История информатика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:01, реферат

Краткое описание

Фундаментальной чертой цивилизации является рост производства, потребления и накопления информации во всех отраслях человеческой деятельности. Вся жизнь человека, так или иначе, связана получением, накоплением и обработкой информации. Что бы человек ни делал: читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, разговаривает, он постоянно и непрерывно получает и обрабатывает информацию. Для XXI века характерна небывалая скорость развития науки, техники и новых технологий.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Предыстория информатики………………………………………………………...4
2. Как развивалась информатика……………………………………………………6
3. Рождение ЭВМ……………………………………………………………………………..7
4. Современная информатика………………………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………………………. 13

Файлы: 1 файл

Информатика.docx

— 32.60 Кб (Скачать)

Содержание

 Введение………………………………………………………………………………………...3

1. Предыстория  информатики………………………………………………………...4

2. Как развивалась информатика……………………………………………………6

3. Рождение  ЭВМ……………………………………………………………………………..7

4. Современная  информатика………………………………………………………….9

 Заключение………………………………………………………………………………….  13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Фундаментальной чертой цивилизации является рост  производства, потребления и накопления информации во всех отраслях человеческой деятельности.  Вся  жизнь человека, так или иначе, связана получением,  накоплением и обработкой информации.  Что бы человек ни делал: читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, разговаривает, он постоянно и непрерывно получает и  обрабатывает  информацию.  Для XXI века характерна небывалая скорость  развития  науки,  техники и новых технологий. Так от изобретения книгопечатания (середина XV века) до изобретения радиоприемника (1895г.) прошло около 440 лет, а между изобретением радио и телевидения - около 30 лет.  Разрыв  во  времени между изобретением транзистора и интегральной схемы составил всего 5 лет.  В области  накопления  научной информации её объем начиная с XVII в. удваивался примерно каждые 10 - 15 лет.  Поэтому  одной из важнейших  проблем  человечества является лавинообразный поток информации в любой отрасли его жизнедеятельности. Подсчитано, например,  что в настоящее время специалист должен тратить около 80%  своего рабочего времени, чтобы уследить за всеми новыми печатными работами в его области деятельности. Увеличение информации и растущий спрос на неё обусловили появление отрасли,  связанной с автоматизацией обработки информации – информатики. 
 
 
 
 

 
  1. Предыстория информатики
     Информатика как наука стала развиваться  с середины двадцатого столетия, что  связано с появлением ЭВМ и  начинающейся компьютерной революцией. Появление вычислительных машин  в 40-50-е годы создало для информатики  необходимую ей аппаратную поддержку, или, иначе говоря, благоприятную  среду для ее развития как науки. Тем не менее, обработка информации с помощью технических средств, прежде всего выполнение вычислений, выполнялась уже тогда, когда  человек научился говорить со своими соплеменниками. Поэтому, исторический период до появления ЭВМ принято  называть предысторией.

     Предыстория делится на четыре этапа:

     1 -освоение человеком развитой устной речи,

     2 - появление символьной письменности (иероглифы),

     3 -  книгопечатание,

     4 - начало научно-технической революцией (достижения точных наук).

     Каждый  из этих этапов характеризуется по сравнению с предыдущим резким возрастанием возможностей хранения, передачи и  обработки информации.

     Первый  этап предыстории — освоение человеком развитой устной речи.

     Уровень материальной и духовной культуры людей, человеческого общества в целом  неразрывно связан с накоплением  информации и обменом ею. Уже доисторический человек в своей борьбе за существование  запоминал повадки и тропы  зверей, местонахождение съедобных  плодов, способы добывания пищи и  накапливал такие сведения, т.е. информацию об окружающем мире в своей памяти. Он сообщал эти сведения своим  соплеменникам – распространял среди них накопленную информацию. Во всех этих процессах люди использовали только свой мозг, память (для накопления информации) и речь (для передачи ее соплеменникам и потомкам).

     Членораздельная речь, язык стали специфическим социальным средством хранения и передачи информации.

     Информация, которую человек накопил за свою жизнь, биологическими путями не наследуется, поэтому человек с древности  стремился сохранить собранную  им информацию. Существенную роль в  накоплении и передачи информации сыграло  появление символьной письменности (иероглифы) около трех тысячелетий до нашей эры. Это связывают с началом второго этапа предыстории информатики.

     Прежде  всего, резко возросли (по сравнению  с предыдущим этапом) возможности  по хранению информации. Человек получил  искусственную внешнюю память. Организация  почтовых служб позволила использовать письменность и как средство для  передачи информации. Кроме того, возникновение  письменности было необходимым условием для начала развития наук (вспомним Древнюю Грецию, например). С этим же этапом, по всей видимости, связано  и возникновение понятия натуральное число. Все народы, обладавшие письменностью, владели понятием числа и пользовались той или иной системой счисления.

     Третий  этап — книгопечатание (IX в. н.э.,  Китай - печать с форм, выгравированных на деревянных досках). Книгопечатание можно  назвать первой информационной технологией. Воспроизведение информации было поставлено на поток, на промышленную основу. По сравнению с предыдущим этот этап не столько увеличил возможности по хранению (хотя и здесь был выигрыш: письменный источник — часто один-единственный экземпляр, печатная книга — целый тираж экземпляров, а следовательно, и малая вероятность потери информации при хранении (вспомним «Слово о полку Игореве»), сколько повысил доступность информации и точность ее воспроизведения.

     Четвертый и последний этап предыстории связан с достижениями точных наук (прежде всего математики и физики) в начале XIX века и начинающейся в то время научно-технической революцией. Этот этап характеризуется возникновением таких мощных средств связи, как радио, телефон и телеграф, к которым по завершению этапа добавилось и телевидение. Кроме средств связи появились новые возможности по получению и хранению информации — фотография и кино. К ним также очень важно добавить разработку методов записи информации на магнитные носители (магнитные ленты, диски 
 

2. Как развивалась информатика  

         На начальном этапе своего развития информатика являлась базой библиотечного дела и многие годы была теорией и практикой его совершенствования. Тогда информатика занимала странное промежуточное место между изучаемыми объектами природы и знаниями о них. Действительно, человек, изучая объекты окружающего мира, получает информацию, которую фиксирует на каких-то носителях (литература, магнитные кассеты и др.). Обрабатывая информацию, мы получаем знания об окружающем нас мире, создавать новые методы исследования, получать новую информацию, фиксировать ее, обрабатывать и т. д.

Естественно, хочется назвать информатикой тот  круг вопросов, который связан с  разработкой эффективных методов сбора, хранения, обработки и преобразования имеющейся информации в знания, т. е. обеспечение связей цепочки «информация — знания», а не только с изучением, где и в каких журналах чаще появляются статьи по данной теме, как лучше расставить книги, каталожные карточки и др.

Что же такое  информатика? Если это сбор и обработка  информации об окружающем нас мире, то как отличить ее от физики, химии, геологии и других наук? А может быть, все остальные науки являются ее составной частью? Нет, информатика не включает в себя ни химию, ни физику, ни медицину и т. д., хотя с каждой имеет много общего. Она существует для помощи другим наукам и вместе с математикой снабжает их методами исследования и обработки информации.

До 50-х годов  прошлого столетия такая постановка вопроса была неправомерной, так  как не существовало почти ничего общего в методах сбора и обработки  информации у медиков, физиков, психологов и т. д. Примеров отдельных связей было много, но не было общего стержня, вокруг которого объединились бы все  науки. Положение существенно изменилось с появлением ЭВМ.

3. Рождение ЭВМ  

Широко известно, что первые ЭВМ создавались для  проведения расчетов в ядерной физике, в летательной и ракетной технике. Последовавшее далее внедрение  ЭВМ в область административного  управления и экономики дало не только экономический эффект, но и привело  к созданию и бурному росту  новой отрасли — средств и  методов электронной обработки  информации.

Появились новые ЭВМ, новые методы и средства общения с ними. Возникла новая  информационная промышленность, производящая дорогостоящую и малоосязаемую  продукцию. Информация стала товаром. Электронно-вычислительные машины, созданные первоначально для решения вычислительных задач, стали обрабатывать числовую, текстовую, графическую и другую информацию.

Вычислительная  техника сразу же показала свою эффективность  в тех областях человеческой деятельности, где широко использовались методы человеческого  моделирования — точные количественные методы. Сюда относятся физика, механика и пр. Но есть области человеческой деятельности, которые еще недавно  считались недоступными для методов  математического моделирования, а  следовательно, и для компьютера. В них шло накопление отдельных  фактов, давалось качественное описание объектов и событий. Их назвали описательными  науками. Развитие электронно-вычислительной техники, средств и методов общения  с ней, создание автоматизированных информационно-поисковых систем, методов  распознавания образов привели  к тому, что компьютеры стали способны проводить описательный анализ изучаемых  объектов. Появилось новое направление  исследований — разработка машинного (искусственного) интеллекта. Описательные науки получили ЭВМ в качестве нового рабочего инструмента. Никого сейчас не удивит такое сообщение: «Ученые, обработав на компьютере портрет  Леонардо да Винчи и изображение  Моны Лизы на его картине, утверждают, что везде изображено одно и то же лицо».

В развитии компьютеров можно выделить три  этапа: вычислительный, общеинформационный и интеллектуальный. Наука и технологии находятся сейчас на пороге третьего этапа — развития машинного интеллекта. Машинный интеллект войдет в жизнь  в виде ЭВМ, выполняющих такие  функции, которые раньше были привилегией  работников умственного труда. Рождаются  новые машины, создаются более совершенные программы, «растет» машинный интеллект — появляются новые возможности для исследования и познания окружающего нас мира.

 
4. Современная информатика  

Информатика — научная дисциплина, изучающая  структуру и общие свойства информации, а также закономерности всех процессов  обмена информацией от непосредственного  устного и письменного общения  специалистов до формальных процессов  обмена посредством различных носителей  информации. Значительную часть этих процессов составляет научно-информационная деятельность по сбору, переработке, хранению, поиску и распространению информации.

Информатика исследует такие группы основных вопросов:

—        технические, связанные с изучением методов и средств

надежного сбора, хранения, передачи, обработки  и выдачи

информации;

—        семантические, определяющие способы описания смыс

ла информации, изучающие языки ее описания;

—        прагматические, описывающие методы кодирования

информации;

—        синтаксические, связанные с решением задач по формализации и автоматизации некоторых видов научно-информационной деятельности, в частности индексирование, автоматическое реферирование, машинный перевод.

Информатика как понятие прочно вошла в  нашу жизнь, стала одним из синонимов  научно-технического прогресса. Слово  это появилось в начале 60-х  годов XX века во французском языке  для обозначения автоматизированной обработки информации в обществе.

Информатика (от французского information — информация и automatioque — автоматика) — область  научно-технической деятельности, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, представления  информации, решением проблем создания, внедрения и использования информационной техники и технологии во всех сферах общественной жизни; одно из главных  направлений научно-технического прогресса.

В некоторых  более кратких определениях информатика  трактуется как особая наука о  законах и методах получения  и измерения, накопления и хранения, переработки и передачи информации с применением математических и  технических средств. Однако все  имеющиеся определения отражают наличие двух главных составляющих информатики — информации и соответствующих  средств ее обработки. Бытует и такое, самое краткое определение: информатика  — это информация плюс автоматика.

Объектом  изучения информатики не является содержание конкретной научно-информационной деятельности, которой должны заниматься специалисты  в соответствующих отраслях науки  и техники. Она изучает внутренние механизмы реферирования документов на естественных языках, разрабатывает  общие методы такого реферирования.

Информатику рассматривают как один из разделов кибернетики, считается, что в последнюю  входят проблемы автоматизации информационной службы, перевода и реферирования  научно-технической литературы, построение информационно-поисковых систем и  ряд других задач. Однако ряд проблем, решаемых информатикой (оптимизация  системы "научной коммуникации, структура  научного документа, повышение эффективности  научного исследования путем применения научно-информационных средств), выходит за пределы кибернетики.

Основная  задача информатики заключается  в определении общих закономерностей, в соответствии с которыми происходит создание научной информации, ее преобразование, передача и использование в различных  сферах деятельности человека. Прикладные задачи заключаются в разработке более эффективных методов и средств осуществления информационных процессов, в определении способов оптимальной научной коммуникации с широким применением технических средств.

Современную информатику составляют три направления:

1)         разработка методов и алгоритмов автоматизированного сбора, хранения, поиска и передачи информации;

2)         разработка методов и алгоритмов обработки и преобразования информации;

3)         разработка технологии и электронно-вычислительной

техники, позволяющих  развивать первые два направления.

Современная информатика сложилась в кедрах математики и кибернетики, системотехники и электроники, логики и лингвистики. Основные научные направления информатики  образуют такие дисциплины, как теоретические  основы вычислительной техники, статистическая теория информации, теория вычислительного  эксперимента, алгоритмизация, программирование и искусственный интеллект.

Прикладная  информатика обслуживает науку, технику, производство и другие виды человеческой деятельности путем создания и передачи в общество информационной технологии.

Компьютерная  информационная технология включает в  себя последовательное выполнение определенных этапов работы с информацией. Подготовительные этапы выполняются непосредственно человеком, исполнительные — машиной или машиной с участием человека (диалоговые режимы работы ЭВМ).

На подготовительных этапах осуществляется содержательный и формализованный анализ решаемой задачи, выбор метода и математической модели ее решения. Определяется последовательность и порядок решения, его алгоритмическое описание, составляются программы на каком-либо доступном для машины языке. Затем программы вводятся в ЭВМ, отлаживаются, редактируются и записываются для хранения на внешних носителях.

Содержание  исполнительных этапов зависит от характера  задачи и типа используемой ЭВМ. Оно  сводится к автоматическому выполнению программы, причем часть программы  может выполняться с участием человека. Завершающим этапом является анализ, оценка полученных результатов  для их практического использования  и совершенствования разработанных  алгоритмов и программ.

Содержание  подготовительных этапов существенно  упрощается, если имеются готовые  программы, соответствующие характеру  решаемых задач. Тогда основная часть  работы — операции с данными: их отбор, ввод в ЭВМ, формирование массивов данных и др. Вызов программы и  ее выполнение осуществляются в соответствии с инструкциями по эксплуатации данной ЭВМ.

Характерной чертой современных компьютеров  является то, что преобладающая их часть (по данным специалистов, до 80%) используется не для решения вычислительных задач, а для разнообразной обработки  информации. Это обработка текстов, выполнение графических работ, накопление и оперативная выдача разнообразных  данных, про1саммное предъявление информации в процессе компьютерного обучения, автоматизированный контроль знаний и др.

Любой компьютер, каким бы совершенным он ни был, является продуктом человеческого разума и реализует лишь запрограммированные  человеком действия. Говорят: «Автоматизировать  можно все, что программируется, однако не все можно запрограммировать». По мнению специалистов, даже «чесательный»  рефлекс собаки во всех деталях формализовать  весьма сложно. Поэтому разумность диалога компьютера с человеком всегда ограничена рамками возможностей формальной логики, степенью учета в программе типовых, лежащих на поверхности жизненных ситуаций. 

 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

             В настоящее время информатика является одной из наиболее перспективных «точек роста» фундаментальной науки. Она стремительно расширяет свою предметную область, выполняя в тоже время интеграционные функции в системе научного познания аналогично тому, как это было в период становления кибернетики во второй половине 20-го века. Дальнейшее развитие фундаментальных основ информатики имеет важное философское и научно-методологическое значение. При этом исключительно актуальной проблемой в настоящее время является развитие философских основ информатики, которое должно происходить на основе формирования новых философских представлений о природе информации. Формированию этих представлений в значительной степени содействуют те результаты, которые были получены в России, как в середине 60-х годов прошлого века, так и в самые последние годы, в том числе, в области развития информационных аспектов теоретической физики, синергетики, генетики, общей физиологии и ряда других.

          Однако сегодня информатика не только важная научная и учебная дисциплина. Можно с полным основанием утверждать, что она превратилась в динамично развивающуюся отрасль народного хозяйства. 
 
 
 
 
 

Список литературы:

  1. Ефимова О., Морозов В., Шафрин Ю. Курс компьютерной технологии. Издание 3-е дополненное и переработанное. Том 1,2. М’- 1998г.
  2. Кибернетика. Становление информатики. – М.: Наука, 1986г.
  3. Колин К. К. Эволюция информатики. // Информационные технологии, № 1, 2005г.
  4. Развитие определений «информатика» и «информационные технологии». /Под ред. И.А. Мизина. – М.: ИПИ АН СССР,1991г.
  5. http://www.Wikipedia.org         
  6. http://www.procd.ru

Информация о работе История информатика