Субъекты гражданских правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Однако для понимания предмета гражданского права и сущности гражданско-правовых отношений необходимо, в первую очередь, определиться с субъектом таких отношений, его особенностями и разновидностями. Ведь без знания спектра гражданских прав и обязанностей, а равно объема правоспособности и дееспособности различных субъектов гражданских правоотношений невозможно точное определение их места и статуса в системе гражданского права.

Оглавление

Введение ___ ____________________________________________________________2
1.Понятие гражданских правоотношений и их субъектов_______________________3
2.Граждане как субъекты гражданского права_________________________________7
3.Юридические лица как субъекты гражданского права________________________15
4.Государство и государственные (муниципальные) образования
как субъекты гражданского права __________________________________________27 Заключение_____________________________________________________________30
Список литературы_________________________

Файлы: 1 файл

моя курсовик.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

      Все юридические лица можно разделить  на четыре большие категории: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия и, наконец, некоммерческие организации. Также можно упомянуть и филиалы и представительства юридических лиц.

Хозяйственные товарищества – договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем. Хозяйственные общества отличаются от товариществ тем, что несколько лиц объединяют свое имущество для ведения предпринимательской деятельности. Отдельные виды хозяйственных товариществ и обществ имеют следующие особенности:

Полное  товарищество. Участники такой организации несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по ее обязательством всем своим имуществом.

Товарищество  на вере. Данное товарищество состоит из двух категорий участников: полных товарищей (или иначе – комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия.

Общество  с ограниченной ответственностью. Данное общество являет собой коммерческую организацию, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованную одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам.

Общество  с дополнительной ответственностью. Данная коммерческая организация имеет уставный капитал, разделенный на доли заранее определенных размеров. Образовавшие ее одно или несколько лиц несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.

Акционерное общество – коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом разделенным на равные доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами – акциями.

Производственные  кооперативы – еще один вид юридических лиц. Производственные кооперативы представляют собой объединения лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового или иного участия, первоначальное имущество которых складывается из паев членов объединения.

      Особой разновидностью коммерческих организаций являются государственные и муниципальные предприятия. Специфика данных субъектов гражданских правоотношений заключается в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию  на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

      Также вкратце рассмотрим отдельные виды таких юридических лиц, как некоммерческие организации – организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками. Такие организации могут подразделяться на:

Потребительские кооперативы. Потребительский кооператив представляет собой объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество, которого складывается из паевых взносов.

Общественные  объединения – некоммерческое объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей. Существуют такие разновидности общественных объединений, как общественные организации, общественные движения, общественные фонды и некоторые другие.

Религиозные организации. Объединение граждан, имеющие основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками.

Фонды. Фонд – некоммерческая организация, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями.

Организация, созданная  собственником для осуществления функций некоммерческого характера, и финансируемая им полностью или частично, называется учреждением.

Объединения юридических лиц. Представляет собой некоммерческую организацию, образованную несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах.

Таким образом  юридические лица являются самостоятельными участниками гражданских правоотношений. Под юридическим лицом понимается организация( предприятие, учреждения) имеющая в собственности (хозяйственном  ведении, оперативном управлении) обособленное имущество, отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, она может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности , быть истцом и ответчиком в суде. В зависимости от цели деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие . по организационно-правовой форме на товарищества и общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Государство и государственные (муниципальные) образования   

                              как субъекты гражданского права 

Государство - носитель власти, но в отношениях, регулируемых частным правом, оно не пользуется своими властными полномочиями.  Статья 124 определяет, что  Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими участниками этих отношений.  Это значит, что со стороны государства отсутствует властное воздействие на других субъектов гражданских правоотношений, в договорных отношениях государство и его контрагенты - юридические лица равны и их деятельность в гражданском обороте регулируется одними и теми же нормами права.

      В отношениях, регулируемых гражданским  законодательством, публично-правовая сущность государственной власти вносит в его деятельность свои коррективы.  Как субъект гражданского права оно имеет свою специфику: являясь организацией, государство, тем не менее, не признается юридическим лицом.  Таким образом, в Российской Федерации Гражданский кодекс выделяет три вида субъектов: граждане, юридические лица и государство.

      Поскольку Россия является федеративным государством, и Конституция четко разделяет предметы ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, закон обозначает субъектом гражданского права  не только Российскую Федерацию как таковую, но и субъектов Российской Федерации.  Однако спецификой государства как субъекта права обладают также и муниципальные образования, хотя в соответствии со статьей 12 Конституции России органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.  Связано это не только с тем, что в соответствии  с ч.2 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, но и с самой сущностью местного самоуправления, которое по своей природе обладает властными полномочиями.

      Государство - особый субъект гражданского права.  Пункт 2 статьи 124 ГК РФ распространяет на него нормы, определяющие участие  в гражданском обороте юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.  В гражданском праве государство приравнивается к юридическим лицам, однако его правоспособность не может быть равна правоспособности юридического или физического лица.  Государство само определяет порядок, формы, характер осуществления принадлежащих ему прав, поскольку его правоспособность носит целевой характер.  Оно участвует в гражданском обороте не столько в предпринимательских целях, сколько в целях наиболее эффективного выполнения своих главных функций: обеспечения благосостояния всего общества.

      Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно,  так и через специально созданные им для этих целей государственные юридические лица в организационно-правовых формах, предусмотренных действующим гражданским законодательством.  В последнем случае юридические лица действуют самостоятельно, приобретая права и обязанности для себя, а не для государства.  Оно же при создании юридических лиц устанавливает цели и задачи, определяющие их последующую деятельность.

      Государство как таковое не способно приобретать  и осуществлять граждански права, исполнять обязанности.  От его имени действуют государственные органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов 10.  От имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Федерации - Федеральное Собрание, Президент, Правительство, Министерство финансов , Госкомимущество и др., а также соответствующие им органы на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов.  В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица - государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица11.

      Поскольку государство обладает целевой правоспособностью законодательством предусмотрены значительные ограничения на участие государства в тех или иных  видах гражданских правоотношений.  Так, запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов 12. Государственные органы не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере.  Они не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.  Акционерные общества, учредителями которых в случаях, установленных федеральными законами, выступает государство, могут быть только открытыми13. Эти и другие ограничения направлены не только на предупреждение неравной конкуренции, ведь финансовые возможности государства несравнимо больше , чем у любого произвольно взятого юридического лица, но и являются своеобразным ограничением предпринимательского риска для государства.

      Как уже было сказано, государство участвует  в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, как совокупность субъектов разных уровней - Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.  Все они независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданского оборота.  Субъекты обладают обособленным имуществом, принадлежащим им на праве собственности, и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.  Исключение составляет имущество, закрепленное за юридическими лицами, и то, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности14.  Эта же статья устанавливает, что любое из государственных или муниципальных образований не отвечает по обязательствам другого образования.

      Из  статей 124-126 ГК РФ следует, что во внутреннем гражданском обороте государство не пользуется иммунитетом и участвует в отношениях на равных началах с другими субъектами права.  Что касается международных гражданских отношений15 особенности ответственности Российской Федерации и Субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности, который до настоящего момента не принят.

      Таким образом Российская Федерация, наряду с другими субъектами гражданского права, обладает общими для всех правилами и обязанностями (может владеть, пользоваться, распоряжается принадлежащим ей имуществом, выступать стороной гражданских договоров, защищать свои права в суде). В то же время гражданско - правовой статус государства содержит ряд особенностей:

1.Наличие законотворческих полномочий(государство само устанавливает порядок и правила, по которым взаимодействуют участники гражданско-правовых отношений).

2. В ведении  государства находятся суды и  арбитражные суды как органы разрешения большей части гражданско-правовых споров.

3. Наличие специальных  органов, которые управляют и распоряжаются имуществом государства от его имени(к этим органам относятся государственные комитеты по управлению имуществом и фонды имущества).

4. Только государство  на законных основаниях может  обладать целым рядом исключенных из оборота вещей (ядерные материалы, боевое оружие, предметы исторической ценности). 

                                                        Заключение.

В данной работе мною были изучены субъекты гражданских правоотношений.  Были рассмотрены их разновидности. И установлено, что в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать:

1. Граждане России , иностранные граждане и лица  без гражданства.

2. Российские  и иностранные юридические лица.

3. Российская Федерация , субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Все участники  гражданского правоотношения персонально и имущественно обособлены, обладают правами, и несут обязанности в правоотношении.

Правовое положение  субъектов в различных правоотношениях  различно.

Информация о работе Субъекты гражданских правоотношений