на жизнь людей. В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система  ценностей, возрастет значимость культурного  досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все силы направлены на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются в основном интеллект  и знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. При этом кардинально меняется образ жизни  большей части населения, социально-психологическое  поведение людей и общества в  целом. Особенно существенно начинают отличаться модели поведения нынешнего  и будущего поколений - известная  проблема “отцов и детей”. Очевидно, что одним из факторов, способных  в определенной степени ослабить воздействие на психику человека подобных изменений в образе жизни, является уровень информационной подготовленности человека к грядущим изменениям. В  период перехода к информационному  обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке  больших объемов информации, овладению  им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают  зависимость информированности  одного человека от информации, приобретенной  другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать  и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит  о том, что человек должен иметь  определенный уровень культуры по обращению  с информацией.

     Благодаря глобализации средств массовой информации, компьютерных сетей, доступности информационных развлечений возникает глобальная мода, интенсивно формирующая новые  модели и нормы поведения, особенно в среде молодежи. Важно преодолеть их навязывание и дать возможность небольшим сообществам или национальным образованиям развивать свою культуру, сохранять язык, формировать чувство духовного единства.

     Проблема  информатизации общества весьма актуальна  и должна рассматриваться всесторонне  и комплексно в философском, экономическом, социальном, культурном, нравственном, научно-техническом, психолого-педагогическом, медицинском и правовом аспектах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

1. Виноградов  В.А.. Современные информационные технологии и общество. Москва, 2002.

2. Уэбстер Ф.  Теория информационного общества. Аспект-пресс, 2004.

3. Чернов А.А.  Становление глобального информационного  общества: проблемы и перспективы. 2003.

4. http://bank.orenipk.ru/Text/t16_19.htm

5. http://www.mgn.ru/~mus/aftoref.html 

Информация о работе Понятие информационное общество