На
основании полученных средних значений
времени достижения объектов в MS Excel
должны быть построены 3 графика: t(S), t(D),
t(S/D). К каждому графику необходимо построить
аппроксимирующую кривую – логарифмическую
линию тренда – и вывести уравнение графика
функции.
Во
второй группе задач необходимо провести
2 опыта, время на выполнение которых ограничено:
- При фиксированном
размере D, заданном в табл. 2, определить
влияние дистанции S на число ошибок достижения
объекта. Для дистанций S = 0, 20, 40, 60, 100, 150,
200, 250, 300, 350 (в пикселях) необходимо провести
по 8 экспериментов (успешных нажатий)
и определить суммарное число ошибочных
нажатий достижения объекта для каждой
дистанции.
- При фиксированной
дистанции S (см. табл. 2) определить влияние
размера D на число ошибок достижения объекта.
Для размеров D = 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 14 (в пикселях)
необходимо провести по 8 экспериментов
(успешных нажатий) и определить суммарное
число ошибочных нажатий достижения объекта
для каждого размера.
Таблица
2
Варианты
заданий для определения зависимости
числа ошибок при достижении объектов
от их размеров и дистанции до них
№
вар. |
Объект |
Время,
(t), мс |
Размер (D), пикс. |
Дистанция
(S), пикс. |
Цвет
объекта |
Цвет
фона |
|
Прямоугольник
D x 2D |
1200 |
4 |
100 |
черный |
синий |
|
Прямоугольник
D x 3D |
1500 |
3 |
200 |
желтый |
синий |
|
Кнопка
D x 2D |
1800 |
3 |
250 |
серый |
зеленый |
|
Кнопка
D x 3D |
1300 |
4 |
300 |
серый |
желтый |
|
Квадрат |
1400 |
4 |
400 |
синий |
белый |
|
Квадрат |
1500 |
5 |
550 |
желтый |
серый |
|
Квадрат |
1800 |
3 |
600 |
красный |
серый |
|
Круг |
1000 |
5 |
100 |
синий |
серый |
|
Круг |
1500 |
4 |
150 |
белый |
зеленый |
|
Круг |
1600 |
4 |
250 |
черный |
белый |
|
Эллипс D x 2D |
1200 |
5 |
300 |
серый |
белый |
|
Эллипс D x 2,5D |
1500 |
4 |
350 |
синий |
белый |
|
Эллипс D x 3D |
1800 |
3 |
400 |
черный |
серый |
На
основании полученных значений числа
ошибок при достижении объекта в MS Excel
должны быть построены 2 графика: N(S), N(D),
где N – число ошибок. Для каждого графика
необходимо построить аппроксимирующую
кривую – логарифмическую линию тренда.
В
третьей группе задач необходимо
провести 2 опыта:
- При фиксированном
размере D, дистанции S и цвете объекта,
заданном в табл. 3, определить влияние
цвета фона на время достижения объекта.
Для каждого из 15 цветов стандартной 16-цветной
палитры (исключая цвет объекта) необходимо
провести по 10 экспериментов (нажатий)
и определить среднее время достижения
объекта при каждом цвете фона.
- При фиксированном
размере D, дистанции S и цвете фона (см.
табл. 3) определить влияние цвета объекта
на время его достижения. Для каждого из
15 цветов стандартной 16-цветной палитры
(исключая цвет фона) необходимо провести
по 10 экспериментов (нажатий) и определить
среднее время достижения объекта при
каждом цвете фона.
Таблица
3
Варианты
заданий для определения зависимости
скорости работы от цвета фона и
объекта
№
вар. |
Объект |
Размер (D), пикс. |
Дистанция
(S), пикс. |
Цвет
объекта |
Цвет
фона |
|
Прямоугольник
D x 2D |
4 |
150 |
серый |
синий |
|
Прямоугольник
D x 3D |
3 |
200 |
желтый |
синий |
|
Квадрат |
5 |
450 |
серый |
черный |
|
Квадрат |
4 |
500 |
желтый |
синий |
|
Квадрат |
3 |
600 |
красный |
серый |
|
Круг |
5 |
100 |
синий |
серый |
|
Круг |
4 |
250 |
черный |
белый |
|
Эллипс D x 2,5D |
4 |
350 |
зеленый |
белый |
|
Эллипс D x 3D |
3 |
400 |
черный |
серый |
|
Эллипс D x 4D |
4 |
500 |
серый |
серый |
На
основании полученных значений в
MS Excel должны быть построены 2 столбчатых
диаграммы: t(Cф), t(Со), где Cф
– цвет фона, Cо – цвет объекта.
В
четвертой группе задач необходимо
провести 2 опыта:
- При фиксированном
размере D, дистанции S и положении кнопки,
заданном в табл. 4, определить влияние
расстояния от края экрана на время достижения
кнопки. Для расстояний h = 0, 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10,
15, 20, 25 (в пикселях) необходимо провести
по 8 экспериментов (нажатий) и определить
среднее время достижения объекта при
каждом расстоянии.
- При фиксированном
размере D и дистанции S определить влияние
положения кнопки бесконечного размера
на время ее достижения. Для каждого из
положений (каждый угол экрана, верх, низ,
левый край, правый край) необходимо
провести по 8 экспериментов (нажатий)
и определить среднее время достижения
объекта при каждом положении.
Таблица
4
Варианты
заданий для сравнительного анализа
эффективности бесконечных
и обычных кнопок
№
вар |
Положение кнопки |
Размер, пикс. |
Дист. (S), пикс. |
Цвет
объекта |
Цвет
фона |
|
Вверху и
внизу (чередование), ширина = ширине экрана |
30x70 |
300 |
серый |
синий |
|
Слева и справа
(чередование), высота = высоте экрана |
25x60 |
400 |
серый |
серый |
|
Углы по главной
диагонали (чередование) |
20x60 |
500 |
серый |
белый |
|
Углы по побочной
диагонали (чередование) |
35x75 |
500 |
серый |
черный |
|
Вверху и
внизу (чередование), ширина = ширине экрана |
40x40 |
500 |
серый |
белый |
|
Слева и справа
(чередование), высота = высоте экрана |
20x50 |
450 |
серый |
черный |
На
основании полученных значений в
MS Excel должны быть построены 2 графика:
t(h), t(p), где p – позиция на экране. Для каждого
графика необходимо построить аппроксимирующую
кривую – линию тренда.
Всем
опытам и вариантам соответствуют следующие
требования и рекомендации:
- Типичный
алгоритм работы программы должен быть
следующим: а) выбрать номер опыта из меню;
б) нарисовать объект и установить курсор
в заданные позиции; в) щелкнуть по объекту,
отсчитывая время от момента начала движения;
г) сохранить промежуточные результаты;
д) сделать паузу до нажатия какой-либо
кнопки или клавиши; е) перерисовать объект
в новом месте окна, установить курсор
в начальную позицию и т.д.
- Отчет времени
должен начинаться от момента начала движения
мыши (событие MouseMove) и заканчиваться во
время щелчка на объекте (событие Click).
- Отчет времени
проводить с помощью компонента «Таймер»
(для повышения достоверности отчета времени
рекомендуется устанавливать свойство
Interval=10..50 мс) или с помощью системной функции
GetTickCount().
- Если не удалось
попасть по объекту с первого раза, то
данная попытка не учитывается и повторяется
снова.
- Объект должен
быть полностью виден в окне.
- Размером
объекта D для упрощения расчетов будем
считать его высоту.
- С целью исключения
эффекта натренированности пользователя
объект должен выводиться случайным образом
вдоль воображаемой окружности с заданным
радиусом (дистанцией S) и с центром в позиции
указателя мыши (указатель рекомендуется
размещать в центре экрана). Если диаметр
окружности превышает величину горизонтального
разрешения экрана, то указатель мыши
перемещают в угол окна и объект выводят
по дуге с заданным радиусом (рис. 2).
- Объект должен
полностью размещаться на экране.
- Результаты
измерений времени, количества ошибок,
расстояний, размеров должны сохраняться
в текстовых файлах и передаваться в Microsoft
Excel.
- Для построения
графиков рекомендуется в MS Excel выбирать
тип диаграммы – «Точечная», так как она
позволяет учитывать 2 координаты.
5.
оформление и порядок
контроля результатов
Результатом
выполнения лабораторной работы является
отлаженная программа и файл электронной
таблицы в формате *.xls, содержащий таблицы
с результатами каждого опыта (на отдельных
листах) и графики зависимостей. Текст
программы представляется в виде исходного
файла и должен включать постановку задачи,
сведения об авторе и подробные комментарии.
Комментарии в тексте программы должны
пояснять назначение основных действий,
идентификаторов и процедур.
Преподаватель
проверяет оформление исходных текстов,
правильность функционирования программы
и полученных с ее помощью результатов.
Он вправе задать вопросы по теоретической
части лабораторной работы, листингам
программ и полученным результатам.
6.
контрольные вопросы
- Назовите
составляющие длительности выполнения
работы пользователем.
- Какие факторы
наиболее существенно влияют на скорость
физических действий пользователя?
- Сформулируйте
закон Фитса.
- Запишите
формулу для расчета времени достижения
объекта по закону Фитса.
- Когда начинается
и когда заканчивается отчет времени для
закона Фитса?
- Что является
дистанцией до объекта в законе Фитса?
- Как измеряется
размер объекта для закона Фитса?
- Какие существуют
ограничения для применения закона Фитса
на практике?
- Назовите
способы повышения доступности кнопок.
- Что такое
кнопка бесконечного размера?
- Какие интерфейсные
элементы используют для сокращения дистанции
до кнопки?
- Объясните
полученные по результатам экспериментов
графики зависимости времени от дистанции
и размера объекта.
список
рекомендуемой литературы
- Головач,
В. Проектирование пользовательского
интерфейса/ В.Головач / www.usability.ru.
- Иванова,
Г.С. Технология программирования: учеб.
для вузов/ Г.С.Иванова. – М.:Изд-во МГТУ
им. Н.Э. Баумана, 2003. – 320 с.
- Мандел, Т.
Разработка пользовательского интерфейса
: [пер. с англ.] / Т.Мандел. – М.: ДМК Пресс,
2001. – 416 с.
- Мунипов,
В.М. Эргономика: человекоориентированное
проектирование техники, программных
средств и среды / В.М.Мунипов, В.П.Зинченко
– М.: Логос, 2001. – 356 с.
- Торрес, Р.Дж.
Практическое руководство по проектированию
и разработке пользовательского интерфейса:[пер.
с англ.]/ Р.Дж.Торрес. – М.:Издательский
дом «Вильямс», 2002. – 400 с.