Международные нормативные источники правового регулирования деятельности Международного коммерческого арбитража

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:03, реферат

Краткое описание

Международный коммерческий арбитраж – это третейский суд, постоянно действующий или специально созданный в каждом конкретном случае, основной целью которого является рассмотрение и разрешение по существу международного коммерческого спора в определенной процессуальной форме путем вынесения обязательного для спорящих сторон решения. Сущность арбитража заключается в том, что он имеет третейскую природу, т.е. формируется на основании соглашения между спорящими сторонами, при их непосредственном участии и под их контролем.

Файлы: 1 файл

международные источники.docx

— 20.73 Кб (Скачать)

Частное учреждение образования – БИП  – Институт правоведения 
 
 
 
 
 
 

Реферат

По предмету: Альтернативные методы разрешения международных  споров

По теме «Международные нормативные источники правового регулирования деятельности Международного коммерческого арбитража» 
 
 
 
 

Выполнила студентка

3 курса  1 группы

ФМПиЮП

Шманай  Д.С. 
 
 
 

МИНСК 2011

    Международный коммерческий арбитраж – это третейский суд, постоянно действующий или  специально созданный в каждом конкретном случае, основной целью которого является рассмотрение и разрешение по существу международного коммерческого спора  в определенной процессуальной форме  путем вынесения обязательного  для спорящих сторон решения. Сущность арбитража заключается в том, что он имеет третейскую природу, т.е. формируется на основании соглашения между спорящими сторонами, при  их непосредственном участии и под  их контролем. В этом смысле можно  утверждать, что арбитраж является институтом, полностью противоположным  институту государственных судов, которые представляют собой органы судебной системы какого-либо государства. Международный коммерческий арбитраж создается для разрешения особой категории споров, а именно споров, носящих коммерческий характер, т.е. вытекающих из гражданско-правовых и  главным образом торговых сделок, а также включающих в себя «иностранный элемент» в той или иной форме.

    В силу того, что международный коммерческий арбитраж является важнейшим институтом международного частного права, общие  положения МЧП об источниках правового  регулирования применимы и к  арбитражу. Основными источниками  права, регулирующими вопросы международного коммерческого арбитража, выступают  международные договоры и внутригосударственное (национальное) законодательство.

    Но  я более подробно остановлюсь  именно на международных договорах.

    Международные договоры представлены целым рядом  документов как универсального, так  и регионального характера. К  их числу относятся:

  1. Нью-Йоркская конвенция 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, носящая универсальный характер и объединяющая в числе участников свыше 120 государств;
  2. Женевская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 года;
  3. Европейская конвенция 1966 г., устанавливающая Единообразный закон об арбитраже, принятая и действующая в рамках Совета Европы;
  4. Межамериканская конвенция 1975 г. о международном коммерческом арбитраже, действующая в большой группе латиноамериканских государств, и целый ряд других конвенций.

    Более подробно я хочу остановиться на первых двух конвенциях, т.е. на Нью-Йоркской конвенции 1958 года и Женевской конвенции 1961 года.

    Конвенция Организации Объединенных Наций  о признании и приведении в  исполнение иностранных арбитражных  решений (так называемая Нью-Йоркская конвенция), подготовленная в результате признания растущей важности международного арбитража как средства урегулирования международных коммерческих споров, преследует цель обеспечения общих законодательных стандартов для признания арбитражных соглашений и судебного признания и приведения в исполнение иностранных и других не являющихся внутренними арбитражных решений. Термин "решение, не являющееся внутренним", предположительно охватывает те арбитражные решения, которые, хотя они и вынесены в государстве приведения в исполнение, рассматриваются согласно его законодательству как "иностранные" по причине наличия определенного иностранного элемента в процессе, например в случае применения процессуального законодательства другого государства.

    Основная  цель Конвенции состоит в том, чтобы не допустить дискриминации  в отношении иностранных и  не являющихся внутренними арбитражных  решений, и она налагает на участников обязательство обеспечивать, чтобы  такие решения признавались и  в целом подлежали приведению в исполнение в их правовых системах таким же образом, что и внутренние решения. Вспомогательная цель Конвенции  состоит в том, чтобы потребовать  от судов государств-участников в  полной мере признавать арбитражные  соглашения, обязав их отказывать сторонам в доступе к судам в нарушение  их соглашения о передаче спора на арбитраж.

    Женевская конвенция 1961 г. была разработана под эгидой Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН) и принята в Женеве при участии не только европейских государств, но и некоторыми странами с других континентов. В настоящее время в состав ее участников входит около 30 государств. Конвенция включает преамбулу, 10 статей и приложение, регулируя целый ряд важных вопросов, касающихся арбитражного рассмотрения международных коммерческих споров:

  1. возможность для публично – правовых юридических лиц обращаться в арбитраж;
  2. право иностранных граждан быть арбитрами;
  3. отвод арбитражного суда по неподсудности;
  4. подсудность государственным судам;
  5. выбор права, подлежащего применению арбитрами при решении спора по существу;
  6. вынесение мотивированного решения;
  7. основания объявления арбитражного решения недействительным.

    Женевская конвенция 1961 г. дает определение основных понятий, относящихся к международному коммерческому арбитражу, в том числе понятий арбитража и арбитражного соглашения (ст. I). Большое практическое значение имеют положения, регулирующие формирование арбитража в случае, когда стороны предусмотрели рассмотрение споров не в постоянно действующем арбитражном органе, а в «изолированном» арбитраже, создаваемом только для разрешения конкретного дела. Конвенцией предусмотрена важная роль в «изолированном» арбитраже председателя компетентной торговой палаты, который выполняет следующие важные функции (п. 4 ст. IV):

  1. назначает единоличного арбитра, если это было согласовано сторонами, арбитра – председателя, суперарбитра или третьего арбитра;
  2. производит замещение арбитра (или арбитров) в соответствующих случаях;
  3. устанавливает местонахождение арбитражного суда;
  4. устанавливает либо непосредственно, либо путем ссылки на регламент какого-либо постоянного арбитражного органа правила процедуры, которых должны придерживаться арбитры, если последние за отсутствием договоренности между сторонами сами не установили правил своей процедуры.

    Кроме председателя компетентной торговой палаты данные функции может также выполнять  и специальный комитет, состав и  характер деятельности которого определены в Приложении к Конвенции. В случае, когда сторона желает прибегнуть к помощи специального комитета, она  должна направить свою просьбу Исполнительному секретарю ЕЭК ООН.

    Конвенция закрепила иерархию коллизионных норм, которыми надлежит руководствоваться  при выборе подлежащего применению материального права. Во-первых, в  соответствии с принципом автономии  воли стороны в споре могут  по своему усмотрению устанавливать  с общего согласия право, подлежащее применению арбитрами при решении  спора по существу. Во-вторых, если не имеется указаний сторон о подлежащем применению праве, арбитры будут  применять закон, установленный  в соответствии с коллизионной нормой, которую арбитры сочтут в данном случае применимой (п. 1 ст. VII).

    Завершая  общую характеристику Женевской конвенции 1961 г., следует отметить, что в целом ее положения создают гарантии осуществления арбитражного разбирательства в соответствии с общепризнанными на международном уровне стандартами, что в особенности важно в случае формирования «изолированного» арбитража.

    Анализ  ее текста позволяет сделать вывод  о том, что порядок признания  и приведения в исполнение иностранных  арбитражных решений практически  аналогичен изложенному в Нью-Йоркской конвенции. Единственное различие состоит в том, что применение статьи V.1е) Нью-Йоркской конвенции в отношении отмены арбитражного решения ограничено случаями, предусмотренными в пункте 1 статьи IX Женевской конвенции. В ней конкретизируются основания для отмены арбитражного решения на территории того государства, где оно было вынесено.

Информация о работе Международные нормативные источники правового регулирования деятельности Международного коммерческого арбитража