Ингибиторы коррозии и антикоррозийные присадки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:10, реферат

Краткое описание

В тех случаях, когда окисление металла необходимо для осуществления какого-либо технологического процесса, термин “коррозия” употреблять не следует. Например, нельзя говорить о коррозии растворимого анода в гальванической ванне, поскольку анод должен окислятся, посылая свои ионы в раствор, чтобы протекал нужный процесс. Нельзя также говорить о коррозии алюминия при осуществлении алюмотермического процесса. Но физико-химическая сущность изменений, происходящих с металлом во всех подобных случаях, одинакова: металл окисляется.

Оглавление

Введение.
Понятие коррозии.
Характеристики и сущность коррозионных процессов.
Классификация коррозионных сред.
Скорость коррозии.
Основы теории коррозии.
Классификация коррозионных процессов:
по типу разрушений;
по механизму:
химическая коррозия;
электрохимическая коррозия.
Методы защиты от коррозии.
Легирование
Защитные пленки
Грунтовки и фосфатирование
Электрохимическая защита
Силикатные покрытия
Цементные покрытия
Покрытия металлами
Ингибиторы
Применение противокоррозионных защитных покрытий
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ингиб.docx

— 96.44 Кб (Скачать)

Рассмотрим  схему этого процесса. Сложность  его заключается в том, что  на одной и той же поверхности  происходят одновременно два процесса, противоположные по своему химическому  смыслу: окисление металла и восстановление окислителя. Оба процесса должны протекать  сопряженно, чтобы сохранялось равенство числа электронов, отдаваемых металлом и присоединяющихся к окислителю в единицу времени. Только в этом случае может наступить стационарное состояние. По такому принципу протекают,  например,  взаимодействие   металла с кислотами:

Zn + 2HCl          Zn +2Cl +H

Эта суммарная  реакция состоит из двух актов:

Zn         Zn + 2e

2H + 2e          H


Электрохимическая коррозия часто связана с наличием в металле случайных примесей или специально введенных легирующих добавок.

Многие  химики в своё время были озадачены  тем, что иногда реакция

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2

не протекает. Было выяснено, что в такой ситуации в раствор нужно добавить немного  сульфата меди (II) (медного купороса). В этом случае на поверхности цинка выделится медь

CaSO4 + Zn = ZnSO4 + Cu

и водород начнёт бурно выделяться. При объяснении данного явления  в 1830 году швейцарским химиком А. де-ля Ривом была создана первая электрохимическая теория коррозии.

В 1800 году, вскоре после открытия итальянцем Л. Гальвани электрохимического явления, его соотечественник А. Вольта сконструировал источник электрического тока – гальванический элемент, что открыло человечеству эру электричества. В одном из вариантов источник состоял из чередующихся медных и цинковых дисков, разделенных пористым материалом и пропитанных раствором соли. В зависимости от числа дисков получается ток различной силы. При осаждении на поверхности цинка металлической меди получается короткозамкнутый элемент. В нём цинк является анодом, а медь – катодом. Поскольку медь находится в контакте с цинком и оба эти металла окружены раствором электролита, гальванический элемент является “включенным”. Цинк в виде иона Zn2+ переходит в раствор серной кислоты, а оставшиеся от каждого атома два электрона перетекают на более электроположительный металл – медь:

Zn = Zn2+ + 2e

К медному аноду подходят ионы водорода, принимают электроны и превращаются в атомы водорода, а затем и  в молекулы водорода:

H+ + e (Cu) = H

2H = H2

Таким образом, потоки движения ионов разделены  и при избытке кислоты процесс  протекает до тех пор, пока не растворится  весь цинк.

Итак, процессы электрохимической коррозии протекают по законам электрохимической кинетики, когда общая реакция взаимодействия может быть разделена на следующие, в значительной степени самостоятельные, электродные процессы:

  • анодный процесс - переход металла в раствор в виде ионов (в водных растворах, обычно гидратированных) с оставлением эквивалентного количества электронов в металле;
  • катодный процесс - ассимиляция появившихся в металле избыточных электронов деполяризаторами. 

Различают коррозию с водородной, кислородной  или окислительной деполяризацией. При наличии в растворе газообразного  кислорода и невозможностью протекания процесса коррозии с водородной деполяризацией основную роль деполяризатора исполняет  кислород. Коррозионные процессы, у  которых катодная деполяризация  осуществляется растворенным в электролите  кислородом, называют процессами коррозии металлов с кислородной деполяризацией.  Это наиболее распространенный тип коррозии металла в   воде, в нейтральных и даже в слабокислых солевых растворах, в морской воде, в земле, в атмосфере воздуха.

         Общая схема  кислородной деполяризации сводится  к восстановлению молекулярного  кислорода до иона гидроокисла:

O + 4e +2HO          4OH

Коррозия  металла с кислородной деполяризацией в большинстве практических случаев  происходит в электролитах, соприкасающихся  с атмосферой, парциальное давление кислорода в которой равно 0,21 атм.

Каждый  процесс   с   кислородной   деполяризацией  включает   следующие  последовательные стадии.

  1. Растворение кислорода в электролите.
  2. Транспортировка растворенного кислорода в растворе электролита (за счет диффузии или перемешивания).
  3. Перенос кислорода в результате движения электролита.
  4. Перенос кислорода в диффузионном слое электролита или в пленке  продуктов коррозии металла к катодным участкам поверхности.
  5. Ионизация кислорода:

В реальных условиях коррозии металла наиболее затрудненными стадиями процесса являются:

    1. Реакция ионизации кислорода на катоде. Возникающую при этом поляризацию называют перенапряжением кислорода. Говорят, что процесс идет с кинетическим контролем.        
    2. Диффузия  кислорода  к   катоду, либо перенапряжение диффузии. В этом случае, говорят, что процесс идет с диффузионным контролем.

 Возможны  случаи, когда обе стадии –  ионизация кислорода и диффузия  кислорода оказывают влияние  на процесс. Тогда говорят,  о кинетически-диффузионном контроле.

Сущность  первой электрохимической теории состояла в том, что примеси в металлах создают микрогальванические элементы, в которых происходит перетекание  электронов от анодных участков к катодным. Поскольку катодный и анодный процессы разделены на поверхности, то разделены и противоположные потоки ионов, атомов и молекул. Разделенные потоки не мешают друг другу, и по этой причине процесс коррозии протекает быстрее, чем в случае микрогальванических элементов.

Конечно, в настоящее время теории электрохимической  коррозии выглядят гораздо более  совершенными. Они основаны на многочисленных экспериментальных фактах и выражены в математической форме.

Различают следующие типы электрохимической коррозии, имеющие наиболее важное практическое значение.

1. Коррозия в электролитах. К этому типу относятся коррозия в природных водах (морской и пресной), а также различные виды коррозии в жидких средах. В зависимости от характера среды различают:

а)     кислотную;

б)     щелочную;

в)     солевую;

г)     морскую коррозию.

По условиям воздействия жидкой среды на металл этот тип коррозии также характеризуется как:

  • коррозия при полном погружении;
  • при неполном погружении;
  • при переменном погружении.  

Каждый  из этих подтипов имеет свои характерные  особенности.

2.  Почвенная (грунтовая, подземная) коррозия - воздействие на металл грунта, который в коррозионном отношении должен рассматриваться как своеобразный  электролит. Характерной особенностью подземной электрохимической коррозии является большое различие в скорости доставки кислорода (основной деполяризатор) к поверхности подземных конструкций в разных почвах (в десятки тысяч раз). Значительную роль при коррозии в почве играет образование и функционирование макрокоррозионных пар вследствие неравномерной аэрации отдельных участков конструкции, а также наличие в земле блуждающих токов. В ряде случаев на скорость электрохимической коррозии в подземных условиях оказывает существенное влияние также развитие биологических процессов в почве.

3.   Атмосферная коррозия - коррозия металлов в условиях атмосферы, а также любого влажного газа; наблюдается под конденсационными видимыми слоями влаги на поверхности металла (мокрая атмосферная коррозия) или под тончайшими невидимыми адсорбционными слоями влаги (влажная атмосферная коррозия). Особенностью атмосферной коррозии является сильная зависимость ее скорости и механизма от толщины слоя влаги на поверхности металла или степени увлажнения образовавшихся продуктов коррозии.

4. Коррозия в условиях механического воздействия. Этому типу разрушения подвергаются многочисленные инженерные сооружения, работающие как в жидких электролитах, так и в атмосферных и подземных условиях. Наиболее типичными видами подобного разрушения являются:

  • Коррозионное растрескивание; при этом характерно образование трещин, которые могут распространяться не только межкристально, но также и транскристально. Примером подобного разрушения является щелочная хрупкость котлов, сезонное растрескивание латуней, а также растрескивание некоторых конструкционных высокопрочных сплавов.
  • Коррозионная усталость, вызываемая воздействием коррозионной среды и знакопеременных или пульсирующих механических напряжений. Этот вид разрушения также характеризуется образованием меж- и транскристаллитных трещин. Разрушения металлов от коррозионной усталости встречаются при эксплуатации различных инженерных конструкций (валов гребных винтов, рессор автомобилей, канатов, штанг глубинных насосов, охлаждаемых валков прокатных станов и др.).
  • Коррозионная кавитация, являющаяся обычно следствием энергичного механического воздействия коррозионной среды на поверхность металла. Подобное коррозионно-механическое воздействие может приводить к весьма сильным местным разрушениям металлических конструкций (например, для гребных винтов морских судов). Механизм разрушения от коррозионной кавитации близок к разрушению от поверхностной коррозионной усталости.
  • Коррозионная эрозия, вызываемая механическим истирающим воздействием другого твердого тела при наличии коррозионной среды или непосредственным истирающим действием самой коррозионной среды. Это явление иногда называют также коррозионным истиранием или фреттинг-коррозией.

 

МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ

Проблема  защиты металлов от коррозии возникла почти в самом начале их использования. Люди пытались защитить металлы от атмосферного воздействия с помощью  жира, масел, а позднее и покрытием  другими металлами и, прежде всего, легкоплавким оловом. В трудах древнегреческого историка Геродота (V век до нашей эры) уже имеется упоминание о применении олова для защиты железа от коррозии

Задачей химиков было и остается выяснение  сущности явлений коррозии, разработка мер, препятствующих или замедляющих  её протекание. Коррозия металлов осуществляется в соответствии с законами природы  и поэтому ее нельзя полностью  устранить, а можно лишь замедлить.

В зависимости  от характера коррозии и условий  ее протекания применяются различные  методы защиты. Выбор того или иного  способа определяется его эффективностью в данном конкретном случае, а также  экономической целесообразностью.

Легирование

Имеется способ уменьшения коррозии металлов, который строго нельзя отнести к  защите. Этим способом является получение  сплавов, которое называется легирование. В настоящее время создано большое число нержавеющих сталей путем присадок к железу никеля, хрома, кобальта и др. Такие стали, действительно, не покрываются ржавчиной, но их поверхностная коррозия имеет место, хотя и с малой скоростью. Оказалось, что при использовании легирующих добавок коррозионная стойкость меняется скачкообразно. Установлено правило, названное правилом Таммана, согласно которому резкое повышение устойчивости к коррозии железа наблюдается при введении легирующей добавки в количестве 1/8 атомной доли, то есть один атом легирующей добавки приходится на восемь атомов железа. Считается, что при таком соотношении атомов происходит их упорядоченное расположение в кристаллической решетке твердого раствора, что и затрудняет коррозию.

Защитные пленки

Одним из наиболее распространенных способов защиты металлов от коррозии является нанесение  на их поверхность защитных пленок: лака, краски, эмали, других металлов. Лакокрасочные покрытия наиболее доступны для широкого круга людей. Лаки и краски обладают низкой газо- и паропроницаемостью, водоотталкивающими свойствами, поэтому они препятствуют доступу к поверхности металла воды, кислорода и содержащихся в атмосфере агрессивных компонентов. Покрытие поверхности металла лакокрасочным слоем не исключает коррозию, а служит для нее лишь преградой, а значит, лишь тормозит процесс коррозии. Именно поэтому важное значение имеет качество покрытия – толщина слоя, пористость, равномерность, проницаемость, способность набухать в воде, прочность сцепления (адгезия). Качество покрытия зависит от тщательности подготовки поверхности и способа нанесения защитного слоя. Окалина и ржавчина должны быть удалены с поверхности покрываемого металла. В противном случае они будут препятствовать хорошей адгезии покрытия с поверхностью металла. Низкое качество покрытия нередко связано с повышенной пористостью. Часто она возникает в процессе формирования защитного слоя в результате испарения растворителя и удаления продуктов отверждения и деструкции (при старении пленки). Поэтому обычно рекомендуют наносить не один толстый слой, а несколько тонких слоев покрытия. Во многих случаях увеличение толщины покрытия приводит к ослаблению адгезии защитного слоя с металлом. Большой вред наносят воздушные полости, пузыри. Они образуются при низком качестве выполнения операции нанесения покрытия.

Для снижения смачиваемости водой лакокрасочные покрытия иногда, в свою очередь, защищают восковыми составами или кремнийорганическими соединениями. Лаки и краски наиболее эффективны для защиты от атмосферной коррозии. В большинстве случаев они непригодны для защиты подземных сооружений и конструкций, так как трудно предупредить механические повреждения защитных слоев при контакте с грунтом. Опыт показывает, что срок службы лакокрасочных покрытий в этих условиях невелик. Намного практичнее оказалось применять толстослойные покрытия из каменноугольной смолы (битума).

Информация о работе Ингибиторы коррозии и антикоррозийные присадки