Электронная подпись

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Электронная подпись сможет обеспечить: проверку целостности документов; конфиденциальность документов; установление лица, отправившего документ
Цель курсовой работы: Изучить назначение и применение электронной подписи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить общую характеристику электронной подписи
2) Рассмотреть назначение и применение электронной подписи

Файлы: 1 файл

курсовая начало.docx

— 47.30 Кб (Скачать)

Соглашение «Об электронном обмене данными реализует три фундаментальные юридические цели, а именно:

(а) упростить, разъяснить и модернизировать правовой механизм, регламентирующий торговые сделки;

(б) придать юридическую силу сделкам, совершаемым электронным способом, обеспечить их правовое признание и, соответственно, судебную защиту и

(с) способствовать дальнейшему расширению торговой практики на основе договоренности сторон.

В России юридически значимый сертификат электронной подписи выдаёт удостоверяющий центр. Правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах регламентирует Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

После становления ЭП при использовании в электронном документообороте между кредитными организациями и кредитными бюро в 2005 году активно стала развиваться инфраструктура электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками. Начал работать приказ Министерства по налогам и сборам РФ от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169 «Порядок представления налоговой декларации в электронном виде  
по телекоммуникационным каналам связи». Он определяет общие принципы информационного обмена при представлении налоговой декларации  
в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В законе РФ от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» описаны условия использования ЭП, особенности её использования  
в сферах государственного управления и в корпоративной информационной системе.

Благодаря ЭП теперь, в частности, многие российские компании осуществляют свою торгово-закупочную деятельность в Интернете, через системы электронной торговли, обмениваясь с контрагентами необходимыми документами в электронном виде, подписанными ЭП. Это значительно упрощает и ускоряет проведение конкурсных торговых процедур.

С 13 июля 2012 согласно Федеральному закону N 108-ФЗ официально вступила в действие правовая норма продлевающая действие 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» до 1 июля 2013 года. В частности решено  
в части 2 статьи 20 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036) слова «с 1 июля 2012 года» заменить словами «с 1 июля 2013 года»..

Однако Федеральным законом от 02.07.2013 № 171-ФЗ внесены изменения в статью 19 Федерального закона от 06.04.11 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В соответствии с этим электронный документ, подписанный электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан в период действия федерального закона № 1-ФЗ, признается подписанным квалифицированной электронной подписью. При этом использовать старый сертификат можно до 31 декабря 2013 года включительно. Это значит, что  
в указанный период документы могут подписываться электронной цифровой подписью, сертификат ключа проверки которой выдан до 1 июля 2013 года.

С 1 июля 2013 года Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ утратил силу, на смену ему пришел Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

С 1 января 2013 года гражданам выдается универсальная электронная карта, в которую встроена усиленная квалифицированная электронная подпись.

 

В иностранной юридической доктрине по вопросу регулирования применения ЭЦП преобладает точка зрения, согласно которой в связи глобальным характером правого понятия ЭЦП и международным развитием электронной коммерции национальное должно быть сведено к нескольким унифицированным законам, стать последовательно международным  
и прозрачным. Данный принцип нашел отражение в Директиве Европарламента «Об электронных подписях». Директива устанавливает требования в отношении законодательства государств участников, которые состоят в следующем:

— предоставление услуг по выдаче сертификатов ключей электронных подписей не должно зависеть от предварительного разрешения;

— национальное законодательство должно признать средства электронной подписи, отвечающие общепризнанными стандартам средств электронной подписи, опубликованным в Официальном журнале Европейского Союза (Official Journal of the European Communities) (Глава 3 Директивы Европарламента «Об электронных подписях»);

— гарантировать, что средства электронной подписи, которые соответствуют требованиям Директивы, могут свободно обращаться  
на внутреннем рынке;

— гарантировать, что электронные подписи, созданные с помощью надежных средств ЭЦП и имеющие соответствующий сертификат, удовлетворяют юридическим требованиям к подписи в отношении данных в электронной форме, так же как и собственноручная подпись удовлетворяет таким требованиям;

— обеспечить, чтобы юридическая сила электронных подписей  
и допустимость последних в качестве доказательств не отрицались на том основании, что подписи являются электронными, или не созданы при помощи надежных средств ЭЦП, или не имеют соответствующего сертификата.

В России в 1994 году Главным управлением безопасности связи Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации был разработан первый российский стандарт ЭЦП - ГОСТ Р 34.10-94.

В 2002 году для обеспечения большей криптостойкости алгоритма взамен ГОСТ Р 34.10-94 был введен стандарт ГОСТ Р 34.10-2001, основанный  
на вычислениях в группе точек эллиптической кривой. В соответствии с этим стандартом, термины "электронная цифровая подпись" и "цифровая подпись" являются синонимами.

4. Виды электронных подписей  в Российской Федерации

Федеральный закон РФ 63-ФЗ от 6 апреля 2011г. устанавливает следующие виды ЭП:

Простая электронная подпись (ПЭП);

Усиленная электронная подпись (УЭП);

Усиленная неквалифицированная электронная подпись (НЭП);

Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП).

Иностранные электронные подписи приравниваются в России к тем видам подписей, которым они соответствуют.

В статье 7 Федерального закона "Об электронной подписи" сказано Электронная подпись и подписанный ею электронный документ не могут считаться не имеющими юридической силы только на том основании,  
что сертификат ключа проверки электронной подписи выдан в соответствии  
с нормами иностранного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИНА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

2.1 Реализация закона об  электронной подписи.

В современном информационном обществе для совершения сделок и иных юридически значимых действий, производимых (проводимых) посредством электронной связи, широко используются электронные подписи. Электронная подпись, как правило, выполняет юридические функции: указывает, кем подписан электронный документ; гарантирует, что электронный документ подписан уполномоченным лицом; гарантирует правомерность и неизменность документа; символизирует выражение воли стороны по сделке. В этом смысле электронная подпись должна рассматриваться как основание для возникновения правового отношения.

Осуществление названных функций возможно только при наличии нормального юридического механизма, обеспечивающего доверие к электронной подписи и ее правовое признание. Изданный в 2002 г. Федеральный закон РФ «Об электронной цифровой подписи» (ЭЦП) сосредоточил в себе положения, относящиеся к применению электронной цифровой подписи. Данный документ устанавливает требования, предъявляемые к ЭЦП, при соблюдении которых она признается равнозначной собственноручной

  • возможность проверки ЭЦП на соответствие сертификата ключа подписи на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
  • подтверждение подлинности ЭЦП в электронном документе;
  • использование ЭЦП в соответствии со сведениями, указанными  
    в сертификате ключа подписи.

Выдачей таких сертификатов занимаются удостоверяющие центры (УЦ).

С технологической точки зрения удостоверяющие центры являются особыми структурными звеньями инфраструктуры открытых ключей. В связи  
с этим к ним предъявляются особые требования. Это обусловлено тем,  
что участники электронного документооборота зачастую не могут проверить корректность осуществления подобными организациями своих функций. Поэтому в целях защиты прав участников электронного документооборота государство берет на себя регулирование деятельности этих центров посредством выдачи лицензии на их работу со стороны соответствующего уполномоченного государственного органа и четкой законодательной регламентации деятельности удостоверяющих центров.

Это положение является наиболее проблемным для реализации. Очень сложно решить данную проблему сразу, так как изначально существует еще одна проблема — создание удостоверяющих центров.

Федеральный закон РФ об ЭЦП 2002 г. устанавливает, что удостоверяющим центром для информационных систем общего пользования может быть коммерческая организация, осуществляющая свою деятельность на основании лицензии. При оформлении лицензии организация, претендующая на  
ее получение, должна представить обоснование своей способности нести гражданскую ответственность. К сожалению, данным законом не обозначено, каким способом такая организация должна обосновывать наличие у нее необходимых материальных и финансовых возможностей для выполнения  
ею функций удостоверяющего центра. В результате законодатели отнесли выработку требований к материальным и финансовым возможностям удостоверяющих центров к компетенции правительства Российской Федерации  
и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на регистрацию сертификатов ключей подписи собственно удостоверяющих центров.

Деятельность удостоверяющего центра подлежит лицензированию  
в соответствии с законодательством России. Действующий в настоящее время Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» дал обобщенную формулировку, в соответствии с которой лицензированию подлежит деятельность по регистрации, изготовлению криптографических ключей  
и сертификатов подписи. Специалисты считают, что такая формулировка позволяет разнести в пространстве и времени выполнение некоторых функций удостоверяющего центра, что, учитывая размеры нашей страны, представляется немаловажным. Данное обстоятельство при правильной организации дела позволит обеспечить получение необходимых ключей и сертификатов не только жителям российских столиц и больших городов, но и небольших населенных пунктов, где имеется только нотариус, отделение Сбербанка или почтовое отделение.

Итак, в законодательстве все возможные теоретические вопросы решены. Однако трудной представляется задача практического создания в нашей стране инфраструктуры открытых ключей в системах электронного документооборота  
и электронной торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3   Признание действительности  электронной подписи.

 Федеральный закон  «Об электронной подписи» от 2013 года Статья 14. Сертификат ключа проверки электронной подписи

1. Удостоверяющий центр  осуществляет создание и выдачу  сертификата ключа проверки электронной  подписи на основании соглашения  между удостоверяющим центром  и заявителем.

2. Сертификат ключа проверки  электронной подписи должен содержать  следующую информацию:

1) даты начала и окончания  срока его действия;

2) фамилия, имя и отчество (если имеется) - для физических  лиц, наименование и место нахождения - для юридических лиц или иная  информация, позволяющая идентифицировать  владельца сертификата ключа  проверки электронной подписи;

3) ключ проверки электронной  подписи;

4) наименование используемого  средства электронной подписи  и (или) стандарты, требованиям которых  соответствуют ключ электронной  подписи  
и ключ проверки электронной подписи;

5) наименование удостоверяющего  центра, который выдал сертификат  ключа проверки электронной подписи;

6) иная информация, предусмотренная частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона, - для квалифицированного сертификата.

3. В случае выдачи сертификата  ключа проверки электронной подписи  юридическому лицу в качестве  владельца сертификата ключа  проверки электронной подписи  наряду с указанием наименования  юридического лица указывается  физическое лицо, действующее от  имени юридического лица  
на основании учредительных документов юридического лица или доверенности. Допускается не указывать в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи физическое лицо, действующее от имени юридического лица, в сертификате ключа проверки электронной подписи, используемом для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе при оказании государственных  
и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами  
и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Владельцем такого сертификата ключа проверки электронной подписи признается юридическое лицо, информация о котором содержится в таком сертификате.

Информация о работе Электронная подпись