Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:01, реферат
Целью исследования является анализ развития информационного или постиндустриального общества.
В первой главе рассмотрено понятие, определение, сущность инновационного или постиндустриального общества, его роль и последовательность развития.
Введение
Понятие, сущность информационного общества………………………….4
Развитие информационного общества……………………………………10
Проблемы информационного общества и пути их решения…………….14
Становление информационного общества в России……………………..18
Заключение
Список литературы
быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;
превышение материальными затратами на хранение, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энергетику;
возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса (уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились).
Концепция постиндустриального
общества как общесоциологическая
теория развития достаточно глубоко
разработана западными
Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно позже. Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах ”постиндустриальное”, “информационное” видели альтернативу формационным терминам - “социалистическое”, ”коммунистическое” общество. Понятие информационного общества нельзя считать расположенным рядом с различными типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из них. Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления, необходимо отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, А.В.Соколова , А.Д.Урсула и др. В настоящее время активно работают в этом направлении Артамонов Г.Т, Колин К.К. и др.
Как же может быть определен
сам термин “информатизация”? От ответа
на этот вопрос существенным образом
зависят подходы к анализу
реального состояния и
Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как “системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации”.
По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных процесса:
1. медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
2. компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации, а также
3. интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.
Специалистами отмечается, что, к сожалению, социальная информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники. Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных социальных структур и процессов. Информатизация должна быть “слита” с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды.
При обсуждении в конце 80-х
гг. концепции информатизации страны
учеными и специалистами
Идущий во всем мире процесс становления и развития информационного общества носит объективный характер и не может не затрагивать “извне” и нашу страну, но слабые успехи демократизации нашего общества приводят к отсутствию серьезного социального заказа “изнутри” на совершенствование информационной среды.
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Информационная революция очень быстро меняет мир, предоставляя человечеству принципиально новые решения и возможности во всех сферах его жизнедеятельности. Но вместе с очевидными благами, информационная революция несет с собой и совершенно новые проблемы.
Среди них - цифровое неравенство
стран и регионов, проблема правового
регулирования сети Интернет, электронной
коммерции и налогообложения
в этой области, вопросы интеллектуальной
собственности, проблема обеспечения
безопасности и конфиденциальности
информации, возможность психологического
воздействия на индивидуальное и
общественное сознание c целью навязывания
своего видения, используя современные
информационно-коммуникационные технологии.
Успешность их решения остается одним
из основных факторов, влияющих на развитие
глобального информационного общества.
Существенной проблемой в рамках мирового
информационного пространства также является
непропорциональное использование возможностей
Интернета и информационно-
Термин «цифровое неравенство» начали употреблять в Соединенных Штатах, преследуя цель обозначить проблему неравенства в доступе к новым информационным технологиям, которая, как выяснилось, остро стоит не только на международном уровне, но и на микроуровне внутри каждого отдельно взятого государства. Происходит своеобразное разделение общества на тех, кто имеет компьютер и умеет им пользоваться, и тех, кто не обладает ни техникой, ни соответствующими навыками. Возник новый вид грамотности - компьютерная: без умения работать с компьютером уже сегодня практически невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу, воспользоваться новыми электронными услугами, такими, как заказ билетов, осуществление различных операций со своим банковским счетом.
Конечно же, распространение и доступность использования такого вида получения информации, как компьютерная, имеет множество плюсов: получение любого вида информации, возможность общения, голосового и визуального контакта с собеседником, способ заработка, реклама и др. Но в то же время в сети “Интернет” распространяется информация социально вредного характера, материалы фашистского толка, религиозных сект, что вызывает опасность развития в обществе безнравственных тенденций, идей насилия и нетерпимости. Общеизвестна практика распространения в “Интернете” порнографической информации.
Со всей очевидностью в обществе возникла настоятельная потребность немедленного решения проблем защиты не только от несанкционированного доступа к информации, но и от вредной для него информации.
В связи с этим возникает проблема правового регулирования сети Интернет, решение которой потребует государственного вмешательства в виде принятия соответствующих законов, регулирующих связанную с ним деятельность. Более того, учитывая глобальный характер Интернета, справиться с этой проблемой возможно лишь в рамках международного сотрудничества. Необходимы коллективные усилия государств, чтобы эффективно бороться или по крайней мере хотя бы держать под контролем проблемы Интернета. С целью определения направлений такого регулирования в ряде стран были проведены специальные исследования, созданы правительственные и общественные объединения, разрабатываются кодексы «инфоэтики» в Интернете и проекты законов. В целом на сегодняшний день можно выделить два основных подхода к этой проблеме. Представителем первого являются США, которые считают, что государственное регулирование Интернета и воздействие на него должны быть минимальными, поскольку именно ограниченным вмешательством государства в развитие Интернета объясняется его быстрый рост. Ставка делается в основном на саморегулирование Сети. Прежде всего это выражается в самоопределении содержания сайтов. Предполагается, что в условиях саморегулирования владелец сайта должен указать в основных параметрах предлагаемых программ, на какую аудиторию они рассчитаны, чтобы предупредить о потенциальной опасности для определенных категорий пользователей тех или иных видов содержания. Страны Западной Европы предлагают сочетать законодательное регулирование с саморегулированием, то есть ввести в практику принцип “сорегулирования”. Подобный подход обусловлен, во-первых, признанием того, что в большинстве стран по ряду причин вообще нет специальных законов о регулировании содержания Интернета. На практике при возникновении конфликтных ситуаций в отношении деятельности, связанной с Интернетом, как правило, используются традиционные законодательства тех стран, закон которых в данном случае нарушается. Зачастую получается так, что действия в Интернете, вполне законные в рамках законодательства одного государства, могут быть противозаконными в другой стране. Во-вторых, учитывается и тот факт, что потенциал Интернета далеко не исчерпан, и чрезмерные усилия законодательства в этой области могут стать серьезным препятствием на пути его развития. Принимая во внимание все вышеизложенное, а также необходимость принятия мер для борьбы с распространением вредного для общества содержания в Интернете, оптимальное решение этой проблемы странам Западной Европы видится в разработке типовых юридических норм для всех стран. Так, в Великобритании принят кодекс поведения в глобальных компьютерных сетях и создан независимый орган – фонд Безопасная сеть, разрабатывающий систему оценки содержания. Аналогичные шаги предпринимаются в Германии, Нидерландах.
Существенным шагом на пути решения проблем стало первое совещание министров внутренних дел и юстиции стран большой «восьмерки» по разработке мер борьбы с компьютерными преступлениями, в результате которого были достигнуты значимые соглашения, признанные обеспечить создание новых способов отслеживания атак на компьютерные сети для выявления хакеров в кратчайшие сроки; принятие мер для сохранения важной информации в компьютерных сетях, предотвращая всякого рода посягательства на нее; более активное использование новых информационно-коммуникационных технологий, к примеру, линий видеосвязи, которые позволили бы получать в кратчайшие сроки показания свидетелей из других стран.
СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
По экспертным оценкам отечественных и зарубежных специалистов, информационное развитие России идет в настоящее время достаточно быстрыми темпами. По данным Минэкономразвития, общий объем отечественного рынка ИКТ вырос в 2008 г. на 22 % и составил 1,825 трлн руб. При этом доходы операторов связи увеличились на 20%, до 1,246 трлн руб., а доходы российских ИКТ- компаний достигли 579 млрд рублей. Объем инвестиций в сектор ИКТ российской экономики увеличился за 2008 г. на 15 % и составил 262 млрд руб.
Тем не менее в ежегодном рейтинге готовности стран мирового сообщества к «электронному развитию», который опубликован международной исследовательской компанией The Economist Intelligence Unit (EIU), входящей в состав Economist Group, Россия в 2008 г. занимает только 59-е место из 70 стран, обследованных с точки зрения их способности внедрять новые информационные и коммуникационные технологии. Год назад Россия занимала в этом списке 57-е место, а сегодня она уступает уже не только Индии, Филиппинам и Китаю, но также Египту и Колумбии, которые занимают соответственно 54—58-е места. Лидируют в данном рейтинге США, Гонконг и Швеция, а аутсайдерами, как и ранее, являются Индонезия, Азербайджан и Иран.
По мнению специалистов,
причина снижения международного рейтинга
России в области готовности к
«электронному развитию»
Количественные оценки при составлении рейтинга осуществлялись, как и ранее, по 10-балльной шкале. При этом учитывались следующие интегрированные показатели, вес которых указан в скобках: развитие коммуникационной и технологической инфраструктуры (20%), готовность бизнеса к электронному развитию (15%), социальное и культурное развитие (15%), правовое обеспечение электронного развития (10%), государственная политика (15%), использование ИКТ потребителями (25%). Основные факторы, влияющие на эти показатели в России, рассматриваются ниже.
Развитие отрасли ИКТ. Общий объем отрасли в экономике России превысил полтора триллиона рублей, а ее доля в структуре ВВП превышает порог 5 %. Данная отрасль становится локомотивом экономического развития страны. Основной рост здесь ожидается в области разработки программного обеспечения, продажи программных продуктов и системной интеграции. Отечественные компании успешно конкурируют на внутреннем рынке с зарубежными фирмами. Предполагается, что в результате реализации основных направлений и мероприятий Стратегии развития информационного общества в России доля отечественных товаров и услуг на внутреннем рынке ИКТ к 2015 г. превысит 50%. По аналитическим оценкам, ожидается, что к 2010 г. объем мирового рынка услуг в области разработки программного обеспечения достигнет 140 млрд долларов. Однако для этого необходима дальнейшая государственная поддержка отрасли, ее обеспечение необходимыми кадрами и создание благоприятной среды для предпринимательства.
Система связи и информационных коммуникаций. Инфраструктура связи в России продолжает успешно развиваться. В 2008 г. завершена телефонизация всех населенных пунктов страны, общее количество которых составляет 150 тысяч, а к 2010 году планируется повысить плотность телефонной сети в полтора раза по сравнению с 2005 г. Появилась реальная конкуренция на рынках междугородней и мобильной связи. Начата модернизация системы почтовой связи с переводом ее на современную технологическую базу.
Глобальная навигационная спутниковая система. В России продолжаются работы по повышению работоспособности глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС», в штатный состав которой входят 24 высокоорбитальных спутника Земли. В настоящее время их количество уже обеспечивает возможность непрерывной навигации на территории России. К 2011 г. количество спутников ГЛОНАСС планируется увеличить до 30, что сделает эту систему глобальной и позволит приблизить точность навигационных определений к зарубежному аналогу — американской системе GPS. В то же время, по оценкам независимых экспертов, новое поколение спутников ГЛОНАСС, пуск которых запланирован на 2011 г., в техническом плане еще отстает от спутников GPS.
Готовность потребителей и бизнеса. Главными потребителями ИКТ в России являются государство и крупные российские компании. Основной спрос приходится на предприятия связи, финансовой и нефтегазовой сфер. Металлургия, машиностроение, транспорт и другие отрасли используют ИКТ в существенно меньшей степени. Недостаточно обеспечены современными ИКТ силовые министерства и ведомства, строительная промышленность, сельское хозяйство, образование, медицина и сфера культуры. Здесь явно сказывается дефицит специалистов, владеющих ИКТ, а также низкий уровень компьютерной грамотности и информационной культуры занятого населения, неоправданно большие сроки амортизации компьютерной техники.
Информация о работе Основные черты, закономерности и проблемы информационного общества