Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:58, курсовая работа
В течение последних нескольких лет "гипертекст" превратился в популярную тему многих конференций по информатике, научно-технической информации, искусственному интеллекту, лингвистике, психологии и теории обучения. Интерес вызывает принципиально нелинейная организация информационных единиц, которые могут быть представлены текстом, аудио и видео информацией, дружелюбная и гибкая форма нелинейного управления этими единицами в гипертекстовой системе.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….....3
1. Понятие и структура гипертекста:
1.1. Понятие гипертекста и гипертекстовой технологии…………4
1.2. Структура гипертекста…………………………………………8
2. Области применения гипертекстовой технологии:………………………13
2.1. Электронные издания………………………………………….14
2.2. Электронный документооборот………………………………15
2.3. Информационное обслуживание компаний………………....16
2.4. Intranet-система………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………….…..23
Список используемой литературы………………………………………….....24
Прямой доступ позволяет осуществлять прямой доступ к узлам сети по их именам.
Просмотр (браузинг) — операция, характерная только для гипертекста. Означает поиск информации посредством просмотра гипертекстовой сети, при этом возможно запоминание пути следования, с тем, чтобы при последующем аналогичном запросе поиск происходил по зафиксированному пути следования.
Реальные гипертекстовые системы в зависимости от специализации могут обладать различным набором вышеперечисленных функций.[8]
Существенной особенностью гипертекстовых систем является их ориентация на активную работу пользователя в интерактивном режиме. Осуществляя навигацию по информационным фрагментам, пользователь получает возможность по-разному представлять информацию, что облегчает ее понимание и обеспечивает создание новых знаний. Все это позволяет говорить о гипертекстовых системах как о знаниеориентированных.
2. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГИПЕРТЕКСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Гипертекст принадлежит к системам автоматизации деятельности по обработке информации и служит для облегчения поиска нужной информации. Гипертекстовые системы обеспечивают реализацию средствами вычислительной техники ассоциативного подхода к представлению информации. Они имитируют способность человеческого интеллекта осуществлять хранение больших объемов информации и поиск ее посредством ассоциаций в процессах коммуникации и мышления.
Гипертекстовые технологии широко используются в:
настольных издательских системах для создания документов большого объёма со свойствами гипертекста (т. е. с системой ссылок);
системах управления документами (СУД), например, для сведения в один итоговый документ информации, содержащейся в разнородных документах;
системах подготовки электронных документов, позволяющих составлять гипертекстовые документы с возможностью осуществления навигации;
при организации хранения и представления информации в сети Интернет, например в сервисе World Wide-Web (WWW).
Одним из перспективных направлений развития гипертекстовых систем является технология гипермедиа – соединение технологий гипертекста и мультимедиа (интеграция текста, графики, звука, видео).
Использование гипертекста позволяет создать информационную инфраструктуру распределённой организации и упростить диалоговый интерфейс пользователя, что важно при разработке информационных приложений. Гипертекстовые технологии способствовали созданию в информационных сетях информационных хранилищ, которым могут получать доступ самые различные категории пользователей. В результате в Интернете сформированы огромные и свободно доступные широким массам пользователей (открытые) самые разнообразные информационные ресурсы.
2.1. ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ
Гипертекстовые документы получили широкое распространение в электронных изданиях.
Идея гипертекста широко использовалась при составлении справочников и энциклопедий. Например, в тексте статьи энциклопедии по какому-либо вопросу встречаются ссылки, типа смотри статью такую-то, содержащую дополнения и пояснения к текущей проблеме. В настоящее время используемая технология гипертекста обеспечивает доступ к большим массивам текстовой информации, не поддающейся упорядочиванию обычными способами.
Гипертекстовые системы приспособлены для создания информационных систем в плохо структурированных предметных областях. Эти технологии применяются тогда, когда пользователь не может четко сформулировать свои информационные потребности, а делает это в процессе поиска информации. Традиционные методы информационного поиска, например по ключевым словам, могут служить дополнительным средством в прикладных гипертекстовых системах, обеспечивая эффективный доступ к большим информационным массивам.
Большинство современных поисково-справочных систем в той или иной степени поддерживают технологию гипертекста. Здесь гипертекстовая технология используется для облегчения нахождения нужной информации по продукту и его возможностям. В качестве примера программной реализации технологии гипертекста можно привести справочные системы, встроенные в MS Windows. Наиболее развитые в техническом отношении справочные системы, построенные на технологии Help-файлов, позволяют даже автоматизировать некоторые действия пользователя. Так, справочная система пакета MS Word на запросы пользователя о том, как выполнить определенную процедуру, не только предоставляет исчерпывающее описание действий, но даже предлагает выполнить некоторые из них автоматически.
В качестве примера приведем опыт издательства Elsevier, которое издает для использования в промышленности гипертекстовую "Активную Библиотеку", позволяющую пользователям создавать собственные проблемно-ориентированные системы. Активная библиотека состоит из компакт-дисков содержащих энциклопедические гипертексты и системы авторизации, позволяющей конфигурировать специализированные справочные системы. Примером может служить энциклопедия по коррозии, содержащая в виде текста и высококачественных цветных изображений, базу мировых знаний в области коррозии. Ясно, что использовать энциклопедию на производственных участках неудобно. Активная Библиотека позволяет не только адаптировать ее для такого применения, но и дополнять собственными замечаниями, рекомендациями и инструкциями. Многие промышленные компании отмечают, что Активная Библиотека кроме своего прямого назначения позволяет заметно снизить затраты на издание и обновление технической документации.[9]
2.2. ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ
В системах документооборота и коллективной работы с документами гипертекстовая технология применяется для создания связей между однотипными документами и для организации последовательной обработки документов. Так, в наиболее развитом программном пакете поддержки корпоративной деятельности пользователей Lotus Notes элементы гипертекстовой технологии используются для связывания двух и более документов.
Гипертекстовая технология может успешно применяться для создания процессоров идей. Данный тип гипертекстовых систем используется для организации процесса подготовки и сопровождения больших документов, содержащих текст, графику, информацию из баз данных и электронных таблиц. Конечной целью выступает генерация линейного и удобочитаемого документа (в виде книги, доклада, отчета и т.п.) по разнородным и разноплановым данным. Здесь существенными являются отслеживание влияния изменений данных в отдельных информационных фрагментах на документ в целом и его корректная реорганизация для различных приложений (например, для издания рекламного буклета, проспекта, доклада). Кроме того, немаловажное значение имеет поддержка одновременной работы нескольких авторов с фрагментами единого издания, их взаимодействия в локальной сети, распределенного хранения информации, введения версий документов, согласования их окончательного содержания.[10]
2.3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОМПАНИЙ
Многие компании за рубежом уже не представляют себе, что можно вести серьезный бизнес без собственной системы гипертекстового информационного обслуживания. Рассмотрим несколько конкретных примеров применения гипертекстовых технологий.
Информационное обслуживание процессов принятия инвестиционных решений.
Проблема состоит в том, что работать приходится с огромным объемом сложных и сложно взаимосвязанных документов, клиенты нетерпеливы, а их вопросы непредсказуемы. Агенты ведут продажу взаимных фондов по телефону и для них чрезвычайно важно отвечать быстро и точно на любые вопросы потенциальных покупателей об инвестициях, состоянии рынка и процентных ставках. Решение этой проблемы заключается в создании собственной гипертекстовой системы информационного обслуживания, которая позволяет агентам практически мгновенно получать любую информацию, манипулируя множеством документов, содержащих широкий спектр финансовых и других индикаторов, характеризующей состояние и поведение рынка. Это импонирует и привлекает клиентов, так как они могут теперь принимать решения в условиях высокого уровня информированности.
Подготовка персонала для обслуживания и ремонта нового сложного оборудования.
В связи с увеличением конкуренции на рынке новой техники и технологии быстро растет и становится критическим фактором проблема подготовки персонала способного быстро и квалифицированно устранять неисправности. В качестве иллюстрации современного подхода к решению этой проблемы можно сослаться на опыт известной американской компании 3М. Специалисты используют в сервисных центрах компании портативный компьютер с гипертекстом технической документации; при чем, выезжая к клиенту, они имеют возможность взять его с собой. Предусмотрена возможность связываться с центральным офисом через модем для обновления и пополнения гипертекста. Отпала необходимость иметь на рабочем месте и, тем более, возить с собой тома технической литературы. Экономится время на поиск нужной информации, в результате чего снижаются затраты на обслуживание и повышается конкурентоспособность.
Некоторые компании пришли к выводу, что гипертекстовая технология значительно ускоряет подготовку персонала. Для того, чтобы принадлежащие компаниям производственные высокотехнологичные линии работали эффективно, были созданы системы информационной поддержки операторов. Серьезным стимулом для этого оказались результаты исследования[11], в котором выяснилось, что люди способны запоминать только 10-20% подробной технической информации, получаемой в процессе обучения, а в процессе работы нуждаются в быстром постоянном доступе к рабочим инструкциям, инструкциям по технике безопасности и сопровождению. При этом дорогостоящие тома бумажной документации часто теряются и быстро устаревают. Эффективной альтернативой оказывается гипертекстовая информационная система непосредственно на рабочем месте. Теперь достаточно оператору два - три раза нажать на кнопку мыши, чтобы вызвать на экран нужные сведения. Доступ и обновление информации стали значительно проще и дешевле.
Также гипертекстовая технология может использоваться и для обучения персоналам новым знаниям в той или иной сфере. Специально разработанные обучающие системы на основе гипертекста помогают каждому человеку самостоятельно разобраться в конкретном вопросе.
Медицинская диагностика и мониторинг пациентов.
Качество лечения пациентов существенно зависят от способности врача помнить детали анамнеза каждого пациента, прецеденты, особенности и совместимость препаратов, и огромный объем другой информации необходимой для эффективной диагностики и мониторинга. Гипертекстовая система позволяет надежно хранить всю эту взаимосвязанную информацию в настольном компьютере и быстро вызывать на экран нужные сведения во время приема.
Использование системы можно описать следующим образом. Начиная очередной прием, врач вызывает историю болезни пациента, в которой названия симптомов и синдромов оформлены как электронные кнопки, при помощи которых врач может обратиться к справочной литературе. Возможность вызывать на экран иллюстрации позволяет лучше объяснять пациенту суть задаваемых вопросов, уточнять ответы и пояснять рекомендации. Если врач предполагает, что проблемы носят наследственный характер - он может обратиться к медицинской истории его родителей (в некоторых странах дети часто лечатся у того же врача, что и родители, а семейные врачи передают друг другу свою практику).
Защита окружающей среды.
Агентство по Защите Окружающей Среды США использует гипертекстовую оперативную справочную систему, которая в чрезвычайных ситуациях позволяет быстро принимать эффективные решения, требующие учета огромного количества разнообразной информации. В гипертекстовую базу данных системы загружены и постоянно обновляются законы, нормативные документы, материалы парламентских слушаний, сведения о компаниях которые могут быть привлечены для решения тех или иных проблем, метеорологические сведения, сведения о растительном и животном мире по всей стране и многое другое. Благодаря богатой системе перекрестных ссылок оказывается возможным быстро находить не только необходимые для принятия решений сведения, но и важные с точки зрения юридической ответственности требования к регистрации событий и отчетности о выполненных и планируемых действиях и мероприятиях. Присущая гипертекстовой технологии возможность создавать многоуровневые документы обеспечивает унифицированное обслуживание различных групп пользователей - от руководителей высшего уровня, которым должна представляться для утверждения стратегическая информация, до руководителей проектов, отвечающих за выработку и согласование всех мероприятий до мельчайших подробностей. Гипертекстовое решение резко снижает избыточность, затраты на сопровождение, увеличивает скорость доступа к документам. Кроме того, оказалось возможным совместить справочные функции с работой по повышению квалификации служащих на их рабочих местах. Использование представленной в электронной форме текстовой, графической и речевой информацией позволило резко сократить затраты труда и времени на производство и распространение учебных материалов и их использование для подготовки и переподготовки кадров[12].
2.4. INTRANET-CИСТЕМА
Еще одним из ярких примеров использования гипертекстовых технологий в бизнесе является intranet-система.
Обычно под Intranet (Интранет) подразумевают внутрикорпоративный веб-сайт. На самом деле сайтов может быть несколько (например, у каждого отдела организации - свой), и эти сайты могут представлять собой очень даже серьезные веб-приложения, интегрирующие IT-инфраструктуру компании.
Как правило, Intranet-системы используют в крупных (и особенно, географически распределенных) компаниях. Intranet может функционировать не только в одном офисе, но и объединять несколько филиалов компании, а также предоставлять доступ к корпоративному хозяйству удаленным сотрудникам (через Internet-канал).[13]
Ключевыми качествами Интранета, напрямую связанными с экономическими аспектами деятельности современной организации, являются: