Информационная технология

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:48, доклад

Краткое описание

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.

Файлы: 1 файл

ИТ.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

      Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная информация формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия решения виде.

    Содержимое  базы данных при помощи соответствующего программного обеспечения преобразуется  в периодические и специальные  отчеты, поступающие к специалистам, участвующим в принятии решений в организации. База данных, используемая для получения указанной информации, должна состоять из двух элементов:

  1. данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;
  2. планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих 
    планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).

      АВТОМАТИЗАЦИЯ ОФИСА

      Характеристика  и назначение

      Исторически автоматизация началась на производстве и затем распространилась на офис, имея вначале целью лишь автоматизацию рутинной секретарской работы. По мере развития средств коммуникаций автоматизация офисных технологий заинтересовала специалистов и управленцев, которые увидели в ней возможность повысить производительность своего труда.

    Автоматизация офиса (рис. 8.7) призвана не заменить существующую традиционную систему коммуникации персонала (с ее совещаниями, телефонными звонками и приказами), а лишь дополнить ее. Используясь совместно, обе эти системы обеспечат рациональную автоматизацию управленческого труда и наилучшее обеспечение управленцев информацией.

    Автоматизированный  офис привлекателен для менеджеров всех уровней управления в фирме не только потому, что поддерживает внутрифирменную связь персонала, но также потому, что предоставляет им новые средства коммуникации с внешним окружением.

      Информационная  технология автоматизированного  офиса — организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с  внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

 

           Рис. 8.7.  Основные компоненты автоматизации офиса

    Офисные автоматизированные технологии используются управленцами, специалистами, секретарями и конторскими служащими, особенно они привлекательны для группового решения проблем. Они позволяют повысить производительность труда секретарей и конторских работников и дают им возможность справляться с возрастающим объемом работ. Однако это преимущество является второстепенным по сравнению с возможностью использования автоматизации офиса в качестве инструмента для решения проблей. Улучшение принимаемых менеджерами решений в результате их более совершенной коммуникации способно обеспечить экономический рост фирмы.

    В настоящее время известно несколько  десятков программных продуктов для компьютеров и некомпьютерных технических средств, обеспечивающих технологию автоматизации офиса: текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, электронный календарь, аудиопочта, компьютерные и телеконференции, видеотекст, хранение изображений, а также специализированные программы управленческой деятельности: ведения документов, контроля за исполнением приказов и т.д.

    Также широко используются некомпьютерные средства: аудио- и видеоконференции, факсимильная связь, ксерокс и другие средства оргтехники.

 

      ИНФОРМАЦИОННАЯ  ТЕХНОЛОГИЯ ПОДДЕРЖКИ  ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

      Характеристика  и назначение

      Системы поддержки принятия решений и  соответствующая им информационная технология появились усилиями в основном американских ученых в конце 70-х — начале 80-х гг., чему способствовали широкое распространение персональных компьютеров, стандартных пакетов прикладных программ, а также успехи в создании систем искусственного интеллекта.

    Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса (рис. 8.8), в котором участвуют:

  • система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;
  • человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.

Рис. 8.8.  Информационная технология поддержки принятия решений как итерационный процесс

    Окончание итерационного процесса происходит по воле человека. В этом случае можно  говорить о способности информационной системы совместно с пользователем  создавать новую информацию для принятия решений.

    Дополнительно к этой особенности информационной технологии поддержки принятия решений можно указать еще ряд ее отличительных характеристик:

  • ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;
  • сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;
  • направленность на непрофессионального пользователя компьютера;
  • высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.

    Информационная  технология поддержки принятия решений  может использоваться на любом уровне управления. Кроме того, решения, принимаемые  на различных уровнях управления, часто должны координироваться. Поэтому важной функцией и систем, и технологий является координация лиц, принимающих решения как на разных уровнях управления, так и на одном уровне.

Основные  компоненты

Рассмотрим  структуру системы поддержки  принятия решений (рис. 8.9), а также функции составляющих ее блоков, которые определяют основные технологические операции.

Рис. 8.9.  Основные компоненты информационной технологии поддержки принятия решений

      ИНФОРМАЦИОННАЯ  ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ

      Характеристика  и назначение

      Наибольший  прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

    Под искусственным интеллектом обычно понимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Чаще всего здесь имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением. Работы в области искусственного интеллекта не ограничиваются экспертными системами. Они также включают в себя создание роботов, систем, моделирующих нервную систему человека, его слух, зрение, обоняние, способность к обучению.

    Решение специальных задач требует специальных  знаний. Однако не каждая компания может  себе позволить держать в своем  штате экспертов по всем связанным  с ее работой проблемам или  даже приглашать их каждый раз, когда  проблема возникла. Главная идея использования технологии экспертных систем' заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Являясь одним из основных приложений искусственного интеллекта, экспертные системы представляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил (эвристик). Эвристики не гарантируют получения оптимального результата с такой же уверенностью, как обычные алгоритмы, используемые для решения задач в рамках технологии поддержки принятия решений. Однако часто они дают в достаточной степени приемлемые решения для их практического использования. Все это делает возможным использовать технологию экспертных систем в качестве советующих систем.

    Сходство  информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеются три существенных различия. Первое связано с тем, что решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решений отражает уровень ее понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности. Второе отличие указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение. Третье отличие связано с использованием нового компонента информационной технологии — знаний.

 

      Основные  компоненты

      Основными компонентами информационной технологии, используемой в экспертной системе, являются (рис. 8.10): интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы.

Рис. 8.10.  Основные компоненты информационной технологии экспертных систем

 

9. Программные средства информационных технологий.

      ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

      Основные  понятия

      Возможности компьютера как технической основы системы обработки данных связаны  с используемым программным обеспечением (программами).

      Программа (program, routine) — упорядоченная последовательность команд (инструкций) компьютера для решения задачи.

      Программное обеспечение (sowtware) — совокупность программ обработки данных и необходимых для их эксплуатации документов.

    Программы предназначены для машинной реализации задач. Термины задача и приложение имеют очень широкое употребление в контексте информатики и программного обеспечения.

      Задача  (problem, task) — проблема, подлежащая решению. Приложение (application) — программная реализация на компьютере решения задачи.

    Таким образом, задача означает проблему, подлежащую реализации с использованием средств информационных технологий, а приложение — реализованное на компьютере решение по задаче. Приложение, являясь синонимом слова "программа", считается более удачным термином и широко используется в информатике.

    Термин  задача употребляется также в сфере программирования, особенно в режиме мультипрограммирования и мультипроцессорной обработки, как единица работы вычислительной системы, требующая выделения вычислительных ресурсов (процессорного времени, основной памяти и т.п.). В данной главе этот термин употребляется в смысле первого определения.

    Существует  большое число разнообразных  классификаций задач. С позиций  специфики разработки и вида программного обеспечения будем различать два класса задач — технологические и функциональные.

    Технологические задачи ставятся и решаются при организации технологического процесса обработки информации на компьютере. Технологические задачи являются основой для разработки сервисных средств программного обеспечения в виде утилит, сервисных программ, библиотек процедур и др., применяемых для обеспечения работоспособности компьютера, разработки других программ или обработки данных функциональных задач.

    Функциональные  задачи требуют решения при реализации функций управления в рамках информационных систем предметных областей. Например, управление деятельностью торгового предприятия, планирование выпуска продукции, управление

перевозкой  грузов и т.п. Функциональные задачи в совокупности образуют предметную область и полностью определяют ее специфику.

      Предметная (прикладная) область (application domain) — совокупность связанных между собой функций, задач управления, с помощью которых достигается выполнение поставленных целей.

    Процесс создания программ можно представить  как последовательность действий, представленных на рис. 9.1.

Рис. 9.1. Схема процесса создания программ

      Постановка  задачи (problem definition) — это точная формулировка решения задачи на компьютере с описанием входной и выходной информации.

    Постановка  задачи — обобщенный термин, который  означает определенность содержательной стороны обработки данных. Постановка задачи связана с конкретизацией основных параметров ее реализации, определением источников и структурой входной и выходной информации, востребуемой пользователем.

    К основным характеристикам функциональных задач, уточняемым в процессе ее формализованной постановки, относятся:

Информация о работе Информационная технология