Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:26, реферат
Существование области и предмета информатики немыслимо без ее основного ресурса – информации. Понимая информацию как один из основных стратегических ресурсов общества, необходимо уметь его оценить как с качественной, так и с количественной стороны. На этом пути существуют большие проблемы из-за нематериальной природы этого ресурса и субъективности восприятия конкретной информации различными индивидуумами человеческого общества.
Введение …………………………………………………………….……3
Глава 1 Понятие об информации ……………………………….……...4
Глава 2 Классификация информации………………………………......5
2.1 Критерии классификации информации……………………..……....5
2.2 Аналоговая и цифровая информации………………………………..7
Глава 3 Свойства информации…………………………………….….....8
Глава 4 Измерение информации……………………………………......10
Глава 5 Основные информационные процессы…………………….....12
Заключение…………………………………………………………….....15
Список использованных источников…………………………………...16
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический институт
Кафедра теории и методики социальной работы
РЕФЕРАТ
по курсу «Информатика»
Информация. Ее виды и свойства.
Студент
________________
подпись, дата
Преподаватель ________________ О.В. Ходос
Красноярск
20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание……………………………………………………
Введение …………………………………………………………….……3
Глава 1 Понятие об информации ……………………………….……...4
Глава 2 Классификация информации………………………………......5
2.1 Критерии классификации информации……………………..……....5
2.2 Аналоговая
и цифровая информации………………………
Глава 3 Свойства
информации…………………………………….…....
Глава 4 Измерение
информации……………………………………......
Глава 5 Основные информационные процессы…………………….....12
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………...16
ВВЕДЕНИЕ
Существование области и предмета информатики немыслимо без ее основного ресурса – информации. Понимая информацию как один из основных стратегических ресурсов общества, необходимо уметь его оценить как с качественной, так и с количественной стороны. На этом пути существуют большие проблемы из-за нематериальной природы этого ресурса и субъективности восприятия конкретной информации различными индивидуумами человеческого общества.
Глава 1. Понятие об информации
В бытовом смысле под информацией обычно понимают те сведения, которые человек получает от окружающей природы и общества с помощью органов чувств. Наблюдая за природой, общаясь с другими людьми, читая книги и газеты, просматривая телевизионные передачи, мы получаем информацию.
Математик рассматривает это понятие шире и включает в него те сведения, которые человек не получал, а создает сам с помощью умозаключений. Биолог относит к информации и те данные, которые человек не получал с помощью органов чувств и не создавал в своем уме, а хранит в себе с момента рождения и до смерти. Это генетический код, благодаря которому дети так похожи на родителей.
Таким
образом, в зависимости от области
знания существуют различные подходы
к определению понятия
Близкими к понятию информации являются понятия «знания» и «данные». Их, однако, следует различать. Знания – это информация, уже полученная и зафиксированная в мыслительной системе человека или в каком-либо другом носителе. Иными словами «знания» – это информация в покое, а «информация» - это знания в движении, в процессе передачи. В силу этого определения следует считать, что документ содержит в себе не «информацию», а «знания». Но поскольку эти «знания» имеют для нас ценность только в процессе их передачи человеку, то не является недопустимым нарушением логики ходячее выражение, что «документы содержат информацию». Ещё говорят, что «документы содержат данные». Согласно действующему государственному стандарту на термины в области информатики данные – это информация, представленная в форме, удобной для обработки.
Глава 2. Классификация информации
2.1 Информацию можно разделить на виды по разным критериям.
По способу восприятия:
По форме представления:
По предназначению:
По способу хранения и обработки:
Скажем, выключатель света в вашей комнате может быть либо включенным, либо выключенным. Если говорить о свете просто как о факте, то он может быть или не быть, т. е. характеризоваться всего двумя уровнями. Если этих уровней много, можно говорить о цифровом представлении информации, например, о кульке с десятком пирожных.
Аналоговая форма |
Дискретная форма |
2.2 Аналоговая и цифровая информация
Итак, разница между аналоговой информацией и цифровой в том, что аналоговая информация непрерывна, волнообразна, а цифровая дискретна. Свет, звук - вот примеры аналоговой информации. Компьютер (ЭВМ) может работать только с цифровой информацией, т. е. только когда она представлена конкретной последовательностью двоичных чисел. Чтобы аналоговую информацию можно было ввести в компьютер, создаются специальные устройства – аналогово - цифровые преобразователи (АЦП).
Действуют они примерно так – измеряется напряжение через равные промежутки времени и полученные значения записываются в память компьютера. Этот процесс называется дискретизацией (или оцифровкой).
Чтобы воспроизвести закодированный таким образом звук, нужно сделать обратное преобразование (для этого служит цифро-аналоговый преобразователь – ЦАП), а затем сгладить получившийся ступенчатый сигнал.
Чем выше частота дискретизации и чем больше разрядов отводится для каждого отсчета, тем точнее будет представлен звук, но при этом увеличивается и размер звукового файла. Поэтому в зависимости от характера звука, требований, предъявляемых к его качеству и объему занимаемой памяти, выбирают некоторые компромиссные значения.
Описанный способ кодирования звуковой информации достаточно универсален, он позволяет представить любой звук и преобразовывать его самыми разными способами.
Глава 3. Свойства информации
Свойства информации являются относительными, так как зависят от потребностей потребителя информации.
1)Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности.
2)Полнота информации. Информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на основании информации решений.
3)Достоверность — верность информации, не вызывающая сомнений. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть: преднамеренное искажение (дезинформация); непреднамеренное искажение субъективного свойства; искажение в результате воздействия помех; ошибки фиксации информации.
В общем случае достоверность информации достигается: указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются; сопоставлением данных, полученных из различных источников; своевременным вскрытием дезинформации; исключением искажённой информации и др.
4)Адекватность — степень соответствия смысла реально полученной информации и её ожидаемого содержимого. Например, задан вопрос - "Сколько у человека пальцев на руке?" "На руке у человека пять пальцев" - ответ достоверный и адекватный, "У человека две руки" - ответ достоверный, но неадекватный.
5)Доступность информации — мера возможности получить ту или иную информацию.
6)Актуальность информации — это степень соответствия информации текущему моменту времени.
7)Эмоциональность — свойство информации вызывать различные эмоции у людей. Это свойство информации используют производители медиаинформации. Чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятности обращения внимания и запоминания информации.
8)Релевантность (полезность) – степень соответствия информации запросам потребителя.
9)Защищенность – степень защиты информации от несанкционированного использования или изменения.
10)Эргономичность – свойство, характеризующее степень удобства формы и объема информации с точки зрения данного потребителя
11) Ясность (понятность) – мера правильной интерпретации информации исполнителем.
12)Запоминаемость – свойство информации, характеризующее ее способность удерживаться, сохраняться в памяти, запоминаться.
13)Передаваемость – способность информации к копированию, т.е. к тому, что она может быть “запомнена” другой макроскопической системой и при этом останется тождественной самой себе. Очевидно, что количество информации не должно возрастать при копировании.
14) Воспроизводимость информации тесно связана с ее передаваемостью и не является ее независимым базовым свойством. Если передаваемость означает, что не следует считать существенными пространственные отношения между частями системы, между которыми передается информация, то воспроизводимость характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, т.е. что при копировании информация остается тождественной самой себе.
15) Преобразуемость – фундаментальное свойство благодаря которому информация может менять способ и форму своего существования. 16)Копируемость есть разновидность преобразования информации, при котором ее количество не меняется. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может.
17)Свойство стираемости информации также не является независимым. Оно связано с таким преобразованием информации (передачей), при котором ее количество уменьшается и становится равным нулю.
Глава 4. Измерение информации
В информатике существуют и используются различные подходы к измерению информации. В числе которых:
Содержательный подход к измерению информации. Сообщение – информативный поток, который в процессе передачи информации поступает к приемнику. Сообщение несет информацию для человека, если содержащиеся в нем сведения являются для него новыми и понятными, т.е. сообщение информативно. Таким образом, информация - знания человека . Если сообщение не информативно, то количество информации с точки зрения человека = 0. (Пример: вузовский учебник по высшей математике содержит знания, но они не доступны 1-класснику)