Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:35, реферат
Экспертные системы (ЭС) возникли как значительный практический результат в применении и развитии методов искусственного интеллекта (ИИ)- совокупности научных дисциплин, изучающих методы решения задач интеллектуального (творческого) характера с использованием ЭВМ.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………..
Определение экспертных систем. Главное достоинство и назначение экспертных систем……………………………………………………………………………………………………………………………….
История развития экспертных систем……………………………………………………………………………….
Основные линии развития ЭС………………………………………………………………………………….
Этапы разработки ЭС………………………………………………………………………………………………..
Структура экспертных систем……………………………………………………………………………….
Типы ЭС……………………………………………………………………………………………………………………..
Области применения экспертных систем
Заключение……………………………………………………..
Список использованных электронных и литературных ресурсов…………………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
Введение
Экспертные системы (ЭС) возникли как
значительный практический результат
в применении и развитии методов
искусственного интеллекта (ИИ)- совокупности
научных дисциплин, изучающих методы
решения задач
Область ИИ имеет более
чем сорокалетнюю историю
ЭС - это набор программ,
выполняющий функции эксперта
при решении задач из
Главным достоинством экспертных
систем является возможность
накопления знаний и
При создании ЭС возникает
ряд затруднений. Прежде всего,
это связано с тем, что
Экспертная система состоит
из базы знаний (части системы,
в которой содержатся факты), подсистемы
вывода (множества правил, по которым
осуществляется решение задачи)
При построении подсистем
вывода используют методы
Экспертные системы
(ЭС)- это яркое и быстро
ЭС- это набор программ или программное обеспечение, которое выполняет функции эксперта при решении какой-либо задачи в области его компетенции. ЭС, как и эксперт-человек, в процессе своей работы оперирует со знаниями. Знания о предметной области, необходимые для работы ЭС, определенным образом формализованы и представлены в памяти ЭВМ в виде базы знаний, которая может изменяться и дополняться в процессе развития системы.
ЭС выдают советы, проводят
анализ, выполняют классификацию,
дают консультации и ставят
диагноз. Они ориентированы на
решение задач, обычно
Главное достоинство ЭС- возможность накапливать знания, сохранять их длительное время, обновлять и тем самым обеспечивать относительную независимость конкретной организации от наличия в ней квалифицированных специалистов. Накопление знаний позволяет повышать квалификацию специалистов, работающих на предприятии, используя наилучшие, проверенные решения.
Практическое применение
искусственного интеллекта на
машиностроительных
60-е годы:
Своеобразной точкой отсчета
для работ по созданию
При построении этой системы - она получила название Dendral - они в первую очередь создали программу, основанную на простой, но вместе с тем достаточно мощной системе Аристотелевой логики. С ее помощью формулировалась серия вопросов типа «если - то», которые описывали правила атомных связей.
Создатели системы Dendral, используя знания, накопленные в процессе ее совершенствования, вскоре разработали новую систему - Meta-Dendral. Последняя стала вспомогательным инструментом при построении других экспертных систем. Среди многочисленных «потомков» программы Dendral следует упомянуть: MYCIN - для диагностики серьезных бактериальных инфекций и помощи в выборе антибиотиков, PUFF - для диагностики легочных заболеваний, ONCOCIN - для назначения лечения при раковых заболеваниях, а также системы MOLGEN и GENESIS, оказывающих помощь специалистам в области молекулярной биологии при планировании экспериментов по изучению ДНК и клонированию.
70-е годы
С 70-х годов ЭС стали
ведущим направлением в
80-е годы
В 80-х годах в мире начался
принципиально новый этап
При разработке последующих
экспертных систем были учтены
особенности и недостатки PROSPECTOR
и MYCIN. Благодаря этому такие
диагностические медицинские
90-е годы
Усложнение систем связи
и решаемых задач потребовало
качественно нового уровня «
Уже сегодня мультиагентные системы находят широчайшее применение для: распределенного решения сложных задач, совмещенного проектирования изделий, построения виртуальных предприятий, моделирования больших производственных систем и электронной торговли, электронной разработки сложных компьютерных систем, управления системами знаний и информации и т.п.
21 век
Сейчас количество экспертных систем исчисляется тысячами и десятками тысяч. В развитых зарубежных странах сотни фирм занимаются их разработкой и внедрением в различные сферы жизни. . В настоящее время ведутся разработки самостоятельно обучаемых экспертных систем.
В качестве современных ЭС
можно назвать
Наиболее известные
ЭС, разработанные в 60-70-х годах,
1. META-DENDRAL.Система DENDRAL позволяет определить наиболее вероятную структуру химического соединения по экспериментальным данным (масс- спектрографии, данным ядерном магнитного резонанса и др.).M-D автоматизирует процесс приобретения знаний для DENDRAL. Она генерирует правила построения фрагментов химических структур.
2. MYCIN-EMYCIN-TEIREIAS-PUFF-
3. PROSPECTOR-KAS. PROSPECTOR- предназначена для поиска (предсказания) месторождений на основе геологических анализов. KAS- система приобретения знаний для PROSPECTOR.
4. CASNET-EXPERT. Система CASNET- медицинская
ЭС для диагностики выдачи
рекомендаций по лечению
5. HEARSAY-HEARSAY-2-HEARSAY-3-
6. Системы AM (Artifical Mathematician- искусственный математик) и EURISCO были разработаны в Станфордском университете доктором Д. Ленатом для исследовательских и учебных целей. Ленат считает, что эффективность любой ЭС определяется закладываемыми в нее знаниями. По его мнению, чтобы система была способна к обучению, в нее должно быть введено около миллиона сведений общего характера. Это примерно соответствует объему информации, каким располагает четырехлетний ребенок со средними способностями. Ленат также считает, что путь создания узкоспециализированных ЭС с уменьшенным объемом знаний ведет к тупику.
Этап идентификации проблем — определяются задачи, которые подлежат решению, выявляются цели разработки, определяются эксперты и типы пользователей.
Этап извлечения знаний — проводится содержательный анализ проблемной области, выявляются используемые понятия и их взаимосвязи, определяются методы решения задач.