Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 00:39, реферат
Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ в. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками.
Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания. Термин «модель» широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений.
Модель – объект или описание объекта, системы для замещения (при определенных условиях предложениях, гипотезах) одной системы (т.е. оригинала) другой системы для изучения оригинала или воспроизведения его каких-либо свойств. Модель – результат отображения одной структуры на другую.
1. Понятия моделирование, модель. Виды моделирования. Моделирование на ЭВМ…………………………………………………………………………….3
1.1 Понятия компьютерное моделирование, компьютерная модель, функции компьютера при моделировании ………………………………….5
2. Принципы моделирования. Общая классификация моделей. Требования к модели………………………………………………………………………….6
2.1 Виды математических моделей. Жизненный цикл моделируемой системы…………………………………………………………………............7
2.2 Операции над моделями……………………………………………......9
3. Вычислительный эксперимент. Этапы вычислительного эксперимента. Математическое и программное обеспечение эксперимента………………10
3.1 Цикличность эксперимента……………………………………………10
4. Линейность и нелинейность решаемых задач. Области применения вычислительного эксперимента……………………………………………...13
5. Понятие искусственный интеллект. Философские аспекты. Вопросы реализации……………………………………………………………………..16
5.1 Экспертные системы………………………………………………........19
6. Программное обеспечение используемое в моделировании………….....20
6.1 Математические пакеты. MathCad. Классы решаемых задач. Виды операции, типы переменных и констант…………………………………. …21
Список используемой литературы…………………………………………...23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
КАФЕДРА ИННОВАТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ОЦЕНКА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Ст.преп. |
||||
должность, уч. степень, звание |
подпись, дата |
инициалы, фамилия |
РЕФЕРАТ На тему: |
Моделирование. Основные понятия, виды, моделирование на ЭВМ
|
по дисциплине: МЕТОДЫ И СРЕДСТВА МОДЕЛИРОВАНМЯ ПРОЦЕССОВ И СИСТЕМ |
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА
СТУДЕНТКА ГР. |
|||||
подпись, дата |
инициалы, фамилия |
Санкт-Петербург 2014
Содержание
1. Понятия моделирование, модель. Виды
моделирования. Моделирование на
ЭВМ………………………………………………………………………
1.1 Понятия компьютерное моделирование, компьютерная модель, функции компьютера при моделировании ………………………………….5
2. Принципы моделирования. Общая классификация
моделей. Требования к модели………………………………………………………………
2.1 Виды математических моделей.
Жизненный цикл моделируемой системы……………………………………………………………
2.2 Операции над моделями…………………………………………….....
3. Вычислительный эксперимент. Этапы
вычислительного эксперимента. Математическое
и программное обеспечение эксперимента………………10
3.1 Цикличность эксперимента……………………………………………
4. Линейность и нелинейность
решаемых задач. Области применения
вычислительного эксперимента……
5. Понятие искусственный интеллект.
Философские аспекты. Вопросы реализации……………………………………………………
5.1 Экспертные системы……………………………………………….....
6. Программное обеспечение
6.1 Математические пакеты. MathCad. Классы решаемых задач. Виды операции, типы переменных и констант…………………………………. …21
Список используемой литературы…………………………………………...
Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ в. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками.
Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания. Термин «модель» широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений.
Модель – объект или описание объекта, системы для замещения (при определенных условиях предложениях, гипотезах) одной системы (т.е. оригинала) другой системы для изучения оригинала или воспроизведения его каких-либо свойств. Модель – результат отображения одной структуры на другую.
Под моделированием понимается процесс построения, изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез. Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.
Возможности моделирования, то есть перенос результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал основаны на том, что модель в определенном смысле отображает (воспроизводит, моделирует, описывает, имитирует) некоторые интересующие исследователя черты объекта. Моделирование как форма отражения действительности широко распространено, и достаточно полная классификация возможных видов моделирования крайне затруднительна, хотя бы в силу многозначности понятия «модель», широко используемого не только в науке и технике, но и в искусстве, и в повседневной жизни.
Применительно к естественным и техническим наукам принято различать следующие виды моделирования:
– концептуальное моделирование, при котором совокупность уже известных фактов или представлений относительно исследуемого объекта или системы истолковывается с помощью некоторых специальных знаков, символов, операций над ними или с помощью естественного или искусственного языков;
– физическое моделирование, при котором модель и моделируемый объект представляют собой реальные объекты или процессы единой или различной физической природы, причем между процессами в объекте-оригинале и в модели выполняются некоторые соотношения подобия, вытекающие из схожести физических явлений;
– структурно-функциональное моделирование, при котором моделями являются схемы (блок-схемы), графики, чертежи, диаграммы, таблицы, рисунки, дополненные специальными правилами их объединения и преобразования;
– математическое (логико-математическое) моделирование, при котором моделирование, включая построение модели, осуществляется средствами математики и логики;
– имитационное (программное) моделирование, при котором логико-математическая модель исследуемого объекта представляет собой алгоритм функционирования объекта, реализованный в виде программного комплекса для компьютера.
Разумеется, перечисленные выше виды моделирования не являются
взаимоисключающими и могут применяться при исследовании сложных объектов либо одновременно, либо в некоторой комбинации. Кроме того, в некотором смысле концептуальное и, скажем, структурно-функциональное моделирование неразличимы между собой, так как те же блок-схемы, конечно же, являются специальными знаками с установленными операциями над ними.
Традиционно под моделированием на ЭВМ понималось лишь имитационное моделирование. Можно, однако, увидеть, что и при других видах моделирования компьютер может быть весьма полезен, за исключением разве физического моделирования, где компьютер вообще-то тоже может использоваться, но, скорее, для целей управления процессом моделирования. Например, при математическом моделировании выполнение одного из основных этапов – построение математических моделей по экспериментальным данным – в настоящее время просто немыслимо без компьютера. В последние годы, благодаря развитию графического интерфейса и графических пакетов, широкое развитие получило компьютерное, структурно-функциональное моделирование, о котором подробно поговорим ниже. Положено начало использованию компьютера даже при концептуальном моделировании, где он используется, например, при построении систем искусственного интеллекта.
В настоящее время под компьютерной моделью чаще всего понимают:
– условный образ объекта или некоторой системы объектов (или процессов), описанный с помощью взаимосвязанных компьютерных таблиц, блок-схем, диаграмм, графиков, рисунков, анимационных фрагментов, гипертекстов и т.д. и отображающий структуру и взаимосвязи между элементами объекта. Компьютерные модели такого вида мы будем называть структурно-функциональными;
– отдельную программу, совокупность программ, программный комплекс, позволяющий с помощью последовательности вычислений и графического отображения их результатов, воспроизводить (имитировать) процессы функционирования объекта, системы объектов при условии воздействия на объект различных, как правило, случайных, факторов. Такие модели мы будем далее называть имитационными моделями.
1.1 Понятия компьютерное моделирование, компьютерная модель, функции компьютера при моделировании.
Компьютерное моделирование – метод решения задачи анализа или синтеза сложной системы на основе использования ее компьютерной модели.
Суть компьютерного моделирования заключена в получении количественных и качественных результатов по имеющейся модели. Качественные выводы, получаемые по результатам анализа, позволяют обнаружить неизвестные ранее свойства сложной системы: ее структуру, динамику развития, устойчивость, целостность и др.
Количественные выводы в основном носят характер прогноза некоторых будущих или объяснения прошлых значений переменных, характеризирующих систему. Компьютерное моделирование для рождения новой информации использует любую информацию, которую можно актуализировать с помощью ЭВМ.
Основные функции компьютера при моделировании:
– выполнять роль вспомогательного средства для решения задач, решаемых обычными вычислительными средствами, алгоритмами, технологиями;
– выполнять роль средства постановки и решения новых задач, не решаемых традиционными средствами, алгоритмами, технологиями;
– выполнять роль средства конструирования компьютерных обучающе-моделирующих сред;
– выполнять роль средства моделирования для получения новых знаний;
– выполнять роль «обучения» новых моделей (самообучающиеся модели).
Разновидностью компьютерного моделирования является вычислительный эксперимент.
Компьютерное моделирование, вычислительный эксперимент становится новым инструментом, методом научного познания, новой технологией также из-за возрастающей необходимости перехода от исследования линейных математических моделей систем .
Предметом компьютерного моделирования могут быть: экономическая деятельность фирмы или банка, промышленное предприятие, информационно-вычислительная сеть, технологический процесс, любой реальный объект или процесс, например процесс инфляции, и вообще – любая сложная система. Цели компьютерного моделирования могут быть различными, однако наиболее часто моделирование является, как уже отмечалось ранее, центральной процедурой системного анализа, причем под системным анализом мы далее понимаем совокупность методологических средств, используемых для подготовки и принятия решений экономического, организационного, социального или технического характера.
Компьютерная модель сложной системы должна по возможности отображать все основные факторы и взаимосвязи, характеризующие реальные ситуации, критерии и ограничения. Модель должна быть достаточно универсальной, чтобы по возможности описывать близкие по назначению объекты, и в то же время достаточно простой, чтобы позволить выполнить необходимые исследования с разумными затратами.
Все это говорит о том, что моделирование, рассматриваемое в целом, представляет собой скорее искусство, чем сформировавшуюся науку с самостоятельным набором средств отображения явлений и процессов реального мира.
Отображая физическую систему
(объект) на математическую систему (например,
математический аппарат уравнений) получим
физико-математическую модель системы
или математическую модель физической
системы. В частности, физиологическая
система – система кровообращения человека,
подчиняется некоторым законам термодинамики
и описав эту систему на физическом (термодинамическом)
языке получим физическую, термодинамическую
модель физиологической системы. Если
записать эти законы на математическом
языке, например, выписать соответствующие
термодинамические уравнения, то получим
математическую модель системы кровообращения.
Эту модель можно назвать физиолого-физико-
Модели, если отвлечься от областей, сфер их применения, бывают трех типов: познавательные, прагматические и инструментальные.
Познавательная модель – форма организации и представления знаний, средство соединение новых и старых знаний. Познавательная модель, как правило, подгоняется под реальность и является теоретической моделью.
Прагматическая модель – средство организации практических действий, рабочего представления целей системы для ее управления. Реальность в них подгоняется под некоторую прагматическую модель. Это, как правило, прикладные модели.
Информация о работе Методы и средства моделированмя процессов и систем