Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:23, контрольная работа
Важно уметь ориентироваться в информационном пространстве сети Интернет, ознакомиться с механизмами поиска информации в тематических каталогах и поисковых указателях, научиться использовать инструменты для организации поиска в базах данных, строить запросы и правильно оценивать найденную информацию, уточнять поисковый запрос, уметь получать нужную информацию из первоисточников.
Введение 2
1 Поиск информации в сети интернет 3
1.1 Поисковые каталоги 5
1.2 Поисковые указатели 7
1.3 Специальные возможности поиска в программе Internet Explorer 9
1.4 Новые поисковые технологии 10
2 Приемы эффективного поиска и использование поисковых систем 12
Вывод 13
Список литературы 15
Выбрать используемый способ поиска можно с помощью кнопки Настроить на панели Поиск. В открывшемся диалоговом окне каждая группа элементов управления соответствует определенному типу поиска и позволяет указать, какие поисковые системы должны использоваться.
1.4 Новые поисковые технологии
Для поисковых каталогов вопрос несоответствия между размерами исследованного и неисследованного Web-пространства стоит особенно остро. Перспективные направления развития основаны на внедрении так называемых SМАRТ-технологий автоматической каталогизации.
Существует множество теоретических изысканий в области SМАRТ-технологий, но наиболее перспективной является модель векторного информационного пространства. Представим себе эксперта в какой-то области, например в физике. Если ему поставить задачу, то, наверное, он сможет составить словари, характерные для таких областей, как Механика, Термодинамика, Оптика и т. п. Проанализировав множество документов, относящихся к этим научным областям, он сможет не только указать характерные термины и понятия, но и дать им весовые оценки. Так, например, достаточно очевидно, что слово «перемещение» имеет больший вес в механике, чем в термодинамике. Комбинируя термины и весовые коэффициенты, можно строить многомерные системы координат, в которых различные области знания описывались бы разными многомерными векторами.
Автоматически получив новую Web-страницу, поисковая система может построить для нее математический вектор, основанный на формальном анализе содержания. Сравнивая этот вектор с уже рассчитанными векторами для различных областей знания, система может без участия человека предположить, к какой категории, теме и разделу относится тот или иной документ [4, c. 78].
При таком подходе не обязательно хранить копии всех известных Web-страниц, как не надо хранить и их поисковые указатели. Вполне достаточно для каждого Web-документа хранить лишь его URL-адрес и число, соответствующее вектору. В настоящее время конкретные алгоритмы SМАRТ-технологий не публикуются, но можно предположить, что они уже работают, например в поисковых системах реального времени.
Поисковые системы реального времени. Это новое направление в технологиях поиска. Для работы с такой службой пользователь должен подключиться к ее центральному серверу, получить оттуда и установить на своем компьютере клиентскую программу. Эта программа подключается к браузеру и работает как дополнительная панель.
При каждом запуске браузера клиентская программа устанавливает соединение со своим центральным сервером и далее работает с ним в паре. Она передает серверу копии всех Web-страниц, которые посещает пользователь, то есть выполняет те же функции, что и автоматический червь, копирующий Web-ресурсы на сервер традиционной поисковой системы. Однако при этом есть два существенных различия:
- во-первых, человек в ходе навигации в WWW руководствуется не теми принципами, что автоматическая программа, поэтому сервер получает копии не всех Web-ресурсов, а только тех, что заинтересовали кого-то из его клиентов;
- во-вторых, если поставкой Web-ресурсов занимаются несколько миллионов постоянных клиентов, индексация Web-пространства происходит намного быстрее.
В свою очередь, пользователь тоже имеет важное преимущество. На какой бы Web-странице он ни находился, система всегда готова предложить ему список других Web-страниц, имеющих близкое по тематике содержание. Она готовит этот список на основании предшествующего опыта, полученного в работе с другими людьми [5, c. 228].
Так можно получить рекомендации, которые было бы очень трудно (а зачастую и невозможно) разыскать в WWW традиционными поисковыми средствами.
2 Приемы эффективного поиска и использование поисковых систем
При проведении первичного реферативного поиска, когда тема задана достаточно широко, целесообразно использовать поисковые каталоги. Это позволит быстро установить местоположение основных первоисточников. При ознакомлении с первоисточниками следует, прежде всего, уделять внимание понятийной базе. Знание основных понятий и терминов позволит перейти к углубленному поиску в поисковых указателях с использованием ключевых слов, наиболее точно характеризующих тему.
При наличии первичных сведений по теме поиска документы можно разыскивать в поисковых указателях. При этом следует различать приемы простого, расширенного, контекстного и специального поиска.
Под простым поиском понимается поиск -Webресурсов по одному или нескольким ключевым словам. Недостаток простого поиска заключается в том, что обычно он выдает слишком много документов, среди которых трудно выбрать наиболее подходящие.
При использовании расширенного поиска ключевые слова связывают между собой операторами логических отношений. Расширенный поиск применяют в тех случаях, когда приемы простого поиска дают слишком много результатов. С помощью логических отношений поисковое задание формируют так, чтобы более точно детализировать задание и ограничить область отбора, например по дате публикации или по типу данных.
Контекстный поиск - это поиск по точной фразе. Он удобен для реферативного поиска информации, но доступен далеко не во всех поисковых системах. Прежде всего, чтобы обеспечивать такую возможность, система должна работать не только с индексированными файлами, но и с полноценными образами -Web страниц. Эта операция достаточно медленная, и ее выполняют лишь немногие поисковые системы [1, c. 231].
Специальный поиск применяют при розыске Web-страниц, содержащих ссылки на заданные адреса URL, а также содержащих заданные данные в служебных полях, например в поле заголовка.
Для проведения научных поисков рекомендуется пользоваться поисковой системой Northem Light (www.northeгnlight.com). Эта система имеет один из лучших коэффициентов охвата Web-пространства, и ее администрация прилагает специальные усилия для поддержания актуальности своих указателей. Кроме того, система удачно сочетает свойства поискового указателя и каталога. По наиболее популярным темам в ней можно найти специальные разделы каталожного типа - они называются Special Editions и подготавливаются вручную. Дополнительно система предоставляет платные услуги по поставке актуальных научных документов. Они находятся в разделе Special Collection.
Самым большим поисковым указателем обладает поисковая система Fast Search (www.alltheweb.com).
В Украине эффективно использовать поисковую систему "Мета" (www.meta.ua). В России в настоящее время наиболее эффективно использовать поисковую систему Яндекс (www.yandex.гu) обеспечивающую максимальный охват российского сектора WWW. Она сочетает в себе возможности поискового каталога и поискового указателя. Особенно удобно использовать ее при формировании сложных поисковых заданий, поскольку она обладает очень гибким языком для расширенного поиска.
Вывод
Проще всего реализовать поиск нужной информации, если известный адрес ресурса. Однако часто такой адрес неизвестен. Тогда пользуются поисковыми системами (каталогами и указателями).
Поисковая система - это сайт, который дает возможность отыскать нужный информационный ресурс в web-пространстве по темам (спорт, книги, новые фильмы, музыка, погода и тому подобное) или ключевым словам.
Большинство поисковых систем являются порталами. Порталы дают возможность отослать SMS, участвовать в форуме, чате, открыть собственную электронную шкатулку, опубликовать собственный сайт и тому подобное.
Каталоги дают доступ к систематизированным редакторами важнейшим web-ресурсам Интернета. Например, Yahoo! - каталог в США (www.yahoo.com), "Народ" - в России (www.narod.ru), "Мета" - в Украине (www.meta.ua).
Указатели автоматически (без участия
человека) систематизируют и классифицируют
ссылку на информационные ресурсы в Интернете
методом анализа содержания сайтов специальными
программами. Например: Google (www.google.ua), "Рамблер"
(www.rambler.ru), Webber (www.webber.net.ua), Nigma (nigma.ru), Bing
(www.bing.com).
Список литературы