Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 11:56, контрольная работа
В настоящее время технология экспертных систем используется для решения различных типов задач, таких как: (интерпретация, предсказание, диагностика, планирование, конструирование, контроль, отладка, инструктаж, управление, в самых разнообразных проблемных областях, таких, как финансы, нефтяная и газовая промышленность, энергетика, транспорт, фармацевтическое производство, космос, металлургия, горное дело, химия, образование, целлюлозно-бумажная промышленность, телекоммуникации и связь и др.
Введение………………………………………………………………..……….…3
Глава 1. Структура экспертных систем…………………………..…………….5
Глава 2 Режимы функционирования экспертных систем……………...………...…..7
Глава 3 Классификация Экспертных систем…………………………………...………..8
3.1 Классификация Экспертных систем по решаемой задаче………….......8
3.2 Классификация Экспертных систем по связи с реальным временем….9
3.3 Классификация по типу ЭВМ и Классификация по степени интеграции с другими программами…………….……………………………………….….10
Глава 4 Функции, выполняемые экспертной системой……………...……...11
Глава 5 Этапы разработки экспертных систем………………………….…...12
Глава 6 Известные/распространённые экспертные системы………………..13
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы………………………...………………...16
ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия» (СибАДИ)
КАФЕДРА «ИТ»
Контрольная работа №1
по информатике
Тема: «Экспертные системы: структура, назначение, возможности»
Проверила: Егорова Наталья Николаевна
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Структура экспертных систем…………………………..…………….5
Глава 2 Режимы функционирования экспертных систем……………...………...…..7
Глава 3 Классификация Экспертных систем…………………………………...………..8
3.3 Классификация по типу ЭВМ и Классификация
по степени интеграции с другими программами…………….…………………………………
Глава 4 Функции, выполняемые экспертной системой……………...……...11
Глава 5 Этапы разработки экспертных систем………………………….…...12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………...………………..
Введение
Экспертные системы (ЭС) возникли как значительный практический результат в применении и развитии методов искусственного интеллекта (ИИ)- совокупности научных дисциплин, изучающих методы решения задач интеллектуального (творческого) характера с использованием ЭВМ.
В начале восьмидесятых годов в исследованиях по искусственному интеллекту сформировалось самостоятельное направление, получившее название «экспертные системы». Экспертная система - это система искусственного интеллекта, построенная на основе глубоких специальных знаний о некоторой предметной области (полученных от экспертов-специалистов этой области). Экспертные системы – один из немногих видов систем искусственного интеллекта, которые получили широкое распространение и нашли практическое применение. Существуют экспертные системы по военному делу, геологии, инженерному делу, информатике, космической технике, математике, медицине, метеорологии, промышленности, сельскому хозяйству, управлению, физике, химии, электронике, юриспруденции и т.д. И только то, что экспертные системы остаются весьма сложными, дорогими, а главное, узкоспециализированными программами, сдерживает их еще более широкое распространение.
Технология экспертных систем является одним из направлений новой области исследования, которая получила наименование искусственного интеллекта (Artificial Intelligence — AI). Исследования в этой области сконцентрированы на разработке и внедрении компьютерных программ, способных эмулировать (имитировать, воспроизводить) те области деятельности человека, которые требуют мышления, определенного мастерства и накопленного опыта. К ним относятся задачи принятия решений, распознавания образов и понимания человеческого языка. Эта технология уже успешно применяется в некоторых областях техники и жизни общества — органической химии, поиске полезных ископаемых, медицинской диагностике.
Важность экспертных систем состоит в следующем:
- технология экспертных систем
существенно расширяет круг
- технология экспертных систем является важнейшим средством в решении глобальных проблем традиционного программирования: длительность и, следовательно, высокая стоимость разработки сложных приложений;
- высокая стоимость сопровождения сложных систем, которая часто в несколько раз превосходит стоимость их разработки; низкий уровень повторной используемости программ;
- объединение технологии эксперт
В настоящее время технология экспертных систем используется для решения различных типов задач, таких как: (интерпретация, предсказание, диагностика, планирование, конструирование, контроль, отладка, инструктаж, управление, в самых разнообразных проблемных областях, таких, как финансы, нефтяная и газовая промышленность, энергетика, транспорт, фармацевтическое производство, космос, металлургия, горное дело, химия, образование, целлюлозно-бумажная промышленность, телекоммуникации и связь и др.
Глава 1. Структура экспертных систем
Типичная статическая структура экспертных систем состоит из следующих основных компонентов:
База данных (рабочая память) предназначена для хранения исходных и промежуточных данных решаемой в текущий момент задачи. Этот термин совпадает по названию, но не по смыслу с термином, используемым в информационно-поисковых системах (ИПС) и системах управления базами данных (СУБД) для обозначения всех данных (в первую очередь долгосрочных), хранимых в системе.
База знаний (БЗ) в ЭС предназначена для хранения долгосрочных данных, описывающих рассматриваемую область (а не текущих данных), и правил, описывающих целесообразные преобразования данных этой области.
База знаний ЭС создается при помощи трех групп людей:
Решатель, используя исходные данные из рабочей памяти и знания из БЗ, формирует такую последовательность правил, которые, будучи примененными к исходным данным, приводят к решению задачи.
Компонент приобретения знаний автоматизирует процесс наполнения ЭС знаниями, осуществляемый пользователем-экспертом.
Объяснительный компонент объясняет, как система получила решение задачи (или почему она не получила решение) и какие знания она при этом использовала, что облегчает эксперту тестирование системы и повышает доверие пользователя к полученному результату
Диалоговый компонент ориентирован на организацию дружественного общения с пользователем, как в ходе решения задач, так и в процессе приобретения знаний и объяснения результатов работы.
В разработке ЭС участвуют представители следующих специальностей:
Необходимо отметить, что отсутствие среди участников разработки инженеров по знаниям либо приводит к неудаче процесс создания ЭС, либо значительно удлиняет его.
Эксперт определяет знания (данные и правила), характеризующие проблемную область, обеспечивает полноту и правильность введенных в ЭС знаний.
Инженер по знаниям помогает эксперту выявить и структурировать знания, необходимые для работы ЭС; осуществляет выбор того ИС, которое наиболее подходит для данной проблемной области, и определяет способ представления знаний в этом ИС; выделяет и программирует (традиционными средствами) стандартные функции (типичные для данной проблемной области), которые будут использоваться в правилах, вводимых экспертом.
Программист разрабатывает инструментальные средства, содержащее в пределе все основные компоненты ЭС, и осуществляет его сопряжение с той средой, в которой оно будет использовано.
ЭС может функционировать в 2-х режимах.
Например, на основе сведений
о физическом состоянии
3.3. Классификация по типу ЭВМ
На сегодняшний день существуют:
- ЭС для уникальных стратегически важных задач ЭВМ (Эльбрус, CRAY, CONVEX и др.);
- ЭС на ЭВМ средней производительности (типа ЕС ЭВМ, mainframe);
- ЭС на символьных процессорах и рабочих станциях (SUN, APOLLO);
- ЭС на мини и супермини-ЭВМ (VAX, micro-VAX и др.);
- ЭС на персональных компьютерах (IBM PC, MAC II и подобные).
Классификация по степени интеграции с другими программами
Глава 4. Функции, выполняемые экспертной системой
Не всякую систему, основанную на знаниях, можно рассматривать как экспертную. Экспертная система должна также уметь каким-то образом объяснять свое поведение и свои решения пользователю, так же, как это делает эксперт-человек. Это особенно необходимо в областях, для которых характерна неопределенность, неточность информации (например, в медицинской диагностике). В этих случаях способность к объяснению нужна для того, чтобы повысить степень доверия пользователя к советам системы, а также для того, чтобы дать возможность пользователю обнаружить возможный дефект в рассуждениях системы. В связи с этим в экспертных системах следует предусматривать дружественное взаимодействие с пользователем, которое делает для пользователя процесс рассуждения системы "прозрачным".
Информация о работе Экспертные системы: структура, назначение, возможности