Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 08:05, контрольная работа
Экспертные системы (ЭС) возникли как значительный практический результат в применении и развитии методов искусственного интеллекта (ИИ)- совокупности научных дисциплин, изучающих методы решения задач интеллектуального (творческого) характера с использованием ЭВМ.
В экспертных системах первого поколения знания представлены следующим образом:
1) знаниями
системы являются только
2) методы
представления знаний
3) модели
представления знаний
Представление знаний в
1) используются не поверхностные знания, а более глубинные. Возможно дополнение предметной области.
2) ЭС
может решать задачи
1.4. Области применения экспертных систем.
Области применения систем, основанных на знаниях, могут быть сгруппированы в несколько основных классов: медицинская диагностика, контроль и управление, диагностика неисправностей в механических и электрических устройствах, обучение.
а) Медицинская диагностика.
Диагностические системы
б) Прогнозирование.
Прогнозирующие системы
в) Планирование.
Планирующие системы
г) Интерпретация.
Интерпретирующие системы обладают способностью получать определенные заключения на основе результатов наблюдения. Система PROSPECTOR, одна из наиболее известных систем интерпретирующего типа, объединяет знания девяти экспертов. Используя сочетания девяти методов экспертизы, системе удалось обнаружить залежи руды стоимостью в миллион долларов, причем наличие этих залежей не предполагал ни один из девяти экспертов. Другая интерпретирующая система- HASP/SIAP. Она определяет местоположение и типы судов в тихом океане по данным акустических систем слежения.
д) Контроль и управление.
Системы, основанные на знаниях, могут применятся в качестве интеллектуальных систем контроля и принимать решения, анализируя данные, поступающие от нескольких источников. Такие системы уже работают на атомных электростанциях, управляют воздушным движением и осуществляют медицинский контроль. Они могут быть также полезны при регулировании финансовой деятельности предприятия и оказывать помощь при выработке решений в критических ситуациях.
е) Диагностика неисправностей в механических и электрических устройствах.
В этой сфере системы, основанные на знаниях, незаменимы как при ремонте механических и электрических машин (автомобилей, дизельных локомотивов и т.д.), так и при устранении неисправностей и ошибок в аппаратном и программном обеспечении компьютеров.
ж) Обучение.
Системы, основанные на знаниях, могут входить составной частью в компьютерные системы обучения. Система получает информацию о деятельности некоторого объекта (например, студента) и анализирует его поведение. База знаний изменяется в соответствии с поведением объекта. Примером этого обучения может служить компьютерная игра, сложность которой увеличивается по мере возрастания степени квалификации играющего. Одной из наиболее интересных обучающих ЭС является разработанная Д.Ленатом система EURISCO, которая использует простые эвристики. Эта система была опробована в игре Т.Тревевеллера, имитирующая боевые действия. Суть игры состоит в том, чтобы определить состав флотилии, способной нанести поражение в условиях неизменяемого множества правил. Система EURISCO включила в состав флотилии небольшие, способные провести быструю атаку корабли и одно очень маленькое скоростное судно и постоянно выигрывала в течение трех лет, несмотря на то, что в стремлении воспрепятствовать этому правила игры меняли каждый год.
Большинство ЭС включают
1.5. Критерий использования ЭС для решения задач.
Существует ряд прикладных
1. Данные
и знания надежны и не
2. Пространство возможных решений относительно невелико.
3. В
процессе решения задачи
4. Должен
быть по крайней мере один
эксперт, который способен
В таблице один приведены
Таблица 1. Критерий применимости ЭС.
применимы | неприменимы |
Не могут быть построены строгие алгоритмы или процедуры, но существуют эвристические методы решения. | Имеются эффективные алгоритмические методы. |
Есть эксперты, которые способны решить задачу. | Отсутствуют эксперты или их число недостаточно. |
По своему характеру задачи относятся к области диагностики, интерпретации или прогнозирования. | Задачи носят вычислительный характер. |
Доступные данные “зашумленны”. | Известны точные факты и строгие процедуры. |
Задачи решаются методом формальных рассуждений. | Задачи решаются прецедурными методами, с помощью аналогии или интуитивно. |
Знания статичны (неизменны). | Знания динамичны (меняются со временем). |
В целом ЭС не рекомендуется
применять для решения
- математических,
решаемых обычным путем
- задач распознавания, поскольку в общем случае они решаются численными методами;
- задач,
знания о методах решения
1.6. Ограничения в применение экспертных систем..
Даже лучшие из существующих ЭС, которые эффективно функционируют как на больших, так и на мини-ЭВМ, имеют определенные ограничения по сравнению с человеком-экспертом.
1. Большинство
ЭС не вполне пригодны для
применения конечным
2. Вопросно-ответный
режим, обычно принятый в
3. Навыки системы не возрастают после сеанса экспертизы.
4. Все
еще остается проблемой
5. ЭС
не способны обучаться, не
6. ЭС
неприменимы в больших
7. В тех областях, где отсутствуют эксперты (например, в астрологии), применение ЭС оказывается невозможным.
8. Имеет
смысл привлекать ЭС только
для решения когнитивных задач.
9. Человек-эксперт
при решении задач обычно
Системы, основанные на
1.7. Преимущества ЭС перед человеком - экспертом.
Системы, основанные на