Охрана труда в учебной лаборатории

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 22:29, реферат

Краткое описание

Кабинет имеет 5 рабочих мест, 5 персональных компьютеров Intel Pentium G2030, 3.0 ГГц DDR3 2 ГБ, 1600 МГц с жидко-кристаллическими мониторами. Согласно ДСан ПиН 3.3.2-007-98 для обеспечения оптимальных условий труда в помещении площадь на 1 рабочее место с ПК должна приходится не менее 6 м2, а объем не менее 20 м3. В данной лаборатории на 1 рабочее место приходится 6,5 м2 площади и 19,5 м3 объема, что является несоответствием норме по ДСан ПиН 3.3.2-007-98 «Гигиенические требования к организации работы с визуальными дисплейными терминалами электронно-вычислительных машин». Рекомендуется уменьшить количество рабочих мест.

Оглавление

5.1 Анализ условий труда в учебной лаборатории
5.2 Промышленная безопасность в лаборатории
5.3 Производственная санитария в лаборатории
5.4 Пожарная безопасность в компьютерной лаборатории
Заключение

Файлы: 1 файл

Охрана труда.docx

— 67.23 Кб (Скачать)

5 ОХРАНА ТРУДА

 

5.1 Анализ условий труда в учебной лаборатории

 

Размер помещения: длина - 5 м; ширина – 6,5 м; высота помещения -  
3 м; площадь помещения составляет 32,5 м2; общий объем помещения – 97,5 м3.

Кабинет имеет 5 рабочих мест, 5 персональных компьютеров Intel Pentium G2030, 3.0 ГГц DDR3 2 ГБ, 1600 МГц с жидко-кристаллическими мониторами. Согласно ДСан ПиН 3.3.2-007-98 для обеспечения оптимальных условий труда в помещении площадь на 1 рабочее место с ПК должна приходится не менее 6 м2, а объем не менее 20 м3. В данной лаборатории на 1 рабочее место приходится 6,5 м2 площади и 19,5 м3 объема, что является несоответствием норме по ДСан ПиН 3.3.2-007-98 «Гигиенические требования к организации работы с визуальными дисплейными терминалами электронно-вычислительных машин». Рекомендуется уменьшить количество рабочих мест.

Рассмотрим систему «Человек-Машина-Среда» для оператора за персональным компьютером (рис.5.1).

 

Рисунок 5.1 – Структурная схема Ч-М-С

 

где Ч1 - человек, управляющий “машиной”  для выполнения основной задачи системы – производства продукта труда;

Ч2 - человек, как биологический объект, который непосредственно влияет на производственную среду (потребление кислорода, тепло и влаговыделение);

Ч3 - человек, который рассматривается с точки зрения его психофизиологического состояния.

«Машина» - оборудование в помещении:

М1 – элемент, который выполняет основную техническую функцию (обработка полученных результатов);

М2 – элемент функции аварийной защиты (система зануления, изоляция);      

М3 – элемент, который воздействия на производственную среду и человека (повышенный шум, электромагнитное и рентгеновские излучения, выделение тепла).

Предмет труда - то, с чем человек работает.

Среда включает в себя:

- влажность, при повышенной влажности  затруднен теплообмен человека  со средой, что приводит к перегреву  организма;

- температуру, при повышении  температуры человек начинает  утомляться, снижается его работоспособность  потеет – ощущает дискомфорт, снижается его сопротивление  электрическому току;

- воздух, его состав, движение  влияют на состояние организма  человека.

- освещенность также является  одним из важных факторов, при  недостаточном освещение приводит  к быстрому утомлению глаз, а  также всего организма.

- шумовые показатели “машины”.

Направление и содержание связей представлено в таблице 5.1.

 

Таблица 3.1 – Перечень связей в схеме Ч-М-С

Номер

связи

Направление

связи

Содержание связи

1

Ч1-М1

Воздействие человека на управление техникой (выполнение операций, обработка информации и др;)

2

Ч1-Ч2

Влияние работы на интенсивность биологических процессов (тепловыделение и влаговыделение);

3

Ч3-Ч1

Влияние состояния организма человека на качество его работы (быстрая работа зависит от состояния организма человека, не болит ли голова или болеет чем-то);

4

Ч1-Ч3

Влияние работоспособности на психо-физиологическое состояние человека  усталость в результате работы человека (повышенная скорость работы при хорошем настроении);

5

ПТ-Ч3

Влияние предмета труда на психо-физиологическое состояние человека (умственная нагрузка, нагрузка на нервно-эмоциональную систему);

6

М2-Ч3

Человек под влиянием опасных производственных факторов (электрический ток);

7

М3-среда

Влияние машины на производственную среду (изменение параметров микроклимата: повышение температуры и шума, что непосредственно негативно влияет на психофизиологическое состояние человека);

 

 

 

Номер

связи

Направление

связи

Содержание связи

8

среда-Ч3

Влияние среды на психо-физиологическое состояние человека (утомляемость человека из-за повышения шума, недостаточной освещенности рабочего места, атмосферное давление и др.);

9

М2-М1

Влияние функций аварийной защиты на оборудование (при срабатывании аварийной защиты→прекращается работа машины);

10

среда-Ч1

Влияние среды на работоспособность человека (от микроклимата зависит как умственная, так и физическая активность);

11

среда-М1

Влияние среды на работу машины (из-за повышенной температуры в помещении оборудование перенагревается);

12

М1-ПТ

Влияние машины на предмет труда (обновление программных средств для работы с данными, сканирование на вредоносные программы и др.);

13

Ч2-среда

Воздействие человека на среду (потребление кислорода, тепловыделение, влаговыделения);

 

14

М1-М2

Информация, необходимая для выработки аварийных управляющих влияний (перенапряжение сети, срабатывание фильтра, прекращение работы ПК);

 

А

Внешняя система управления – Ч1

Влияние внешней системы на систему Ч-М-С.


 

 

 

 

Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические по ГОСТ 12.0.003-74 .

В данной системе Ч-М-С могут присутствовать:

Физические опасные и вредные производственные факторы:

– повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны,

– повышенный уровень шума на рабочем месте;

– повышенные или пониженные влажность, подвижность или ионизация воздуха;

– повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

– повышенный уровень статического электричества и электромагнитных излучений;

– отсутствие или недостаток естественного света, недостаточная освещенность рабочей зоны, повышенная яркость света или пониженная контрастность, повышенная пульсация светового потока;

– лазерное излучение, которое может повлият на здоровье человека;

Химические опасные и вредные производственные факторы – отсутствуют.

Биологические опасные и вредные производственные факторы – отсутствуют.

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру воздействия подразделяются:

– на физические – статические перегрузки;

– нервно-психические перегрузки - умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки.

Все эти факторы являются неблагоприятными условиями для нормальной работоспособности персонала. Доминирующим вредным фактором является повышенный уровень шума на рабочем месте.

Источниками шума при работе с компьютерной техникой является жесткий диск, вентилятор блока питания сети, вентилятор расположен на процессоре, скоростные CD - ROM , механические сканеры , передвижные механические части принтера. При работе матричных игольчатых принтеров шум возникает при перемещении головки принтера и в процессе удара игл головки по бумаге. При работе вентиляционной системы ПК , которая обеспечивает оптимальный температурный режим электронных блоков ПК и вмонтирована в заднюю панель, создается аэродинамический шум . Для предотвращения воздействия шума и создания комфортных условий работы требуется использование звукопоглощающих материалов.

 

5.2 Промышленная  безопасность в лаборатории

 

Характеристика сети – трехфазная четырехпроводная, с напряжением 380/220 В переменного тока, частота 50 Гц с глухозаземленной нейтралью.

По степени опасности поражения человека электрическим током, согласно НПАОП 40.1-1.32-01, помещение относится к классу помещений без повышенной опасности. Условия, которые создают повышенную и особую опасность (повышенная влажность, токопроводящая пыль, токопроводящие полы, возможность одновременного прикосновения к заземленным металлоконструкциям здания и металлическим поверхностям электроприборов, химически активные вещества) отсутствуют.

Для снижения опасности поражения человека электрическим током, согласно НПАОП 40.1-1.32-01, все металлические конструкции и части оборудования, доступные для прикосновения человека и не имеющие других видов защиты, обеспечивающих электробезопасность, занулены. С целью снижения потенциала зануленных корпусов и напряжения прикосновения в случаях обрыва нулевого провода дополнительно применяется повторное заземление нулевого провода. Величина сопротивления повторного заземления не более 10 Ом. Сопротивление изоляции не менее 500 кОм на фазу. Предполагается проводить контроль изоляции, между нулевым и фазным проводниками и между фазами, в соответствии с требованиями НПАОП 40.1-132-01. Его проводят не реже 1 раза в год при отключенном электропитании.

В соответствии с НПАОП 0.00–4.12–05 необходимо проводить вводный, первичный на рабочем месте, повторный, а при необходимости - внеплановый и целевой инструктажи. Содержание инструктажей соответствует требованиям НПАОП 0.00-4.12-05. Факты инструктажей фиксируются в соответствующих журналах инструктажей, с подписями инструктируемых и инструктирующих.

5.3 Производственная санитария в лаборатории

Работы, выполняемые в учебной лаборатории, проводятся сидя и не требуют систематических физических напряжений, поднятия и переноса тяжестей. В связи с этим энергозатраты работников составляют не более 120 ккал/ч. Следовательно, выполняемые работы относятся к категории 1а.

Согласно ДСН 3.3.6.042–99 и категории выполняемых работ, для помещения установлены следующие оптимальные нормы микроклимата: температура – 22…25 °С, относительная влажность воздуха – 40…60 %, скорость движения воздуха ≤ 0,1 м/с.

Для установления оптимальных условий микроклимата в помещении устанавливают систему кондиционирования, отопления и общеобменную искусственную вентиляцию.

Освещение выполнено в соответствии с нормами ДБН В.2.5-28-2006.

«Естественное и искусственное освещение», поддерживаются требования к освещению: применяется боковое одностороннее освещение, обеспечивающее коэффициент естественного освещения > 1,2 %, совмещенное искусственное освещение – 200-500 лк. Недостаточность освещения приводит к напряжению зрения, ослабляет внимание, приводит к наступлению преждевременной утомленности.

Для рабочего помещения используем люминесцентные лампы, которые имеют существенные преимущества: по спектральному составу света они близки к дневному, естественному освещению; обладают повышенной светоотдачей; более длительный срок службы.

При выполнении основных работ на рабочем месте, уровень шума определяются согласно ДСН 3.3.6.037-99 «Санитарные нормы производственного шума, ультразвука и инфразвука», допустимый уровень шума не должен превышать 60 дБ. Снижение уровня шума достигается путем правильной технической эксплуатации электрического и механического оборудования, а также применением акустической обработки помещения звукопоглощающими материалами.

В лаборатории расположено пять рабочих мест с персональным компьютером, чьи уровни шума равны L1=25 дБА, L2=30 дБА, L3=37 дБА, L4=40 дБА, L5=42 дБА

 

Суммарный уровень шума рассчитывается по формуле:

 

 

 

где L – суммарный уровень шума (дБА);

        L1…L5 – уровень шума от источников.

Подставив данные в формулу, получаем:

 

 дБ

 

Согласно ДСН 3.3.6.037-99 «Санитарные нормы производственного шума, ультразвука и инфразвука» можем сказать, что суммарный уровень шума находиться в пределах нормы – до 60 дБА. Восприятие такого шума человеческим ухом не будет отвлекает работника и создает ему благоприятные условия для работы.

 

5.4 Пожарная безопасность в компьютерной лаборатории

Несущие конструкции выполнены из несгораемых материалов, имеющих предел огнестойкости не менее 2 часов.

По пожароопасности и взрывоопасности согласно НАПБ Б.03.002-2007 «Нормы определения категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» помещение относится к категории В (пожароопасное, но не взрывоопасное). По ПУЭ - 2011 помещение относится к классу пожаробезопасности - П-IIа(НПАОП 40.1-1.01-97 «Правила безопасной эвакуации электроустановок»).

Пожарная безопасность лаборатории  обеспечивается системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, а также организационно-техническими мероприятиями. Кабельные линии проложены под технологическими съемными полами, выполненными из трудно горючих материалов с пределом огнестойкости не менее 0,5 часа. В системе вентиляции предусмотрены клапаны для перекрытия воздуха.

Также лаборатория оснащена автоматической пожарной сигнализацией из расчета один извещатель пожарных (ИП) на 86 м2 при высоте помещения до 3.5 м. Т.е. в лаборатории установлен 1 извещатель пожарный.

Нормой, согласно НАПБ Б.03.001-2004 «Типовые нормы положенности огнетушителей» является один огнетушитель на 20 м2, но не менее двух в помещении. В данной учебной лаборатории расположено 2 углекислотных огнетушителя типа ВВК–1,4.

Информация о работе Охрана труда в учебной лаборатории