Предприятие кк имущественный комплекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:14, реферат

Краткое описание

Определение предприятия как объекта гражданского оборота дано в Гражданском кодексе РФ:
«Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью» (ст.132 ГК РФ).
Из содержания ст. 132 ГК РФ вытекают присущие предприятию специфические свойства, которые характеризуют его как имущественный комплекс. К ним относятся:
1) предприятие - это имущество, используемое для осуществления предпринимательской деятельности;
2) предприятие - это имущество, обособленное от других имуществ, в том числе принадлежащих предпринимателю;

Оглавление

1. Предприятие как имущественный комплекс 3
2. Метрологические требования при осуществлении хозяйственной деятельности 14
Задача 20
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

Хозяйственное право.docx

— 37.83 Кб (Скачать)

Сделка – некий осознанный акт (волевой акт), осуществляемый юридическими и физическими лицами. Легальная  сделка осуществляется в полном соответствии с действующими нормами Гражданского кодекса и права. Сделка направлена на возникновение, прекращение или  изменение гражданских отношений (правоотношений).

Предметом сделок могут быть только объекты прав, т.е. те материальные и духовные блага, по поводу которых  субъекты вступают в правовые отношения. Предприятие может быть предметом  гражданско-правовых сделок, выступая только в качестве объекта гражданских  прав. Именно в этом смысле, на мой  взгляд, в дальнейшем применительно  к российскому праву и должен использоваться термин «предприятие».

Предприятие как имущественный  комплекс является сложной вещью. Данная классификация предприятия как  сложной вещи предполагает, что действие сделки, предметом которой является предприятие, распространяется на все  его составные части. Данная норма  права является диспозитивной, а  потому договором сторон может быть предусмотрено иное: исключение некоторых  вещей, обычно входящих в состав «сложной вещи».

Иначе говоря, в обороте  вещей, в частности имущественных  комплексов, объектом права может  выступать не только предприятие  в целом, но и его часть. При  этом существенным условием совершаемой  сделки служит перечень имущества, входящего  в эту часть. Также под понятие  «предприятие» как имущественного комплекса попадает даже такая часть, как, например, отдельный цех. Но не просто как объект недвижимости, а  с его оборудованием, персоналом, источниками сырья, комплектующих  и т. д. То есть по сути являющегося частью действующего предприятия (или иначе говоря частью на «на ходу»).

Сделки с недвижимостью  бывают односторонние, двусторонние и  многосторонние. Примерами односторонних  сделок могут быть:

  1. Договор доверительного управления.

По договору доверительного управления предприятием как имущественным  комплексом учредитель (собственник  предприятия) передает доверительному управляющему предприятие в доверительное  управление, а последний обязуется  осуществлять управление предприятием в интересах учредителя или указанного им лица (выгодоприобретателя). При этом право собственности на предприятие сохраняется за учредителем (п. 1 ст. 1012, п. 1 ст. 1013 ГК).

  1. Принятие или отказ от наследства и т.п.

Для совершения таких сделок достаточно воли одной стороны.

Прочие сделки, которые  не подпадают под понятие односторонней, являются многосторонними и оформляются  соответствующим документом – договором. В зависимости от количества участников договоры – это двусторонние или  многосторонние сделки. Это могут  быть:

  1. По договору купли-продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс (п. 1 ст. 559 ГК РФ). Такой договор регулируется нормами параграфа 8 главы 30 Гражданского кодекса. Следует отметить, что имущественный комплекс является объектом недвижимости. Поэтому к отношениям, связанным с его продажей, применяются правила, регулирующие продажу недвижимости. Если же по каким-либо моментам такие правила отсутствуют, руководствоваться следует общими положениями о купле-продаже товаров (п. 2 ст. 549 ГК РФ).

Характерная особенность  договора продажи предприятия, выделяющая его в самостоятельный вид  договора продажи недвижимости, заключается  в том, что продажа предприятия  во всех случаях сопровождается, с  одной стороны, уступкой прав требований продавца покупателю, с другой - переводом на него долгов, что, как известно, требует согласия кредиторов. Поэтому в Гражданском кодексе предусмотрены положения, определяющие особый порядок уведомления кредиторов и получения их согласия на продажу предприятия, а также последствия нарушения этого порядка (ст. 562);

  1. По договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другие входящие в состав предприятия основные средства, передать в порядке, на условиях и в пределах, которые определяются договором, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, иные имущественные права арендодателя, связанные с предприятием, права на обозначения, индивидуализирующие деятельность предприятия, и другие исключительные права, а также уступить ему права требования и перевести на него долги, относящиеся к предприятию (п. 1 ст. 656 ГК);
  2. Договор найма;
  3. Предприятие как имущественный комплекс является объектом имущественных прав при применении такого способа приватизации, как выкуп арендованного государственного или муниципального имущества. Речь идет о договорах аренды имущественных комплексов государственных и муниципальных предприятий, заключенных с организациями арендаторов, созданными трудовыми коллективами этих предприятий, до введения в действие Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г. Выкуп арендованных имущественных комплексов допускается в случае, если организации арендаторов были преобразованы в хозяйственные общества или товарищества и в договоре аренды содержатся условия о размере выкупа, сроках и порядке его внесения. Порядок определения стоимости выкупаемого арендаторами государственного имущества определяется Программой приватизации Российской Федерации и программами приватизации субъектов Российской Федерации (ст. 26 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации");
  4. Значительными особенностями отличается продажа предприятия (бизнеса) организации-должника при применении к ней процедур несостоятельности (банкротства).
  5. Продажа принадлежащего должнику предприятия как имущественного комплекса допускается при применении к должнику таких процедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
  6. В ходе внешнего управления продажа предприятия (бизнеса) должника возможна, если это предусмотрено планом внешнего управления, который должен быть утвержден собранием кредиторов (ст. 83, 85 Закона о несостоятельности (банкротстве)).
  7. В отличие от договора продажи предприятия (§ 8 гл. 30 ГК) при продаже предприятия (бизнеса) должника в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве) денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не включаются в состав предприятия, т.е. предприятие продается без долгов, связанных с этим имущественным комплексом, которые образовались до возбуждения дела о банкротстве в арбитражном суде;
  8. Передача предприятия в ипотеку допускается при наличии согласия собственника имущества, относящегося к предприятию, или уполномоченного им органа. Если иное не будет предусмотрено договором ипотеки, в состав заложенного комплекса входят материальные и нематериальные активы, в том числе здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, готовая продукция, права требования, исключительные права. Вместе с тем на принадлежащее залогодателю право постоянного пользования земельным участком, на котором находится предприятие, право залога не распространяется. При обращении взыскания на такое предприятие лицо, которое приобретает это имущество в собственность, приобретает право пользования земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник (залогодатель) недвижимого имущества (ст. 69 - 70 Закона об ипотеке).

Договоры, в свою очередь, могут быть возмездными и безвозмездными. Если одна сторона не требует от второй стороны оплаты за услуги или  товар, то такой договор считается  безвозмездным. Яркий пример - это  договор дарения.

 

2. Метрологические  требования при осуществлении  хозяйственной деятельности 

В соответствии с Законом  РФ "Об обеспечении единства измерений" государственные органы управления РФ, а также предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы (МС) для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора.

При выполнении работ в  сферах: осуществлении деятельности в области здравоохранения; осуществлении ветеринарной деятельности; осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды; осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях; выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда; осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта; осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров; выполнении государственных учетных операций; оказании услуг почтовой связи и учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи; 
осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства; 
осуществлении геодезической и картографической деятельности; 
осуществлении деятельности в области гидрометеорологии; 
проведении банковских, налоговых и таможенных операций; 
выполнении работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов установленным законодательством Российской Федерации обязательным требованиям; 
проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса; выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти; 
осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора); осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, создание МС или иных организационных структур по обеспечению единства измерений является обязательным.

Метрологический контроль и  надзор осуществляются метрологическими службами юридических лиц путем:

  • калибровки средств измерений;
  • надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
  • выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;
  • проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

Можно выделить следующие  метрологические требования при  осуществлении хозяйственной деятельности:

- Требования к  измерениям

1. Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации. 
2. Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений. Подтверждение соответствия этих методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется в процессе утверждения типов данных средств измерений. В остальных случаях подтверждение соответствия методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется путем аттестации методик (методов) измерений. Сведения об аттестованных методиках (методах) измерений передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими аттестацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. 
3. Аттестацию методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, проводят аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. 
4. Порядок аттестации методик (методов) измерений и их применения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений. 
5. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений. 
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, ведет единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

- Требования к  единицам величин

1. В Российской Федерации  применяются единицы величин  Международной системы единиц, принятые  Генеральной конференцией по  мерам и весам и рекомендованные  к применению Международной организацией  законодательной метрологии. Правительством  Российской Федерации могут быть  допущены к применению в Российской  Федерации наравне с единицами  величин Международной системы  единиц внесистемные единицы  величин. Наименования единиц величин, допускаемых к применению в Российской Федерации, их обозначения, правила написания, а также правила их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Характеристики и параметры  продукции, поставляемой на экспорт,  в том числе средств измерений,  могут быть выражены в единицах  величин, предусмотренных договором (контрактом), заключенным с заказчиком. 
3. Единицы величин передаются средствам измерений, техническим системам и устройствам с измерительными функциями от эталонов единиц величин и стандартных образцов.

- Требования к  эталонам единиц величин

1. Государственные эталоны  единиц величин образуют эталонную базу Российской Федерации.

2. Государственные первичные  эталоны единиц величин не  подлежат приватизации. 
3. Сведения о государственных эталонах единиц величин вносятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. 
4. Государственные первичные эталоны единиц величин содержатся и применяются в государственных научных метрологических институтах. 
5. Государственные первичные эталоны единиц величин подлежат утверждению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений. 
6. Государственные первичные эталоны единиц величин подлежат сличению с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и национальными эталонами единиц величин иностранных государств. Ответственность за своевременное представление государственного первичного эталона единицы величины на сличение несет государственный научный метрологический институт, содержащий данный государственный первичный эталон единицы величины.

7. В Российской Федерации  должны применяться эталоны единиц  величин, прослеживаемые к государственным  первичным эталонам соответствующих  единиц величин. В случае отсутствия соответствующих государственных первичных эталонов единиц величин должна быть обеспечена прослеживаемость средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, к национальным эталонам единиц величин иностранных государств. 
8. Порядок утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядок передачи единиц величин от государственных эталонов, порядок установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядок оценки соответствия этим требованиям, а также порядок их применения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Предприятие кк имущественный комплекс