Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 15:11, реферат
Содержание теории собственности. Характеристика, главные элементы и состав типов, форм и видов собственности. Классификация форм собственности по форме присвоения.
Введение…………………………………………………………3
1. Теория собственности………………………………………..5
2. Типы, формы и виды собственности………………………..9
3. Формы и виды права собственности по Российскому Законодательству………………………………………………16
Заключение……………………………………………………..19
Список используемой литературы
Каждая форма собственности
существует в нескольких видах в
зависимости от характера субъектов
собственности (см. таблицу 4).
Таблица 4.
Классификация форм
собственностиа) по форме присвоения
Индивидуальная
Личное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность.
Коллективная
Кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия, ассоциации и т. д.
Государственная
Общегосударственная,
муниципальная,
образования на территории государства.
б) по форме права
собственности
Частная
Граждан, юридических лиц (предприятий, объединений, организаций).
Государственная
Федеральная,
республик
и других образований в составе государства, муниципальная.
Совместная
Совместных предприятий
и организаций
Каждая форма собственности
имеет свои сферы наиболее эффективного
применения. Государственная собственность
функционирует успешно в сферах
с ограниченными возможностями
рыночного стимулирования. Акционерная
и коллективная собственности целесообразны
в случаях, когда требуется концентрация
средств. Акционерная собственность
– это групповая собственность,
которая создается путем
В России государственными
органами статистики ведется сбор и
обработка информации о видах
и формах собственности основных
экономических агентов. Для этих
целей используется Классификатор
форм собственности, утвержденный Постановлением
Госкомстата РФ от 20 апреля 1993 г. (см.
таблицу 5).
Таблица 5.
Основная схема
классификатора форм собственности
в РоссииКлассификационный код Наименование
1.
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3.
Российская собственность
Государственная собственность
Федеральная собственность
Собственность субъектов
Федерации
Муниципальная собственность
Собственность общественных
объединений (организаций)
Частная собственность
Смешанная российская
собственность (без иностранного участия)
Российская собственность
в составе смешанной
Иностранная собственность
Собственность международных
организаций
Собственность иностранных
государств
Собственность иностранных
юридических лиц, граждан и лиц
без гражданства
Смешанная иностранная
собственность (без российского
участия)
Иностранная собственность
в составе смешанной
Смешанная собственность
с совместным российским и иностранным
участием
Классификатор форм
собственности предусматривает
наличие в нашей стране различных
форм собственности, включая иностранную
и смешанную собственность с
совместным российским и иностранным
участием. О соотношении форм собственности
в современной российской экономике
можно судить по данным таблицы 6.
Таблица 6.
Государственная и
негосударственная
Государственная собственность 91 53 42 9,5 7,3
Негосударственная
собственность 9 47 58 90,5 92,
Подобные изменения
произошли и в экономике
Однако, как и в
целом по стране, смена форм собственности
не привела к увеличению эффективности
народного хозяйства. Наблюдается
сокращение важнейшего показателя социально-экономического
развития края – валового регионального
продукта - в том же 1996 г. он составил
лишь 14,3% от уровня 1990 г.
При значительном общем
сокращении промышленного производства
(более чем в 2 раза) буквально
в катастрофическом положении оказался
его обрабатывающий сектор, где темпы
спада производства почти в 5 раз
превышали среднероссийский показатель.
В прошлом 1999 г. впервые за десять лет в
промышленности края был получен прирост
объемов производства к уровню предыдущего
года по полному кругу предприятий на
10,7%, что составляет почти 99,5% от уровня
1996 г. Исследования ДальНИИ рынка Минэкономики
РФ показывают, что сама по себе форма
собственности не является единственным
критерием устойчивости предприятия.
В условиях Дальнего Востока процессы
формирования эффективного собственника
идут и будут идти более трудно, чем в целом
по стране. Это во многом объясняется негативными
последствиями региональной экономики:
ее дотационностью, большой долей ВПК,
низкой конкурентоспособностью продукции,
ограниченностью местного рынка, неблагоприятными
демографическими факторами.
3. Формы и виды
права собственности по
Вопрос, к которому
мы сейчас обратимся, имеет не только
теоретическое, но и практическое значение.
В зависимости от того, к какой
форме и к какому виду относится
право собственности, принадлежащее
тому или иному конкретному лицу,
определяется правовой режим имущества,
составляющего объект этого права,
и спектр тех возможностей, которыми
в отношении указанного имущества
располагает его собственник. Согласно
п. 2 ст. 8 ныне действующей Конституции,
в Российской Федерации признаются
и защищаются равным образом частная,
государственная, муниципальная и
иные формы собственности.
Аналогичное положение
закреплено ив ст. 212 ГК, которая этим, однако,
не ограничивается, подвергая названные
формы собственности дальнейшему членению
в зависимости от того, находится ли имущество
в собственности граждан и юридических
лиц. Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации или муниципальных
образований. Из содержания ст. 212—215 ГК
может быть сделан вывод, что частная собственность
по российскому законодательству подразделяется
на собственность граждан и юридических
лиц, а государственная собственность
— на федеральную, принадлежащую Российской
Федерации, и собственность, принадлежащую
субъектам федерации — республикам, краям,
областям, городам федерального значения,
автономной области и автономным округам.
Что же касается муниципальной
собственности, то в качестве ее субъектов
выступают городские и сельские
поселения, а также другие муниципальные
образования.
Обратим внимание на
то, что перечень форм собственности,
данный как в Конституции, так
и в ГК, не является исчерпывающим,
поскольку сопровождается оговоркой,
в силу которой в Российской Федерации
признаются и иные формы собственности.
Эта оговорка открывает путь к
тому, чтобы классификация форм собственности
в зависимости от стоящих перед
законодателем целей и задач
проводилась и в несколько
иной плоскости.[[3]]
«Трудно, однако, согласиться
с В. А. Тарховым, который наряду с
частной и государственной
«С иных позиций
к обоснованию наличия
Характеризуя государственную
собственность, следует отметить, что
она согласно Конституции и ГК
принадлежит не только государствам
(Российской Федерации и входящим
в ее состав республикам), но и иным
субъектам федерации, которые не
являются государствами (краям, областям,
городам федерального значения, автономной
области и автономным округам).
Итак, собственность
в Российской Федерации подразделяется
на частную, государственную и муниципальную.
В свою очередь, в составе частной собственности
различается собственность граждан и
юридических лиц, государственной — федеральная
собственность и собственность субъектов
федерации, муниципальной — собственность
городских и сельских поселений и собственность
других муниципальных образований.
Имущество, относящееся
к государственной или
Частная собственность
- это собственность граждан на
земельные участки, жилье, дома, садовые
домики, гаражи, предметы домашнего
хозяйства и личного
Частная собственность
создается и приумножается
- за счет личного
(собственного) труда и труда в
общественном хозяйстве, в
- за счет использования
разрешенного наемного труда
и антизаконодательных деяний (коррупции,
взяточничества, вымогательства и т. д.).
Частная собственность
может- быть коллективно-долевой и индивидуально-долевой.
Государственная собственность
выступает в виде федеральной
собственности и собственности
субъектов (краев, областей, республик)
Федерации. Ею распоряжаются комитеты
по управлению государственным имуществом
на соответствующих уровнях. Объектами
федеральной собственности являются имущество
органов власти и управления РФ (здания,
сооружения, оборудования, культурные
и исторические ценности страны, воздушный,
речной, наземный транспорт, средства
Госбюджета, пенсионные, страховые и другие
фонды, связь, топливно-энергетические
комплексы и т. д.), которые необходимы
для осуществления задач на уровне страны.
В собственности
субъектов РФ находятся имущества
органов власти и управления краев,
областей и республик (здания, сооружения,
культурные и исторические ценности
народов, населяющих эти территории,
банки, предприятия, транспорт и
т.д.).