Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 03:41, реферат
Развитие новых информационных технологий и всеобщая компьютеризация привели к тому, что информационная безопасность становится обязательной. Существует довольно обширный класс систем обработки информации, при разработке которых фактор безопасности играет первостепенную роль (например, банковские информационные системы)
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…………3
ГЛАВА 1 Понятие и сущность защиты информации…….……..………………...4
ГЛАВА 2 Методы защиты информации ………………….……………………….8
ГЛАВА 3 Принципы защиты информации………………….…………….……...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Говоря о методах, следует обозначить и меры, применяемые в процессе организации защиты информации. Среди обозначенных мер принято выделять следующие:
1. Законодательные (подразумевают использование нормативных правовых актов, регламентирующих права и обязанности физических и юридических лиц, а также государства в области защиты информации).
К таким законодательным актам можно отнести в первую очередь Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», различные указы Президента Республики Беларусь (например, «О некоторых мерах по обеспечению безопасности критически важных объектов информации», «О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь» и прочие), ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь (например, «О некоторых вопросах защиты информации», «Об организации технической защиты государственных секретов») и многие другие [13; 14; 15; 16; 17].
2. Морально-этические (означающие создание и поддержание такой моральной атмосферы, в которой нарушение регламентированных правил поведения оценивалось бы резко негативно).
Морально-этические нормы могут быть неписаные (например, честность) либо оформленные в некий свод (устав) правил или предписаний. Эти нормы, как правило, не являются законодательно утвержденными, но поскольку их несоблюдение приводит к падению престижа организации, они считаются обязательными для исполнения. Характерным примером таких предписаний является Кодекс профессионального поведения членов Ассоциации пользователей ЭВМ США [7, с. 23].
3. Физические (предусматривают создание физических препятствий для доступа посторонних лиц к охраняемой информации).
Физические средства защиты — разнообразные устройства, приспособления, конструкции, аппараты, изделия, предназначенные для создания препятствий на пути движения злоумышленников. К физическим средствам относятся механические, электромеханические, электронные, электронно-оптические, радио- и радиотехнические и другие устройства для воспрещения несанкционированного доступа (входа-выхода), проноса (выноса) средств и материалов и других возможных видов преступных действий [8, с. 105]. Все физические средства защиты можно разделить на три категории: средства предупреждения, средства обнаружения и системы ликвидации угроз. Охранная сигнализация и охранное телевидение, например, относятся к средствам обнаружения угроз; заборы вокруг объектов — это средства предупреждения несанкционированного проникновения на территорию, а усиленные двери, стены, потолки, решетки на окнах и другие меры служат защитой и от проникновения и от других преступных действий. Средства пожаротушения относятся к системам ликвидации угроз.
4. Административные (организационные) меры (предусматривают организацию соответствующего режима секретности, пропускного и внутреннего режима).
Они включают в себя ряд мероприятий по разработке правил доступа пользователей к ресурсам системы (разработка политики безопасности); осуществляемые при проектировании, строительстве и оборудовании вычислительных центров и других объектов систем обработки данных; осуществляемые при подборе и подготовке персонала; осуществляемые при проектировании, разработке, ремонте и модификациях оборудования и программного обеспечения и т.п.
5. Технические (программные) меры (подразумевают применение электронных и других устройств для защиты информации, а также применение программных средств разграничения доступа).
В некоторых источниках технические средства защиты информации, применяемые в настоящее время, условно подразделяют на группы:
· активные и пассивные технические средства, обеспечивающие защиту от утечки информации по различным физическим полям, возникающим при применении средств ее обработки;
· программные и программно-технические средства, обеспечивающие разграничение доступа к информации на различных уровнях, идентификацию и аутентификацию пользователей;
· программные и программно-технические средства, обеспечивающие защиту информации и подтверждение ее подлинности при передаче по каналам связи;
· программно-аппаратные средства, обеспечивающие целостность программного продукта и защиту от несанкционированного его копирования;
· программные средства, обеспечивающие защиту от воздействия программ-вирусов и других вредоносных программ;
· физико-химические средства защиты, обеспечивающие подтверждение подлинности документов, безопасность их транспортировки и защиту от копирования [5, с. 193].
В законодательстве Республики Беларусь также содержится перечень мер по защите информации. В соответствии с законом к правовым мерам по защите информации относятся заключаемые обладателем информации с пользователем информации договоры, в которых устанавливаются условия пользования информацией, а также ответственность сторон по договору за нарушение указанных условий.
К организационным мерам по защите информации относятся обеспечение особого режима допуска на территории (в помещения), где может быть осуществлен доступ к информации (материальным носителям информации), а также разграничение доступа к информации по кругу лиц и характеру информации.
К техническим (программно-техническим) мерам по защите информации относятся меры по использованию средств защиты информации, в том числе криптографических, а также систем контроля доступа и регистрации фактов доступа к информации [16, ст. 29].
Исходя из вышеперечисленных мер, применяемых в процессе организации деятельности по защите информации, можно сделать вывод о том, что методы по защите информации проистекают как раз из заявленных мер. Мера – это средство для осуществления чего-либо [19, с. 75]. Метод – это способ, порядок, основание, принятый путь для хода, достижения чего-либо [19, с. 76]. То есть можно говорить, что методом будет являться способ осуществления меры.
Среди методов защиты информации выделяют правовые (законодательные), морально-этические, физические, административные (организационные) и технические (программно-технические).
Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных методов.
Правовые методы подразумевают правовое обеспечение защиты информации, которое в свою очередь включает:
1. Нормотворческую деятельность по созданию законодательства, регулирующего общественные отношения в области информационной безопасности;
2. Исполнительную и правоприменительную деятельность по исполнению законодательства в области информации, информатизации, защиты информации органами государственной власти и управления, организация (юридическими лицами), гражданами.
Нормотворческая деятельность содержит следующие элементы:
· оценка состояния действующего законодательства и разработка программы его совершенствования;
· создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности;
· формирование правового статуса всех субъектов в системе информационной безопасности и определение их ответственности за обеспечение информационной безопасности;
· разработка организационно-правового механизма сбора и анализа статистических данных о воздействии угроз информационной безопасности и их последствиях с учетом всех категорий информации;
· разработка законодательных и других нормативных актов, регулирующих порядок ликвидации последствий воздействий угроз, восстановление права и ресурсов, реализации компенсационных мер.
Исполнительная и правоприменительная деятельность включает:
· разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной и дисциплинарной ответственности;
· разработку процедур применения законодательства и нормативных актов к субъектам, совершившим преступления и проступки при работе с закрытой информацией.
Деятельность по правовому обеспечению информационной безопасности строится на трех фундаментальных положениях:
1.
Соблюдение законности (предполагает
наличие законов и иных
2.
Обеспечение баланса
3.
Неотвратимость наказания (выполняет
роль важнейшего профилактического
инструмента в решении
Среди организационных методов защиты информации выделяют:
1. Государственное регулирование в области защиты информации. Государство занимает важное место в системе защиты информации в любой стране, в том числе и в Беларуси.
Государственная политика обеспечения информационной безопасности исходит из следующих положений:
· ограничение доступа к информации есть исключение из общего принципа открытости информации, и осуществляется только на основе законодательства;
· доступ к какой-либо информации, а также вводимые ограничения доступа осуществляются с учетом определяемых законом прав собственности на эту информацию;
· юридические и физические лица, собирающие, накапливающие и обрабатывающие персональные данные, и конфиденциальную информацию, несут ответственность перед законом за их сохранность и использование;
· государство формирует национальную программу информационной безопасности и объединяет усилия государственных организаций и коммерческих структур в создании единой системы информационной безопасности страны;
· государство формирует нормативно-правовую базу, регламентирующую права, обязанности и ответственность всех субъектов, действующих в информационной сфере;
· государство осуществляет контроль за созданием и использованием средств защиты информации посредством их обязательной сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации;
· государство прилагает усилия для противодействия информационной экспансии США и других развитых стран, поддерживает интернационализацию глобальных информационных сетей и систем;
· государство проводит протекционистскую политику, поддерживающую деятельность отечественных производителей средств информатизации и защиты информации, и осуществляет меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов [10, с. 15].
2. Лицензирование деятельности юридических и физических лиц в области защиты информации. Деятельность юридических и физических лиц по защите информации лицензируется. Положение о лицензировании в области защиты информации разработано Государственным центром безопасности информации при Совете Безопасности Республики Беларусь. Эта же организация и выдает лицензии.
3. Сертификация и аттестация средств защиты информации.
4.
Организационно-
5. Организационно-технические методы защиты информации. Они охватывают все структурные элементы автоматизированных информационных систем на всех этапах их жизненного цикла.