Основные черты, закономерности и проблемы информационного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:01, реферат

Краткое описание

Целью исследования является анализ развития информационного или постиндустриального общества.
В первой главе рассмотрено понятие, определение, сущность инновационного или постиндустриального общества, его роль и последовательность развития.

Оглавление

Введение
Понятие, сущность информационного общества………………………….4
Развитие информационного общества……………………………………10
Проблемы информационного общества и пути их решения…………….14
Становление информационного общества в России……………………..18
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по информатике.docx

— 41.71 Кб (Скачать)

быстрое сокращение времени  удвоения объема накопленных научных  знаний;

превышение материальными  затратами на хранение, передачу и  переработку информации аналогичных  расходов на энергетику;

возможность впервые реально  наблюдать человечество из космоса (уровни радиоизлучения Солнца и Земли  на отдельных участках радиодиапазона сблизились).

Концепция постиндустриального  общества как общесоциологическая  теория развития достаточно глубоко  разработана западными исследователями: Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом, Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоффлером, Ж.Фурастье и др. Именно Ж.Фурастье определил постиндустриальное общество как “цивилизацию услуг”.

Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно  позже. Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в  терминах ”постиндустриальное”, “информационное” видели альтернативу формационным терминам - “социалистическое”, ”коммунистическое” общество. Понятие информационного  общества нельзя считать расположенным рядом с различными типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из них. Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления, необходимо отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, А.В.Соколова , А.Д.Урсула и др. В настоящее время активно работают в этом направлении Артамонов Г.Т, Колин К.К. и др.

Как же может быть определен  сам термин “информатизация”? От ответа на этот вопрос существенным образом  зависят подходы к анализу  реального состояния и перспектив развития процессов информатизации общества.

Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как “системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации”.

По мнению ряда авторов, процесс  информатизации включает в себя три  взаимосвязанных процесса:

1. медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;

2. компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации, а также

3. интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

Специалистами отмечается, что, к сожалению, социальная информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники. Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных социальных структур и процессов. Информатизация должна быть “слита” с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды.

При обсуждении в конце 80-х  гг. концепции информатизации страны учеными и специалистами выделялась главная мысль - дело не столько в  концепции информатизации, сколько  в концепции развития общества, всех его структур, что информатизация - спутник демократизации и невозможна без нее.

Идущий во всем мире процесс  становления и развития информационного  общества носит объективный характер и не может не затрагивать “извне” и нашу страну, но слабые успехи демократизации нашего общества приводят к отсутствию серьезного социального заказа “изнутри” на совершенствование информационной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ  ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Информационная революция  очень быстро меняет мир, предоставляя человечеству принципиально новые решения и возможности во всех сферах его жизнедеятельности. Но вместе с очевидными благами, информационная революция несет с собой и совершенно новые проблемы.

Среди них - цифровое неравенство  стран и регионов, проблема правового  регулирования сети Интернет, электронной  коммерции и налогообложения  в этой области, вопросы интеллектуальной собственности, проблема обеспечения  безопасности и конфиденциальности информации, возможность психологического воздействия на индивидуальное и  общественное сознание c целью навязывания своего видения, используя современные информационно-коммуникационные технологии. Успешность их решения остается одним из основных факторов, влияющих на развитие глобального информационного общества. Существенной проблемой в рамках мирового информационного пространства также является непропорциональное использование возможностей Интернета и информационно-телекоммуникационных технологий в целом.

Термин «цифровое неравенство» начали употреблять в Соединенных  Штатах, преследуя цель обозначить проблему неравенства в доступе  к новым информационным технологиям, которая, как выяснилось, остро стоит  не только на международном уровне, но и на микроуровне внутри каждого отдельно взятого государства. Происходит своеобразное разделение общества на тех, кто имеет компьютер и умеет им пользоваться, и тех, кто не обладает ни техникой, ни соответствующими навыками. Возник новый вид грамотности - компьютерная: без умения работать с компьютером уже сегодня практически невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу, воспользоваться новыми электронными услугами, такими, как заказ билетов, осуществление различных операций со своим банковским счетом.

Конечно же, распространение  и доступность использования  такого вида получения информации, как компьютерная, имеет множество  плюсов: получение любого вида информации, возможность общения, голосового и  визуального контакта с собеседником, способ заработка, реклама и др. Но в то же время в сети “Интернет” распространяется информация социально  вредного характера, материалы фашистского  толка, религиозных сект, что вызывает опасность развития в обществе безнравственных  тенденций, идей насилия и нетерпимости. Общеизвестна практика распространения в “Интернете” порнографической информации.

Со всей очевидностью в  обществе возникла настоятельная потребность  немедленного решения проблем защиты не только от несанкционированного доступа  к информации, но и от вредной  для него информации.

В связи с этим возникает  проблема правового регулирования  сети Интернет, решение которой потребует  государственного вмешательства в  виде принятия соответствующих законов, регулирующих связанную с ним  деятельность. Более того, учитывая глобальный характер Интернета, справиться с этой проблемой возможно лишь в  рамках международного сотрудничества. Необходимы коллективные усилия государств, чтобы эффективно бороться или по крайней мере хотя бы держать под контролем проблемы Интернета. С целью определения направлений такого регулирования в ряде стран были проведены специальные исследования, созданы правительственные и общественные объединения, разрабатываются кодексы «инфоэтики» в Интернете и проекты законов. В целом на сегодняшний день можно выделить два основных подхода к этой проблеме. Представителем первого являются США, которые считают, что государственное регулирование Интернета и воздействие на него должны быть минимальными, поскольку именно ограниченным вмешательством государства в развитие Интернета объясняется его быстрый рост. Ставка делается в основном на саморегулирование Сети. Прежде всего это выражается в самоопределении содержания сайтов. Предполагается, что в условиях саморегулирования владелец сайта должен указать в основных параметрах предлагаемых программ, на какую аудиторию они рассчитаны, чтобы предупредить о потенциальной опасности для определенных категорий пользователей тех или иных видов содержания. Страны Западной Европы предлагают сочетать законодательное регулирование с саморегулированием, то есть ввести в практику принцип “сорегулирования”. Подобный подход обусловлен, во-первых, признанием того, что в большинстве стран по ряду причин вообще нет специальных законов о регулировании содержания Интернета. На практике при возникновении конфликтных ситуаций в отношении деятельности, связанной с Интернетом, как правило, используются традиционные законодательства тех стран, закон которых в данном случае нарушается. Зачастую получается так, что действия в Интернете, вполне законные в рамках законодательства одного государства, могут быть противозаконными в другой стране. Во-вторых, учитывается и тот факт, что потенциал Интернета далеко не исчерпан, и чрезмерные усилия законодательства в этой области могут стать серьезным препятствием на пути его развития. Принимая во внимание все вышеизложенное, а также необходимость принятия мер для борьбы с распространением вредного для общества содержания в Интернете, оптимальное решение этой проблемы странам Западной Европы видится в разработке типовых юридических норм для всех стран. Так, в Великобритании принят кодекс поведения в глобальных компьютерных сетях и создан независимый орган – фонд Безопасная сеть, разрабатывающий систему оценки содержания. Аналогичные шаги предпринимаются в Германии, Нидерландах.

 Существенным шагом  на пути решения проблем стало первое совещание министров внутренних дел и юстиции стран большой «восьмерки» по разработке мер борьбы с компьютерными преступлениями, в результате которого были достигнуты значимые соглашения, признанные обеспечить создание новых способов отслеживания атак на компьютерные сети для выявления хакеров в кратчайшие сроки; принятие мер для сохранения важной информации в компьютерных сетях, предотвращая всякого рода посягательства на нее; более активное использование новых информационно-коммуникационных технологий, к примеру, линий видеосвязи, которые позволили бы получать в кратчайшие сроки показания свидетелей из других стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО  ОБЩЕСТВА В РОССИИ

По экспертным оценкам  отечественных и зарубежных специалистов, информационное развитие России идет в настоящее время достаточно быстрыми темпами. По данным Минэкономразвития, общий объем отечественного рынка  ИКТ вырос в 2008 г. на 22 % и составил 1,825 трлн руб. При этом доходы операторов связи увеличились на 20%, до 1,246 трлн руб., а доходы российских ИКТ- компаний достигли 579 млрд рублей. Объем инвестиций в сектор ИКТ российской экономики увеличился за 2008 г. на 15 % и составил 262 млрд руб.

Тем не менее в ежегодном рейтинге готовности стран мирового сообщества к «электронному развитию», который опубликован международной исследовательской компанией The Economist Intelligence Unit (EIU), входящей в состав Economist Group, Россия в 2008 г. занимает только 59-е место из 70 стран, обследованных с точки зрения их способности внедрять новые информационные и коммуникационные технологии. Год назад Россия занимала в этом списке 57-е место, а сегодня она уступает уже не только Индии, Филиппинам и Китаю, но также Египту и Колумбии, которые занимают соответственно 54—58-е места. Лидируют в данном рейтинге США, Гонконг и Швеция, а аутсайдерами, как и ранее, являются Индонезия, Азербайджан и Иран.

По мнению специалистов, причина снижения международного рейтинга России в области готовности к  «электронному развитию» заключается  в том, что это развитие осуществляется недостаточно высокими темпами по сравнению  с другими странами мирового сообщества. Это связано главным образом  с отсутствием необходимой нормативно-правовой базы и межведомственной согласованности, а также с низкими темпами  информатизации общества во многих регионах страны и возрастанием в результате этого уровня информационного неравенства между передовыми и отсталыми регионами.

Количественные оценки при  составлении рейтинга осуществлялись, как и ранее, по 10-балльной шкале. При этом учитывались следующие  интегрированные показатели, вес  которых указан в скобках: развитие коммуникационной и технологической  инфраструктуры (20%), готовность бизнеса  к электронному развитию (15%), социальное и культурное развитие (15%), правовое обеспечение электронного развития (10%), государственная политика (15%), использование  ИКТ потребителями (25%). Основные факторы, влияющие на эти показатели в России, рассматриваются ниже.

Развитие отрасли  ИКТ. Общий объем отрасли в экономике России превысил полтора триллиона рублей, а ее доля в структуре ВВП превышает порог 5 %. Данная отрасль становится локомотивом экономического развития страны. Основной рост здесь ожидается в области разработки программного обеспечения, продажи программных продуктов и системной интеграции. Отечественные компании успешно конкурируют на внутреннем рынке с зарубежными фирмами. Предполагается, что в результате реализации основных направлений и мероприятий Стратегии развития информационного общества в России доля отечественных товаров и услуг на внутреннем рынке ИКТ к 2015 г. превысит 50%. По аналитическим оценкам, ожидается, что к 2010 г. объем мирового рынка услуг в области разработки программного обеспечения достигнет 140 млрд долларов. Однако для этого необходима дальнейшая государственная поддержка отрасли, ее обеспечение необходимыми кадрами и создание благоприятной среды для предпринимательства.

Система связи  и информационных коммуникаций. Инфраструктура связи в России продолжает успешно развиваться. В 2008 г. завершена телефонизация всех населенных пунктов страны, общее количество которых составляет 150 тысяч, а к 2010 году планируется повысить плотность телефонной сети в полтора раза по сравнению с 2005 г. Появилась реальная конкуренция на рынках междугородней и мобильной связи. Начата модернизация системы почтовой связи с переводом ее на современную технологическую базу.

Глобальная навигационная  спутниковая система. В России продолжаются работы по повышению работоспособности глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС», в штатный состав которой входят 24 высокоорбитальных спутника Земли. В настоящее время их количество уже обеспечивает возможность непрерывной навигации на территории России. К 2011 г. количество спутников ГЛОНАСС планируется увеличить до 30, что сделает эту систему глобальной и позволит приблизить точность навигационных определений к зарубежному аналогу — американской системе GPS. В то же время, по оценкам независимых экспертов, новое поколение спутников ГЛОНАСС, пуск которых запланирован на 2011 г., в техническом плане еще отстает от спутников GPS.

Готовность потребителей и бизнеса. Главными потребителями ИКТ в России являются государство и крупные российские компании. Основной спрос приходится на предприятия связи, финансовой и нефтегазовой сфер. Металлургия, машиностроение, транспорт и другие отрасли используют ИКТ в существенно меньшей степени. Недостаточно обеспечены современными ИКТ силовые министерства и ведомства, строительная промышленность, сельское хозяйство, образование, медицина и сфера культуры. Здесь явно сказывается дефицит специалистов, владеющих ИКТ, а также низкий уровень компьютерной грамотности и информационной культуры занятого населения, неоправданно большие сроки амортизации компьютерной техники.

Информация о работе Основные черты, закономерности и проблемы информационного общества