Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:26, курсовая работа
Анализ методов прогнозирования, изучение этих методов, использование их в разных сферах деятельности является мероприятием рационализаторского характера. Степень достоверности прогнозов можно затем сравнить с действительно реальными показателями, и, сделав выводы, приступить к следующему прогнозу уже с существующими данными, т.е. имеющейся тенденцией. Опираясь на полученные данные, можно во временном аспекте переходить на более высокую ступень и т.д.
В области предметов труда: изменение структуры конструкционных материалов за счет повышения доли алюминия и пластмасс; создание новых видов сырья и материалов на базе традиционных их видов (металлические сплавы, материалы на основе химической переработки древесины и т. п.).
В области электроэнергетики: наращивание мощностей атомных электростанций; начало строительства электростанций промышленного назначения с магнитно-гидродинамическими (МГД) установками и т. д.
В области техники управления: увеличение количества автоматизированных систем управления предприятиями и отраслями; начало формирования общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации.[7]
Объектом
экономического прогнозирования научно-
Как известно, на уровне предприятий, объединении, министерств экономические результаты выражаются в различных хозрасчетных показателях, а также в показателе народнохозяйственного экономического эффекта от создания и использования определенных потребительных стоимостей. Совершенствование потребительных стоимостей может стать самостоятельным объектом экономического прогнозирования.
Развитие экономики порождает новые потребности, которые выражаются как в натурально-вещественных, так и в стоимостных показателях и могут выступать в форме платежеспособного, неудовлетворенного, отложенного спроса на сырье, материалы, рабочую силу, капитальные вложения и т. д. Эти потребности также являются объектом экономического прогнозирования научно-технического прогресса.
Экономический прогноз научно-технического прогресса может быть представлен в разных формах. На рисунке 1.3 показаны основные, но далеко не все возможные формы прогноза. Так, прогнозы могут различаться по периодичности их составления (периодические и разовые), по степени информированности исследователя и т. п.
Предварительный прогноз составляется при выборе объекта экономического прогнозирования научно-технического прогресса в целях первоначального выяснения его значимости, а также получается при последовательном уточнении исходных данных в процессе составления прогноза.
Описательный прогноз содержит качественные характеристики наиболее вероятных направлений научно-технического прогресса и его влияния па показатели экономической эффективности. В нем содержатся указания на наиболее перспективные направления научно-технического прогресса; предвидение последствий осуществления этих направлений, их влияния на внешнюю по отношению к нему среду; сравнительная оценка значимости изучаемых достижений научно-технического прогресса для народного хозяйства; описание необходимых условий реализации рассматриваемых достижений и др.
Рисунок 1.3 Формы экономического прогноза
Описательный прогноз
может содержать и
Исследовательский прогноз показывает возможные направления научно-технического прогресса, обеспеченные народнохозяйственными ресурсами и научно-техническими разработками. По длительности прогнозного периода исследовательские прогнозы подразделяются на срочные (составляемые на заданный период). краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. К краткосрочным относятся прогнозы, охватывающие период, на один год превышающий время начала удовлетворения потребностей в рассматриваемых достижениях научно-технического прогресса. Среднесрочные прогнозы составляются на срок, начиная с которого полностью удовлетворяются потребности в этих достижениях. Долгосрочные прогнозы охватывают весь экономический горизонт в исследуемой области народного хозяйства. Деление прогнозов на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные таким способом не является общепринятым в прогностической литературе. Тем не менее оно представляется удачным, поскольку учитывает специфику каждого конкретного объекта прогнозирования.
Нормативный
прогноз рассматривает
Нормативные прогнозы делятся на оперативные, тактические и стратегические в соответствии с тем, к какой из этих категорий относятся нормативные цели, положенные в основу их разработки.[8]
В однофакторных прогнозах в качестве объекта прогнозирования выбирается либо какой-то один элемент новой технологии, либо один показатель, характеризующий взаимодействие технологий (труд определенной квалификации, машины одного вида, количество новых научных трудов по одной тематике, фондоемкость национального дохода и т. п.). Объектами многофакторных прогнозов являются структура занятости, ряды машин, соотношения между несколькими факторами общественного производства и т. д.
Односекторным считается прогноз, рассматривающий процессы в одной из хозяйственных ячеек, многосекторным – во взаимодействующей группе таких ячеек. Многоуровневые прогнозы рассматривают научно-технический прогресс и его влияние на эффективность общественного производства в иерархической подсистеме народного хозяйства.
Построение
системного прогноза основывается на
системном подходе к
Рисунок
2.3 Структура системного
прогноза
При построении системного прогноза производства новой техники деревом целей может служить иерархическая система конкретных потребностей, непосредственно связанная с рассматриваемыми направлениями научно-технического прогресса. Системный прогноз должен содержать также варианты достижения целей, обеспеченные народнохозяйственными ресурсами, систему организационных мер для реализации каждого из этих вариантов в хозяйственной практике и описывать информационные потоки, обеспечивающие рассматриваемую систему необходимой информацией.
Прогноз называется условным, если при его построении исходят из каких-то конкретных гипотез о ситуации, в которой осуществляются прогнозируемые события.
Управляемый прогноз есть специальный вид условного прогноза, в котором некоторые из условий выделены как управляемые переменные (т. е. переменные, значения которых могут быть регулируемы в процессе целенаправленной хозяйственной деятельности). Условный прогноз, не содержащий управляемых переменных, называется неуправляемым. Управляемый прогноз является вариантным, если он содержит несколько вариантов изменения управляемых переменных и последствий этих изменений. Если при этом не рассматриваются варианты управления, которые заведомо менее удовлетворительны с точки зрения достижения поставленных целен, то такие прогнозы мы называем эффективными.
Прогноз является оптимальным, если из множества прогнозных вариантов научно-технического развития выбираются оптимальные по некоторому критерию.
По методу построения прогнозы подразделяются на экспертные, экстраполяционные, модельные и дедуктивные.
Если
рассмотреть использование
Работа по прогнозированию тесно связана с проблемой научной организации труда. В данном случае эту связь следует рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, эта работа означает внесение элементов научной организации в информационную деятельность. Наделение служб информации функциями прогнозирования развития науки и техники предполагает расширение сферы информационной деятельности на основе обобщения передового отечественного и зарубежного опыта, а также внедрение в практику информационной работы методов научного анализа информации. Работа в этом направлении повышает целеустремленность в деятельности служб информации, стимулирует более углубленную обработку и расширяет рамки поиска информации, способствует слиянию усилий службы информации и исследователей в единый творческий процесс.
С другой стороны, эта работа имеет целью подвести научную базу под решение вопросов, связанных с перспективным планированием развития науки и производства. Научная организация перспективного планирования, руководство исследованиями и производством сегодня возможны лишь на основе научного предвидения. Именно отсутствие целеустремленной систематической работы по выявлению тенденции в развитии науки и производства нередко порождают субъективизм в планировании.
Все это служит еще одним подтверждением известного положения о том, что внесение элементов научной организации в информационную деятельность многократно окупается в решении вопросов научной организации творческих процессов.