Экспертные системы и системы поддержки принятия решений в экономике и управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать современные экспертные системы и системы поддержки принятия решений в сфере экономики и управления.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
 определена сущность СППР;
 их функции и характеристика;
 приведены примеры современных ЭС и СППР;
 проведена их сравнительная характеристика.

Оглавление

Введение. 3
1. Общая характеристика Экспертных систем и систем поддержки принятия решений(ЭС и СППР). 4
1.1. Определение ЭС и СППР, их важность. 4
1.2. Отличия ЭС от СППР. 6
1.3.Классификация ЭС и СППР. 7
1.4.Функции ЭС и СППР. 10
1.5.Структура ЭС и СППР 11
1.6.Применения СППР и ЭС в экономике и управлении. 14
2. Применение экспертных систем и систем поддержки принятия решений в экономике и управлении 17
2.1. СППР «Финансово-экономический анализ» 17
2.2. Экспертная система "Смета". 20
2.3. Система поддержки принятия решений (СППР) "Выбор". 25
2.4.Сравнительная характеристика ЭСи СППР 26
Заключение. 31
Список использованных источников: 33

Файлы: 1 файл

инф-ка курсоваяГлушковаМ-31.doc

— 222.50 Кб (Скачать)
 

 Отличительные особенности

  • СППР «Финансово-экономический анализ» является уникальной специализированной OLAP-системой и обеспечивает полноценный финансово-экономический анализ накопленной информации в ФО
  • Встроенный в СППР «Финансово-экономический анализ» визуальный редактор аналитических документов позволяет аналитикам и специалистам предметных отделов ФО самостоятельно настраивать формы отчетов без привлечения разработчиков системы и специалистов отдела автоматизации. Настроенные шаблоны аналитических документов могут быть сохранены для последующего использования.
  • Excel-формы, используемые в СППР «Финансово-экономический анализ» для сбора информации с нижестоящих ФО и ГРБС, легко настраиваются без привлечения специалистов разработчика или отдела автоматизации ФО. Тем самым, обеспечивается оперативный сбор произвольной информации.
  • Система позволяет сравнивать данные разных лет и разных источников за счет использования «сопоставимых классификаторов». Данные можно анализировать в разрезе исходной классификации, классификации текущего года и классификации, которая будет действовать в период, на который формируется прогноз.
  • СППР «Финансово-экономический анализ» делает доступной для руководства оперативную информацию об исполнении бюджета. Информация доступна руководителю везде – на рабочем месте, в командировке, на семинаре или совещании (обновляется через Интернет), на его персональном или наладонном компьютере. Информация представляется в наглядной и удобной для анализа и мониторинга форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм, в том числе с отображением на электронной карте региона.
  • Часть информации СППР «Финансово-экономический анализ» может быть опубликована в сети Интернет, для этого соответствующий WEB-интерфейс системы подключается как часть информационного портала ФО или Администрации. 
  • информация, присутствующая в СППР «Финансово-экономический анализ», может использоваться для прогноза и планирования в АИС «Прогноз и планирование бюджета»[7].
 

   2.2. Экспертная система "Смета".

        
    Цели  внедрения ЭС "Смета" :

  • Организация бюджетного учета в органах государственной власти, местного самоуправления, органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, бюджетных учреждениях в полном соответствии с требованиями бюджетного законодательства РФ;
  • Внедрение новых методов бухгалтерского учета на основе современных информационных технологий;
  • Своевременная подготовка регламентированной бюджетной отчетности.

 Состав и функциональные возможности ЭС "Смета"

  • В ЭС «Смета» реализованы следующие разделы бюджетного учета:
  • Учет санкционирования расходов бюджета:
    • учет и  изменение бюджетных ассигнований, ЛБО, бюджетных обязательств, договоров по бюджетным обязательствам в разрезе ГРБС, РБС, ПБС и кодов бюджетной классификации;
    • автоматический зачет бюджетных обязательств при кассовых выбытиях бюджетных средств;
    • экспорт/импорт документов из ЭС «Бюджет» и АС «УРМ».
  • Учет нефинансовых активов:
    • учет основных средств, нематериальных активов, материальных запасов в разрезе номенклатуры, материально-ответственных лиц, цены поступления, мест хранения;
    • учет истории движения объектов НФА по первичным документам;
    • автоматизированный расчет ежемесячных амортизационных начислений.
  • Учет финансовых активов:
    • учет денежных средств учреждения на банковских и лицевых счетах (в т.ч. в иностранной валюте);
    • учет наличных денежных средств в кассе учреждения, в т.ч. при отсутствии в учреждении кассы;
    • учет расчетов с подотчетными лицами (в т.ч. формирование авансовых отчетов на основании кассовых документов с автоматическим расчетом сумм остатка или перерасхода);
    • учет денежных документов в кассе учреждения;
    • учет финансовых вложений - депозитов, акций, облигаций;
    • экспорт платежных документов в действующий формат ОФК;
    • экспорт/импорт документов из АС «Бюджет» и АС «УРМ».
  • Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (учет входящих и исходящих Счетов-фактур, платежных документов, формирование Книги покупок и Книги продаж, возможность сверки взаимных расчетов между учреждением и поставщиками, подрядчиками).
  • Учет администрирования доходов (начисление администратором доходов, учет поступлений и возвратов излишне уплаченных сумм платежей; информационное взаимодействие администратора с ОФК, используя действующие форматы экспорта/импорта документов).
  • Учет межбюджетных отношений:
    • финансирование ПБС;
    • учет, начисление и распределение начисленных сумм финансовой помощи (субсидий, субвенций, трансфертов) другим бюджетам бюджетной системы РФ согласно смет расходов;
    • автоматический расчет заявленных к финансированию/распределению сумм с учетом введенного процента и предыдущих перечисленных сумм по платежным документам.
  • Учет кредитов полученных и выданных, государственных и муниципальных гарантий, долговых обязательств в ценных бумагах (в т.ч. в иностранной валюте):
    • учет Договоров по кредитам, гарантиям, ценным бумагам;
    • учет кредитной истории по первичным документам: получение/предоставление, начисление процентов/пени/штрафов, погашение, списание, дополнительных расходов;
    • учет нескольких процентных ставок по Договору, пересчет процентных ставок при изменении ставки рефинансирования ЦБ РФ, расчет курсовой разницы;
    • импорт документов из ЭС «Бюджет».
  • Учет расчетов по заработной плате:
    • ведение структуры учреждения, штатного расписания, индивидуальной информации о сотрудниках, графиков рабочего времени, фактически отработанного времени;
    • учет хронологии движения сотрудников учреждения - прием, перевод, увольнение, совместительство в пределах штатного расписания;
    • ведение справочника видов начислений и удержаний, настройка пользователем расчета отдельных видов начислений и удержаний на основании зависимостей;
    • автоматический расчет заработной платы в разрезе источников финансирования, кодов бюджетной классификации, с учетом районных и северных коэффициентов;
    • автоматический расчет налогов и отчислений по заработной плате;
    • расчеты на основании среднего заработка, расчеты сумм материальной помощи, исполнительных листов, различных пособий, премий
    • учет авансовых, межрасчетных и итоговых выплат сотрудникам, перерасчет сумм заработной платы за прошлые периоды, депонирование сумм заработной платы;
    • расчет тарификации сотрудников учреждения.
  • Учет прочих расчетов:
    • учет платы родителей за содержание детей в ДОУ (ведение списка детей, учет посещаемости, учет льгот по оплате содержания детей, начисление платы родителей, учет поступления и задолженности по оплате родителями содержания детей в учреждении);
    • расчеты стипендий (ведение списка учащихся средних и высших учебных заведений, начисление стипендий, учет выдачи, депонирования и задолженности по стипендиям);
    • учет расчетов с опекунами (учет опекунов, расчеты пособий опекунам, учет начислений, поступлений и возвратов сумм опекунам).
  • Общая бухгалтерия (иерархическая структура плана счетов с аналитическими признаками, закрытие счетов в конце года, формирование журналов операций, главной книги, бюджетной отчетности и др. форм регламентированной отчетности).

   Отличительные особенности ЭС "Смета"

  • Ведение бюджетного учета и отчетности централизованной бухгалтерии.
  • Ведение бюджетного учета по подведомственным учреждениям.
  • Наличие встроенного конструктора документов и отчетов.
  • Создание пользовательских отчетов.
  • Просмотр, редактирование и проведение первичных документов (документов-оснований) непосредственно из журнала операций.
  • Детализация суммовых полей большинства отчетов по первичным документам (просмотр документов, из которых состоит конкретная сумма отчета).
  • Экспорт/импорт данных за указанный период по определенному учреждению на электронные носители.
  • Экспорт отчетов на электронные носители, в Excel, HTML.[7]
 

   2.3. Система поддержки принятия решений (СППР) "Выбор".

    Система поддержки принятия решений (СППР) "Выбор" - аналитическая система, основанная на методе анализа иерархий (МАИ), является простым и удобным средством, которое поможет структурировать  проблему, построить набор альтернатив, выделить характеризующие их факторы, задать значимость этих факторов, оценить альтернативы по каждому из факторов, найти неточности и противоречия в суждениях лица принимающего решение (ЛПР)/эксперта, проранжировать альтернативы, провести анализ решения и обосновать полученные результаты.

   СППР  МАИ может использоваться при  решении следующих типовых задач:

    • оценка качества организационных, проектных и конструкторских решений;
    • определение политики инвестиций в различных областях;
    • задачи размещения (выбор места расположения вредных и опасных производств, пунктов обслуживания);
    • распределение ресурсов;
    • проведение анализа проблемы по методу "стоимость-эффективность";
    • стратегическое планирование;
    • проектирование и выбор оборудования, товаров;  
      выбор профессии, места работы, подбор кадров.

   МАИ используется для решения слабо  структурированных и неструктурированных проблем. Методология решения таких проблем опирается на системный подход, при котором проблема рассматривается как результат взаимодействия и, более того, взаимозависимости множества разнородных объектов, а не просто как их изолированная и автономная совокупность.

2.4.Сравнительная характеристика ЭСи СППР .

Название  ЭС или СППР СППР «Финансово-экономический анализ» ЭС "Смета" СППР "Выбор"
Назначение предназначена для информационно-аналитического обеспечения процессов подготовки и принятия решений по управлению общественными финансами в органах исполнительной и законодательной власти субъекта РФ или муниципального образования. предназначена для автоматизации ведения бюджетного учета в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджетов различных уровней (федерального, регионального, местного), а также из внебюджетных фондов. используется  для решения слабо структурированных  и неструктурированных проблем.
Цели  внедрения Повышение эффективности  управленческих решений; Создание централизованного  хранилища информации; Проведение анализа  по различным направлениям; Обеспечение  высокой степени открытости и  гласности социально-экономического и финансового состояния региона Организация бюджетного учета; Внедрение новых методов  бухгалтерского учета; Своевременная  подготовка регламентированной бюджетной  отчетности оценка качества организационных, проектных и конструкторских  решений; стратегическое планирование; распределение ресурсов.
Состав 1)Анализ данных  финансового органа. 
2)Анализ данных, предоставляемых структурными подразделениями; 
3) Анализ данных,предоставляемых структурными подразделениями Федерального казначейства,Министра финансов РФ,территориальными подразделениями.
Учет санкционирования расходов бюджета; Учет нефинансовых активов; Учет финансовых активов; Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками; Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками; Учет межбюджетных отношений; администрирования  доходов; Учет кредитов; Учет расчетов по заработной плате. -
Функции Автоматизированная загрузка данных различных источников и форматов; Сбор информации через настраиваемые Excel-формы; Расчет и оценка качественных и количественных индикаторов; Визуализация информации из многомерной базы; Динамическое построение аналитических отчетов в визуальном редакторе. Позволяет:учитывать  различные виды расходов,поступлений,а  также финансовых документов,структурировать их.    поможет структурировать проблему, построить  набор альтернатив, выделить характеризующие их факторы, задать значимость этих факторов, оценить альтернативы по каждому из факторов, найти неточности и противоречия в суждениях лица принимающего решение, провести анализ решения и обосновать полученные результаты.
Отличительные особенности Встроенный  в СППР визуальный редактор позволяет  самостоятельно настраивать формы  отчетов; Система позволяет сравнивать данные разных лет и разных источников за счет использования «сопоставимых  классификаторов»; делает доступной  для руководства оперативную информацию об исполнении бюджета; Часть информации может быть опубликована в сети Интернет. Ведение бюджетного учета и отчетности централизованной бухгалтерии;Ведение бюджетного учета  по подведомственным учреждениям;Наличие  встроенного конструктора документов и отчетов;Создание пользовательских отчетов;Просмотр, редактирование и проведение первичных документов; Экспорт/импорт данных за указанный период по определенному учреждению на электронные носители. Возможность решать нестандартные задачи,опираясь на определенные критерии,устанавливаемые в соответствие задаче.
 

   Приведенные в данной работе примеры ЭС  и  СППР имеют ряд сходных функций, а также целей.  Основными функциями всех систем является сбор,структурирование данных, а также построение различных отчетов, аналитических таблиц .Но так как все системы предназначены для работы в разных подотраслях экономики и управления ,они решают различные задачи: СППР «Финансово-экономический анализ»- анализ данных и обеспечение их открытости; ЭС «Смета» - автоматизированная организация бухгалтерского учета ;СППР «Выбор»- построение набора альтернатив,нахождение неточностей в суждениях ЛПР.

 

    Заключение.

   В процессе написания курсовой работы, были достигнуты поставленные цели и получены следующие выводы.

   Экспертные системы обладают следующими основными характеристиками:

    1. она способна рассуждать при сомнительных данных;
    2. она способна объяснить цепочку рассуждений понятным способом;
    3. она строится так, чтобы имелась возможность постепенного наращивания системы;
    4. чаще всего она основана на использовании правил;
    5. на выходе она выдает совет - не таблицы из цифр, не красивые картинки на экране, а четкий совет;
    6. экспертная система обладает способностью самообучаться.

   Системы поддержки принятия решений обладают следующими характеристиками:

    1. использование больших объемов данных;
    2. ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;
    3. сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;
    4. данные, добавленные в систему, обычно никогда не удаляются и т.д.

  Также были выявлены различия между ЭС и  СППР,основным является то,что решение проблемы в СППР отражает уровень ее понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение (рассчитаны на пользователя-эксперта), а ЭС предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности (рассчитаны на пользователя-неэксперта).

   Затем были приведены примеры СППР И  ЭС. При проведении сравнительного анализа были выявлены их общие черты, а также различия,которые зависят от подотрасли в которой применяется данная система. 
По мнению ведущих специалистов, в недалекой перспективе ЭС и СППР найдут следующее применение[3]:

Информация о работе Экспертные системы и системы поддержки принятия решений в экономике и управлении