Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:37, лекция
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.
Лекция №1: Информационное общество. Компоненты информационной культуры
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.
Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.
Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.
Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:
Влияние информационных революций можно проследить по таблице смене поколений ЭВМ:
Поколение | Период | Элементная база | Быстродействие | Объем ОП | Устройства ввода-вывода | Программное обеспечение | Примеры ЭВМ |
I | 1946 -1955 г.г. | Электронная лампа | 10-20 тыс. операций в 1с | 2 Кбайт | Перфоленты, перфокарты | Машинные коды | ENIAC, EDZAC
UNIVAC, МЭСМ БЭСМ, СТРЕЛА |
II | 1955 – 1965 г.г. | Транзистор | 100-1000 тыс. операций в 1с. | 2-32 Кбайт | Магнитная лента, магнитные барабаны | Алгоритми-ческие языки, операцион-ные системы | «Традис»
IBM – 701 БЭСМ-6 |
III | 1966- 1975 г.г. | Интегральная схема (ИС) | 1-10 млн. операций в 1с. | 64 Кбайт | Многотер-минальные системы | Операционные системы | ЕС – 1030
IBM -360 БЭСМ-6 |
IV | 1975 г.г. до наших дней | Большая интегральная схема (БИС) | 1-100 млн. операций в 1с. | 1-64
Мбайт |
Сети ПЭВМ | Базы и банки данных | IBM -386
IBM -486 Корвет УКНЦ |
V | с 90-х годов 20 в. | Сверхбольшая интегральная схема (СБИС) | Более
100 млн. операций в 1с. |
Оптические и лазерные устройства | Экспертные системы |
Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.
Информационная технология (ИТ) - совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Телекоммуникации - дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.
Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.
Ряд ученых выделяют
характерные черты
Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.
Информационная культура
Информационная культура – умение человека целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Термин «информационная
культура» определяют еще как «информационная
грамотность».
В понятие «информационная
грамотность личности» включены следующие
компоненты:
- компьютерная грамотность личности;
- знания об информационной среде, законах
ее функционирования, а также некоторый
объем метазнаний, т.е. знаний об информации;
- наличие у личности информационных потребностей
широкого диапазона;
- умение ориентироваться в информационных
потоках;
- умения и навыки сохранения информации
для повторного использования;
- развитость алгоритмического мышления
личности.
Под компьютерной
грамотностью понимаются:
- знания, касающиеся информационной техники
и технологии, компьютеров, их потенциала,
возможностей и границ использования,
а также относящихся к ним основных экономических,
социальных, культурных и нравственно-этических
вопросов;
- совокупность умений и навыков использования
компьютеров в своей деятельности:
а) умение инструментального использования
ЭВМ (умение пользоваться текстовым и
графическим редакторами, электронными
таблицами, базами данных и т.д.);
б) умение, характеризующее гуманитарный
компонент применения компьютера (умение
анализировать ситуации, обусловленные
использованием компьютера, описывать
результаты воздействия на людей сбоев
и отказов системы, умение определять
возможность решения задач с помощью компьютера).
Содержание термина «информационная
культура» гораздо шире, чем другие понятия.
Оно точнее отражает взаимодействие отдельной
личности с окружающими информационными
средами и пространством.
Информационная
культура предполагает наличие у личности
таких качеств, как:
1) информационная
грамотность. Она включает:
- стройную, логически связанную, преемственную
систему знаний информационных технологий,
в том числе компьютерных;
- умения и навыки любой деятельности,
связанной с информацией, а также умения
и навыки планирования своей деятельности,
проектирования и построения информационных
моделей, коммуникации, дисциплины общения
и структурирования сообщений, инструментирования
всех видов деятельности, использования
современных технических средств в жизни;
2) осознанную мотивацию личности на:
- удовлетворение своих информационных
потребностей на базе знаний ИиКТ;
- повышение своего общекультурного, общеобразовательного
и профессионального кругозора;
- развитие умений и навыков информационной
деятельности и информационного общения
на основе использования информационных
и телекоммуникационных технологий, в
том числе компьютерных;
3) определенный стиль мышления, главной
характеристикой которого являются самостоятельность
и креативность.
Информация о работе Информационное общество. Компоненты информационной культуры