Инновационные технологии в производстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:34, реферат

Краткое описание

ЭВМ прочно вошли в производственную деятельность, и в настоящее время нет необходимости доказывать целесообразность использования вычислительной техники в системах управления технологическими процессами, проектирования, научных исследований, административного управления, в учебном процессе, банковских расчетах, здравоохранении, сфере обслуживания и т.д. Бурное развитие информационных технологий за последние десятилетия обусловлено высокой потребностью общества в них, в первую очередь потребностями производства.

Оглавление

Введение
Системы автоматизации управления производством
Система MRP (Material Requirements Planning) – планирование потребности в материалах
Система MRP II (Manufacturing Resource Planning) – планирование производственных ресурсов
Система APS (Advanced Planning and Scheduling) – усовершенствованное планирование
Система JIT (Just In Time) – точно в срок
ERP-системы
Заключение
Словарь основных используемых терминов
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по информати.docx

— 45.71 Кб (Скачать)

APS-системы являются своеобразной  надстройкой к существующим ERP-системам, заменяя схожие механизмы в них. Потребность в высокой точности входных данных можно рассматривать двояко, так как, с одной стороны, это несомненно положительная сторона для планирования производства, с другой, негативная, потому что ошибки в расчетах могут приводить к убыткам. Использование APS-систем требует большой точности и профессионализма, что заметно усложняет их внедрение.

Одной из наиболее распространенной в мире универсальной системой планирования, полностью отвечающей критериям APS систем является продукт фирмы SAP AG Advanced Planning & Optimization или APO (в настоящее время входящий в состав программного продукта SAP SCM).

 

Система JIT (Just In Time) – точно в срок

Одной из широко распространенных в мире информационных моделей является модель «точно в срок» (just-in-time, JIT). Основная ее идея заключается в следующем: если производственное расписание задано, то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место (на сборочной линии - конвейере) и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. Благодаря этому компоненты с предыдущей операции (обработка или доставка от поставщика) попадают в производство тогда и только тогда, когда в них появляется необходимость. В отличие от MRP, рассчитанной на предприятия с масштабным производством, JIT более применим для производства среднего масштаба, где происходит постоянный и непрерывный процесс производства небольших партий, что требует постоянных поставок материалов в небольшом количестве. Плюсом данного подхода можно назвать отсутствие необходимости в страховых запасах и иммобилизующих денежных средствах, но стоит сделать оговорку, что это верно для предприятий среднего и малого уровня. Данная система является успешной альтернативой MRP с определенными условиями. Простота процедур планирования поставок не совместима с крупными производствами, где планирование и контроль процессов производства находится на более высоком уровне, так как в конечном счете это негативно отразится на показателях.

Концепция «точно в срок»  тесно связана с составляющими  логистического цикла. В идеальном  случае материальные ресурсы или  готовая продукция должны быть доставлены в определенную точку логистической  цепи (канала) именно в тот момент, когда в них есть потребность, что исключает излишние запасы, как  в производстве, так и в дистрибьюции. Многие современные информационные системы, основанные на данном подходе, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, а это требует адекватной реакции звеньев информационной системы на изменения спроса и соответственно производственной программы.

Данная модель характеризуется  следующими основными чертами:

•        минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой  продукции;

•        короткими  производственными циклами;

•        небольшими объемами производства готовой продукции  и пополнения запасов (поставок);

•        взаимоотношениями  по закупкам материальных ресурсов с  небольшим числом надежных поставщиков  и перевозчиков;

•        эффективной  информационной поддержкой;

•        высоким  качеством готовой продукции  и сервиса поставок материалов.

Концепция «точно в срок»  способствует усилению контроля и поддержанию  уровня качества продукции в разрезе  всех составляющих структуры производства. Внедряемые информационные системы, основанные на данном подходе, связанном с синхронизацией всех процессов и этапов поставки материальных ресурсов, производства и сборки, поставки готовой продукции  потребителям, предполагают высокую  точность информации и прогнозирования. Этим объясняются, в частности, и  короткие составляющие производственных циклов. Для эффективной реализации технологии JIT должны работать с надежными  телекоммуникационными системами  и информационно-компьютерной поддержкой.

Развитие некрупных производственных компаний и относительная простота информационной системы JIT не могла  остаться незамеченной. Чем больше предприятий внедряют информационную систему у себя, тем больше поправок к ней может появиться. Современные технологии JIT стали более интегрированными и комбинируются из различных вариантов производственных концепций и распределительных систем, таких, как системы, минимизирующие запасы в логистических каналах, логистические системы быстрого переключения, выравнивания уровня запасов, групповые технологии, превентивное гибкое автоматизированное производство, современные логистические системы всеобщего статистического контроля и управления циклами качества продукции и т. п. Поэтому в настоящее время принято относить такие технологии к новой версии концепции «точно в срок» - концепции JIT II. Большинство информационных систем, получивших широкое распространение, постоянно улучшаются и на их основе создаются более новые и оптимальные системы, так что JIT не стала исключением.

Основной целью информационной системы JIT II является максимальная интеграция всех логистических функций фирмы  для минимизации уровня запасов в интегрированной информационной системе, обеспечение высокой надежности и уровня качества продукции и сервиса для максимального удовлетворения запросов потребителей. Системы, основанные на идеологии JIT II, используют гибкие производственные технологии выпуска небольших объемов готовой продукции группового ассортимента на базе раннего предсказания покупательского спроса.

Ярким примером реализации информационной системы JIT является микро-система KANBAN, ставшая одной из первых попыток практического внедрения концепции «точно в срок».

В этой системе сочетаются особенности системы «точно в  срок», в частности, малый размер запаса, и отдельные производственные единицы. Системы наиболее применимы  для изделий, выпускаемых в больших  объемах на регулярной основе. Они  гораздо менее применимы для  дорогих или крупных изделий, расходы за хранение которых на складе или доставку велики; системы менее применимы отношении нечасто и нерегулярно используемых изделий или на предприятия обрабатывающей промышленности, которые не делятся на малые производственные единицы.

Микро-система KANBAN ощутимо  уменьшает запасы материальных ресурсов на входе и незавершенное производстве на выходе, позволяя выявлять «узкие места» в производственном процессе. Когда проблема решена, объем буферных запасов снова снижается, пока не обнаружится следующее «узкое место». Таким образом, система KANBAN позволяет установить баланс в цепи поставки путем минимизации запасов на каждом этапе.

Практическое использование  системы KANBAN, а затем ее модифицированных версий позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции: сокращается  логистический цикл, существенно  повышается оборачиваемость оборотного капитала фирм, снижается себестоимость  производства, а страховые запасы практически исключаются и значительно уменьшается объем незавершенного производства. Анализ мирового опыта применения микрологистической системы KANBAN многими известными машиностроительными фирмами показывает, что она дает возможность уменьшить производственные запасы на 50%, товарные - на 8% при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества готовой продукции.

Микро-система KANBAN была разработана и впервые в мире реализована фирмой «Тойота». В 1959 году эта фирма начала эксперименты с этой информационной системой и в 1962 году начала процесс перевода всего производства на этот принцип. В основе организации производства фирмы «Тойота» лежит годовой план производства и сбыта автомобилей, на базе которого составляются месячные и оперативные планы среднесуточного выпуска на каждом участке, основанные на прогнозировании покупательского спроса (период упреждения — 1 и 3 месяца). Суточные графики производства составляются только для главного сборочного конвейера. Для цехов и участков, обслуживающих главный конвейер, графики производства не составляются (им устанавливаются лишь ориентировочные месячные объемы производства).

 

ERP-системы

В соответствии со Словарем APICS (American Production and Inventory Control Society), термин «ERP-система» (Enterprise Resource Planning — Управление ресурсами предприятия) может употребляться в двух значениях. Во-первых, это — информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов. Во-вторых (в более общем контексте), это — методология эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета при исполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибьюции и оказания услуг.

Аббревиатура ERP используется для обозначения комплексных  систем управления предприятием (Enterprise-Resource Planning – планирование - ресурсов предприятия). Ключевой термин ERP является Enterprise – Предприятие, и только потом – планирование ресурсов. Истинное предназначение ERP - в интеграции всех отделов и функций компании в единую компьютерную систему, которая сможет обслужить все специфичные нужды отдельных подразделений.

Самое трудное – построить  единую систему, которая обслужит все  запросы сотрудников финансового  отдела, и, в то же время, угодит и  отделу кадров, и складу, и другим подразделениям. Каждый из этих отделов  обычно имеет собственную компьютерную систему, оптимизированную под свои особенности работы. ERP комбинирует  их все в рамках одной интегрированной  программы, которая работает с единой базой данных, так, что все департаменты могут легче обмениваться информацией  и общаться друг с другом. Такой  интегрированный подход обещает  обернуться очень большой отдачей, если компании смогут корректно установить систему.

Возьмем, к примеру, обработку  заказа. Обычно, когда клиент делает заказ, тот начинает долгое путешествие  из одной папки для бумаг в  другую. При этом информация по заказу попутно попадает то в одну компьютерную систему, то в другую. Это неспешное  путешествие ведёт к запаздыванию исполнения заказов и их потере, а также является причиной ошибок при многократном вводе информации в разные системы. Между тем, в  нужный момент никто в компании по-настоящему не может сказать, каково реальное состояние  заказа, потому что сотрудник представительского офиса не может заглянуть в  компьютеры склада и сказать, отгружен уже товар или нет. В лучшем случае заказчика попросят позвонить  на склад или менеджер попробует  уточнить информацию самостоятельно, в худшем – клиент потеряет время  в неведомом ожидании.

ERP заменяет старые разрозненные  компьютерные системы по финансам, управлению персоналом, контролю  над производством, логистике,  складу одной унифицированной системой, состоящей из программных модулей, которые повторяют функциональность старых систем. Программы, обслуживающие финансы, производство или склад теперь связаны вместе, и из одного отдела можно заглянуть в информацию другого. ERP-системы большинства поставщиков достаточно гибки и легко настраиваемы, их можно устанавливать модулями, не приобретая сразу весь пакет. Например, многие компании приобретают сначала только финансовые или кадровые модули, оставляя на будущее автоматизацию других функций.

ERP-система автоматизирует  процедуры, образующие бизнес-процессы. Например, выполнение заказа клиента:  принятие заказа, его размещение, отгрузка со склада, доставка, выставление  счёта, получение оплаты. ERP-система  «подхватывает» заказ клиента  и служит своего рода дорожной  картой, по которой автоматизируются  различные шаги на пути исполнения  заказа. Когда представитель представительского  офиса вводит заказ клиента  в ERP-систему, у него есть  доступ ко всей информации, необходимой  для того, чтобы запустить заказ  на выполнение. Например, он тут  же получает доступ к кредитному  рейтингу клиента и истории  его заказов из финансового  модуля, узнает о наличии товара  из складского модуля и о  графике отгрузки товаров из  модуля логистики. 

Сотрудники, работающие в  разных подразделениях, видят одну информацию и могут обновлять  её в своей части. Когда один департамент  заканчивает работу над заказом, заказ автоматически переадресовывается в другой департамент внутри самой  системы. Чтобы узнать, где находился  заказ в любой момент времени, необходимо только войти в систему  и отследить прохождение заказа. Поскольку весь процесс теперь прозрачен, то заказы клиентов выполняются быстрее  и с меньшим числом ошибок, чем  раньше. То же самое происходит с  другими важными процессами, например, созданием финансовых отчетов, начислением  зарплаты и т.д.

Такова роль ERP-системы  в идеале. Реальность несколько жестче. Вернемся к тем же папкам для бумаг. Этот процесс может быть и не эффективен, но зато он прост и привычен. Бухгалтерия делает свою работу, склад – свою, и если что-нибудь за стенами отдела не так, это - чужая проблема. C приходом ERP условия работы несколько меняются: теперь продавец не просто ищет клиента, набирая его данные, так как ERP-система делает из обычного продавца управляющего определенного уровня. Продавец переходит от кредитной истории клиента к ситуации на складе. Заплатит ли клиент вовремя? Сможем ли мы вовремя отгрузить? Таких решений продавцы никогда раньше не принимали, а от этих решений зависят клиенты, и зависят другие подразделения компании. И не одним только продавцам приходится проснуться – народ на складе, который раньше держал весь список товаров в голове или на клочках бумаги, теперь должен вводить его в компьютер. Если они не будут делать это регулярно и быстро, продавец скажет клиенту, что товара нет на складе, клиент отправится к другому поставщику, и компания потеряет деньги.

Ответственность, отчетность и унифицированные коммуникации никогда раньше не проверялись так  жестко. Многие люди не любят перемены, даже если они нацелены на улучшения, а ERP требует изменения их стиля  работы. Вот почему так трудно оценить  эффект от ERP. Ценно не столько программное  обеспечение, сколько перемены, которые  компании должны провести в способах ведения бизнеса. Если просто устанавливать  новое программное обеспечение, не изменяя принципов работы, руководство  можете не увидеть никакого эффекта  вообще. Наоборот, новое программное  обеспечение затормозит дело –замена старой программы, которую все знают, новой, неизвестной никому. ERP является результатом сорокалетней эволюции управленческих и информационных технологий.

Информация о работе Инновационные технологии в производстве