Отличительные
особенности
- СППР «Финансово-экономический
анализ» является уникальной специализированной
OLAP-системой и обеспечивает полноценный
финансово-экономический анализ накопленной
информации в ФО
- Встроенный
в СППР «Финансово-экономический анализ»
визуальный редактор аналитических документов
позволяет аналитикам и специалистам
предметных отделов ФО самостоятельно
настраивать формы отчетов без привлечения
разработчиков системы и специалистов
отдела автоматизации. Настроенные шаблоны
аналитических документов могут быть
сохранены для последующего использования.
- Excel-формы,
используемые в СППР «Финансово-экономический
анализ» для сбора информации с нижестоящих
ФО и ГРБС, легко настраиваются без привлечения
специалистов разработчика или отдела
автоматизации ФО. Тем самым, обеспечивается
оперативный сбор произвольной информации.
- Система позволяет
сравнивать данные разных лет и разных
источников за счет использования «сопоставимых
классификаторов». Данные можно анализировать
в разрезе исходной классификации, классификации
текущего года и классификации, которая
будет действовать в период, на который
формируется прогноз.
- СППР «Финансово-экономический
анализ» делает доступной для руководства
оперативную информацию об исполнении
бюджета. Информация доступна руководителю
везде – на рабочем месте, в командировке,
на семинаре или совещании (обновляется
через Интернет), на его персональном или
наладонном компьютере. Информация представляется
в наглядной и удобной для анализа и мониторинга
форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм,
в том числе с отображением на электронной
карте региона.
- Часть информации
СППР «Финансово-экономический анализ»
может быть опубликована в сети Интернет,
для этого соответствующий WEB-интерфейс
системы подключается как часть информационного
портала ФО или Администрации.
- информация,
присутствующая в СППР «Финансово-экономический
анализ», может использоваться для прогноза
и планирования в АИС «Прогноз и планирование
бюджета»[7].
2.2.
Экспертная система "Смета".
- Организация
бюджетного учета в органах государственной
власти, местного самоуправления, органах
управления государственных внебюджетных
фондов и территориальных государственных
внебюджетных фондов, бюджетных учреждениях
в полном соответствии с требованиями
бюджетного законодательства РФ;
- Внедрение
новых методов бухгалтерского учета на
основе современных информационных технологий;
- Своевременная
подготовка регламентированной бюджетной
отчетности.
Состав и
функциональные возможности ЭС "Смета"
- В ЭС «Смета»
реализованы следующие разделы бюджетного
учета:
- Учет санкционирования
расходов бюджета:
- учет и
изменение бюджетных ассигнований, ЛБО,
бюджетных обязательств, договоров по
бюджетным обязательствам в разрезе ГРБС,
РБС, ПБС и кодов бюджетной классификации;
- автоматический
зачет бюджетных обязательств при кассовых
выбытиях бюджетных средств;
- экспорт/импорт
документов из ЭС
«Бюджет» и АС «УРМ».
- Учет нефинансовых
активов:
- учет основных
средств, нематериальных активов, материальных
запасов в разрезе номенклатуры, материально-ответственных
лиц, цены поступления, мест хранения;
- учет истории
движения объектов НФА по первичным документам;
- автоматизированный
расчет ежемесячных амортизационных начислений.
- Учет финансовых
активов:
- учет денежных
средств учреждения на банковских и лицевых
счетах (в т.ч. в иностранной валюте);
- учет наличных
денежных средств в кассе учреждения,
в т.ч. при отсутствии в учреждении кассы;
- учет расчетов
с подотчетными лицами (в т.ч. формирование
авансовых отчетов на основании кассовых
документов с автоматическим расчетом
сумм остатка или перерасхода);
- учет денежных
документов в кассе учреждения;
- учет финансовых
вложений - депозитов, акций, облигаций;
- экспорт платежных
документов в действующий формат ОФК;
- экспорт/импорт
документов из АС
«Бюджет» и
АС «УРМ».
- Учет расчетов
с поставщиками и подрядчиками (учет входящих
и исходящих Счетов-фактур, платежных
документов, формирование Книги покупок
и Книги продаж, возможность сверки взаимных
расчетов между учреждением и поставщиками,
подрядчиками).
- Учет администрирования
доходов (начисление администратором
доходов, учет поступлений и возвратов
излишне уплаченных сумм платежей; информационное
взаимодействие администратора с ОФК,
используя действующие форматы экспорта/импорта
документов).
- Учет межбюджетных
отношений:
- финансирование
ПБС;
- учет, начисление
и распределение начисленных сумм финансовой
помощи (субсидий, субвенций, трансфертов)
другим бюджетам бюджетной системы РФ
согласно смет расходов;
- автоматический
расчет заявленных к финансированию/распределению
сумм с учетом введенного процента и предыдущих
перечисленных сумм по платежным документам.
- Учет кредитов
полученных и выданных, государственных
и муниципальных гарантий, долговых обязательств
в ценных бумагах (в т.ч. в иностранной
валюте):
- учет Договоров
по кредитам, гарантиям, ценным бумагам;
- учет кредитной
истории по первичным документам: получение/предоставление,
начисление процентов/пени/штрафов, погашение,
списание, дополнительных расходов;
- учет нескольких
процентных ставок по Договору, пересчет
процентных ставок при изменении ставки
рефинансирования ЦБ РФ, расчет курсовой
разницы;
- импорт документов
из ЭС «Бюджет».
- Учет расчетов
по заработной плате:
- ведение структуры
учреждения, штатного расписания, индивидуальной
информации о сотрудниках, графиков рабочего
времени, фактически отработанного времени;
- учет хронологии
движения сотрудников учреждения - прием,
перевод, увольнение, совместительство
в пределах штатного расписания;
- ведение справочника
видов начислений и удержаний, настройка
пользователем расчета отдельных видов
начислений и удержаний на основании зависимостей;
- автоматический
расчет заработной платы в разрезе источников
финансирования, кодов бюджетной классификации,
с учетом районных и северных коэффициентов;
- автоматический
расчет налогов и отчислений по заработной
плате;
- расчеты на
основании среднего заработка, расчеты
сумм материальной помощи, исполнительных
листов, различных пособий, премий
- учет авансовых,
межрасчетных и итоговых выплат сотрудникам,
перерасчет сумм заработной платы за прошлые
периоды, депонирование сумм заработной
платы;
- расчет тарификации
сотрудников учреждения.
- Учет прочих
расчетов:
- учет платы
родителей за содержание детей в ДОУ (ведение
списка детей, учет посещаемости, учет
льгот по оплате содержания детей, начисление
платы родителей, учет поступления и задолженности
по оплате родителями содержания детей
в учреждении);
- расчеты стипендий
(ведение списка учащихся средних и высших
учебных заведений, начисление стипендий,
учет выдачи, депонирования и задолженности
по стипендиям);
- учет расчетов
с опекунами (учет опекунов, расчеты пособий
опекунам, учет начислений, поступлений
и возвратов сумм опекунам).
- Общая бухгалтерия
(иерархическая структура плана счетов
с аналитическими признаками, закрытие
счетов в конце года, формирование журналов
операций, главной книги, бюджетной отчетности
и др. форм регламентированной отчетности).
Отличительные
особенности ЭС "Смета"
- Ведение бюджетного
учета и отчетности централизованной
бухгалтерии.
- Ведение бюджетного
учета по подведомственным учреждениям.
- Наличие встроенного
конструктора документов и отчетов.
- Создание
пользовательских отчетов.
- Просмотр,
редактирование и проведение первичных
документов (документов-оснований) непосредственно
из журнала операций.
- Детализация
суммовых полей большинства отчетов по
первичным документам (просмотр документов,
из которых состоит конкретная сумма отчета).
- Экспорт/импорт
данных за указанный период по определенному
учреждению на электронные носители.
- Экспорт отчетов
на электронные носители, в Excel, HTML.[7]
2.3.
Система поддержки принятия решений (СППР)
"Выбор".
Система
поддержки принятия решений (СППР) "Выбор"
- аналитическая система, основанная
на методе анализа иерархий (МАИ), является
простым и удобным средством,
которое поможет структурировать
проблему, построить набор альтернатив,
выделить характеризующие их факторы,
задать значимость этих факторов, оценить
альтернативы по каждому из факторов,
найти неточности и противоречия в суждениях
лица принимающего решение (ЛПР)/эксперта,
проранжировать альтернативы, провести
анализ решения и обосновать полученные
результаты.
СППР
МАИ может использоваться при
решении следующих типовых задач:
- оценка качества
организационных, проектных и конструкторских
решений;
- определение
политики инвестиций в различных областях;
- задачи размещения
(выбор места расположения вредных и опасных
производств, пунктов обслуживания);
- распределение
ресурсов;
- проведение
анализа проблемы по методу "стоимость-эффективность";
- стратегическое
планирование;
- проектирование
и выбор оборудования, товаров;
выбор профессии, места работы, подбор
кадров.
МАИ
используется для решения слабо
структурированных и неструктурированных
проблем. Методология решения таких проблем
опирается на системный подход, при котором
проблема рассматривается как результат
взаимодействия и, более того, взаимозависимости
множества разнородных объектов, а не
просто как их изолированная и автономная
совокупность.
2.4.Сравнительная
характеристика ЭСи СППР
.
Название
ЭС или СППР |
СППР «Финансово-экономический
анализ» |
ЭС "Смета" |
СППР "Выбор" |
Назначение |
предназначена
для информационно-аналитического обеспечения
процессов подготовки и принятия решений
по управлению общественными финансами
в органах исполнительной и законодательной
власти субъекта РФ или муниципального
образования. |
предназначена
для автоматизации ведения бюджетного
учета в учреждениях и организациях, финансируемых
из бюджетов различных уровней (федерального,
регионального, местного), а также из внебюджетных
фондов. |
используется
для решения слабо структурированных
и неструктурированных проблем. |
Цели
внедрения |
Повышение эффективности
управленческих решений; Создание централизованного
хранилища информации; Проведение анализа
по различным направлениям; Обеспечение
высокой степени открытости и
гласности социально-экономического
и финансового состояния региона |
Организация бюджетного
учета; Внедрение новых методов
бухгалтерского учета; Своевременная
подготовка регламентированной бюджетной
отчетности |
оценка качества
организационных, проектных и конструкторских
решений; стратегическое планирование;
распределение ресурсов. |
Состав |
1)Анализ данных
финансового органа.
2)Анализ данных, предоставляемых структурными
подразделениями;
3) Анализ данных,предоставляемых структурными
подразделениями Федерального казначейства,Министра
финансов РФ,территориальными подразделениями. |
Учет санкционирования
расходов бюджета; Учет нефинансовых активов;
Учет финансовых активов; Учет расчетов
с поставщиками и подрядчиками; Учет
расчетов с поставщиками и подрядчиками;
Учет межбюджетных отношений; администрирования
доходов; Учет кредитов; Учет расчетов
по заработной плате. |
- |
Функции |
Автоматизированная
загрузка данных различных источников
и форматов; Сбор информации через настраиваемые
Excel-формы; Расчет и оценка качественных
и количественных индикаторов; Визуализация
информации из многомерной базы; Динамическое
построение аналитических отчетов в визуальном
редакторе. |
Позволяет:учитывать
различные виды расходов,поступлений,а
также финансовых документов,структурировать
их. |
поможет
структурировать проблему, построить
набор альтернатив, выделить характеризующие
их факторы, задать значимость этих факторов,
оценить альтернативы по каждому из факторов,
найти неточности и противоречия в суждениях
лица принимающего решение, провести анализ
решения и обосновать полученные результаты.
|
Отличительные
особенности |
Встроенный
в СППР визуальный редактор позволяет
самостоятельно настраивать формы
отчетов; Система позволяет сравнивать
данные разных лет и разных источников
за счет использования «сопоставимых
классификаторов»; делает доступной
для руководства оперативную информацию
об исполнении бюджета; Часть информации
может быть опубликована в сети Интернет. |
Ведение бюджетного
учета и отчетности централизованной
бухгалтерии;Ведение бюджетного учета
по подведомственным учреждениям;Наличие
встроенного конструктора документов
и отчетов;Создание пользовательских
отчетов;Просмотр, редактирование и проведение
первичных документов; Экспорт/импорт
данных за указанный период по определенному
учреждению на электронные носители. |
Возможность решать
нестандартные задачи,опираясь на определенные
критерии,устанавливаемые в соответствие
задаче. |
Приведенные
в данной работе примеры ЭС и
СППР имеют ряд сходных функций,
а также целей. Основными функциями
всех систем является сбор,структурирование
данных, а также построение различных
отчетов, аналитических таблиц .Но так
как все системы предназначены для работы
в разных подотраслях экономики и управления
,они решают различные задачи: СППР «Финансово-экономический
анализ»- анализ данных и обеспечение
их открытости; ЭС «Смета» - автоматизированная
организация бухгалтерского учета ;СППР
«Выбор»- построение набора альтернатив,нахождение
неточностей в суждениях ЛПР.
Заключение.
В
процессе написания курсовой работы,
были достигнуты поставленные цели и получены
следующие выводы.
Экспертные
системы обладают следующими основными
характеристиками:
- она способна
рассуждать при сомнительных данных;
- она способна
объяснить цепочку рассуждений понятным
способом;
- она строится
так, чтобы имелась возможность постепенного
наращивания системы;
- чаще всего
она основана на использовании правил;
- на выходе
она выдает совет - не таблицы из цифр,
не красивые картинки на экране, а четкий
совет;
- экспертная
система обладает способностью самообучаться.
Системы
поддержки принятия решений обладают
следующими характеристиками:
- использование
больших объемов данных;
- ориентация
на решение плохо структурированных (формализованных)
задач;
- сочетание
традиционных методов доступа и обработки
компьютерных данных с возможностями
математических моделей и методами решения
задач на их основе;
- данные, добавленные
в систему, обычно никогда не удаляются
и т.д.
Также
были выявлены различия между ЭС и
СППР,основным является то,что решение
проблемы в СППР отражает уровень ее понимания
пользователем и его возможности получить
и осмыслить решение (рассчитаны на пользователя-эксперта),
а ЭС предлагает пользователю принять
решение, превосходящее его возможности
(рассчитаны на пользователя-неэксперта).
Затем
были приведены примеры СППР И
ЭС. При проведении сравнительного анализа
были выявлены их общие черты, а также
различия,которые зависят от подотрасли
в которой применяется данная система.
По мнению ведущих специалистов, в недалекой
перспективе ЭС и СППР найдут следующее
применение[3]: