Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 23:52, реферат
Информационное пространство представляет собой совокупность объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие, а также сами технологии, обеспечивающие это взаимодействие.
|
Информационная асимметрия
– одна из наиболее существенных характеристик
информационно-психологического воздействия
и информационного оружия. Являясь
одним из базовых принципов
Использование принципа информационной
асимметрии в информационно-
Информационная асимметрия
базируется на возможности освещения
события, исходя из различных его
аспектов, создавая различные виды
новостей. Информационная асимметрия
основывается на многозначности информационного
пространства. При блокировке любого
из его элементов всегда возникает
возможность воспользоваться
Асимметричным является уход от предсказуемости. Асимметричное сообщение всегда привлекает большее внимание, воздействуя с большей силой, чем симметричное, системное сообщение (информационные сообщения, которые ожидаемы, предсказуемы, являются симметричными). Асимметричное воздействие спокойно проходит сквозь симметричную защиту, поскольку та рассчитана на сдерживание только симметричных воздействий.
Разнообразие среды
Информационная асимметрия может объяснить любовь СМИ к чрезвычайным ситуациям (землетрясениям, наводнениям, голоду). С одной стороны, такие чрезвычайные события идеально стирают прошлые сообщения из общественного сознания, спасая нашу память от перегрузок. С другой, чрезвычайное событие всегда представляет проявление асимметричности, ибо не является прогнозируемым, а именно это отвечает сущности новостей как таковых.
Информационная асимметрия представляет собой основной элемент информационной борьбы, формируя информационное пространство любого государства. Официальные сообщения, которые ожидаемы и, следовательно, являются симметричными, попадают на экран в связи с принципиально асимметричным положением власти, которая сама задает приоритеты сообщений, выделяя важное для себя. Таким образом, асимметричность достигается на другому уровне. Как определяют исследователи масс-ме-диа, пресса и телевидение выступают во вторичной роли, первичная роль интерпретатора событий есть у властей, которые могут определить то или иное событие как угрозу для общества5. Масс-медиа лишь расширяют и распространяют эти представления, заданные со стороны властей. Исследовательская группа из Университета Глазго утверждает, что масс-медиа "систематически организованы таким образом, чтобы представлять картинку мира, служащую репродукции отношений доминирования, которые существуют в обществе" (Р. 130). Новости при этом рассматриваются как избирательная интерпретация событий.
Английские исследователи, рассматривая освещения кризисных событий в прессе, вышли на следующие двенадцать характеристик (восемь основных факторов и четыре, связанных с культурой):
1. Частота — чем
больше частота события
2. Амплитуда — соответствующий уровень, например, насилия, нужен для того, чтобы оно рассматривалось как новость.
3. Неоднозначность — чем
меньшая неоднозначность, тем
большая вероятность быть
4. Релевантность — событие
должно быть культурно
5. Совпадение — чем
событие более ожидаемо, желательно,
тем скорее оно станет
6. Коррективой к последним двум факторам является неожиданность: событие должно быть редким и неожиданным, чтобы стать новостью.
7. Если событие стало новостью, оно будет оставаться новостью, даже при уменьшении амплитуды.
8. Композиция — новости
компонуются так, чтобы
Многие из этих характеристик
акцентируют как раз
1. Элитные нации скорее становятся предметом новостей.
2. Элитные слои общества скорее становятся предметом новостей.
3. Чем больше событие
персонализировано, тем
4. Чем больше событие
негативно, тем большая
Телевидение как канал коммуникации имеет свои дополнительные требования: событие должно быть драматическим, привлекательным, развлекательным.
Из всего этого видно различие между реальным событием и символической новостью. Информационная асимметрия базируется при этом на возможности освещения события, исходя из различных его аспектов, создавая различные виды новостей. Например, как мы уже сказали, война может интерпретироваться или из патриотических, или из семейных позиций. В первом случае будут более сильными официальные источники, во втором — неофициальные. Поэтому как раз асимметричность разрешает если не побеждать сильнейшего, то наносить ему серьезный вред, ибо она всегда находит слабые места в "обороне" неприятеля.
В пропагандистских целях информационная асимметрия всегда найдет свое место, поскольку в каждом обществе существует противопоставление официальной и неофициальной идеологии. Это, что касается пропаганды, направленной на неприятеля. В системе внутренней пропаганды, например, в случае избирательной гонки, тоже существует другой угол зрения на события, что сразу начинает порождать другой тип информации. Эта информация тоже принципиально асимметрична, ведь другая сторона ее не использует. Единым методом предотвращения
этого есть выдача как отрицательной,
так и положительной информации
своей аудитории для создания
соответствующего иммунитета. При этом
отрицательная информация должна идти
с соответствующими контраргументами.
Тогда появление ее со стороны
неприятеля в этом случае уже не
будет иметь серьезных
Информационное пространство современного общества формируется благодаря работе нескольких мощных информационных источников. Если при этом возникает информационная асимметрия, которая кем-то может быть использована, спиндоктор старается исправить эту ситуацию. Специализацией спиндоктора и является исправление отрицательного освещения того или другого события в новостях. Белый дом, например, сам порождает необходимые новости, чтобы потенциально привлекать внимание массового сознания как раз к своей интерпретации событий, имеющих место. Это потенциальное занятие места в списке новостей, чтобы его не занял кто-то другой. Особенностью настоящих новостей есть соответствующая сбалансированность, которая и снимает автоматизм восприятия и увеличивает доверие к информационному источнику. При этом это не нарушает технологичности: например, 70% новостей Би-Би-Си — это отображение событий, которые были запланированные заранее. Вообще технология создания новостей облегчается тем, что журналисты размещаются в местах массового порождения новостей типа парламента Новость — это временное создание информационной асимметрии. Когда она становится известной всем, новость следующего дня вычеркивает новость дня прошедшего, поддерживая принцип информационной асимметрии.
Блогосфера (от англ. blogosphere) — термин, построенный аналогично термину «ноосфера» и ему подобным, и обозначающий совокупность всех блогов как сообщество или социальную сеть. Существующие в мире десятки миллионов (по данным 2006 года)блогов обычно тесно связаны между собой, блоггеры читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга и таким образом создают свою субкультуру. Понятие блогосферы делает упор на одно из основных отличий блогов от обычных веб-страниц и интернет-форумов: связанные между собой блоги могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку.
Блогосфера является важной средой изучения общественного мнения и культурных мемов, она часто учитывается в академических и неакадемических работах, исследующих современные глобальные социальные тенденции. феномен блогосферы состоит в том, что за несколько лет самозародилось новое информационное пространство. Быстрее реагирующее, более независимое и сложнее контролируемое.
Предпосылками к возникновению блогосферы являлись:
А. Экспоненциальный рост блоггеров и блогов. Широкое распространение блогов началось во второй половине 90-ых годов прошлого века. Первый блог появился в 1994 году, однако о том, кто создал первый блог, исследователи до сих пор спорят ( первый российский блог - сериал "Бред-Социум" , видимо, имеет самую давнюю и продолжающуюся историю существования с марта 1994 г.). По данным на 2004 год зафиксировано 4 миллиона блогов. По данным на 2008 год в мире зарегистрировано 133 миллиона блогов. То есть за 4 года число блогов возросло в 33 раза. Конечно, более половины из них созданы в рекламных целях. Согласно данным Яндекса в Рунете около 12 миллионов блогов, тогда как регулярно обновляемыми из них является 1 миллион. Рост блогов и блоггеров объясняется следующим:
1.Рост числа интернет пользователей.
2.Простота в создании и ведении блога. (в 1999 году Pyra Labs создала портал Blogger — первый бесплатный, общедоступный и простой в использовании инструмент для блоггеров)
3.Наличие свободного доступа к сети на рабочем месте.
4.Полная свобода высказываний в блогах (до определенного времени, на данный момент высказывания в блогах для целей УК приравниваются к публичным).
B. Стремление людей к диверсификации источников информации и скорейшему получению информации. До появления блогосферы СМИ полностью контролировали информационную повестку дня. Блогосфера позволила удовлетворить данные человеческие стремления из-за: