Задание 13. Тема: Государство и право
Украины в условиях послевоенного восстановления
(вторая половина 1940-х – начало 1950-х годов)
- Выясните суть перестройки советского государственного аппарата Украины в послевоенный период.
- Подумайте: была ли Советская Украина субъектом международного права в этот период или нет. Обоснуйте свою точку зрения.
- Раскройте мотивы реорганизации Совнаркома УССР в Совет Министров УССР, а народных комиссариатов - в министерства УССР.
- Дайте оценку эффективности работы местных органов власти Украины в послевоенный период.
- Перечислите мероприятия, направленные на реформирование судебной системы УССР в послевоенные годы. Дайте оценку их эффективности.
- Проанализируйте изменения и дополнения, внесенные в гражданское право УССР после завершения войны.
- Дайте оценку изменениям, что произошли в трудовом праве в УССР после завершения войны.
- Прокомментируйте изменения, внесенные в колхозное право УССР в послевоенные годы.
- Раскройте основные направления развития уголовного права УССР в послевоенные годы.
Задание 14. Тема: Государство и право
Украины в условиях десталинизации (середина
1950-х - 1964 гг.)
- Раскройте значение развенчания культа личности Сталина для государственно-правового развития УССР.
- Объясните, чем было вызвано создание совнархозов. Дайте оценку их эффективности.
- Определите правовую основу расширения прав местных органов власти УССР в условиях десталинизации.
- Раскройте процесс перестройки правоохранительных органов УССР в период десталинизации.
- На конкретных примерах раскройте участие общественности советской Украины в осуществлении правосудия и предотвращении правонарушений.
- Охарактеризуйте изменения, произошедшие в гражданском праве УССР в условиях десталинизации.
- Прокомментируйте изменения, внесенные в трудовое право УССР в данный период.
- Проанализируйте изменения, внесенные в уголовное право УССР в условиях десталинизаци.
- Дайте оценку тем изменениям, что были внесены в криминально-процессуальное право УССР в условиях десталинизаци.
- Раскройте изменения, внесенные в колхозное право УССР в тот период.
- Выясните причины, цель и сроки проведения второй большой кодификации советского права Украины.
Задание 15. Тема: Государство и право
Украины в условиях замедления темпов
развития и застоя (1964 - 1984 годы)
- Определите правовой статус УССР в составе СССР данного периода.
- Докажите, что ст.6 Конституции УССР 1978 года препятствовала последующему развитию советского государства и права.
- Проанализируйте результаты кодификации советского права Украины тех лет.
4. Дайте оценку системе судебных и правоохранительных
органов УССР того периода.
Задание 16. Тема: Государство и право
Украины в период «перестройки» (1985 - 1990
годы)
1. Проанализируйте изменения,
внесенные в избирательный закон УССР.
- Раскройте процессы реформирования политической системы СССР и Советской Украины.
- Определите правовую основу реформирования государственного аппарата СССР и УССР.
- Выясните содержание реформы государственного аппарата УССР.
- Прокомментируйте раздел «Громадянство Української РСР» Декларации о государственном суверенитете Украины 1990 года.
- Найдите ответ на вопрос: как Декларация о государственном суверенитете Украины 1990 года определяла место нашего государства на международной арене?
- Прокомментируйте раздел «Экономическая самостоятельность» Декларации о государственном суверенитете Украины 1990 года.
- Прокомментируйте раздел «Государственная власть» Декларации о государственном суверенитете Украины 1990 года.
- Дайте ответ на вопрос, какие изменения произошли в правовом статусе УССР как союзной республики в годы «перестройки»?
- Охарактеризуйте особенности развития правовой системы УССР в годы «перестройки».
- Перечислите принципы внешнеполитической деятельности УССР, изложенные в Декларации о государственном суверенитете Украины 1990 года.
- Определите правовую основу реформирования экономических отношений в УССР в годы «перестройки».
- Раскройте основные направления реформирования трудового законодательства УССР в тот период.
- Прокомментируйте изменения и дополнения, внесенные в криминальное и процессуальное законодательство УССР в годы «перестройки».
Задание 17. Тема: Государственно-правовое
развитие Украины в условиях независимости
(1991 год - начало XXI века)
- Проанализируйте международно-правовой статус независимой Украины.
- Раскройте причины и значение перехода Украины от президентско-парламентской формы правления к парламентско - президентской в соответствии с политической реформой.
- Прокомментируйте конституционный процесс в независимой Украине и его результаты.
- Прокомментируйте Закон «О гражданстве Украины» 1991 года. См.: «Історія держави та права України: Навч.- метод. пос. / Упор.: В.А.Рибалко. - Донецьк, 2003». -С. 538 - 541.
- Выясните уровень соответствия законодательства Украины о национальных меньшинствах реальным потребностям их развития, ссылаясь на Декларацию прав национальностей Украины 1991 года и Закон Украины «О национальных меньшинствах в Украине» 1992 года.
- Прокомментируйте Указ Президента Украины «О Вооруженных силах Украины» от 12 декабря в 1991 года.
- Определите основные направления реформирования Вооруженных Сил независимой Украины.
- Выясните, какими правами наделены народные депутаты независимой Украины. См.: Закон «О статусе народного депутата Украины» от 17 ноября 1992 года.
- Раскройте особенности реформирования судебной системы независимой Украины.
- Прокомментируйте объявленную административно-территориальную реформу в Украине. Раскройте ее задачи.
- Прокомментируйте Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Поразмышляйте: обеспечивает ли это соглашение успешное решение проблем, которые возникают между членами СНГ?
12.Перечислите страны
– участницы Содружества Независимых
Государств.
- Определите позицию руководства нашего государства относительно участия Украины в СНГ.
- Раскройте суть концепции внешней политики независимой Украины.
- Обоснуйте собственную точку зрения относительно существующих проблем между центральными и региональными органами власти Украины. Какие Вы видите перспективы их решения?
VII. ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
УКРАИНЫ
Ф.И.О. студента |
Текущий контроль
(мах 50 баллов) |
Итоговый контроль –
экзамен (мах 50 баллов) |
Общее количество баллов
(мах 100 баллов) |
Модуль I (мах 25
баллов) |
Модуль II (мах
25 баллов) |
Организационно-учебная
работа студента в аудитории |
Самостоятельная работа
студента |
Контрольная работа |
Организационно-учебная
работа студента в аудитории |
Самостоятельная работа
студента |
Контрольная работа |
|
7 |
10 |
8 |
7 |
10 |
8 |
50 |
100 |
Текущий контроль осуществляется в течение семестра.
Существует три формы такого контроля.
Первая форма контроля (за участие
в семинарских занятиях) - max 7 баллов
7 баллов ставится в случае, если:
- ни одно занятие не пропущено;
- студент активно работал на семинарах (имеет 2 выступления, а также дополнения по каждой теме);
- студент показал умение последовательно излагать ход историко-юридических событий;
- студент проявил способность анализировать, обобщать и делать выводы;
- студент имеет достаточную полноту и глубину знаний.
6 баллов:
- нет пропусков занятий;
- студент довольно активно участвовал в работе семинара (имеет 1 выступление, а также дополнения по каждой теме);
- студент умеет последовательно излагать ход историко-юридических событий;
- студент проявил способность анализировать, обобщать и делать выводы;
- студент имеет достаточную полноту и глубину знаний.
5 баллов:
- нет пропусков занятий;
- студент проявил относительную активность на семинаре (имеет только дополнения);
- студент умеет последовательно излагать ход историко-юридических событий;
- студент затрудняется анализировать историко-правовые явления, обобщать, делать выводы;
- у студента есть пробелы знаний по отдельным вопросам.
4 балла:
- студент пропустил 1 занятие;
- студент на семинаре 1 раз отказался отвечать;
- студент проявил относительную активность на семинаре (имеет только дополнения);
- студент умеет последовательно излагать ход исторических событий;
- студент затрудняется анализировать историко-правовые явления, обобщать, делать выводы;
- у студента есть пробелы знаний по отдельным вопросам.
3 балла:
- студент пропустил 2 занятия;
- студент пасивно участвовал в работе семинара (имеет только 1-2 дополнения);
- студент затрудняется анализировать историко-правовые явления, обобщать, делать выводы;
- студент показал отсутствие систематизированных знаний.
2 балла:
- студент пропустил 3 занятия;
- студент пассивно участвовал в работе семинара (имеет только 1 дополнение);
- студент не знает основных событий истории государства и права Украины;
- студент не умеет анализировать историко-правовые явления, обобщать, делать выводы;
1 балл:
- студент пропустил 3 и более занятий;
- студент больше 3 раз отказывался отвечать на семинаре;
- участие студента на семинаре ограничивалось его присутствием;
- студент не умеет анализировать историко-правовые явления, обобщать, делать выводы;
- вместо последовательного изложения материала учебного курса студент может лиш назвать разрозненные факты.
Вторая форма контроля (СРС+ІРС) - max 10 баллов
10 баллов – за полностью выполненные все задания СРС та ІРС
без существенных ошибок;
9 баллов - за полностью выполненные все задания СРС без
существенных ошибок;
8 баллов – не выполнены задания
одной темы , или выполнены все задания,
но при этом допущены неточности;
7 баллов – не выполнены задания 2 тем по
СРС;
6 баллов - не выполнены задания 2 тем по
СРС, и допущены неточности в выполнении
других заданий;
5 баллов - не выполнены задания 3 тем по
СРС;
4 балла - не выполнены задания 4 тем по
СРС;
3 балла - не выполнены задания 5 тем по
СРС;
2 балла - не выполнены задания 6 тем по
СРС;
1 балл - выполнены задания лишь одной
темы с существенными ошибками.
Третья форма контроля (контрольная
работа) - max 8 баллов
8 баллов – правильный ответ на все 100%
заданий;
7-6 баллов – правильный ответ на 89-70% заданий;
5-4 балла - правильный ответ на 69-50% заданий;
3-2 балла - правильный ответ на 49-20% заданий;
1 балл - правильный ответ на 10% завданий.
Все формы текущего контроля
проводятся по расписанию деканата факультета.
Максимальную оценку по результатам
текущего контроля составляет сумма баллов за модуль І
и модуль ІІ: 25 баллов + 25 баллов = 50 баллов. Остальные баллы (максимум 50) студент получает
по результатам итогового контроля. Он
проводится в форме экзамена в конце семестра
по специальному расписанию.
К экзамену студенты готовятся
несколько дней, повторяя материал,
пройденный на лекционных и семинарских
занятиях, а также ту часть курса, что
выносилась на самостоятельную проработку.
Накануне экзамена для студентов проводится
консультация. Экзаменационные билеты
охватывают все темы программы учебного
курса. В каждом билете изложены три вопроса.
Первый касается исторических событий
древней и средневековой истории государства
и права Украины, второй – новой истории,
третий – новейшей истории государства
и права Украины.
При определении оценки
(баллов) на экзамене преподаватель
учитывает:
- объем, полноту и глубину знаний программы учебного курса,
- умение сравнивать исторические события, стадии развития новых отношений,
- умение анализировать и обобщать исторические факты,
- умение давать критическую оценку историческим явлениям и тенденциям государственно–правового развития Украины,
- способность сформулировать и обосновать собственную точку зрения относительно уровня развития системы органов власти, формы правления, вооруженных сил, правовых отношений в Украине,
- умение руководствоваться методологическими принципами в изучении истории государства и права Украины.