Понятие и виды предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:11, реферат

Краткое описание

Впервые целостное научное представление о предпринимательстве и предпринимательской функции было дано выдающимся шотландским экономистом Адамом Смитом (1723 - 1790) в главном труде его жизни "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 1). Опираясь на результаты изучения источников, направлений и стимулов экономического развития общества, он сформулировал основы теории производства и распределения, разработал важнейшие категории трудовой теории стоимости, разделил общество на наемных работников, капиталистов и земельных собственников, проиллюстрировал действие абстрактных теоретических положений конкретными историческими примерами, показал возможность применения теоретических построений в реальной экономической политике.

Файлы: 1 файл

3. Понятие и виды предпринимательства.doc

— 383.50 Кб (Скачать)

К примеру, чтобы быть более-менее  спокойным за свое будущее, автолюбителю следует заключить сразу три договора: о страховании жизни и здоровья (на случай аварии), о страховании принадлежащего ему автомобиля (от угона или аварии), а также о страховании его гражданской ответственности как автовладельца (если он сам окажется виновником происшествия с тяжелыми последствиями), или предусмотреть все это в одном общем (генеральном) договоре.

Экономический механизм страхования  опирается на теорию вероятности  и статистические данные о неблагоприятных  событиях. Собирая регулярно страховые  взносы с клиентов ( ) и аккумулируя их, страховщик периодически, по мере наступления событий, предусмотренных договорами страхования, выплачивает соответствующую компенсацию ( ) всем пострадавшим страхователям. Решающую роль здесь играет "закон больших чисел". Чем выше вероятность наступления страховых событий, тем больше должны быть страховые взносы.

Посредническое  предпринимательство. В основе посреднического предпринимательства лежит купля-продажа коммерческой информации и оказание иных услуг, способствующих осуществлению предпринимательских операций в различных сферах предпринимательской деятельности:

Рис. 1.6. Посредническое предпринимательство

Главным фактором посреднического  предпринимательства является информация (И), причем информация самая разнообразная. Как показывает практика, даже при проведении простейших торгово-посреднических операций помимо обычных сведений о том, что, где и сколько стоит ( – информация поставщика), а также о том, кому и за сколько это можно продать ( – информация покупателя), посреднику может пригодиться, в частности, знание специфических особенностей и условий купли-продажи конкретных видов товаров (т.е. знание соответствующей "предметной области").

Успешная посредническая деятельность невозможна без умения вести деловые переговоры, искать и находить приемлемое для всех сочетание интересов. Хороший посредник обычно легко ориентируется в вопросах права (причем не только предпринимательского). Капиталом особого рода считается деловая репутация посредника.

Невиданным расцветом коммерческого  посредничества (прежде считавшегося преступным деянием) были отмечены первые годы перестройки, когда в дефиците было все, кроме денег. Особой активностью отличилась в этом деле инженерно-техническая интеллигенция. Классический пример – компьютерный бизнес. Обладая информацией о реальных (а иногда и мнимых, ничем не обоснованных) потребностях промышленности в персональных компьютерах (ПК), посредники выступали в роли связующего звена между зарубежными производителями ПК, крупными отечественных импортерами и мелкими торгующими организациями (всевозможными хозрасчетными центрами, производственными кооперативами, ИЧП и ТОО), с одной стороны, и государственными промышленными предприятиями, имевшими в ту пору на своих счетах значительный избыток бюджетных средств, с другой стороны. С каждой совершенной с их участием сделки они получали свой, порой весьма весомый, посреднический процент. При известной же изворотливости посредникам удавалось получать вознаграждение и от покупателей, и от продавцов.

С развитием рынка закономерно  возрастает потребность в интеллектуальном посредничестве. Особенно велика роль посредников в подготовке и реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, в том числе международных, когда сами участники этих проектов в силу разного рода причин, обусловленных как конкуренцией, так и законодательными ограничениями, не могут или не хотят преждевременно проявлять связанную с ними активность.

Субъекты предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Субъектами предпринимательской  деятельности в РФ (рис. 1.7) в рамках плюралистической модели развития российской экономики, допускающей многообразие форм собственности и организационно-правовых форм участников рынка, могут быть как граждане – индивидуальные предприниматели, так и юридические лица – коммерческие организации. При определенных условиях предпринимательской деятельностью могут заниматься и некоммерческие организации: государственные и муниципальные учреждения, благотворительные и иные фонды, ассоциации и др.

Рис. 1.7. Субъекты предпринимательской деятельности в РФ

Резюме

Впервые целостное научное представление  о предпринимательстве и предпринимательской функции было дано выдающимся шотландским экономистом Адамом Смитом (1723 – 1790) в главном труде его жизни "Исследование о природе и причинах богатства народов". Опираясь на результаты изучения источников, направлений и стимулов экономического развития общества, он сформулировал основы теории производства и распределения, разработал важнейшие категории трудовой теории стоимости, разделил общество на наемных работников, капиталистов и земельных собственников, проиллюстрировал действие абстрактных теоретических положений конкретными историческими примерами, показал возможность применения теоретических построений в реальной экономической политике. Понимая, что основным мотивом всякой хозяйственной деятельности является личный корыстный интерес индивидуумов, и видя в нем мощную побудительную силу общественного прогресса, А.Смит предлагал рассматривать прибыль как плату предпринимателю за производимые им затраты и неизбежный финансовый риск. Вместе с тем, однако, он уже тогда знал, что личный интерес будет действовать в полном соответствии с интересами общества только в случае ограничения его свободы соответствующими правовыми и институциональными рамками, что подлинная гармония между соблюдением частных интересов и достижением социально-значимых целей возможна только при соблюдении определенных условий. Выступая в защиту частной собственности и свободной конкуренции, за ограничение монополистической деятельности и свободу торговли, он доказывал необходимость ограничения компетенции государственных органов охраной прав собственности, обеспечением обороноспособности страны и выполнением некоторых других социально-значимых функций неэкономического характера.

В трудах известных экономистов  XVIII - XIX веков Р.Кантильона, Ф.Кенэ, А.Тюрго, М.Вебера и др. были сформулированы и развиты основные фундаментальные положения, касающиеся сущности предпринимательской деятельности, места и роли предпринимателей в общественно-экономической среде, функций и личностных характеристик (качеств) предпринимателей, роли государства в регулировании предпринимательской деятельности.

В ХХ веке важнейшие проблемы предпринимательства  рассматривались в трудах И.Шумпетера, К.Веспера, А.Шапиро, Г.Пиншота, П.Друкера, К.Татеиси и др.

В результате рыночного реформирования российской экономики предпринимательство стало неотъемлемой частью нашей жизни. Конституция Российской Федерации гарантирует ее гражданам право заниматься всеми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом.

Согласно определению, зафиксированному в Гражданском кодексе Российской Федерации, предпринимательской является "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

От работы менеджера, состоящего в  трудовых отношениях с работодателем и выполняющего его указания, пользующегося и распоряжающегося имуществом, принадлежащим работодателю, рискующего этим имуществом в интересах собственника и получающего за свой труд денежное вознаграждение, установленное договором между ними (заработную плату), деятельность предпринимателя отличается большей самостоятельностью. Вся чистая прибыль, полученная предпринимателем от пользования принадлежащим ему имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, остается в его распоряжении. Преследуя извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, предприниматель несет сопутствующий этому риск убытков и ответственности.

Материальную основу любой предпринимательской  деятельности составляют производственные ресурсы: природные, трудовые и средства производства. Вовлеченные в предпринимательство, эти ресурсы становятся его факторами. Конечным продуктом предпринимательской деятельности может быть как товар, так и оказанная на платной основе услуга (выполненная работа).

Участвуя в общественном разделении труда, предприниматель за собственные или привлеченные деньги приобретает необходимые ему для осуществления конкретных предпринимательских операций факторы предпринимательства и преобразует их в продукты, нужные потребителям, а затем продает им эти продукты, получая определенную денежную выручку.

В зависимости от характера деятельности и видов используемых ресурсов различают производственное, торговое, финансовое, страховое и посредническое предпринимательство.

Производственным называется предпринимательство, непосредственно связанное с  производством материальных, интеллектуальных и духовных ценностей. В своей деятельности предприниматели – "производственники" в той или иной мере используют основные и оборотные средства (производственные помещения, машины, оборудование, приборы и инструменты, материалы, комплектующие, полуфабрикаты, энергетические ресурсы), рабочую силу, включая и свою собственную, научные и информационные ресурсы. Вся произведенная предпринимателями товарная продукция поступает на соответствующие целевые рынки. В условиях рынка формируются цены и определяются объемы продаж конкретных товаров. Потребители продукции производственного предпринимательства могут приобретать нужные им товары и услуги либо у их производителей (самостоятельно или с помощью посредников), лицо в оптовой или розничной торговой сети – у граждан (индивидуальных предпринимателей) и организаций, специализирующихся в области торгового предпринимательства.

Торговое предпринимательство  связано с куплей-продажей товаров. Для понимания сути торгового предпринимательства следует отметить, что в качестве продукта предпринимательской деятельности в сфере торговли выступает уже не тот или иной товар, а услуга, которую продавец оказывает покупателю, помогая ему приобрести этот товар. Сам же продаваемый товар будет здесь основным фактором предпринимательства.

Финансовое предпринимательство, которое в силу его особой значимости для рыночной экономики обычно выделяют в самостоятельный вид, является по сути одним из подвидов торгового  предпринимательства, только объектом купли-продажи в данном случае выступает конкретный специфический товар – денежные средства в любом их проявлении, включая рубли, иностранную валюту и ценные бумаги. К числу наиболее известных разновидностей финансового предпринимательства относится кредитное предпринимательство. Предприниматель, занимающийся кредитным предпринимательством, привлекает денежные вклады граждан и юридических лиц, выплачивая их владельцам денежное вознаграждение в виде депозитного процента за весь период пользования вкладами, и выдает привлеченные средства в долг покупателям кредитов под более высокий кредитный процент.

Страховое предпринимательство заключается  в продаже особой услуги – страховой  защиты. Заключая договор страхования, предприниматель-страховщик обязуется при определенных условиях (каких именно – уточняется в договоре страхования) полностью или частично компенсировать страхователю потери, которые тот может понести в течение срока действия договора.

В основе посреднического предпринимательства лежит купля-продажа коммерческой информации и оказание иных услуг, способствующих осуществлению предпринимательских операций в различных сферах предпринимательской деятельности. Успешная посредническая деятельность невозможна без умения вести деловые переговоры, искать и находить приемлемое для всех сочетание интересов. Хороший посредник обычно легко ориентируется в вопросах права. Капиталом особого рода считается деловая репутация посредника.

Субъектами предпринимательской  деятельности в Российской Федерации  в рамках плюралистической модели развития российской экономики, допускающей многообразие форм собственности и организационно-правовых форм участников рынка, могут быть как граждане – индивидуальные предприниматели, так и юридические лица – коммерческие организации. При определенных условиях предпринимательской деятельностью могут заниматься и некоммерческие организации: государственные и муниципальные учреждения, благотворительные и иные фонды, ассоциации и др.

Вопросы для повторения

  1. В чем суть учения А. Смита?
  2. Какими новыми идеями обогатили экономическую науку последователи А. Смита?
  3. В каком официальном документе дано определение предпринимательской деятельности?
  4. Сформулируйте определение предпринимательской деятельности.
  5. Что является основной целью предпринимательской деятельности?
  6. Чем предпринимательская деятельность отличается от работы менеджера?
  7. Какая часть чистой прибыли, полученной предпринимателем от пользования принадлежащим ему имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, остается в его распоряжении?
  8. Что составляет материальную основу предпринимательской деятельности?
  9. Что понимается под термином "факторы предпринимательства"?
  10. Перечислите основные факторы предпринимательства.
  11. Что может быть конечным продуктом предпринимательской деятельности?
  12. Проанализируйте общую схему предпринимательства.
  13. Какую роль факторы предпринимательства играют в предпринимательской деятельности?
  14. Проанализируйте схему и назовите основные особенности производственного предпринимательства.
  15. Проанализируйте схему и назовите основные особенности торгового предпринимательства.
  16. Проанализируйте схему и назовите основные особенности финансового предпринимательства.
  17. Проанализируйте схему и назовите основные особенности страхового предпринимательства.
  18. Проанализируйте схему и назовите основные особенности посреднического предпринимательства.
  19. Кто может быть субъектом предпринимательской деятельности в Российской Федерации?
  20. Могут ли некоммерческие организации заниматься предпринимательской деятельностью?

Тест по теме

  1. Кто первым дал целостное научное представление о предпринимательстве и предпринимательской функции?
  2. Дж. Кейнс.
  3. К. Маркс.
  4. А. Смит.
  5. Когда был опубликован трактат "Исследование о природе и причинах богатства народов"?
  6. В XVII веке.
  7. В XVIII веке.
  8. В XIX веке.
  9. Предпринимательской является
  10. самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли;
  11. самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг;
  12. самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
  13. Основной целью предпринимательской деятельности является
  14. удовлетворение общественных потребностей в товарах (услугах);
  15. производство товарной продукции, оказание услуг;
  16. получение прибыли.
  17. Что является основным фактором торгового предпринимательства?
  18. Продаваемый товар.
  19. Информационные ресурсы.
  20. Денежные средства.
  21. Что является продуктом предпринимательской деятельности в торговом предпринимательстве?
  22. Продаваемый товар.
  23. Услуги, оказываемые покупателю.
  24. Продаваемый товар и услуги, оказываемые покупателю.
  25. Что является основным фактором финансового предпринимательства?
  26. Трудовые ресурсы.
  27. Информационные ресурсы.
  28. Денежные средства.
  29. Что является продуктом предпринимательской деятельности в страховом предпринимательстве?
  30. Договор страхования .
  31. Страховая премия.
  32. Страховая защита.
  33. Что является основным фактором посреднического предпринимательства?
  34. Трудовые ресурсы.
  35. Информационные ресурсы.
  36. Денежные средства.
  37. Субъектами предпринимательской деятельности в Российской Федерации могут быть
  38. граждане и юридические лица;
  39. индивидуальные предприниматели и коммерческие организации;
  40. индивидуальные предприниматели и коммерческие и некоммерческие организации.

Информация о работе Понятие и виды предпринимательства