Методические указания к выполнению лабораторной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:12, методичка

Краткое описание

ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА ФИТСА
Цель работы
Целью данной работы является
1) экспериментальная проверка выполнения закона Фитса в графическом интерфейсе пользователя;
2) изучение факторов и параметров графического интерфейса, влияющих на длительность физических действий пользователя.

Продолжительность работы – 6 часов.

Файлы: 1 файл

Закон Фитса.doc

— 253.00 Кб (Скачать)
 

     На  основании полученных средних значений времени достижения объектов в MS Excel должны быть построены 3 графика: t(S), t(D), t(S/D). К каждому графику необходимо построить аппроксимирующую кривую – логарифмическую линию тренда – и вывести уравнение графика функции.

     Во  второй группе задач необходимо провести 2 опыта, время на выполнение которых ограничено:

  1. При фиксированном размере D, заданном в табл. 2, определить влияние дистанции S на число ошибок достижения объекта. Для дистанций S = 0, 20, 40, 60, 100, 150, 200, 250, 300, 350 (в пикселях) необходимо провести по 8 экспериментов (успешных нажатий) и определить суммарное число ошибочных нажатий достижения объекта для каждой дистанции.
  2. При фиксированной дистанции S (см. табл. 2) определить влияние размера D на число ошибок достижения объекта. Для размеров D = 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 14 (в пикселях) необходимо провести по 8 экспериментов (успешных нажатий) и определить суммарное число ошибочных нажатий достижения объекта для каждого размера.
 

Таблица 2

Варианты  заданий для определения зависимости  числа ошибок при достижении объектов от их размеров и дистанции до них

вар.

Объект Время,

(t), мс

Размер (D), пикс. Дистанция

(S), пикс.

Цвет

объекта

Цвет

фона

Прямоугольник

D x 2D

1200 4 100 черный синий
Прямоугольник

D x 3D

1500 3 200 желтый синий
Кнопка

D x 2D

1800 3 250 серый зеленый
Кнопка

D x 3D

1300 4 300 серый желтый
Квадрат 1400 4 400 синий белый
Квадрат 1500 5 550 желтый серый
Квадрат 1800 3 600 красный серый
Круг 1000 5 100 синий серый
Круг 1500 4 150 белый зеленый
Круг 1600 4 250 черный белый
Эллипс D x 2D 1200 5 300 серый белый
Эллипс D x 2,5D 1500 4 350 синий белый
Эллипс D x 3D 1800 3 400 черный серый
 

     На  основании полученных значений числа  ошибок при достижении объекта в MS Excel должны быть построены 2 графика: N(S), N(D), где N – число ошибок. Для каждого графика необходимо построить аппроксимирующую кривую – логарифмическую линию тренда.

     В третьей группе задач необходимо провести 2 опыта:

  1. При фиксированном размере D, дистанции S и цвете объекта, заданном в табл. 3, определить влияние цвета фона на время достижения объекта. Для каждого из 15 цветов стандартной 16-цветной палитры (исключая цвет объекта) необходимо провести по 10 экспериментов (нажатий) и определить среднее время достижения объекта при каждом цвете фона.
  2. При фиксированном размере D, дистанции S и цвете фона (см. табл. 3) определить влияние цвета объекта на время его достижения. Для каждого из 15 цветов стандартной 16-цветной палитры (исключая цвет фона) необходимо провести по 10 экспериментов (нажатий) и определить среднее время достижения объекта при каждом цвете фона.

Таблица 3

Варианты  заданий для определения зависимости  скорости работы от цвета фона и  объекта

    вар.

    Объект Размер (D), пикс. Дистанция

    (S), пикс.

    Цвет

    объекта

    Цвет

    фона

    Прямоугольник

    D x 2D

    4 150 серый синий
    Прямоугольник

    D x 3D

    3 200 желтый синий
    Квадрат 5 450 серый черный
    Квадрат 4 500 желтый синий
    Квадрат 3 600 красный серый
    Круг 5 100 синий серый
    Круг 4 250 черный белый
    Эллипс D x 2,5D 4 350 зеленый белый
    Эллипс D x 3D 3 400 черный серый
    Эллипс D x 4D 4 500 серый серый
 

     На  основании полученных значений в  MS Excel должны быть построены 2 столбчатых диаграммы: t(Cф), t(Со), где Cф – цвет фона, Cо – цвет объекта.

     В четвертой группе задач необходимо провести 2 опыта:

  1. При фиксированном размере D, дистанции S и положении кнопки, заданном в табл. 4, определить влияние расстояния от края экрана на время достижения кнопки. Для расстояний h = 0, 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 15, 20, 25 (в пикселях) необходимо провести по 8 экспериментов (нажатий) и определить среднее время достижения объекта при каждом расстоянии.
  2. При фиксированном размере D и дистанции S определить влияние положения кнопки бесконечного размера на время ее достижения. Для каждого из положений (каждый угол экрана, верх, низ, левый край, правый край)  необходимо провести по 8 экспериментов (нажатий) и определить среднее время достижения объекта при каждом положении.

Таблица 4

Варианты  заданий для сравнительного анализа  эффективности      бесконечных  и обычных кнопок

вар

Положение кнопки Размер, пикс. Дист. (S), пикс. Цвет

объекта

Цвет

фона

Вверху и  внизу (чередование), ширина = ширине экрана 30x70 300 серый синий
Слева и справа (чередование), высота = высоте экрана 25x60 400 серый серый
Углы по главной диагонали (чередование) 20x60 500 серый белый
Углы по побочной диагонали (чередование) 35x75 500 серый черный
Вверху и  внизу (чередование), ширина = ширине экрана 40x40 500 серый белый
Слева и справа (чередование), высота = высоте экрана 20x50 450 серый черный
 

     На  основании полученных значений в  MS Excel должны быть построены 2 графика: t(h), t(p), где p – позиция на экране. Для каждого графика необходимо построить аппроксимирующую кривую – линию тренда.

     Всем опытам и вариантам соответствуют следующие требования и рекомендации:

  1. Типичный алгоритм работы программы должен быть следующим: а) выбрать номер опыта из меню; б) нарисовать объект и установить курсор в заданные позиции; в) щелкнуть по объекту, отсчитывая время от момента начала движения; г) сохранить промежуточные результаты; д) сделать паузу до нажатия какой-либо кнопки или клавиши; е) перерисовать объект в новом месте окна, установить курсор в начальную позицию и т.д.
  2. Отчет времени должен начинаться от момента начала движения мыши (событие MouseMove) и заканчиваться во время щелчка на объекте (событие Click).
  3. Отчет времени проводить с помощью компонента «Таймер» (для повышения достоверности отчета времени рекомендуется устанавливать свойство Interval=10..50 мс) или с помощью системной функции GetTickCount().
  4. Если не удалось попасть по объекту с первого раза, то данная попытка не учитывается и повторяется снова.
  5. Объект должен быть полностью виден в окне.
  6. Размером объекта D для упрощения расчетов будем считать его высоту.
  7. С целью исключения эффекта натренированности пользователя объект должен выводиться случайным образом вдоль воображаемой окружности с заданным радиусом (дистанцией S) и с центром в позиции указателя мыши (указатель рекомендуется размещать в центре экрана). Если диаметр окружности превышает величину горизонтального разрешения экрана, то указатель мыши перемещают в угол окна и объект выводят по дуге с заданным радиусом (рис. 2).
  8. Объект должен полностью размещаться на экране.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Рис. 2. Варианты схем расположения объектов в окне

 
     
  1. Результаты  измерений времени, количества ошибок, расстояний, размеров должны сохраняться в текстовых файлах и передаваться в Microsoft Excel.
  2. Для построения графиков рекомендуется в MS Excel выбирать тип диаграммы – «Точечная», так как она позволяет учитывать 2 координаты.
 

5. оформление и порядок контроля результатов

 

      Результатом выполнения лабораторной работы является отлаженная программа и файл электронной таблицы в формате *.xls, содержащий таблицы с результатами каждого опыта (на отдельных листах) и графики зависимостей.  Текст программы представляется в виде исходного файла и должен включать постановку задачи, сведения об авторе и подробные комментарии. Комментарии в тексте программы должны пояснять назначение основных действий, идентификаторов и процедур.  

      Преподаватель проверяет оформление исходных текстов, правильность функционирования программы и полученных с ее помощью результатов. Он вправе задать вопросы по теоретической части лабораторной работы, листингам программ и полученным результатам.

 

6. контрольные  вопросы

 
     
  1. Назовите  составляющие длительности выполнения работы пользователем.
  2. Какие факторы наиболее существенно влияют на скорость физических действий пользователя?
  3. Сформулируйте закон Фитса.
  4. Запишите формулу для расчета времени достижения объекта по закону Фитса.
  5. Когда начинается и когда заканчивается отчет времени для закона Фитса?
  6. Что является дистанцией до объекта в законе Фитса?
  7. Как измеряется размер объекта для закона Фитса?
  8. Какие существуют ограничения для применения закона Фитса на практике?
  9. Назовите способы повышения доступности кнопок.
  10. Что такое кнопка бесконечного размера?
  11. Какие интерфейсные элементы используют для сокращения дистанции до кнопки?
  12. Объясните полученные по результатам экспериментов графики зависимости времени от дистанции и размера объекта.
 
 

список  рекомендуемой литературы

 
 
    
  1. Головач, В. Проектирование пользовательского  интерфейса/ В.Головач / www.usability.ru.
  2. Иванова, Г.С. Технология программирования: учеб. для вузов/ Г.С.Иванова. – М.:Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003. – 320 с.
  3. Мандел, Т. Разработка пользовательского интерфейса : [пер. с англ.] / Т.Мандел. – М.: ДМК Пресс, 2001. – 416 с.
  4. Мунипов, В.М.  Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды / В.М.Мунипов,  В.П.Зинченко – М.: Логос, 2001. – 356 с.
  5. Торрес, Р.Дж. Практическое руководство по проектированию и разработке пользовательского интерфейса:[пер. с англ.]/ Р.Дж.Торрес. – М.:Издательский дом «Вильямс», 2002. – 400 с.

Информация о работе Методические указания к выполнению лабораторной работы