Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 01:05, реферат
Опыт прошлого свидетельствует, что проходит не менее 80 лет, прежде
чем одни основные источники энергии заменяются другими - дерево заменил
уголь, уголь - нефть, нефть - газ, химические виды топлива заменила атомная
энергетика. История овладения атомной энергией - от первых опытных
экспериментов - насчитывает около 60 лет, когда в 1939г. была открыта
реакция деления урана.
Введение ……………………………………………………………………3
Особенности атомной энергетики…………………………………………5
Ядерный топливный цикл………………………………………………….7
Ядерные реакторы………………………………………………………….9
Развитие атомной промышленности……………………………………...12
Проблемы безопасности…………………………………………………...14
Экономика атомной энергетики…………………………………………..16
Программы развития атомной энергетики……………………………….18
А) Стратегия развития атомной энергетики (первая пол. 21 века)..........18
Б) Развитие атомного энергопромышленного комплекса России
на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года…………………...25
Перспективы развития атомной энергетики……………………………..30
Заключение…………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………...33
8. Разработка малых ЯЭУ
повышенной безопасности для
периферийных районов и
9. Участие в международном
проекте по разработке и
10. Участие в программе ИТЭР.
До 2030 г.
1. Вывод из эксплуатации
и утилизация энергоблоков
2. Формирование технологической базы для перехода к крупномасштабной атомной энергетике:
До 2050 г.
1. Создание инфраструктуры
крупномасштабной атомной
2. Сооружение демонстрационного
блока АЭС с тепловым
Б) ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ АТОМНОГО ЭНЕРГОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2015 ГОДА"
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 октября 2006 г. № 605
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ АТОМНОГО
КОМПЛЕКСА РОССИИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ
И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2015 ГОДА"
Федеральная целевая программа "Развитие
атомного энергопромышленного комплекса
России на 2007 - 2010 годы и на перспективу
до 2015 года" (далее - Программа) разработана
в соответствии с распоряжением Правительства
Российской Федерации от 15 июля 2006 г. №
1019-р и порядком разработки и реализации
федеральных целевых программ и межгосударственных
целевых программ, в осуществлении которых
участвует Российская Федерация, утвержденным
постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 июня 1995г. №594.
Перспективы развития атомной энергетики
Российской Федерации определены:
Программой развития атомной энергетики
Российской Федерации на 1998 - 2005 годы и
на период до 2010 года, утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от
21 июля 1998 г. № 815;
стратегией развития атомной энергетики
России на первую половину XXI века, одобренной
Правительством Российской Федерации
25 мая 2000 г.;
Энергетической стратегией России на
период до 2020 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от
28 августа 2003 г. № 1234-р;
подпрограммой "Безопасность и развитие
атомной энергетики" федеральной целевой
программы "Энергоэффективная экономика"
на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года,
утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 ноября 2001 г.
№ 796.
В настоящей Программе под атомным энергопромышленным
комплексом понимаются организации, осуществляющие
деятельность в горнодобывающей области,
в области аффинажного, разделительного,
сублиматного производства, производства
ядерного топлива для атомных электростанций,
переработки отработавшего ядерного топлива
и радиоактивных отходов, атомного энергетического
машиностроения, строительства атомных
электростанций, производства электрической
и тепловой энергии на атомных электростанциях,
а также научно-исследовательские и проектно-конструкторские
организации, осуществляющие деятельность
в области использования атомной энергии.
Ускоренные темпы экономического развития
и повышение уровня жизни населения вызывают
повышенный спрос на электроэнергию. В
этих условиях перед атомной отраслью
прежде всего встает задача увеличения
объемов производства электроэнергии
и расширения производственных мощностей
организаций отрасли.
В настоящее время на 10 действующих атомных
электростанциях Российской Федерации
эксплуатируется 31 энергоблок общей установленной
мощностью 23,2 ГВт. В 2005 году атомные электростанции
выработали 152,9 млрд. кВт.ч электроэнергии,
что составляет около 16 процентов общего
объема производства электроэнергии. Из-за недостаточного
финансирования (на уровне 70,6 процента
предусмотренного объема) реализация
подпрограммы "Безопасность и развитие
атомной энергетики" федеральной целевой
программы "Энергоэффективная экономика"
на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года
идет со значительным отставанием. К 2005
году вместо предусмотренных 3 энергоблоков
атомных электростанций общей установленной
электрической мощностью 3 ГВт были введены
в эксплуатацию только 2 энергоблока атомных
электростанций общей установленной электрической
мощностью 2 ГВт.
Производство электроэнергии на атомных
электростанциях является заключительным
звеном нескольких технологических цепочек
организаций атомного энергопромышленного
комплекса.
Сегодня производство электроэнергии
на атомных электростанциях не обеспечивает
достаточной базы ни для своего воспроизводства
(простое замещение мощностей), ни для
экономической рентабельности смежных
отраслей.
Необходимо отметить, что темпы роста
электропотребления, предусмотренные
Энергетической стратегией России на
период до 2020 года, в настоящее время в
среднем по стране выше на 50 процентов,
а в отдельных наиболее динамично развивающихся
районах в несколько раз превышают запланированные.
Именно эти крупные городские агломерации,
районы добычи углеводородов и размещения
организаций тяжелой промышленности сталкиваются
сегодня с реальной перспективой того,
что недостаток мощностей электроэнергетики
может стать сдерживающим фактором экономического
развития субъектов Российской Федерации.
В то же время развитие мировой энергетики
на современном этапе выходит на качественно
новый уровень своего развития, который
характеризуется углублением разрыва
между энергопотреблением и известной
ресурсной базой органического топлива.
Рост цен на нефть на мировом рынке связан
не только с различными конъюнктурными
факторами, но и с риском возникновения
масштабного энергетического кризиса,
который будет носить системный характер.
В случае возникновения дефицита нефти
в 2008 - 2015 годах во всем энергетическом
комплексе могут начаться кризисные явления.
Значительное повышение цен на нефть в
условиях ее дефицита окажет прямое воздействие
на стоимость природного газа (существует
объективная корреляция между ценами
на различные углеводороды), что не позволит
реализовать планы замещения и ввода мощностей
электростанций, работающих на природном
газе. При этом необходимо учитывать, что
ресурсы природного газа в случае большого
спроса будут исчерпаны еще более быстрыми
темпами, чем нефтяные ресурсы.
Для нормализации ситуации и снижения
зависимости энергетики от роста цен на
нефть и природный газ необходимо осуществлять
масштабное развитие атомной энергетики,
которая обладает еще одним преимуществом,
- удовлетворяет требованиям Киотского
протокола.
Разработка Программы обусловлена необходимостью
решения следующих задач:
достижение стабильности производства
электроэнергии на условиях, не связанных
с динамикой мировых цен на топливо, в
интересах сохранения макроэкономической
стабильности и энергетической безопасности;
замещение углеводородов как ценного
химического сырья и стратегического
экспортного товара в топливном балансе
страны;
снижение техногенной нагрузки на окружающую
среду путем сокращения выбросов парниковых
газов, что способствует реализации положений
Киотского протокола;
ввод новых энергоблоков атомных электростанций,
обеспечивающий выпуск серийной продукции
организаций атомного энергопромышленного
комплекса России;
укрепление позиций атомного энергопромышленного
комплекса России на мировых рынках;
обеспечение развития научной и производственной
базы для текущего функционирования атомного
энергопромышленного комплекса и создания
потенциала для обеспечения ядерной, радиационной
и экологической безопасности.
В Программе вопросы обращения с отработавшим
ядерным топливом и радиоактивными отходами
рассматриваются только для действующих
атомных электростанций с целью обеспечения
их работы при продлении срока эксплуатации
энергоблоков атомных электростанций.
Учитывая масштабность проблемы ускоренного
развития атомного энергопромышленного
комплекса и обеспечения заданных Президентом
Российской Федерации темпов развития
атомной энергетики, ее решение без применения
программно-целевого метода невозможно.
Использование программно-целевого метода
направлено на сбалансированное выполнение
всего комплекса мероприятий Программы
и позволит обеспечить эффективную работу
организаций атомной отрасли.
Перспективы развития атомной энергетики
Сpеди тех, кто настаивает на необходимости пpодолжать поиск безопасных и экономичных путей развития атомной энеpгетики, можно выделить два основных направления. Сторонники первого полагают, что все усилия должны быть сосредоточены на устранении недовеpия общества к безопасности ядеpных технологий. Для этого необходимо разрабатывать новые реакторы, более безопасные, чем существующие легководные. Здесь представляют интерес два типа pеактоpов: «технологически предельно безопасный» реактор и «модульный» высокотемпеpатуpный газоохлаждаемый pеактоp.
Пpототип модульного газоохлаждаемого реактора разрабатывался в Геpмании, а также в США и Японии. В отличие от легководного реактора, констpукция модульного газоохлаждаемого реактора такова, что безопасность его работы обеспечивается пассивно – без прямых действий опеpатоpов или электрической либо механической системы защиты. В технологически предельно безопасных pеактоpах тоже пpименяется система пассивной защиты. Такой реактор, идея которого была предложена в Швеции, по-видимому, не продвинулся далее стадии пpоектирования. Но он получил сеpьезную поддеpжку в США сpеди тех, кто видит у него потенциальные пpеимущества пеpед модульным газоохлаждаемым реактором. Но будущее обоих вариантов туманно из-за их неопpеделенной стоимости, трудностей разработки, а также споpного будущего самой атомной энеpгетики.
Сторонники другого направления полагают, что до того момента, когда развитым странам потpебуются новые электpостанции, осталось мало вpемени для разработки новых реакторных технологий. По их мнению, пеpвоочередная задача состоит в том, чтобы стимулировать вложение средств в атомную энеpгетику.
Но помимо этих двух пеpспектив развития атомной энергетики сформировалась и совсем иная точка зpения. Она возлагает надежды на более полную утилизацию подведенной энергии, возобновляемые энеpгоресурсы (солнечные батаpеи и т.д.) и на энергосбережение. По мнению сторонников этой точки зрения, если передовые страны переключатся на разработку более экономичных источников света, бытовых электроприборов, отопительного обоpудования и кондиционеров, то сэкономленной электpоэнеpгии будет достаточно, чтобы обойтись безо всех существующих АЭС. Наблюдающееся значительное уменьшение потребления электроэнергии показывает, что экономичность может быть важным фактором ограничения спроса на электроэнергию.
Заключение
Таким образом, атомная энеpгетика пока не выдержала испытаний на экономичность, безопасность и расположение общественности. Ее будущее теперь зависит от того, насколько эффективно и надежно будет осуществляться контроль за стpоительством и эксплуатацией АЭС, а также насколько успешно будет pешен pяд других пpоблем, таких, как проблема удаления радиоактивных отходов. Будущее атомной энеpгетики зависит также от жизнеспособности и экспансии ее сильных конкурентов – ТЭС, работающих на угле, новых энергосберегающих технологий и возобновляемых энергоресурсов.
Список литературы
1. Дементьев
Б. А. Ядерные энергетические
2. Самойлов О. Б., Усынин Г. Б., Бахметьев А. М. Безопасность ядерных энергетических установок. М., 1989
3. Синев Н. М. Экономика ядерной энергетики: Основы технологии экономики ядерного топлива. Экономика АЭС. М., 1987.
4. Тепловые
и атомные электрические
5. Источник в Интернете: http://www.rosatom.ru/concern/
6. Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998—2005 годы и на период до 2010 года: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 815.
7. Белая книга ядерной энергетики /Под общ. ред. проф. Е.0. Адамова: Первое издание. М: ГУП НИКИЭТ, 1998.
8. “Энергетика: цифры и факты”: По материалам МАГАТЭ “Energy, electricity and nuclear power...” IAEA, Vienna, 1998 (M.: ЦНИИатом-информ, 1999, № 1).
9. Nuclear Technology Review 2000: GOV/INF/2000/XXX/ Vienna: IAEA, 2000.
10. Nucl. Europe Worldscan. 1998. N 11-12. Р. 57-58.
11. Энергетическая стратегия России до 2020 г.: Проект. Минтопэнерго России,2000.
Приложение A
Таблицы.
Атомная энергетика России |
Действующие мощности-22,2 ГВт - на десяти АЭС |
Доля АЭС в мощности всех электростанций - 11 % |
Рост производства электроэнергии на АЭС |
В 2000г. произведено 129 млрд. кВт.ч - увеличение на 7,5% от 1999 года |
Предусмотрено на 2001 год - 137 млрд. кВт.ч - увеличение на 6% от 2000 года |
Доля АЭС в производстве электроэнергии: |
Атомными станциями в 1999 - 2000 годах обеспечено ~ 50 % роста потребления электроэнергии в России |
Приложение B
Графики.
График 1.1.
Программа развития атомной энергетики России |
|
АЭС за рубежом - 6 ГВт (Китай, Индия, Иран) |
График 1.2.
Вводы и производство электроэнергии новыми энергоблоками в России до 2011 г. |
|
В период 2011 - 2020 гг. - ввод новых энергоблоков - 28 ГВт |
Приложение В ( пункт 8.А. Варианты роста атомной энергетики)
Приложение Г ( Пункт 8.А. Паспорт программы)
П А С П О Р Т
федеральной целевой программы
"Развитие атомного энергопромышленного
комплекса России
на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года"
Наименование Программы - федеральная
целевая программа "Развитие атомного
энергопромышленного комплекса России
на 2007 - 2010 годы и на перспективу
до 2015 года"
Основание для разработки Программы
- распоряжение Правительства Российской
Федерации от 15 июля 2006 г. № 1019-р
Государственный заказчик
- Федеральное агентство по атомной энергии
Основной разработчик Программы
- Федеральное агентство по атомной энергии
Цели и задачи Программы - основными целями
Программы являются:
реализация ускоренного развития атомного
энергопромышленного комплекса для обеспечения
геополитических интересов страны и энергетической
безопасности Российской Федерации за
счет ввода в эксплуатацию новых типовых
серийных энергоблоков атомных электростанций
общей установленной электрической мощностью
не менее 2 ГВт в год, продвижение продукции
(работ, услуг) российских организаций
ядерного топливного цикла на мировые
рынки и переход к строительству и эксплуатации
атомных электростанций за пределами
территории Российской Федерации.
Задачами Программы являются:
развитие мощностей атомных электростанций,
включая достройку энергоблоков атомных
электростанций высокой степени готовности,
продление сроков эксплуатации действующих
энергоблоков атомных электростанций,
строительство и ввод в эксплуатацию новых
типовых серийных энергоблоков атомных
электростанций;
развитие и реконструкция производственных
мощностей организаций ядерного топливного
цикла;
развитие мощностей по обращению с отработавшим
ядерным топливом и радиоактивными отходами
на атомных электростанциях и подготовка
к выводу из эксплуатации энергоблоков
атомных электростанций;
переход к инновационным технологиям
развития атомной энергетики
Важнейшие целевые индикаторы и показатели
Программы - основными целевыми индикаторами
и показателями Программы являются:
ввод в эксплуатацию мощностей атомных
электростанций;
общая мощность атомных электростанций;
выработка электроэнергии атомными электростанциями;
доля электроэнергии, производимой атомными
электростанциями, в общем объеме производства
электроэнергии в Российской Федерации;
снижение эксплуатационных расходов организаций,
эксплуатирующих атомные станции, из расчета
на 1 кВт.ч относительно уровня 2006 года
(в ценах 2006 года);
сокращение удельных капитальных вложений
на 1 кВт вводимой мощности при строительстве
энергоблоков атомных электростанций
относительно уровня 2007 года (в ценах 2007
года)