Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:57, лабораторная работа
В периодической системе имеется всего 14 S-элементов (включая водород и гелий). Они образуют I-A и II-А группы периодической системы.
Атомы элементов I-А группы – Li, Na, K, Rb, Cs, Fr – называются щелочными металлами. Атомы этих элементов имеют на внешнем уровне по одному S-электрону (nS1).
Тема: «Химия S-элементов. Элементы I-A и II-А групп периодической системы элемнтов Д.И.Менделеева».
В периодической системе имеется всего 14 S-элементов (включая водород и гелий). Они образуют I-A и II-А группы периодической системы.
Атомы элементов I-А группы – Li, Na, K, Rb, Cs, Fr – называются щелочными металлами. Атомы этих элементов имеют на внешнем уровне по одному S-электрону (nS1).
Атомы элементов II-A группы – Ве, Мg, Ca, Sr, Ba, Ra на внешнем электронном уровне имеют по два S-электрона (nS2).
Элементы обоих групп обладают сходными свойствами. В свободном состоянии они – типичные металлы с высокой химической активностью, и являются сильными восстановителями.
Валентными являются S-электроны. Атомы этих элементов могут быть только донорами при образовании комплексных соединений и проявляют положительные степени окисления для I-A группы + 1, для II-A группы + 2.
Восстановительная активность металлов возрастает от Li до Fr, что обусловлено увеличением радиусов атомов с увеличением атомной массы их и низкими значениями энергий ионизации.
Стандартные электронные потенциалы щелочных в пределах от – 3,05 до – 2,71 в., потенциал же восстановления воды равен – 0,41 в. Поэтому все эти металлы восстанавливают воду, образуя гидрид металла и водорода:
Э – ē = Э+
Н2О + 2ē = Н2 + 2ОН- 1
2Э + 2Н2О = 2Э+ + 2ОН- + Н2
Как сильные восстановители, щелочные
металлы взаимодействуют со всеми
элементарными окислителями-
Все щелочные металлы легко окисляются кислородом воздуха, а при нагревании воспламеняются, образуя оксиды, пероксиды и супероксиды. Так, литий образует главным образом Li2O, натрий Na2O2, а калий, рубидий и цезий ЭО2.
Пероксиды и супероксиды подвергаются гидролизу:
Na2O2 + 2H2O = 2NaOH + H2O2,
2KO2 + 2H2O = 2KOH + H2O2 + O2↑
Щелочные металлы реагируют с азотом, образуя озаниды ЭО3, состоящие из ионов Э+ и О3-.
Гидролизуются они еще легче:
4КО3 + Н2О = 4КОН + 5О2.
Щелочные металлы окисляются и водородом, образуя гидриды-соединения с ионной связью (они похожи на соответствующие шалогениды):
2Э + Н2 = 2ЭН.
Водород в гидридах имеет степень окисления – I.
Гидриды щелочных металлов также гидролизуются:
ЭН + Н2О = Н2↑ + ЭОН
Большинство соединений щелочных металлов имеют сильно полярную или преимущественно ионную связь, а поэтому растворимы в воде и диссоциируют на ионы. Очень хорошо растворяются в воде гидроксиды щелочных металлов. Они являются сильными щелочами.
Важным свойством щелочных металлов является их способность растворяться в жидком аммиаке. Такие растворы являются хорошими электролитами.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
ОПЫТ I. Взаимодействие натрия с кислородом (синтез перекиси натрия).
Опыт следует проводить с осторожностью, не ронять кусочков натрия, не наклонять лицо над тиглем.
ХОД РАБОТЫ.
Маленький кусочек натрия (диаметром 2-3 мм) осушить фильтрованной бумагой и поместить в микротигель. Под тягой нагревать тигель слабым пламенем спиртовки, пока натрий не сгорит. Сгорая, натрий с кислородом воздуха образует перекись натрия Na2O2. Отметить цвет пламени натрия и цвет полученной перекиси натрия. Написать уравнение реакции. Сохранить продукт для следующего опыта.
ОПЫТ II. Окислительные свойства перекиси натрия.
ХОД РАБОТЫ.
Внести в цилиндрическую пробирку Na2O2, полученную в предыдущем опыте, добавить 2-3 капли раствора йодида калия (KJ), 2-3 капли разбавленного раствора H2SO4 и все разбавить 10 каплями дистиллированной воды. Заметна ли окраска выделявшегося йода?
Убедится в присутствии йода, прибавить 1-2 капли крахмального клейстера. Написать уравнение окислительно-восстановительной реакции.
ОПЫТ III. Термическое разложение гидрокарбоната натрия.
ХОД РАБОТЫ.
Налить в две пробирки по 5-7 капель
растворов карбоната и
Затем насыпать в тигель 50-70 мг порошка гидрокарбоната натрия и 8-10 минут прокаливать в пламени горелки. После остывания тигля налить в него около 1 мл дистиллированной воды. Перемешать стеклянной палочкой и разлить в две конические пробирки. В одну из них внести 3-4 капли соляной кислоты и наблюдать выделение пузырьков оксида углерода (IV). В другую пробирку внести 1 каплю фенолфталеина и сравнить окраску индикатора с окраской в контрольных пробирках. Какая соль получилась при термическом разложении гидрокарбоната натрия? Написать уравнение реакции.
ОПЫТ IV. Получение гидроксида калия.
ХОД РАБОТЫ.
В стаканчике растворить в 1 мл дистиллированной волы около 1 г карбоната калия. Нагреть до кипения и прибавлять малыми порциями при помешивании 0,8-1 г хорошо измельченного гидроксида кальция. Полученный раствор кипятить на слабом пламени, прибавляя к нему воду, так чтобы объем жидкости оставался постоянным до конца реакции. Затем осадку дать отстояться. Отцентрифугировать и исследовать каплю центрифугата на отсутствие ионов кальция, прибавить каплю оксалата аммония. Написать уравнение реакции.
ОПЫТ V. Окрашивание пламени солями щелочных металлов.
ХОД РАБОТЫ.
Взять нихромовую проволоку вставленную в металлический держатель. Проволоку смочить насыщенным раствором хлорида калия и внести в бесцветное пламя горелки. Наблюдать фиолетовую окраску в пламени. Аналогичное испытание провести с насыщенными растворами солей хлорида натрия и хлорида лития. Натрий окрашивает пламя в желтый, а литий в малиновый цвет. Летучие соли рубидия и цезия окрашивают бесцветное пламя горелки в розово-фиолетовый цвет.
ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
а) Na2O2 + KJ + H2SO4 →
б) Na2O2 + KMnO4 + H2SO4 →
в) KNO3 t°→
г) AlCl3 + K2CO3 + H2O →
Восстановительная активность элементов II-A группы меньше, чем у щелочных металлов, т.к. их радиусы атомов меньше, а энергия ионизации больше по сравнению со щелочными металлами.
Стандартные электродные потенциалы металлов изменяются от – 1,70в у Ве до – 2,92в у Ra, поэтому в направлении от Ве к Ra возрастает восстановительная активность.
Бериллий с водой
Магний с водой реагирует, но скорость реакции весьма мала, она делается заметной лишь при нагревании.
Кальций, стронций, барий и радий
реагируют с водой при
Все металлы II-A группы с кислородом образуют оксиды состава ЭО.
Для бария известен пероксид ВеО2. Характер химических связей в оксидах различен: у оксида бериллия связь обладает амфотерными свойствами, т.е. реагирует как с кислотами, так и с основаниями:
BeO + 2HCl = BeCl2 + H2O
BeO + 2NaOH + H2O = Na2[Be(OH)4]
Остальные оксиды элементов II-A группы имеют ионный характер, усиливающийся от MgO к RaO.
Различают между собой и гидроксиды этой группы Be(OH)2 – амфотерное основание, Mg(OH)2 – слабое основание, Ca(OH)2, Ba(OH)2 и Ra(OH)2 – сильные основания.
Элементы II-A группы легко взаимодействуют с кислородом, галогенами, серой, азотами, образуя соединения с ионным характером связи.
Карбоната, сульфаты и фосфаты кальция, стронция и бария мало расворимы в воде, но их кислые соли хорошо растворяются, как и их хлориды, бромиды, йодиды и нитраты.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
ОПЫТ I. Получение и свойства гидроксида бериллия.
ХОД РАБОТЫ.
В пробирку к 8-10 каплям соли бериллия добавить по каплям раствор гидроксида натрия до образования осадка Be(OH)2. Разделить содержимое на две части.
К одной из них добавить несколько капель р-ра соляной кислоты, к другой – избыток р-ра гидроксила натрия и перемешать. Наблюдать растворение осадков. На какое свойство гидроксида бериллия это указывает? Написать уравнение реакций в молекулярном виде.
ОПЫТ II. Синтез карбонатов щелочноземельных металлов.
ХОД РАБОТЫ.
В конические пробирки внести по 2-3 капли растворов: в первую – хлорида кальция, во вторую – хлорида бария.
В каждую пробирку прилить по 2-3 капли р-ра карбоната натрия. Отцентрифугировать осадок и растворить их. Затем испытать растворимость осадков в двойном растворе соляной кислоты. Для этого осторожно, по каплям, добавить кислоты в пробирку до полного растворения осадков. Написать молекулярные и ионные уравнения реакций образования карбонатов и их растворения в кислоте.
ОПЫТ III. Синтез сульфатов щелочноземельных металлов.
ХОД РАБОТЫ.
В конические пробирки внести по 3-5 капель растворов: в первую – хлорида кальция, во вторую - хлорида бария.
В каждую пробирку прилить по 5-7 капель р-ра сульфата натрия. Обратите внимание, какой осадок выпадает наиболее медленно. Сделайте вывод о растворимости в воде сульфатов кальция и бария, обосновав её величинами произведения растворимости этих солей.
(ПР CaSO4 = 6,3 ∙ 10-5; ПРBaSO4 = 1,1 ∙ 10-10 при t°=25°C)
Испытать растворимость
ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
Ca → Ca(OH) → CaCO3 → Ca(HCO3)2 ?
а) CaH2 + H2O →
б) Mg + HNO3 (разб.) →
в) BaO + H2SO4 →
г) FeSO4 + BaO + H2SO4 →
4. Какие соли придают воде жесткость и как она устраняется?
Написать соответствующие уравнения реакций.
ОПЫТ V. Получение гидроксида свинца (II) и исследование его свойств.
Возьмите 3 пробирки и в каждую поместите 3 капли р-ра ацетата свинца. Потом в каждую пробирку добавьте по несколько капель р-ра гидроксида натрия до появления осадка. В одну из пробирок прибавьте несколько капель р-ра азотной кислоты до растворения осадка, в другую – р-ра гидроксида натрия тоже до растворения осадка. (пробирку встряхнуть).
Задание. Запишите, как называются гидроксиды, которые растворяются как в кислотах, так и в растворах щелочей. Напишите молекулярные и сокращенные ионные уравнения реакций получения и растворения гидроксида свинца (II).
ОПЫТ VI. Определение среды раствора хлорида алюминия.
В пробирку внесите 5 капель р-ра алюминия и 1 каплю р-ра м-о.
Задание. Запишите, что произошло с метиловым оранжевым и на какую реакцию среды упало наблюдаемое явление. Напишите молекулярные и сокращенные ионные уравнения, объясняющие наличие определенной среды р-ра хлорида алюминия.
ОПЫТ VII. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств.
Возьмите 2 пробирки и внесите в каждую 4 капли р-ра хлорида алюминия. Потом в каждую пробирку добавьте несколько капель р-ра гидроксида натрия до появления осадка. В одну пробирку добавьте соляную кислоту до растворения осадка, в другую р-р гидроксида натрия тоже до растворения осадка (пробирку встряхивать).
Задание. Как называются гидроксиды, которые растворяются как в кислотах, так и в растворах щелочей. Напишите молекулярные и сокращенные ионные уравнения реакций получения и растворения гидроксида алюминия.
ОПЫТ VIII. Взаимодействие алюминия со щелочью.
В пробирку поместить кусочек алюминия и добавить 10 капель р-ра гидроксида натрия. Если реакция идет очень медленно, то пробирку слегка нагрейте.
Задание. Напишите молекулярные и сокращенные ионные уравнения реакций учитывая, что один из продуктов реакции водород.
ОПЫТ IX. Определение среды раствора буры (тетрабарата натрия).
В пробирку внести 10 капель дистиллированной воды и 1 микрошпатель буры. Встряхиванием пробирки, добейтесь растворения буры. Потом добавьте в пробирку 1 каплю фенолфталеина.
Задание. Напишите, что произошло с фенолфталеином и на какую реакцию среды указано явление, объясняющее наличие определенной среды р-ра буры (продукты реакции – гидроксиды натрия и ортоборная кислота).
ОПЫТ X. Получение ортоборной кислоты из буры.
В пробирку внести 5 капель горячего насыщенного раствора буры и добавить 3 капли концентрированной серной кислоты.
Задание. Напишите молекулярные и сокращенные ионные уравнения реакции. Напишите вывод о растворимости кислоты в воде.