Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:14, реферат
Под трансмиссионными в широком смысле понимают масла, применяемые для смазывания различного рода механических и гидравлических трансмиссий. Трансмиссионные масла обычно рассматриваются вместе с редукторными маслами, так как условия их работы во многом близки между собой.
1. Введение
2. Область применения трансмиссионных масел
3. Классификация и маркировка трансмиссионных масел
4. Присадки, добавляемые к трансмиссионным маслам
5. Правила подбора трансмиссионных масел
6. Подбор трансмиссионного масла по параметрам узла трения
7. Анализ достоинств и недостатков использованной методики
Список использованной литературы
Содержание
1. Введение
3. Классификация и маркировка трансмиссионных масел
4. Присадки, добавляемые к трансмиссионным маслам
5. Правила подбора трансмиссионных масел
6. Подбор трансмиссионного масла по параметрам узла трения
7. Анализ достоинств и недостатков использованной методики
Список использованной литературы
1. Введение
Под трансмиссионными в широком смысле понимают масла, применяемые для смазывания различного рода механических и гидравлических трансмиссий. Трансмиссионные масла обычно рассматриваются вместе с редукторными маслами, так как условия их работы во многом близки между собой.
Агрегаты трансмиссий, отличающиеся друг от друга по конструкции и условиям работы, смазывают различными маслами. В зависимости от сезона, в течение которого применяются трансмиссионные масла, они делятся на зимние, летние и всесезонные. Различают масла, рекомендуемые для смазывания цилиндрических, конических, спирально-конических и гипоидных передач. Существуют универсальные масла, используемые одновременно для смазывания передач различных конструкций. Кроме того, трансмиссионные масла делятся на рабочие, консервационные и рабоче-консервационные.
Как и моторные, трансмиссионные масла классифицируются по вязкости и уровню эксплуатационных свойств. [5]
В отличие от гидродинамического режима
смазки подшипников режим смазки
зубчатых передач – прерывистый.
В трансмиссиях наблюдается все
три режима смазки: гидродинамический,
контактно-гидродинамический и
На правильный выбор трансмиссионных масел влияют различные факторы:
В каждой новой разработке трансмиссионное масло должно рассматриваться как элемент конструкции.
Критериями выбора трансмиссионных масел служат вязкость, температура застывания, температура вспышки. Основные показатели качества: скорость износа, нагрузка заедания, коэффициент трения и приработочные свойства. Вспомогательные показатели: вязкостно-температурные характеристики, химические свойства (коррозия, агрессивность по отношению к неметаллам), вспениваемость, высоко- и низкотемпературные свойства, окислительная стабильность, деаэрация, совместимость с материалами уплотнений. [3]
2. Область применения трансмиссионных масел
Трансмиссионные масла используются для смазывания агрегатом трансмиссий, т. е. механических и гидромеханических передач машин различного назначения. Механические передачи, смазываемые трансмиссионными маслами – это коробки передач, раздаточные коробки, ведущие мосты автомобилей, трансмиссии тракторов и т. д. – т. е. зубчатые (цилиндрические прямозубые и косозубые шестерни, конические зубчатые передачи), гипоидные, спирально-конические зубчатые передачи. В гидромеханических трансмиссиях трансмиссионные масла являются рабочим телом, передающим крутящий момент с двигателя на исполнительный агрегат.
Условия работы агрегатов трансмиссий достаточно напряженные. Удельные нагрузки в зацеплении обычно составляют 0,5…1,5 ГПа, но подчас повышаются до 2 ГПа. Для гипоидных передач эта величина выше, как минимум вдвое. Скорости скольжения в зубчатых передачах составляют от 1,5…3 до 9…12 м/с, а для гипоидных передач скорость скольжения достигает 15 м/с и более; для червячных редукторов- 20…25 м/с. Температуры в контакте зубьев шестерен при таких условиях достигают 150-200ОС. В то же время начальная объемная температура трансмиссий, работающих на открытом воздухе, может быть очень низкой (от –10 до –60ОС). В гидромеханических трансмиссиях при меньших (в 1,5…3 раза) нагрузках и практически тех же скоростях (1,5…5 м/с) вследствие высоких скоростей потоков масла от быстро вращающихся рабочих колес (скорости масла доходят до 80…100 м/с) генерируются большие температуры, а контакт потоков масла с воздухом стимулирует усиленное пенообразование.
Основные
виды повреждений рабочих
Таблица 1.1 – Группы трансмиссионных масел, используемых для смазывания различных передач в агрегатах трансмиссий транспортных машин [5]
Передача |
Масло |
Коробки передач, коробки отбора мощности, раздаточные коробки и другое. |
Трансмиссионное масло с противоизносными, антиокислительными и другими присадками. |
Ведущие мосты с гипоидной главной передачей. |
Гипоидное масло. |
Ведущие мосты с червячной главной передачей. |
Трансмиссионное масло с эффективной противоизносной присадкой, не корродирующей бронзу. |
Ведущие мосты с дифференциалами ограниченного проскальзывания. |
Трансмиссионное или гипоидное масло с повышенными фрикционными свойствами. |
Гидромеханические передачи. |
Масло для гидромеханических коробок передач. |
Гидрообъемные передачи. |
Масло для гидрообъемных передач. |
3. Классификация и маркировка трансмиссионных масел
Согласно отечественной
Группа |
Состав масла |
Рекомендуемая область применения | ||
Тип передачи |
Контактные давления, МПа |
Температура масла в объеме, °С | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Нефтяные масла без присадок |
Цилиндрические, конические и червячные |
900…1600 |
£ 90 |
2 |
Нефтяные масла с |
Цилиндрические, конические и червячные |
£ 2100 |
£ 130 |
3 |
Нефтяные масла с |
Цилиндрические, конические, спирально конические и гипоидные |
£ 2500 |
£ 150 |
4 |
Нефтяные масла с |
Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные |
£ 3000 |
£ 150 |
5 |
Нефтяные масла с |
Гипоидные передачи (в том числе работающие ударными нагрузками) |
> 3000 |
> 150 |
Класс вязкости |
Кинематическая вязкость при температуре 100°С, мм2/с |
Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 МПа×с, °С, не выше |
9 |
6,00…10,99 |
- 45 |
12 |
11,00…13,99 |
-35 |
18 |
14,00…24,99 |
-18 |
34 |
25,00…41,00 |
- |
В классификации SAE (Общество автомобильных инженеров, США) деление осуществляется на семь классов (таблица 2.3), первые четыре из которых - с индексом W - являются зимними (северными, арктическими). Остальные масла относятся к числу летних. Всесезонные трансмиссионные масла по классификации SAE имеют соответственную маркировку SAE80W/90; SAE80W/140 и т.д. [5] Одно и тоже масло можно использовать в течение всего года; эти масла имеют более длительные сроки смены и обеспечивают низкие потери на трение. [3]
Соответствие классов масел для различных классификаций по вязкости представлено в таблице 2.4.
Класс вязкости |
Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 МПа×с, °С, не выше |
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре 99°С | |
минимальная |
максимальная | ||
70 W |
- |
4,2 |
- |
75 W |
- 40 |
4,2 |
- |
80 W |
- 26 |
7,0 |
- |
85 W |
-12 |
11,0 |
- |
90 |
- |
13,5 |
24,0 |
140 |
- |
24,0 |
41,0 |
250 |
- |
41,0 |
Таблица 2.4 – Соответствие классов вязкости масел различных классификаций [5]
Классификация |
Класс вязкости | |||
Россия |
9 |
12 |
18 |
34 |
SAE |
75 W |
80 W/85 W |
90 |
140 |
По классификации API (Американский нефтяной институт), принятой в США, трансмиссионные масла по уровню эксплуатационных свойств делятся на 6 групп GL1…GL6 (GL - смазочный материал для передач). Масла GL-4 и GL-5 являются универсальными, обеспечивающими работу автомобильных трасмиссий с гипоидными и другими типами главных передач. [5] Классификация API оценивает несущую способность масел по сравнению с эталонными маслами. Пригодность масел для практических целей испытывают в автомобильных трансмиссиях и путем лабораторных испытаний. Все свойства, в том числе и противозадирные, оценивают по методам CRC (Американского координационного исследовательского совета); испытания на при высоком крутящем моменте и низкой скорости - по CRCL-37; испытания при ударных нагрузках и высоких скорости – по методам CRCL-42; испытания на коррозию во влажной атмосфере – по CRCL-33. Условия работы и тип масел приведены в таблице 2.5. В настоящее время масла, отвечающие требованиям спецификаций API GL-3, GL-4 и SAE 80 W, применяют почти исключительно для коробок передач, а масла по API GL-5 и SAE 90 – для задних мостов. Применение специальных масел для задних мостов предотвращает явление заедания благодаря использованию соответствующих модификаторов трения. Производители коробок перемены передач и задних мостов часто предпочитают отдельные сорта масел и рекомендуют их для применения. Существует также тенденция к использованию единого масла в задних мостах и коробках передач. [3]
Таблица 2.5 - Классификация API трансмиссионных масел по уровню эксплуатационных свойств [3,5]
Обозначение API |
Условия работы |
Рекомендуемая область применения |
Тип масла (спецификация) |
1 |
2 |
3 |
4 |
GL-1 |
Легкие |
Механические коробки передач с ручным переключением, главные передачи ведущих мостов со спирально-коническими и червячными шестернями |
Обычные минеральные масла без
присадок или с антиокислительными,
антикоррозионными и |
GL-2 |
Средние |
Главные передачи ведущих мостов грузовых автомобилей с червячными зацеплениями (нагрузки, скорости и температуры те же, что и для GL-1, но более высокие требования по антифрикционным свойствам) |
Могут содержать антифрикционные присадки |
GL-3 |
Средние |
Главные передачи ведущих мостов автомобилей
со спирально-коническими |
Могут содержать противоизносные и противозадирные присадки |
GL-4 |
От легких до жестких |
Главные передачи ведущих мостов легковых автомобилей с гипоидными зубчатыми колесами, некоторые механические коробки передач, устанавливаемые на грузовых автомобилях (условия большой скорости при малых крутящих моментах и малой скорости при высоких крутящих моментах) |
Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок |
GL-5 |
Жесткие |
Главные передачи ведущих мостов легковых и грузовых автомобилей с гипоидными зубчатыми колесами, некоторые механические коробки передач (наличие ударных нагрузок на зубьях колес при высоких скоростях скольжения) |
Большое количество серофосфорсодержащих присадок
|
GL-6 |
Очень жесткие |
Главные передачи ведущих мостов автомобилей с гипоидными зубчатыми колесами, характеризующимися большим сдвигом осей (более 50 мм или до 25% диаметра ведомой шестерни) (Высокие крутящие моменты при повышенных скоростях и ударных нагрузках) |
Очень высокая концентрация S- и P-содержащих противозадирных присадок |
Соответствие между