Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:31, лабораторная работа
Цель работы: изучение влияния некоторых фактов на протекание процессов химической и электрохимической коррозии и методов защиты от коррозии.
Санкт-Петербургский
государственный
«ЛЭТИ»
кафедра физической
химии
ОТЧЕТ
По лабораторно-практической работе №10
Коррозия
и защита металлов
Выполнил Лапшина О.В.
Факультет ИБС
Группа № 1501
Преподаватель Худоложкин В.Н.
Оценка лабораторно- | |||||
Выполнение ИДЗ | Подготовка к лабораторной работе | Отчет по лабораторной работе | Коллоквиум | Комплексная оценка | |
«Выполнено» «___» _____________
Подпись преподавателя ____________
Коррозия и защита металлов
Цель
работы: изучение влияния некоторых
фактов на протекание процессов химической
Коррозия
– процесс самопроизвольного
разрушения металлов или
При
химической коррозии металлы
разрушаются вследствие
При
контакте разнородных
О2
+ 2Н2О +4е --- 4ОН -
(в присутствии кислорода воздуха)
Основными методами защиты от коррозии являются:
1. Нанесение защитных покрытий. Они подразделяются на металлические , неметаллические и образованные в результате химической или электрохимической обработки металла.
2. Электрохимическая
защита – катодная и
3. Обработка коррозионной
среды – за счет деаэрации
(удаление из среды
Металлические покрытия подразделяются на катодные, электродный потенциал материала которых положительнее потенциала защищаемого металла, и анодные, с более отрицательным , чем у основного металла, электродным потенциалом.
Ингибиторы коррозии,
адсорбируясь на поверхности металла,
либо тормозят электродные процессы
коррозионных элементов, либо образуют
на поверхности металла плотную защитную
оксидную пленку.
Порядок выполнения работы
Химическая коррозия
Опыт 1. Коррозия меди при контакте с йодом.
Положите в тигель несколько кристаллов йода. Медную проволочку очистите тонкой наждачной бумагой и прикрепите к ушку на крышке тигля. Накройте тигель крышкой так, чтобы ушко с медной проволочкой находилось внутри тигля. Поставьте тигель на кольцо штатива и слегка нагрейте пламенем спиртовки (опыт проводить в вытяжном шкафу). Через 2-3 минуты прекратите нагревание , дайте остыть и снимите с него крышку. Обратите внимание на изменение поверхности медной проволоки в связи с образованием соли Cu2I2. Напишите уравнение химической коррозии меди в среде йода.
Электрохимическая коррозия
Опыт 2. Коррозия двух контактирующих металлов.
1. В U- образную стеклянную трубку, заполненную 0,1 н- раствором H2SO4 , опустить две пластинки (цинковую и медную) , не допуская их взаимного касания. Наблюдать выделение водорода на цинке и отсутствие этого процесса на меди.
2. Привести металлы
в соприкосновение. Отметить
Опыт 3. Влияние механических напряжений в металле на его коррозию.
Поверхность стальной проволоки очистить наждачной бумагой, обезжирить ацетоном, промыть водой и досуха протереть фильтровальной бумагой. Проволоку согнуть так, чтобы на отдельных её участках была различная степень деформации. Поместить проволоку в плоскую чашку и залить 3 - % - ным раствором NaCl , добавив 3 капли K3[Fe(CN)6] и 2 капли фенолфталеина. Феррицианид калия K3[Fe(CN)6] в присутствии ионов Fe2+ окрашивает раствор в синий цвет, фенолфталеин в щелочной среде дает малиновую окраску.
Наблюдать на проволоке
появление участков, окрашенных в
синий и розовый цвет. Объяснить
наблюдаемые явления. Написать процессы,
идущие при коррозии различно деформированных
участков металла.
Опыт 4. Влияние неравномерной аэрации па процесс коррозии.
Зачищенную наждачной бумагой железную пластинку поместить в пробирку с 3 - % - ным раствором NaCl , так, чтобы часть пластины оказалась непогруженной в раствор. Добавить в раствор по 2 капли K3[Fe(CN)6] и фенолфталеина. Наблюдать появление окрашивания в синий цвет раствора вокруг участка пластины, который находится в растворе, и окрашивания в розовый цвет того участка который соприкасается с воздухом. Объяснить и написать процессы происходящие на электродах короткозамкнутых гальванических элементов, образовавшихся вследствие неравномерного снабжения кислородом различных участков железной пластины.
Опыт 5. Действие стимулятора коррозии.
Взять две пробирки, в одну налить раствор CuSO4 , в другую – CuCl2. В каждую из пробирок опустить по кусочку алюминия. Алюминий покрыт защитной пленкой оксида Al2O3 . При разрушении этой пленки возможно вытеснение меди из раствора ее соли более активным металлом (алюминием). Вытеснение меди п первой пробирке идет очень медленно, во второй – быстро. Объяснить различие и написать уравнения процессов, идущих на пластинах.
Способы защиты от коррозии
Опыт 6. Защитное действие оксидной пленки.
Зачистить поверхность пластины из алюминия наждачной бумагой и протереть фильтрованной бумагой. На средину пластины поместить несколько капель соли ртути, соблюдая при это осторожность, так как соли ртути ЯДОВИТЫ ! Ртуть, растворяя металлы, образует жидкие сплавы, в которых металл сохраняет свои свойства. Через некоторое время осторожно осушить пластину фильтровальной бумагой. Проследить за образованием на поверхности пластины рыхлого слоя гидроксида алюминия. Поверхность пластины протереть фильтровальной бумагой и погрузить в стакан с водой. Наблюдать выделение газа. Написать процессы, идущие на алюминиевой пластине.
Опыт 7. Пассивация металлической поверхности.
При обработке железа концентрированной серой или азотной кислотами на его поверхности образуется слой защитной оксидной пленки. Такой процесс называется пассивацией.
Железную пластинку зачистить наждачной бумагой и опустить в 2 н-раствор H2SO4. Отметить интенсивность выделения газа. Налить в другую пробирку 4-5 мл дымящейся азотной кислоты, плотностью 1,52 г/см3 (опыт проводить в вытяжном шкафу), перенести в нее железную пластину из первой пробирки на 2-3 мин. Затем снова перенести пластинку в первую пробирку. Изменилась ли интенсивность выделения водорода?
Написать уравнения пассивации железа дымящейся HNO3 считая, что образовавшаяся на поверхности оксидная пленка имеет состав Fe2O3.
Опыт 8. Анодное и катодное покрытия.
Два стакана заполнить 3 % - ным раствором NaCl , добавив в каждый по несколько капель K3[Fe(CN)6]. Взять пластины оцинкованного и луженого железа, на их поверхности нанести царапины и раздельно поместить в стаканы. Наблюдать, какая пластина раньше подвергается коррозии. Дать объяснение. Написать уравнения электродных процессов, идущих при коррозии. Дать объяснение. Написать уравнение электродных процессов, идущих при коррозии каждого образца.
Опыт 9. Протекторная защита.
Два стакана заполнить 0,2 н- раствором уксусной кислоты CH3COOH , добавив в каждый по несколько капель раствора KI. В один стакан поместить плотно соединенные между собой пластины свинца и цинка, в другой – только пластину свинца. Наблюдать, в каком стакане раньше появится желтая окраска PbI2. Дать объяснения. Написать электродные процессы, идущие при коррозии каждого образца.
Опыт 10. Влияние ингибитора на коррозию металла.
Две железные проволоки зачислить наждачной бумагой, промыть холодной водой и на 2-3 мин опустить в раствор HCl (1:1). В две три пробирки влить по 10 – 15 капель 0,2 н- раствора H2SO4 и по 2 – 3 капли K3[Fe(CN)6]. В одну пробирку добавить немного уротропина. В обе пробирки поместить проволоку. Отметить время появления окрашивания раствора в синий цвет в каждой пробирке и интенсивность окраски. Какова роль уротропина?
Требования к отчету
Работа
должна быть оформлена в соответствии
с общепринятыми требованиями к
отчетам по лабораторным работам. В
выводах должны быть сформулированы
причины, вызывающие коррозию металлов,
а так же перечислены методы защиты
от коррозии. По каждому опыту необходимо
составить уравнение ракции.