Особенности образования юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:31, контрольная работа

Краткое описание

Причины появления института юридического лица, как и причины возникновения и эволюции права обусловлены усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и в последствии общественного сознания. В процессе развития общества правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

1.Общие положения о юридическом лице………………………………….5
2.Отличие юридического лица от физического лица……………………...7
3.Юридическое лицо в соответствии о Гражданским Кодексом РФ……..8
4.Образование юридического лица………………………………………..11
5.Учредительные документы юридического лица………………………13
6.Государственная регистрация юридического лица…………………….14
Заключение………………………………………………………………..16

Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 33.49 Кб (Скачать)

      Необязательный  признак – организационное единство – не закреплен в Гражданский  кодекс РФ прямо для всех юридических  лиц, однако для каждой отдельной  организационно-правовой формы предусмотрены  обязательные требования к организационной  основе организации. Данный перечень не является исчерпывающим и как правило более подробно описывается в специальных законах, как например Закон «об акционерных обществах».

      Еще один необязательный признак – использование  юридическим лицом собственного наименования – закреплено в п.4 ст.54 Гражданского кодекса РФ:

      «Юридическое  лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

      Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном  порядке, имеет исключительное право  его использования.

      Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование  и возместить причиненные убытки.

      Порядок регистрации и использования  фирменных наименований определяется законом и иными правовыми  актами в соответствии с настоящим  Кодексом».

      в Гражданском кодексе РФ представлены виды следующих организационно-правовых форм:

      - производственный кооператив;

      - полное товарищество;

      - товарищество на вере;

      - общество с ограниченной ответственностью;

      - общество с дополнительной ответственностью.

      Законодатели, видимо  в таком расширении форм намерены были увековечить исторические корни Российских коммерческих структур и показать отсутствие влияния западной культуры на законодательную базу России. Но практика показывает, что подавляющееся  большинство коммерческих организаций  создается в «классических» формах – общество с ограниченной ответственностью (фирма) и открытое (корпорация) акционерные общества.

ОБРАЗОВАНИЕ  ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

 

      Решение вопроса о создании юридического лица, как правило, требует мобилизации  значительных людских и материальных ресурсов является общественно важным обстоятельством и предполагает соблюдение определённых требований. То же самое можно сказать и  о прекращении юридического лица. Поэтому процессы их создания и прекращения  постоянно находятся под контролем  уполномоченных на то организаций (вышестоящих  органов юридических лиц собственников  их имущества; расчетно-кредитных учреждений в процессе открытия и закрытия счетов юридических лиц: органов юстиции  в процессе регистрации их учредительных  документов и т.д.). В зависимости  от характера участия государственных  органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно  выделяет следующие способы образования  юридических лиц:

      Распорядительный  порядок характеризуется тем, что  юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной  регистрации организации не требуется. В странах рыночной экономики  место распорядительного порядка  заступает, как правило, явочный  порядок образования юридических  лиц. Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистрации  организации, которые создаются  в качестве юридического лица в силу самого факта волеизъявления учредителей.

      Статья 51 ГК не предусматривает никаких  исключений из общего правила о необходимости  государственной регистрации юридических  лиц, поэтому можно полагать, что  распорядительный, а также явочный  способы образования организации  в настоящее время не применяются.

      Разрешительный  порядок заключается в том, что  вначале все члены организации  принимают решение о её образовании; после этого необходимо обратиться к компетентной организации за разрешением  на такое образование. Это разрешение дается в каждом необходимом случае, оно является актом применения нормы  права и относиться не к группе организаций, а к конкретной организации. Прежде чем дать такое разрешение, соответствующий орган проверяет, во-первых, законность образования  юридического лица (не противоречит ли его учредительные документы  необходимом случае, оно является актом применения нормы права  и относиться не к группе организаций, а к конкретной организации. Прежде чем дать такое разрешение, соответствующий  орган проверяет, во-первых, законность образования юридического лица (не противоречит ли его учредительные  документы необходимом случае, оно  является актом применения нормы  права и относиться не к группе организаций, а к конкретной организации. Прежде чем дать такое разрешение, соответствующий орган проверяет, во-первых, законность образования  юридического лица (не противоречит ли его учредительные документы  Действующие законодательство не допускает  отказа в регистрации по мотивам  нецелесообразности (ч.2 п.1 ст.51 ГК), но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов  юридических лиц.

      В нашей стране, как во многих других странах, в качестве общего правила  действует нормативно-явочный порядок  создания юридических лиц.

      Его суть заключается в следующем:

      Во-первых, при нормативно-явочном порядке  для создания юридического лица не требуется разрешения какого-либо государственного или муниципального органа, причём отказ в государственной регистрации  по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Этим нормативно-явочный порядок отличается от порядка разрешительного, при  котором юридическое лицо может  быть создано лишь с санкцией компетентного  органа власти.

      Во-вторых, при нормативно-явочном порядке  необходимым этапом создания юридического лица является его государственная  регистрация. В этом состоит коренное отличие данного порядка от порядка  распорядительного, в соответствии с которым юридическое лицо считается  созданным непосредственно в  силу волеизъявления (распоряжения) его  учредителя, при этом государственной  регистрации не требуется.

      Тот факт, что при нормативно-явочном  способе основная часть контроля за созданием юридического лица осуществляется при его регистрации, дало основание  некоторым авторам назвать этот способ "регистрационным". Регистрация  в органы юстиции является заключительным этапом в создании любого юридического лица. 

      УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 

      Прежде  чем подать заявление о государственной  регистрации юридического лица, учредители должны составить и утвердить  его учредительные документы. Учредительными документами юридических лиц  являются учредительный договор  и устав. Некоторые организации  действуют на основании обоих  документов (общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью), другие - только на основании учредительного договора (хозяйственные товарищества), третьи - только устава (акционерные  общества, кооперативы, унитарные предприятия, почти все некоммерческие организации, а также общества с ограниченной и с дополнительной ответственности, они создаются одним учредителем). Есть, наконец, организации, которые  вообще не имеют учредительных документов и действуют на основании общих  положений об организации того или  иного вида.

      Учредительный договор - это договор, заключаемый учредителями, в котором они обязуются создать юридическое лицо и определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности, условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления юридическим лицом, выхода учредителей из его состава (п.2 ст.52 ГК РФ). Учредительный договор вступает в силу с момента его заключения, если в этом договоре не предусмотрено иное.

      Устав - это локальный акт самой организации, который содержит большинство из тех сведений, которые отражаются в учредительном договоре. В отличии от последнего, он не заключается, а утверждается учредителями. Устав вступает в силу с момента регистрации юридического лица.

      В учредительных документах юридического лица должны определятся:

      Наименование  юридического лица;

      Место его нахождения;

      Порядок управления деятельностью юридического лица;

      Предмет и цели деятельности юридического лица (только для организаций со специальной  правоспособностью);

      Иные  сведения предусмотренные законом  для конкретных видов юридических  лиц. 

      ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 

      Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путём учреждения, производится по месту нахождения его постоянно  действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении  о государственной регистрации. В соответствии со ст.51 ГК проведение регистрации всех юридических лиц  возложено на органы юстиции. Однако пока органы юстиции не обладают необходимыми для этого возможностями. Поэтому  на практике государственная регистрация  юридических лиц осуществляется различными органами4, главную роль среди которых играют Регистрационные палаты субъектов Российской Федерации.

      Для регистрации юридического лица, создаваемого путём учреждения, его учредители должны представить в регистрирующей орган следующие документы:

      Заявление о государственной регистрации  юридического лица, подписанное учредителем (учредителями);

      Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа  в соответствии с законодательством;

      Учредительные документы юридического лица;

      Документ  об уплате государственной пошлины;

      Если  одним из учредителей юридического лица выступает иностранное юридическое  лицо - документ, подтверждающий его  юридический статус.

      Требовать представления иных документов, помимо указанных, регистрирующий орган не вправе.

      Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Моментом государственной  регистрации юридического лица является внесение регистрирующим органом соответствующей  записи в реестр юридических лиц. Именно в этот момент юридическое  лицо считается созданным и у  него возникают гражданские право - и дееспособность.

      Отказ в государственной регистрации  допускается только в случае:

      Непредставления документов, необходимых для государственной  регистрации.

      Представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

      Никакие другие обстоятельства не могут служить  основанием для отказа в государственной  регистрации. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Юридическое лицо - это наделенная гражданской  правосубъектностью организации, которая имеет в собственности или на основании иного вещного права (хозяйственного ведения, оперативного управления), обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смену и, как правило, - счет в банке.

      Наделении организаций качеством юридического лица является необходимым условием для их участия в хозяйственной  жизни, в товарно-рыночных (коммерческих) отношениях, обеспечения защиты их прав, прав их учредителей и членов.

      Регулирование организации и функционирования юридических лиц по, ГК РФ, отличается в соответствии с общими началами законодательства универсальностью и  диспозитивностью. Граждане вправе создавать  юридические лица, участвовать в  них по своему усмотрению. При этом в качестве общего правила установлено, что коммерческие организации, кроме  унитарных и казенных предприятий, а также иных видов организаций, предусмотренных законом, могут  иметь гражданские права и  нести обязанности, необходимые  для осуществления любых видов  деятельности, не запрещенных законом.

      Юридическое лицо считается созданным с момента  его государственной регистрации. Юридическое лицо должно иметь в  собственности, хозяйственном ведении  или оперативном управлении обособленное имущество, оно отвечает по своим  обязательствам этим имуществом, приобретает  и осуществляет имущественные и  личные неимущественные права, нести  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

      Юридические лица создаются по воле либо собственника, либо их будущих членов. В свою очередь  государство ведёт контроль за процедурой образования юридических лиц. Указанная  функция государства реализуется  в ходе государственной регистрации  юридических лиц.

Информация о работе Особенности образования юридического лица